СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку 5-9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку 5-9 классы»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г.о. ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»






УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________О.В.Войнова

«__» сентября 2021 г.













 

Рабочая программа

по курсу

«Избранные вопросы русского языка»

















 

  

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу « Избранные вопросы русского языка» разработана на основе Федерального Государственного стандарта и в соответствии с образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» №30. Программа элективного курса по русскому языку «Избранные вопросы русского языка» предназначена для качественной подготовки выпускников к сдаче письменного и устного экзамена. Программа предполагает более детальное изучение некоторых вопросов филологии, что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить знания по русскому языку за курс основной школы. Данная примерная программа рассчитана на 32 часа, для каждого года обучения.

В процессе занятий обучающиеся совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность. Данный элективный курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Курс является предметно ориентированным и даѐт учащимся возможность проверить свои способности в области языкознания, нацелен на поддержание навыков правописания, на расширение знаний учащихся об истории языка, о функционировании слова в речи.

Цель курса:

- повышение уровня речевой грамотности обучающихся и их подготовка к успешному прохождению ГИА, ЕГЭ.

Задачи курса:

- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

- повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

- расширять навыки самостоятельной работы;

- развивать навыки работы со справочной литературой;

- формировать навыки исследовательской работы.

Формы деятельности:

1) индивидуально-ориентированная;

2) групповая;

3) фронтальная.

Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие методические приемы:

- обобщающие беседы;

- семинары;

- практикумы;

- консультации;

- презентации;

- составление таблиц, памяток, самодиктантов;

- анализ тестовых заданий;

- творческая работа;

- компьютерное тестирование.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Избранные вопросы русского языка»

Речь и речевое общение.

Выпускник научится:

- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат;

- публично защищать свою позицию;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;

- понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.

Речевая деятельность. Аудирование.

Выпускник научится:

- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

- передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать еѐ в устной форме;

- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме.

Чтение.

Выпускник научится:

- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

- использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение.

Выпускник научится:

- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

- обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо.

Выпускник научится:

- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

- писать рецензии, рефераты;

- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

- писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст.

Выпускник научится:

- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка.

Выпускник научится:

- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

- различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять, сочинение-рассуждение в публицистическом и художественном стилях; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Фонетика и орфоэпия.

Выпускник научится:

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать еѐ в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование.

Выпускник научится:

- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология.

Выпускник научится:

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам;

- подбирать к словам синонимы, антонимы;

опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология.

Выпускник научится:

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства морфологии;

- различать грамматические омонимы;

- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис.

Выпускник научится:

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства синтаксиса;

- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация.

Выпускник научится:

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать еѐ в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (5 класс)

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация). Проектирование индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями.

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология). Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон: знакомство и работа со словарями.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация). Составление плана исследовательской, аналитической работы.

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология). Обучение умению пользоваться различными словарями, обогащение словарного запаса.

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис). Разработка проектов: «Отличие многозначных слов и слов – омонимов». «Грамматический аукцион».

Речевой этикет. Работа с толковыми словарями.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)


№ п/п


Наименование тем курса

Кол-во часов


1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

1

2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

1

3.

Тайна фонемы.

1

4.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

1

5.

Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник.

1

6.

Словари-помощники.

1

7.

Опасные согласные.

1

8.

Звонкие и глухие «двойняшки»

1

9.

Старые знакомые Ъ и Ь

1

10.

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

11.

Слитно, раздельно, через дефис.

1

12.

Сколько Н писать?

1

13.

Как «справиться со сложными словами»?

1

14.

Решение орфографических задач.

1

15.

Все ли решают орфограммы?

1

16.

История образования и правописания числительных.

1

17.

Что вместо имени у нас? (правописание местоимений)

1

18.

Орфографические головоломки.

1

19.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

1

20-21.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

2

22.

Кто командует корнями?

1

23.

Главные слова.

1

24.

Суффиксы - большие молодцы.

1

25-26.

Волшебный клубок орфограмм.

2

27.

Путешествие в страну русского языка.

1

28-29.

Этикетные слова

2

30.

Правила этикета и слов

1

31-32.

Защита творческих проектов.

2


Итого:


32


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (6 класс)

Из истории русского языка (5 часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный «имяслов». История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса.

«Вначале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

«Слово – понятие, слово – творчество» (9 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме.

Качества хорошей речи (5часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 класс)


№ п/п


Наименование тем курса

Кол-во часов


Из истории русского языка (5 ч.)

1.

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

1

2.

Первоучители словенские. Славянская азбука.

1

3.

Азбучный «имяслов».

1

4.

История буквы ЯТЬ.


1

5.

Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка.

1

«Вначале было слово…» (13 часов)

6.

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова. «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века.

1

7.

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

1

8.

Литературный язык и местные говоры.

1

9.

Лексические диалектные различия и их типы.

1

10.

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

1

11.

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

1

12.

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

1

13.

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

1

14.

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

1

15.

Молодёжный сленг и отношение к нему.

1

16.

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

1

17.

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

1

18.

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

1

«Слово – понятие, слово – творчество» (9 часов)

19.

К истокам слова. Почему мы так говорим?

1

20.

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

1

21.

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

1

22.

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

1

23.

Как правильно употреблять слова.

1

24.

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

1

25.

Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

1

26.

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

1

27

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме.

1

Качества хорошей речи (5 часов)

28.

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

1

29.

Ударение в словах. Орфоэпические нормы русского языка.

1

30.

История современных знаков препинания.

1

31.

Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный - речь».

1

32.

Итоговое занятие

1


Итого: 32



Содержание программы (7 класс)

Организационное занятие. (1 ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Загадки фонетики (1 ч.)

Тайны орфоэпии (6 ч.)

Разные стили произношения.

Особенности произношения мужских и женских отчеств.

Будьте внимательны к безударным гласным!

Произносите правильно!

Как простые звуки становятся волшебными.

Секреты графики (1 ч.)

Секреты орфографии и пунктуации (4 ч.)

«Коренные секреты»

Пунктуация и смысл.

Тайны письма.

Проверяем свою грамотность.

В гостях у лексики (5 ч.)

Поиск нужного слова.

Притяжение слов.

Не правильностью единой.

Мало слов, а горя - реченька.

Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм).

Мир семантики (6 ч.)

В край изобилия и процветания.

Встречи со словами-тёзками.

Визит к паронимам.

Встреча с синонимами.

Знакомство с антонимами.

Стилистическая окраска слов.

В мире крылатых слов (5 ч.)

У слов бывают крылья.

Фразеологические обороты.

Загадки фразеологии.

Ошибки при употреблении фразеологизмов.

Не смешивайте фразеологизмы!

Цитируйте фразеологизмы точно!

Образность речи (3 ч.)

Как простые слова становятся волшебными.

Эпитеты, образные сравнения, метафора.

Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза.

Всегда ли оправдана образность речи?

Защита проектов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс


№ п/п


Наименование тем курса

Количество часов


1.

Вводное занятие. Знакомство с курсом

1

2.

Тайны орфоэпии.

1

3.

Разные стили произношения

1

4.

Особенности произношения мужских и женских отчеств

1

5.

Будьте внимательны к безударным гласным!

1

6.

Произносите правильно!

1

7.

Как простые звуки становятся волшебными.

1

8.

Секреты графики.

1

9.

«Коренные секреты».

1

10.

Пунктуация и смысл.

1

11.

Тайны письма.

1

12.

Проверяем свою грамотность.

1

13.

Поиск нужного слова.

1

14.

Притяжение слов.

1

15.

Не правильностью единой.

1

16.

Мало слов, а горя - реченька.

1

17.

Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм).

1

18.

В край изобилия и процветания

1

19.

Встречи со словами-тёзками

1

20.

Визит к паронимам

1

21.

Встреча с синонимами

1

22.

Знакомство с антонимами

1

23.

Стилистическая окраска слов

1

24.

У слов бывают крылья. Фразеологические обороты

1

25.

Загадки фразеологии

1

26.

Ошибки при употреблении фразеологизмов. Не смешивайте фразеологизмы! Цитируйте фразеологизмы точно!

1

27-28.

Как простые слова становятся волшебными. Эпитеты, образные сравнения, метафора

2

29-30.

Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза

2

31-32.

Всегда ли оправдана образность речи? Защита проектов

2


Итого:


32


Содержание программы (7 класс)


Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. (8 часов)

Язык и речь. Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной

лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. Понятие

вариантов норм. Написание сжатого изложения. Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи.

Типология норм. (9 часов)

Ошибки грамматические и речевые. Качества хорошей речи. Основные качества хорошей речи. Общая характеристика. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

Нормы речи. (8 часов)

Орфоэпические нормы. Лексика. Лексические нормы. Словообразовательные нормы. Морфологические нормы и их особенности. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

Синтаксис. (9 часов)

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

Уровень результатов работы по программе:

- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;

- научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

- научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

- владеть формами обработки информации исходного текста;

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

- уметь работать с бланками экзаменационной работы;

- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс


№ п/п


Наименование тем курса

Кол-во часов


1.

Речевая культура – часть

общечеловеческой культуры

1

2.

Культура языка. Культура речи.

1

3.

Языковая норма как историческая

категория

1

4.

Понятие нормы в современной лингвистике.

1

5.

Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.

1

6.

Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.

1

7.

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи

1

8.

Типология норм. Ошибки грамматические и речевые.

1

9.

Качества хорошей речи.

1

10.

Основные качества хорошей речи.

Общая характеристика.

1

11.

Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи.

1

12.

Выразительность и гибкость хорошей речи. Уместность и

доступность хорошей речи.

1


13.

Точность речи.

1


14-15.

Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

2


16.

Орфоэпические нормы.

Тексты разных стилей.

1


17.

Лексика. Лексические нормы.

1


18.

Акцентологические нормы.

1


29-20.

Морфологические нормы и их особенности.

2


21.

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксические нормы и их особенности.

1


22.

Речевые ошибки при употреблении

синтаксических средств языка.

1


23.

Употребление обособленных

определений и обстоятельств в речи.

1


24.

Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.

1


25.

Употребление знаков препинания в

сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях.

1


26.

Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

1


27.

Употребление знаков препинания в

бессоюзных сложных предложениях.

1


28.

Синтаксический минимум.

1


29.

Функциональные стили.

Стилистические нормы.

1


30.

Функционально-смысловые типы

речи.

1


31-32.

Правописные (орфографические, пунктуационные) нормы.

2



Итого:


32



Содержание рабочей программы (8 класс)

Раздел I. Слова. Сочетания слов. Словосочетания Рассказ о связанности слов. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическая сочетаемость слов, необычные словосочетания. Подчинительные отношения в словосочетаниях.

Раздел II. Простое двусоставное предложение

Глава 1. Главные члены предложения.                                                                                    Требования к построению предложения. Важная роль подлежащего. Способы его выражения. Не менее важная роль сказуемого. Разнообразие форм сказуемых. Предикативные отношения в предложении

Глава 2. Второстепенные члены предложения.                                                                  Определения согласованные и несогласованные. Синтаксическая многозначность второстепенных членов предложения /дополнение и обстоятельство/. Тренировочные упражнения по «сомнительным» членам предложения.

Глава 3. Односоставные полные и неполные предложения.                                                    Разные типы односоставных предложений. Инфинитивные предложения как разновидность безличных односоставных предложений. Отличие односоставных от неполных двусоставных предложений. Тренировочные упражнения по теме «Определение типа простого предложения»

Глава  4. «Добрососедские» отношения однородных членов предложения.                            Некоторые особенности употребления главных и второстепенных однородных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Тренировочные упражнения по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»

Глава  5. Обособленные члены предложения.                                                                     Понятие «обособленные члены предложения». Условия обособления второстепенных членов предложения. Тренировочные упражнения по обособлению определений, обстоятельств, уточняющих членов предложения.

Глава 6. Вводные слова и части речи в значении вводных слов.                                            Вводные и вставные конструкции. Особенность обращений в диалогической речи и в художественной литературе. Тренировочные упражнения по теме «Пунктуация при вводных словах и обращении»

Глава7. Заключение.                                                                                                             Викторина-игра «Допиши термин» по курсу «Сложности простого предложения»



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс


№ п/п


Наименование тем курса

Кол-во часов


1.

Рассказ о связанности слов

1

2.

Лексическое и грамматическое значение слова

1

3.

Лексическая сочетаемость слов, необычные словосочетания

1

4.

Подчинительные отношения в словосочетаниях

1

5.

Глава 1. Главные члены предложения Требования к построению предложения

1

6.

Важная роль подлежащего. Способы его выражения

1

7-8.

Не менее важная роль сказуемого. Разнообразие форм сказуемых

1

9.

Предикативные отношения в предложении

1

10.

Глава 2. Второстепенные члены предложения

Определения согласованные и несогласованные.

1

11.

Синтаксическая многозначность второстепенных членов предложения /дополнение и обстоятельство/.

1

12-13.

Тренировочные упражнения по «сомнительным» членам предложения.

2

14-15.

Глава 3. Односоставные полные и неполные двусоставные предложения. Разные типы односоставных предложений

2

16.

Инфинитивные предложения как разновидность безличных односоставных предложений

1

17

Отличие односоставных от неполных двусоставных предложений.

1

18.

Тренировочные упражнения по теме «Определение типа простого предложения»

1

19.

Глава 4. «Добрососедские» отношения однородных членов предложения. Некоторые особенности употребления главных и второстепенных однородных членов предложения

1

20.

Однородные и неоднородные определения

1

21-22.

Тренировочные упражнения по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»

2

23.

Глава 5. Обособленные члены предложения Понятие «обособленные члены предложения». Условия обособления второстепенных членов предложения

1

24-25.

Тренировочные упражнения по обособлению определений

2

26.

Тренировочные упражнения по обособлению обстоятельств

1

27.

Тренировочные упражнения по обособлению уточняющих членов предложения

1

28.

Глава 6. Слова, не являющиеся членами предложения Вводные слова и части речи в значении вводных слов

1

29.

Вводные и вставные конструкции

1

30.

Особенность обращений в диалогической речи и в художественной литературе

1

31.

Тренировочные упражнения по теме «Пунктуация при вводных словах и обращении»

1

32.

Глава 7. Заключение. Викторина-игра «Допиши термин» по курсу «Непростое простое предложение»

1

Итого: 32



Содержание программы (9 класс)

Трудный жанр сочинение – рассуждение (5 ч)

Этапы работы над сочинением-рассуждением. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Аргументационная часть сочинения-рассуждения. Анализ текстов. Написание сочинения-рассуждения.

Сочинение – отзыв (6 ч)

Этапы работы над сочинением-отзывом. Композиционное оформление сочинения-отзыва. Анализ школьных сочинений-отзывов. Подготовка к сочинению-отзыву и написание его.

Сочинение – рецензия (4 ч)

Этапы работы над сочинением-рецензией. Композиционное оформление сочинения-рецензии. Анализ сочинений-рецензий. Написание рецензии.

Эссе как вид творческой работы (6 ч)

Этапы работы над сочинением-эссе. Композиция эссе. Анализ сочинений-эссе. Написание эссе.

Соблюдение норм литературного языка. (6 ч)

Стили речи. Классификация ошибок. Точная и выразительная речь. Восприятие художественного текста. Анализ текста. Создание презентации по теме «Нормы литературного языка».

Изобразительно-выразительные средства языка (5 ч)

Специальные средства выразительности. Анализ текстов. Словарь-справочник лингвистических терминов. Работа с художественными произведениями. Конкурс сочинений-рассуждений.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс


№ п/п


Наименование тем курса

Кол-во часов


1.

Этапы работы над сочинением-рассуждением

1

2.

Композиционное оформление сочинения-рассуждения

1

3.

Аргументационная часть сочинения-рассуждения

1

4.

Анализ текстов

1

5.

Написание сочинения-рассуждения

1

6.

Этапы работы над сочинением-отзывом

1

7.

Композиционное оформление сочинения-отзыва

1

8.

Композиционное оформление сочинения-отзыва

1

9.

Анализ школьных сочинений-отзывов

1

10.

Подготовка к сочинению-отзыву.

1

11.

Написание отзыва

1

12.

Этапы работы над сочинением-рецензией

1

13.

Композиционное оформление сочинения-рецензии

1

14

Анализ сочинений-рецензий

1

15.

Написание рецензии

1

16.

Этапы работы над сочинением-эссе

1

17.

Композиция эссе

1

18.

Анализ сочинений-эссе

1

19.

Анализ сочинений-эссе

1

20.

Написание эссе

1

21.

Написание эссе

1

22.

Стили речи

1

23.

Классификация ошибок

1

24.

Точная и выразительная речь

1

25.

Восприятие художественного текста

1

31.

Анализ текста

1

32.

Создание презентации по теме «Нормы литературного языка»

1

Итого: 32







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (10 класс)

Синтаксис и пунктуация (8ч)

Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и её единицах. Понятие о синтаксическом уровне языка.

Понятие словосочетания и синтаксических связей. Сочинительные и подчинительные словосочетания.

Предложение и высказывание как единицы языка и речи. Понятие структурной схемы как грамматического образца предложения.

Назначение и принципы русской пунктуации. Вариативные знаки препинания.

Понятие предложения и синтаксической функции.

Способы формального выражения синтаксических связей и функций (5ч)

Форма слова как способ выражения синтаксических связей и функций Порядок слов как способ выражения синтаксических связей и функций Интонационные средства как способ выражения синтаксических связей и функций Служебные слова как способ выражения синтаксических связей и функций Синтаксическое основосложение как способ выражения синтаксических связей и функций. Синтаксическое основосложение как способ выражения синтаксических связей и функций.

Коммуникативное членение предложения (4ч)

Актуальное (коммуникативное) членение предложения.

Понятие темы («данного») и ремы («нового»). Некоторые способы быстрейшего введения темы. Лингвистические средства, маркирующие тему и рему.

Пунктуация в предложениях с разными видами связи (3ч)

Способы выражения главного члена в односоставных предложениях. Предложения с разрывом синтаксических связей.

Явление однородности в русском языке, синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

Текст как речевое произведение (7ч)

Текст как результат употребления языка. Признаки и свойства текста. Его стилистическая, типологическая и жанровая принадлежность. Специфика художественного и публицистического текстов.

Синтаксическое богатство русского языка Экспрессивное использование предложений разных типов. Период, синтаксические фигуры.

Лингвостилистический анализ художественного текста (5ч)

Лингвостилистический анализ художественного текста. Сочетание возможностей различных языковых уровней в средствах изобразительности.

Связь тропов и фигур с лексическим и грамматическим уровнями. Многоуровневый характер анафоры и эпифоры. Последовательность лингвостилистического анализа.



Тематическое планирование (10 класс)


№ п/п


Наименование тем курса

Количество часов


Синтаксис и пунктуация (8ч)

1.

Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и её единицах.

1

2.

Понятие о синтаксическом уровне языка.

1

3.

Понятие словосочетания и синтаксических связей.

1

4.

Сочинительные и подчинительные словосочетания.

1

5.

Предложение и высказывание как единицы языка и речи.

1

6.

Понятие структурной схемы как грамматического образца предложения.

1

7.

Назначение и принципы русской пунктуации. Вариативные знаки препинания.

1

8.

Понятие предложения и синтаксической функции.

1

Способы формального выражения синтаксических связей и функций (5ч)

9.

Форма слова как способ выражения синтаксических связей и функций

1

10.

Порядок слов как способ выражения синтаксических связей и функций

1

11.

Интонационные средства как способ выражения синтаксических связей и функций

1

12.

Служебные слова как способ выражения синтаксических связей и функций

1

13.

Синтаксическое основосложение как способ выражения синтаксических связей и функций

1

Коммуникативное членение предложения (4ч)

14

Актуальное (коммуникативное) членение предложения.

1

15.

Понятие темы («данного») и ремы («нового»).

1

16.

Некоторые способы быстрейшего введения темы

1

17.

Лингвистические средства, маркирующие тему и рему

1

Пунктуация в предложениях с разными видами связи (3ч)

18.

Способы выражения главного члена в односоставных предложениях

1

19.

Предложения с разрывом синтаксических связей

1

20.

Явление однородности в русском языке, синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

1

Текст как речевое произведение (7ч)

21.

Текст как результат употребления языка.

1

22.

Признаки и свойства текста.

1

23.

Текст. Его стилистическая, типологическая и жанровая принадлежность.

1

24.

Специфика художественного и публицистического текстов.

1

25.

Синтаксическое богатство русского языка

1

26.

Экспрессивное использование предложений разных типов

1

27.

Период, синтаксические фигуры.

1

Лингвостилистический анализ художественного текста (5ч)

28.

Лингвостилистический анализ художественного текста


29.

Сочетание возможностей различных языковых уровней в средствах изобразительности


30.

Связь тропов и фигур с лексическим и грамматическим уровнями


31.

Многоуровневый характер анафоры и эпифоры


32.

Последовательность лингвостилистического анализа


Итого: 32


Содержание курса в 11 классе

 

Введение (1час) 

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы(1час) 

Литературный язык.  Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма (1час)

Основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических  и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма (2часа)

Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,  устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма (2часа) 

Способы словообразования.  Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы (4 часа) 

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

 Синтаксические нормы (4 часа) Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

Предложение.  Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.  Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.  Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы (4часа).

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание – Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи  пунктуации. Пунктуация в простом  предложении: знаки препинания в предложениях  с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении,  в сложноподчинённом предложении;  знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление (2часа) 

Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. 

 Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение) (11часов). 

Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.  Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем  экзаменационных работ  предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке  позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы.  Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение (1час)









Тематическое планирование (11 класс)


№ п/п


Наименование тем курса

Количество часов


1.

Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

1

2.

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

3.

Орфоэпические нормы русского языка

1

4.

Словообразовательные нормы

2

5.

Лексические нормы

2

6.

Морфологические нормы и орфография

4

7.

Синтаксические нормы и пунктуация

4

8.

Повторение трудных тем орфографии и пунктуации

4

9.

Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка

2

10.

Исходный текст (проблемы, авторская позиция)

3

11.

Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения.

3

12.

Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ)

4

13.

Анализ и редактирование письменных экзаменационных работ. Обобщающее повторение

1

Итого: 32

























КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г.о. ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2021-2022 учебный год

Елисеева Ирина Владимировна


Избранные вопросы русского языка

предмет


6 класс/ 1 час в неделю/ 32ч. в год

класс/ количество часов в неделю/ количество часов в год







На основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку


название программы


А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская. Русский язык. 6 класс. – М: «Вентана-Граф», 2021.



название учебника








РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол №1 от « __ »августа 2021 г.


Руководитель ШМО

учителей русского языка и литературы

Елисеева И.В.



СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

Попова А.А.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!