СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экологические основы природопользования"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экологические основы природопользования"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

____________ Н. Н. Тугаринова

_____ ___________ 20___ г.


_________________________

_____ ___________ 20___ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплины


Экологические основы природопользования

По специальности/профессии

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов



Форма обучения

Очная


Профиль


Технологический


Уровень обучения

Базовый










Мончегорск, 2022


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности (профессии) 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, утв. приказом Минобрнауки России от от 11.01.2018 № 25.



Разработчик (составитель): Юдина Екатерина Викторовна, преподаватель ГАПОУ МО «МонПК»

____________________ Юдина Е. В.

подпись И.О. Фамилия


РАССМОТРЕНА

На заседании цикловой комиссии Математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № от ______________ 2022 г.

Председатель _________________ Курляндчик И. Н.

подпись И.О. Фамилия


СОГЛАСОВАНА

Методист ______________ И.А. Кулдыркаева

Подпись (инициалы, фамилия)

________ ___________________ 20___ г.



Рабочая программа рекомендована к переутверждению на _____-_____ учебный год ____________________________

с изменениями (без изменений)

(лист с внесенными изменениями прикладывается к рабочей программе).

РАССМОТРЕНА

На заседании цикловой комиссии __________________________________

Протокол № ____ от ______________ 20___ г.

Председатель _________________ __________________

подпись И.О. Фамилия




СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 10





1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экологические основы природопользования»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) / профессии (профессиям) СПО 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в состав в математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин.


1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

- использовать необходимые нормативно-правовые документы.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.


Рабочая программа направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Код

Наименование результата обучения

ОК.1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК.2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК. 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК. 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК. 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК. 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК. 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК. 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК. 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК. 11

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.



2. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура дисциплины, объем часов и виды учебной работы


№ п/п

Вид учебной работы

Объем часов

1

Объем образовательной программы /Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

2

Обязательная учебная/аудиторная нагрузка (всего)

в том числе:

34

3

лекции, уроки

26

4

практические занятия

6

5

лабораторные занятия (если предусмотрено)

-

6

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

7

Консультации

2

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

9

в том числе:


10

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

-

11

самостоятельная работа к экзамену (если предусмотрено в учебном плане)

-


12

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

-





















2.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Экологические основы природопользования

(с учетом рабочей программы воспитания через формирование общих компетенций)

Наименование разделов и тем

Номер учебного занятия

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Вид учебного занятия

Осваиваемые элементы компетенций

Самостоятельная работа (вид самостоятельной работы, количество часов)

1

2

3

4

5

6

7

Введение в экологические основы природопользования. Экология как научная основа природопользования.

1


Предмет природопользования, связь с экологией, основные задачи, история развития.

2



Лекция

ОК.1-ОК.11


Читать конспект

Раздел 1. Природоохранный потенциал





Тема 1.1. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества.

2

Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств. Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения. Экологический риск: понятие, факторы экологического риска, концепция экологической безопасности и снижения риска, меры по снижению экологического риска. Проблема оптимизации взаимоотношений общества и природы.

2

Лекция

ОК.1-ОК.11

Ответить на вопросы в тетради

3

Практическая работа № 1 Анализ и прогнозирование экологических последствий воздействия на окружающую среду. Экологический след

2

Практическое занятие

Подготовка отчета о работе

Раздел 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование





Тема 2.1. Природные ресурсы и их классификация.

4

Природные ресурсы и их классификация.

2

Лекция

ОК.1-ОК.11

Читать конспект, составить схему «Классификация ресурсов»

Тема 2.2. Современное состояние атмосферных и водных ресурсов

5

Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.

2

Лекция

Читать конспект

Тема 2.3. Современное состояние почвенных ресурсов и недр

6

Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых. Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная водная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения.

2

Лекция

Читать конспект

Тема 2.4. Современное состояние растительного и животного мира

7

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.

2


Лекция

Заполнить таблицу в тетради

8

Практическая работа №2 Изучение антропогенного воздействия на природные экосистемы атмосферы, гидросферы, литосферы, животного и растительного мира

2

Практическое занятие

Подготовка отчета о работе

Раздел 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами





Тема 3.1. Общая характеристика загрязнений биосферы естественного и антропогенного происхождения.

9

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. “Зеленая” революция и её последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Понятие экологического риска. Степени загрязнения, понятия – ПДК, биоаккумуляция.

2

Лекция

ОК.1-ОК.11

Работа по вариантам по карточкам


Тема 3.2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека

10

Факторы влияющие на здоровье человека. Экологические риски, связанные с будущей профессией

2

Лекция

Индивидуальные задания

Раздел 4. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.





Тема 4.1. Аспекты охраны природы, ее принципы и правила.

11

История Российского природоохранного законодательства. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Природные памятники ЮНЕСКО. Органы управления и надзора по охране окружающей среды, их цели и задачи. Экологическое просвещение. История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

2

Лекция

ОК.1-ОК.11


Заполнить схему в тетради

Тема 4.2. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

12

Особо охраняемые природные территории России и региона, их защита от неблагоприятных антропогенных воздействий. Красная книга. Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

2

Лекции

Читать конспект

Тема 4.3. Экологический мониторинг

13

Основные задачи мониторинга окружающей среды. Мониторинг источников и факторов антропогенных воздействий. Контактные методы ведения мониторинга и дистанционное зондирование.

2

Лекция

Читать конспект

14

Практическая работа № 3 Основы законодательства РФ в области охраны ОС и природопользования. Общие экологические требования к производственной деятельности.

2

Практическое занятие


Подготовка отчета о работе

Раздел 5. Юридическая и экономическая ответственность за экологические правонарушения





Тема 5.1. Экологический контроль и ответственность за экологические правонарушения

15

Юридическая и экономическая ответственность за нарушение экологического состояния природных систем. Понятие об экологической оценке деятельности производств и предприятий. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий. Плата за природные ресурсы. Плата за загрязнение окружающей природной среды. Стандарты, нормативы и лимиты.

2

Лекция

ОК.1-ОК.11

Читать конспект


16

Консультация к разделам 1-6

2

Консультация




17

Зачетное занятие

2

Урок контроля знаний и умений




Самостоятельная работа Подготовить сообщение: «История Российского природоохранного законодательства».

2





Всего

36







3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета История.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места (по количеству обучающихся);

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением,

- интерактивная доска с проектором.


3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 240с.


Дополнительная литература:

1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008-320с.

2. Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В. Экологические основы природопользования: учебник / Н.Л. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашев – М.: Дрофа, 2010

3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / М.В. Гальперин. 2-е изд. - М., 2007

4. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.

5. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник / Т.П. Трушина – изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414с.

6. Экология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Я. В. Котелевская, И. В. Куко , П. М. Скворцов, Е. В. Титов] ; под ред. Е. В. Титова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 208 с.: ил., [8] с. цв. вкл.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания, ОК)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 01- 11


Уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

- использовать необходимые нормативно-правовые документы.


Знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Текущий контроль:


Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе групповой дискуссии

Оценка выполненных самостоятельных работ

Оценка выполненных домашних работ

Оценка выполненных самостоятельных работ

Оценка результатов устных опросов


Промежуточный контроль:

Оценка в ходе проведения и защиты практических работ

Оценка теоретической части зачетного задания по дисциплине

Оценка практической части зачетного задания по дисциплине

Оценка результатов проверочных работ


Итоговый контроль:

дифференцированный зачет.






Лист согласования


Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год


Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине/МДК ____________________________________________ 

В рабочую программу внесены следующие изменения:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании ЦК _______________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол №_______ ).

Председатель ЦК ________________ /___________________/




















9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!