СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Экологические системы России"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даная программа была разработана для учащихся 11 класса с целью расширения кругозора и умения пользоваться информационноо-коммуникационными технологиями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экологические системы России"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Варгашинская средняя общеобразовательная школа №3»











Рабочая программа

по элективному учебному

предмету

«Экологические системы России»

11 класс


(34 часа)














р.п. Варгаши

2008 год

Составитель программы:

Борисова Е.В.

Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 3»






Рассмотрено на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа № 3» - «__23___»__октября_____2007__г.,

Протокол №_2____



Руководитель МО: ______________________/Аришина С.М./





Согласовано на заседании методического совета – «_07___»_ноября___2007__г.

Протокол № _______



Заместитель директора по научно- методической работе:

____________________ /Борисова Е.В./





Утверждено на заседании педагогического совета

Протокол педсовета № _5__ от «01» февраля_______2008__г.


Директор школы: ____________________ /Завьялова Т.В./











Пояснительная записка.


Предлагаемый курс, расширяя базисный курс «Основы экологии», более глубоко рассматривает вопросы, касающиеся экологических систем России и Курганской области, обогащает учащихся новыми знаниями, повышает интерес к живой природе.

В курсе «Экологические системы России» дается характеристика естественных и антропогенных экосистем, раскрывается их многообразие, характерные признаки, структура. В процессе изучения курса предусмотрена проектная деятельность обучающихся, которая развивает у них экологическое мышление.

Использование разнообразных форм учебно-воспитательного процесса – лекций, семинаров, практических работ, экскурсий – позволяет связать изучаемый курс с жизнью. Работа обучающихся с дополнительной литературой, компьютером, Интернетом, подготовка и защита рефератов, компьютерных презентаций способствует их саморазвитию, самообразованию, самоопределению.

Курс интегрированный, то есть затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с географией и химией. Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для обучающихся 10 – 11 классов.




Цель элективного учебного предмета:


Формирование у обучающихся знаний о естественных и антропогенных экосистемах России.

Углубление знаний об охраняемых территориях, животных и растениях Курганской области.



Задачи:


1. Расширить и углубить знания обучающихся о структуре, особенностях, многообразии и значении экосистем России.

2. Ознакомить обучающихся с основными мероприятиями, проводимыми по охране экосистем.

3. Развивать умение сравнивать, анализировать, работать с дополнительной литературой, создавать проекты и защищать их.





Требования к знаниям и умениям обучающихся.


- Получение обучающимися знаний о естественных и антропогенных экосистемах России и мероприятия по их охране.

- Развитие познавательной активности, умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, сравнивать, анализировать и делать выводы.





Учебно-тематический план



п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2


2

Экосистемы

7

4

3

3

Естественные экосистемы России

11

7

4

4

Антропогенные экосистемы

14

8

6


Всего

34

21

13


























Содержание программы


Тема № 1. Введение (2 часа)


Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды их обитания. Вклад К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Т. Мальтуса, Ч Дарвина в развитие экологии. Вклад русских ученых (А.Т. Болотова, Н.И.Вавилова, В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, В.Н.Сукачева и др.) в развитие экологии.

Экологические «законы» Барри Коммонера. Причины тяжелого экологического положения в России.

Проблемы экологии России. Методы экологии. Структура экологии: общая экология и прикладные экологические науки.


Тема № 2. Экосистемы (7 часов)


История формирования сообществ живых организмов. Общая характеристика экосистем: живые организмы автотрофы и гетеротрофы. Состав экосистем. Абиотические факторы. Взаимосвязь компонентов экосистем. Типы экосистем: естественные и антропогенные. Биомная классификация экосистем. Основные биомы суши и мирового океана. Популяция как элемент экосистемы. Биогеографические области. Биологическая продуктивность экосистем.


Тема № 3. Естественные экосистемы России (11 часов)


Экологическое равновесие в естественных экосистемах. Взаимодействие между организмами: горизонтальные (симбиоз, конкуренция и взаимопомощь), сигнальные взаимоотношения (зрительные, звуковые, химические), вертикальные взаимоотношения (хищник-жертва, хозяин–паразит; мутуализм.

Многообразие естественных экосистем, их характерные признаки, особенности, видовое разнообразие, значение. Характеристика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экосистем, экосистем пресных водоемов и морских экосистем. Особенности природы Курганской области. Редкие и, находящиеся под охраной, животные и растения Курганской области. Мероприятия по охране естественных экосистем.


Тема № 4. Антропогенные экосистемы (14 часов).


Сельскохозяйственные экосистемы, их общая характеристика. Факторы, влияющие на структуру экосистем. Ресурсы агроэкосистем, их классификация и значение. Сельскохозяйственное загрязнение: стоками животноводческих ферм, пестицидами, тяжелыми металлами, загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Мероприятия по охране сельскохозяйственных экосистем.

Городские экосистемы: характеристика и особенности. Промышленное загрязнение среды: химическое, биологическое, тепловое, радиационное, электромагнитное. Мероприятия по охране городских экосистем. Экология автомобильного транспорта. Зеленые насаждения города, поселка. Квартира как экосистема.

Экскурсия в комитет по охране природы Варгашинского района с целью ознакомления с экологическими проблемами поселка и всего района.

Разработка и защита проектов озеленения своего поселка (школы, класса, пришкольного участка, квартиры).



Формы отчетности.


1. Разработка и защита проектов озеленения своего поселка (школы, класса, квартиры).

2. Написание и защита рефератов, выступления с сообщениями.

3. Создание компьютерных презентаций по природным экологическим системам (луг, степь, тундра, пустыня, горы, водоемы и т.д.) и биогеографическим областям.

4. Итоговое тестирование.


Темы рефератов.


1. Охраняемые территории Курганской области.

2. Растения и животные Курганской области, находящиеся под охраной.

3. Промышленное загрязнение окружающей среды.

4. Экология автомобильного транспорта.

5. Сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды.


Темы проектов.


1. Озеленение своего поселка школы, класса, квартиры.

2. Мероприятия по охране естественных экосистем.













Литература


1. Адольф Т.А. Заповедными тропами. –М.: Просвещение, 1980.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – М.: Юнити, 1999.

3. Бондаренко И.А. Тесты по общей биологии. – Саратов: Лицей, 1999.

4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. _ М.: Просвещение, 1985.

5. Захлебный А.П., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. _ М.: Просвещение, 1984.

6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. _ М.: Устойчивый мир, 2000.

7. муравей Л.А.Экология и безопасность жизнедеятельности. _ М.: Юнити, 2000.

8. Петров К.М. экология человека и культура. – СПб.: Химиздательство,1999.

9. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1981.