МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебно-методической работе
____________ Н. Н. Тугаринова
_____ ___________ 20___ г.
_________________________
_____ ___________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины | Экологические основы природопользования |
По специальности/профессии | 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов |
| |
Форма обучения | Очная |
Профиль | Технологический |
Уровень обучения | Базовый |
Мончегорск, 2022
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности (профессии) 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, утв. приказом Минобрнауки России от от 11.01.2018 № 25.
Разработчик (составитель): Юдина Екатерина Викторовна, преподаватель ГАПОУ МО «МонПК»
____________________ Юдина Е. В.
подпись И.О. Фамилия
РАССМОТРЕНА
На заседании цикловой комиссии Математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № от ______________ 2022 г.
Председатель _________________ Курляндчик И. Н.
подпись И.О. Фамилия
СОГЛАСОВАНА
Методист ______________ И.А. Кулдыркаева
Подпись (инициалы, фамилия)
________ ___________________ 20___ г.
Рабочая программа рекомендована к переутверждению на _____-_____ учебный год ____________________________
с изменениями (без изменений)
(лист с внесенными изменениями прикладывается к рабочей программе).
РАССМОТРЕНА
На заседании цикловой комиссии __________________________________
Протокол № ____ от ______________ 20___ г.
Председатель _________________ __________________
подпись И.О. Фамилия
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 10
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) / профессии (профессиям) СПО 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в состав в математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин.
1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
- использовать необходимые нормативно-правовые документы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;
- основные источники и масштабы образования отходов производства;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций.
Код | Наименование результата обучения |
ОК.1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК.2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК. 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК. 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК. 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК. 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК. 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК. 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК. 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК. 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ОК. 11 | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
2. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура дисциплины, объем часов и виды учебной работы
№ п/п | Вид учебной работы | Объем часов |
1 | Объем образовательной программы /Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
2 | Обязательная учебная/аудиторная нагрузка (всего) в том числе: | 34 |
3 | лекции, уроки | 26 |
4 | практические занятия | 6 |
5 | лабораторные занятия (если предусмотрено) | - |
6 | курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
7 | Консультации | 2 |
8 | Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
9 | в том числе: | |
10 | самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
11 | самостоятельная работа к экзамену (если предусмотрено в учебном плане) | - |
12 | Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | - |
2.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины Экологические основы природопользования
(с учетом рабочей программы воспитания через формирование общих компетенций)
Наименование разделов и тем | Номер учебного занятия | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Вид учебного занятия | Осваиваемые элементы компетенций | Самостоятельная работа (вид самостоятельной работы, количество часов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение в экологические основы природопользования. Экология как научная основа природопользования. | 1 | Предмет природопользования, связь с экологией, основные задачи, история развития. | 2 | Лекция | ОК.1-ОК.11 | Читать конспект |
Раздел 1. Природоохранный потенциал | | | | |
Тема 1.1. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. | 2 | Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств. Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. Пути их решения. Экологический риск: понятие, факторы экологического риска, концепция экологической безопасности и снижения риска, меры по снижению экологического риска. Проблема оптимизации взаимоотношений общества и природы. | 2 | Лекция | ОК.1-ОК.11 | Ответить на вопросы в тетради |
3 | Практическая работа № 1 Анализ и прогнозирование экологических последствий воздействия на окружающую среду. Экологический след | 2 | Практическое занятие | Подготовка отчета о работе |
Раздел 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | | | | |
Тема 2.1. Природные ресурсы и их классификация. | 4 | Природные ресурсы и их классификация. | 2 | Лекция | ОК.1-ОК.11 | Читать конспект, составить схему «Классификация ресурсов» |
Тема 2.2. Современное состояние атмосферных и водных ресурсов | 5 | Состав и баланс газов в атмосфере, и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология. | 2 | Лекция | Читать конспект |
Тема 2.3. Современное состояние почвенных ресурсов и недр | 6 | Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых. Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная водная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. | 2 | Лекция | Читать конспект |
Тема 2.4. Современное состояние растительного и животного мира | 7 | Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности. | 2 | Лекция | Заполнить таблицу в тетради |
8 | Практическая работа №2 Изучение антропогенного воздействия на природные экосистемы атмосферы, гидросферы, литосферы, животного и растительного мира | 2 | Практическое занятие | Подготовка отчета о работе |
Раздел 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами | | | | |
Тема 3.1. Общая характеристика загрязнений биосферы естественного и антропогенного происхождения. | 9 | Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. “Зеленая” революция и её последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Понятие экологического риска. Степени загрязнения, понятия – ПДК, биоаккумуляция. | 2 | Лекция | ОК.1-ОК.11 | Работа по вариантам по карточкам |
Тема 3.2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека | 10 | Факторы влияющие на здоровье человека. Экологические риски, связанные с будущей профессией | 2 | Лекция | Индивидуальные задания |
Раздел 4. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. | | | | |
Тема 4.1. Аспекты охраны природы, ее принципы и правила. | 11 | История Российского природоохранного законодательства. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Природные памятники ЮНЕСКО. Органы управления и надзора по охране окружающей среды, их цели и задачи. Экологическое просвещение. История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды. | 2 | Лекция | ОК.1-ОК.11 | Заполнить схему в тетради |
Тема 4.2. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) | 12 | Особо охраняемые природные территории России и региона, их защита от неблагоприятных антропогенных воздействий. Красная книга. Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. | 2 | Лекции | Читать конспект |
Тема 4.3. Экологический мониторинг | 13 | Основные задачи мониторинга окружающей среды. Мониторинг источников и факторов антропогенных воздействий. Контактные методы ведения мониторинга и дистанционное зондирование. | 2 | Лекция | Читать конспект |
14 | Практическая работа № 3 Основы законодательства РФ в области охраны ОС и природопользования. Общие экологические требования к производственной деятельности. | 2 | Практическое занятие | | Подготовка отчета о работе |
Раздел 5. Юридическая и экономическая ответственность за экологические правонарушения | | | | |
Тема 5.1. Экологический контроль и ответственность за экологические правонарушения | 15 | Юридическая и экономическая ответственность за нарушение экологического состояния природных систем. Понятие об экологической оценке деятельности производств и предприятий. Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий. Плата за природные ресурсы. Плата за загрязнение окружающей природной среды. Стандарты, нормативы и лимиты. | 2 | Лекция | ОК.1-ОК.11 | Читать конспект |
| 16 | Консультация к разделам 1-6 | 2 | Консультация | | |
| 17 | Зачетное занятие | 2 | Урок контроля знаний и умений | | |
| Самостоятельная работа Подготовить сообщение: «История Российского природоохранного законодательства». | 2 | | | |
| Всего | 36 | | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета История.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- интерактивная доска с проектором.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Константинов В. М. Экологические основы природопользования: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 19-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 240с.
Дополнительная литература:
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008-320с.
2. Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В. Экологические основы природопользования: учебник / Н.Л. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашев – М.: Дрофа, 2010
3. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / М.В. Гальперин. 2-е изд. - М., 2007
4. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.
5. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник / Т.П. Трушина – изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414с.
6. Экология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Я. В. Котелевская, И. В. Куко , П. М. Скворцов, Е. В. Титов] ; под ред. Е. В. Титова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 208 с.: ил., [8] с. цв. вкл.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, ОК) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 01- 11 Уметь: - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; - соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности; - использовать необходимые нормативно-правовые документы. Знать: - виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; - задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ; - основные источники и масштабы образования отходов производства; - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; - принципы размещения производств различного типа; - правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования; - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | Текущий контроль: Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе групповой дискуссии Оценка выполненных самостоятельных работ Оценка выполненных домашних работ Оценка выполненных самостоятельных работ Оценка результатов устных опросов Промежуточный контроль: Оценка в ходе проведения и защиты практических работ Оценка теоретической части зачетного задания по дисциплине Оценка практической части зачетного задания по дисциплине Оценка результатов проверочных работ Итоговый контроль: дифференцированный зачет. |
Лист согласования
Дополнения и изменения к рабочей программе на учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на __________ учебный год по дисциплине/МДК ____________________________________________
В рабочую программу внесены следующие изменения:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе обсуждены на заседании ЦК _______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол №_______ ).
Председатель ЦК ________________ /___________________/
9