СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Практическое обществознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ориентирована на подготовку учеников 9 класса к сдаче ОГЭ.Занятия предназначены как в теоритической , так и в практической  плоскости.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Практическое обществознание»»

Приложение 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей № 7»

607662 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Свободы дом 1

тел. 8 (83145)2-76-30, 2-84-23, 2-81-33, факс 8(83145)3-70-64

E-mail: sch7kstovo@mail.ru, http://sch7kstovo.edusite.ru.





РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА  к утверждению педагогическим советом Протокол


УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ Лицей №7 от











Рабочая программа дополнительной общеобразовательной

(общеразвивающей) программы

«Практическое обшествознание»

возраст обучающихся: 14-15 лет

(социально - педагогическая направленность)

срок реализации: 1 год







Составитель:

Бородова Надежда Динкуразовна

педагог дополнительного образования













Кстово,

2024

1. Планируемые результаты освоения программы.


В результате изучения обществознания обучающийся должен

знать/понимать:

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе

общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между

существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и

общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов

общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в раз

личных знаковых системах;

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать

неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действ ия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,

экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным

проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным

социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни:

для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран

ной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции



2. Содержание учебно-тематического плана


Раздел 1. ОГЭ как способ объективной оценки качества образования.

Вводный инструктаж. Особенности ОГЭ по обществознанию: кодификатор  элементов содержания; спецификация КИМов  по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ



Раздел 2. Человек и общество

Тема 2.1. Теория: Общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI века (глобальные проблемы). Практика по содержательной линии «Общество» Отработка заданий разделов ОГЭ по обществознанию 1-2, 21-24. Работа с текстом



Тема 2.2. Человек как результат биологической и социальной эволюции. Потребности и интересы человека. Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности. Самосознание индивида и социальное поведение.

Тема 2.3. Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и деятельность. Свобода и ответственность личности.

Практика по содержательной линии «Человек». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 2, 3, 21 – 24 Работа с текстом. Работа с фрагментами текстов, содержащих обществоведческую информацию. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста.



Раздел 3. Духовная сфера.

Тема 3.1. Теория. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Мораль и нравственная культура. Искусство, его формы, основные направления.

Тема 3.2. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Образование, его значение для общества и личности. Религия.

Практика по содержательной линии «Духовная сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию (5,6,21 – 24). Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21 )





Тема 4. Социальная сфера.

Тема 4.1. Теория. Социальные группы, их классификация. Социальная стратификация и мобильность. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики.

Тема 4.2. Социальные нормы. Социальный статус. Социальная роль. Семья и брак как социальные институты.

Тема 4.3. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение и его типы. Молодежь как социальная группа. Социализация индивида.

Практика по содержательной линии «Социальная сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 7-8, 21 – 24. Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21-22)





Тема 5. Экономическая сфера.

Тема 5.1. Теория. Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Конкуренция.

Тема 5.2. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Финансовые институты. Банковская система. Ценные бумаги. Виды причины, последствия инфляции.

Тема 5.3. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно - кредитная политика Рынок труда. Безработица.

Тема 5.4. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, семьянина, гражданина.

Практика по содержательной линии «Экономическая сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 9 - 10, 21 – 24. Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21-23)





Тема 6. Политическая сфера.

Тема 6.1. Теория. Власть, ее происхождение и виды. Государство, его функции. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции формы государства. Типы политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.

Тема 6.2. Правовое государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе.

Тема 6.3. Избирательные системы. Избирательная кампания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти. Местное самоуправление. Федеративное устройство в России.

Практика по содержательной линии «Политическая сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 11-15, 21 – 24. Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21 – 22):



Тема 7. Право.

Тема 7.1. Теория. Право в системе социальных норм. Система права. Законотворческий процесс. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Гражданство в РФ. Правоохранительные органы. Судебная система.

Тема 7.2. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Организационно - правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Трудовое право. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Семейное право. Правовые основы брака и семьи. Правовое регулирование отношений супругов.

Тема 7.3. Правонарушение и преступление. Понятие и виды юридической ответственности. Право на благоприятную окружающую среду и способы ее защиты. Международное право (Международная защита прав человека в мирное и военное время). Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Практика по содержательной линии «Право». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 16-20. Работа с текстом. Адекватность восприятия содержания текста, умение находить в нем необходимую информацию. Составление плана текста (21 – 24):


3. Учебно-тематическое планирование

1 год обучения

№ 

Тема

Часы

всего

теория

практика

ОГЭ как способ объективной оценки качества образования.

1

1


1.1.

Вводный инструктаж по правилам ТБ. Особенности ОГЭ по обществознанию


1


2.

Человек и общество

5

3

2

2.1.

Общество. Системное строение общества. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Угрозы XXI века.





2

1


2.2.

Практическая работа по содержательной линии «Общество» Отработка заданий разделов ОГЭ по обществознанию 1-2, 21-24. Работа с текстом.


1

2.3.

Индивид, индивидуальность и личность. Социализация личности.

1

1


2.4.

Деятельность человека и ее основные формы. Мышление и деятельность. Свобода и ответственность личности.

1

1


2.5.

Практика по содержательной линии «Человек». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 2, 3, 21 – 24 Работа с текстом.



1

3.

Духовная сфера.

4

2

2

3.1.

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Искусство, его формы, основные направления. Мораль.

1

1


3.2.

Наука. Основные особенности научного мышления. Образование, его значение для общества и личности. Религия.

1

1


3.3.

Практическая работа по содержательной линии «Духовная сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 5,6,21 – 24).

2


1

3.4.

Практическая работа по содержательной линии «Духовная сфера». Работа с текстом (21).


1

4.

Социальная сфера

5

3

2

4.1.

Социальная структура общества. Социальные группы. Нации и межнациональные отношения.

1



4.2.

Социальные статусы и роли. Социальная мобильность. Семья и брак как социальные институты.

1



4.3.

Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Социальный конфликт и пути его решения.

1



4.4.

Практическая работа по содержательной линии «Социальная сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 7-8, 21 – 24.



1

4.5.

Практическая работа по содержательной линии «Социальная сфера». Работа с текстом (21-22)





1


5.1.

Диагностическая работа



1

6.

Экономическая сфера

6

3

3

6.1.

Экономика: наука и хозяйство. Факторы производства. Экономические системы.

1

1


6.2.

Издержки производства. Источники финансирования бизнеса. Финансовые институты. Инфляция.

1

1


6.3.

Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Денежно - кредитная политика. Рынок труда.

1

1


6.4.

Практическая работа по содержательной линии «Экономическая сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 9 - 10, 21 – 24.

1


1

6.5.

Практическая работа по содержательной линии «Экономическая сфера». Работа с текстом (26-31)

2


1

6.6.

Практическая работа по содержательной линии «Экономическая сфера». Работа с текстом (21-23)


1

7.

Политическая сфера

6

3

3

7.1.

Власть. Государство, его функции. Политическая система. Признаки, функции, форма государства. Демократия.

1

1


7.2.

Правовое государство и гражданское общество. Политическая элита. Политические партии. СМИ в политической системе

1

1


7.3.

Избирательные системы. Политический процесс. Политическое участие. Органы государственной власти. Местное самоуправление.

1

1


7.4.

Практическое занятие по содержательной линии «Политическая сфера». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 11-15, 21 – 24.

1


1

7.5.

Практическое занятие по содержательной линии «Политическая сфера». Работа с текстом (21- – 23).

2


1

7.6.

Практическое занятие по содержательной линии «Политическая сфера». Работа с текстом (21 – 24).


1

8.

Право

6

3

3

8.1.

Право. Система права. Законотворческий процесс. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Гражданство в РФ.

1

1


8.2.

Отрасли российского права. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право.

1

1


8.3.

Правонарушение и преступление. Понятие и виды юридической ответственности. Международное право. Воинская обязанность. Права и обязанности налогоплательщиков.

1

1


8.4.

Практическое занятие по содержательной линии «Право». Отработка заданий раздела ОГЭ по обществознанию 16-20.

1







2


1

8.5.

Практическое занятие по содержательной линии «Право». Работа с текстом (21 – 24)


1

8.6.

Практическое занятие по содержательной линии «Право». Работа с текстом 21 – 24)


1

9.

Итоговая аттестация

1


1







Всего:

34

18

16