Кабардино-Балкарская Республика
Прохладненский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2с. Карагач»
Утверждено
Приказом МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»
от « » 20___г. № ______
Директор МКОУ «СОШ №2 с. Карагач»
_____________(Заптиева Т.Х.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(по направлению этнокультурное воспитание)
«Родственники и друзья»
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Составитель: учитель начальных классов Танова М.Х.
2019 - 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родственники и друзья» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ №2 с. Карагач и Учебным планом внеурочной деятельности ОУ на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы
«Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции адыгов, «адыгэ хабзэ» как средство воспитания, развития, социализации и формирования толерантности обучающихся», разработанной и реализуемой МКОУ СОШ №2 с. Карагач.
Цель:
воспитание в детях уважения к своим корням, к своему окружению; формирование представления о роде, как о людях, связанных родственными узами, которые живут вместе; развивать чувство гордости за свою семью, род.
Задачи:
совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
формировать элементарные представления и навыки составления родословной своей семьи;
развивать речевую активность, совершенствуя умение составлять небольшие рассказы;
воспитывать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам, друзьям.
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, совместная деятельность обучающихся и родителей.
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников); коллективная (результат работы ученика и родителя) .
Место в учебном плане
Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, в год – 34 часа.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
-способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- воспитание уважительного отношение к родителям, старшим, доброжелательного отношение к сверстникам, друзьям
-воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре своего народа и народов проживающих на территории своей республики;
-формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
–– самооценки на основе заданных критериев успешности внеучебной деятельности;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, педагога.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные универсальные учебные действия:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ученик получит возможность для формирования:
любви к родственникам, друзьям ;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения.
Ожидаемые результаты:
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- повышение активной педагогической позиции родителей;
- создание благоприятных условия для успешного сотрудничества родителей в формирования у детей духовно-нравственной воспитанности;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа, семьи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Родственники по отцу и матери. Уважение к старшим в адыгском этикете.
Тема 2. Взаимоотношения между родственниками. Термины родства.
Тема 3. Этикет приветствия и расставания. Гостеприимство. Этический этюд: «В адыгской семье гости».
Тема 4. Уважаемые люди рода. Почитание памяти ушедших.
Тема 5. Родственники, живущие в других местах. Взаимопомощь.
Тема 6. Мои друзья и товарищи: учеба, игры, взаимопомощь.
Тема 7. Настоящий друг. Настоящая и ложная дружба.
Тема 8. Доброта, милосердие и сострадание.
Тема 9. Девочки и мальчики. «Мужская честь» и « женское достоинство».
Тема 10. Семейные праздники и хабзэ. Детский цикл обрядов- хабзэ. Завязывание в люльку.
Тема 11. Практические занятия. Экскурсии.
Тема 12. «Адыгэ» – наследники большого рода.
(Итоговое занятие).
Тематический план
Тема :Родственники и друзья (34 часа)
№ п/п | Название темы | Общее кол-во часов | теория | практика | Дата проведения |
по плану | Факт. |
1. | Родственники по отцу и матери. Уважение к старшим в адыгском этикете. | 2 | 2 | - | 6.09 13.09 | |
2. | Взаимоотношения между родственниками. Термины родства. | 2 | 2 | - | 20.09 27.09 | |
3. | Этикет приветствия и расставания. Гостеприимство. Этический этюд: «В адыгской семье гости». | 3 | 1 | 2 | 4.10 11.10 18.10 | |
4. | Уважаемые люди рода. Почитание памяти ушедших. | 3 | 2 | 1 | 25.10 8.11 15.11 | |
5. | Родственники, живущие в других местах. Взаимопомощь. | 3 | 1 | 2 | 22.11 29.11 6.12 | |
6. | Мои друзья и товарищи: учеба, игры, взаимопомощь. | 3 | 1 | 2 | 13.12 20.12 27.12 | |
7. | Настоящий друг. Настоящая и ложная дружба. | 1 | 1 | - | 17.01 | |
8. | Доброта, милосердие и сострадание. | 3 | 1 | 2 | 24.01 31.01 7.02 | |
9. | Девочки и мальчики. «Мужская честь» и « женское достоинство». | 3 | 1 | 2 | 14.02 21.02 28.02 | |
10 | Семейные праздники и хабзэ. Детский цикл обрядов- хабзэ. Завязывание в люльку. | 3 | 1 | 2 | 6.03 13.03 20.03 | |
11 | Практические занятия. Экскурсии. | 5 | 1 | 4 | 3.04 10.04 17.04 24.04 2.05 | |
12. | «Адыгэ» – наследники большого рода | 3 | 1 | 2 | 8.05 15.05 22.05 | |
Итого: | | 34 | | | |
ЛИТЕРАТУРА
Жиляев Н.Х. Воспитание характера на народных традициях (Щэнгъасэ). – Нальчик, 1995.
ЗагазежевМ.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. – Нальчик, 1996.
Аталиков В.М. Детские игры в Кабардино-Балкарии. – Нальчик, 2001.
Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. – Нальчик, 1979.
Глобенко Т.К. Подвижные игры в школе. – М., 1997.
.Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. – Нальчик. 1992.
Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. – Нальчик, 1999.
Черкесов А.И., Хакунов М.Ю.- Черкесы и черкесский этикет
Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. – Нальчик, 2003.