СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ДУПК.01 Экология родного края

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной  в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ДУПК.01 Экология родного края»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»







УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»

А.Н. Сакеев

«____»______________ 2024 г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



ДУПК.01 ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ

общеобразовательного цикла
основной образовательной программы

39.02.01 Социальная работа















Самара, 2024


РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ


Предметно-цикловой комиссии

СОГЛАСОВАНО

Рождественского филиала

Предметно-цикловой комиссии

ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»




Председатель

Председатель


____________ Т.А. Морозова


____________ Ю.Л. Соломонова

____ ______________ 2024

____ ______________ 2024














Составитель: преподаватель, Мартишкина Н.А.


Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО 39.02.01 Социальная работа



































СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6 ДИСЦИПЛИНЫ

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 11

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 13 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



    1. Область применения рабочей программы


Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01Социальная работа базовой подготовки, разработанной в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова».


    1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена



Учебная дисциплина ДУПК.01 Экология родного края относится к общеобразовательному учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена и является дополнительной учебной дисциплиной.



    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины


Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностные результаты:

−− постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

−− учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

−− приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

−− учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;

−− учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

−− выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;

−− учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

−− использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок;

−− средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать: риск взаимоотношений человека и природы; поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.


метапредметные результаты:

−− Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

−− Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

−− Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; −− Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

−− Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

−− Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; −− Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

предметные результаты:

−− понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

−− анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

−− находить информацию по вопросам общей экологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

−− ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); −− создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

−− работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Освоение содержания учебной дисциплины Экология родного края обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.





    1. Количество часов на освоение учебной дисциплины максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов































СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

8

контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

не предусмотрено

в том числе:


Промежуточная аттестация дифференцированный зачет































    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Природные особенности родного края




Тема 1.1. История освоения родного края


Содержание учебного материала

1

2


Этапы и вехи в освоении природы родного края.

Первые остроги. Становление Самары как административно-хозяйственного и торгового центра Среднего Поволжья.

1

Административно-территориальные преобразования Самары. Образование Самарской области.

1

Устав, флаг и герб Самарской области.

1




Тема 1.2. Экологогеографическая характеристика родного края

Содержание учебного материала


2

Формирование климата и природных условий.

2

Природные комплексы Самарской области.

2

Использование полезных ископаемых и их охрана. Горнодобывающая промышленность, её перспектива, влияние на окружающую среду.

1

Практическое занятие




Тема 1.3.

Характеристика

природных ресурсов и

природопользования

в Самарской области


Содержание учебного материала


3

Земельные ресурсы региона

Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения

1

Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование.

1

Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика

Питьевое водоснабжение и санитарно- гигиеническое состояние его источников



Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. Негативные воздействия на леса.

1


Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе

1

Минеральные, водные, гидроэнергетические, лесные, охотничье-промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика

1




Тема 1.4.

Характеристика распространенных представителей растительногои животного мира

Содержание учебного материала


3

Характеристика растений и животных занесенных в Красную книгу региона.

1




Раздел 2. Природа Самарской области, её использование и охрана.



Тема 2.1.

Взаимодействие

человека с природой, её использование и охрана.

Содержание учебного материала



1


2

Взаимодействие человека с природой, её охрана. Природно-территориальные комплексы.

Радиационная ситуация в Самарской области.

Загрязнение диоксидами и ртутью.


Состояние окружающей среды Самарской области.

Санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических (природных) и техногенных факторов на здоровье населения.

1


Демографическая ситуация в Самарской области.


Практическое занятие №1. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду

Практическое занятие № 2. Взаимодействие человека с природой.

Охрана природы.

Практическое занятие № 3. Природно-территориальные комплексы.

Практическое занятие № 4. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

1

1

1


1




Тема 2.2.

Заповедные места и памятники природы родного края

Содержание учебного материала

1

2

Государственные природные заповедники и заказники Самарской области и их характеристика

Национальный парк Самарская Лука

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

.



Тема 2.3. Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае.

Содержание учебного материала

1


2

Система государственных природоохранных органов Самарской области и их деятельности

Природоохранное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды

2

Государственные экологические программы

2

Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и другие

2

Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов

2

Практическое занятие № 5. Самарская региональная система экологического мониторинга

1

Практическое занятие № 6. Общественное экологическое движение

1

Практическое занятие № 7.Экологическое образование, просвещение и воспитание

1

Практическое занятие № 8. Анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся



Дифференцированный зачет








  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Общеобразовательных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;

  • рабочее место преподавателя;

  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ, модульная программа).

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • ноутбук; компьютер;интерактивная доска;колонки.



3.2. Информационное обеспечение

Основные источники

1.Чернова, Н.М., Глушин, В.М., Константинов, В.М. Основы экологии: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений – М.: Дрофа, 2018



Дополнительные источники
  1. Передельский, Л.В., Приходько, О.Е. Строительная экология. - Ростовна-Дону: ФЕНИКС, 2007

  2. Алексеев С.В. Экология СПб,2008

  3. Будыкл М. И. Глобальная экология.М,2008

  4. Экология ,под.ред. В.В .Денисова,Ростов-н/Д,2009

  5. ЧерпО.М. ,Виниченко В.Н. Проблема твёрдых бытовых отходов

М.,2007

  1. Шилов И.А. Экология .М.,2009

  2. Путилов А.В. Охрана окружающей среды .М,2006

Уатт К. Экология и управление природными ресурсами .М,2007

Перечень Интернет-ресурсов
  1. hi-edu.rue-books/xbook101/01/part-007.htm

  2. otherreferats.allbest.ruЭкологияиохранаприроды00086315_0.html

  3. p0d.runews/data_html/aaaaacaaa.html

  4. voronova-on.ruprirodopolzovanie…index.html


































  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.


Результаты обучения (предметные) на уровне учебных действий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Экология родного края


Уметь:



- определять по карте географическое положение, рельеф, климат Самарской

области;

Практические занятия.

Устный ответ у доски.

Проверка домашних заданий.

Контрольные работы.

Тестирование.

Брифинг.

Самостоятельные работы

индивидуальным карточкам-заданиям.

Дискуссии.

Сообщения.

Презентации. Деловая игра.


по

- объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Самарской области;

- давать характеристику наиболее распространенных представителей

растительного и животного мира;

- анализировать особенности взаимодействия человека с природой, ее

использование и охраны;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;

- использовать информационно- коммуникационные технологии в освоении учебного процесса.







Приложение 1



ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


п/п

Тема учебного занятия

Колво

Активные и интерактивные формы и методы обучения

Формируемые универсальные



часов


учебные

действия

1.

Природные особенности родного края

28

Дебаты, мини-лекция, тренинг, коллоквиум.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

2.

Природа Самарской области, её особенности и охрана

40

Деловая игра, творческое задание, работа в малых группах, брифинг.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные





































11