Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеалабухская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор МКОУ Большеалабухской СОШ
__________Юрченко С.В. ________Крутоголовова И.М.
«29» августа 2019 г. Приказ № 50 от 29 августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «Экологическое краеведение»
5 КЛАСС
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Учитель: Епанчина В.Н,
1 квалификационная категория
с. Павловка , 2019/2020 уч. г.
Программа по курсу «Экологическое краеведение » для 5 класса разработана в соответствии
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, утвержденным приказом от 31.12.2015г. № 1577;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015г. № 1/15;
приказом Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г., № 03-296;
Уставом МКОУ Большеалабухской СОШ
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, содержание разделов курса, тематическое планирование. Приложением к рабочей программе курса является календарно-тематическое планирование.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа курса углубляет базовые знания по краеведению и направлена на формирование и развитие основных учебных компетенций обучающихся
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации программы курса. Курс «Экологическое краеведение» рассчитан на 1 год обучения: 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.
Цель программы:
- овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.
-формирование творчески развитой и духовно-нравственной личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей эколого краеведческой культуры.
Задачи программы:
- повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;
- формировать представления о методах изучения краеведения;
- формировать экологический взгляд на мир;
- познакомить обучающихся с природой родного района и его компонентами, как о предмете исторического и культурного развития общества;
-развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; - развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность;
-формировать умение ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- формировать способности к использованию краеведческих знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем;
-воспитывать патриотизм уважительное, бережное отношение к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
- формировать основы экологической культуры.
Методы работы: наблюдение, эксперимент, моделирование, практические работы, самостоятельная работа со справочной литературой.
Методы организации образовательного процесса: словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение); наглядный (иллюстрации, демонстрации); практический (практические работы); аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов); исследовательский (проектно-исследовательская деятельность);
Планируемые результаты освоения курса «Экологическое краеведение»:
предметные результаты:
- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;
- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;
- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;
- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «Экологическое краеведение»;
- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;
- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам своей местности.
Это предполагает:
-освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «Экологическое краеведение»; особенностях природы своей местности, о путях её изучения, сохранения или улучшения и рационального использования;
-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Общая характеристика предмета
Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений.
Курс «Экокраеведение» направлен на решение таких задач, как:
1) формирование у школьников целостного представления о природе;
2) представление знаний всех изучаемых предметов во взаимосвязи, осознания всеобщей связи явлений;
3) развитие взаимообогащения и взаимодействия понятий, явлений и закономерностей, рассматриваемых в естественнонаучных областях знаний;
4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде.
5) формирование условий для развития краеведческих знаний;
Эколого-краеведческое содержание курса имеет законодательную базу, заложенную в Законе об образовании, Законе об охране окружающей среды, региональной концепции непрерывного экологического образования и воспитания школьников. Создание предмета эколого-краеведческой направленности обеспечивает реализацию, данных нормативных документов.
Основной концептуальной проблемой данного курса является интеграция научных дисциплин в единый неразрывный блок для решения проблемы окружающей природной среды, а точнее пространственно – временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально – природных и социально – экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определённой территории. Человек этой системы живёт не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное выражение. Поэтому изучение территориально – дифференцированных форм взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Доступность, и как следствие интерес изучения интегрированных дисциплин, учащимися обеспечивает регионально – краеведческий подход. Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и экологически компетентного поведения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, способствует выработке основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.
Данный курс позволяет более широко использовать такие формы работы как работу по образовательным модулям через проектно-исследовательскую деятельность. Активные формы обучения способствуют реализации целей естественнонаучного образования, декларированных в соответствующих образовательных стандартах, как «проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений».
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
ориентироваться по карте;
проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы, описание их на местности и по карте;
проводить наблюдение за состоянием природных оболочек Земли;
проводить наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
наблюдения за объектами гидросферы;
проведения оценки водных ресурсов;
проведения определения качества окружающей среды;
Экологизация сознания происходит не только в результате овладения знаниями, но и практико-ориентированной деятельности по изучению экологической ситуации, и ее посильному улучшению. При таком взгляде на проблему становится, очевидным, что теоретическая экологическая подготовка обучаемых, получаемая при изучении, например, только основ общей экологии, – пусть и важное, но промежуточное звено в решении проблемы. Поэтому, особое внимание уделяется региональному компоненту экологического образования, который включает реальные экологические ситуации данной территории, а содержательную основу курсов составляют региональные и локальные экологические проблемы и порождаемая ими экологическая обстановка – факторы и условия, влияющие на ее состояние.
Отбор содержания для данного курса определяется образовательными стандартами. Содержательные модули различных образовательных областей увязаны в логике структуры курса и служат для обеспечения объяснений причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. При отборе содержания курса «Экокраеведение» реализуются следующие принципы:
- принцип преемственности;
- принцип межпредметной связи по горизонтали и вертикали;
- принцип научности;
- принцип целостности;
- принцип развития содержания от простого к сложному и от общего к частному.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание включает в себя:
- знания о типичных экологических системах (природных и социоприродных) края и их особенностях, обучающиеся экологических проблемах в крае, их причинах, формах проявления, путях решения;
- умения интеллектуальные: специфические (оценка, прогнозирование, проектирование) и практические (в исследовательской и практически преобразовательной деятельности);
- отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью, экологической деятельности.
17 часов (1 час в неделю)
Введение (1 часа) Что изучает экологическое краеведение? Урок № 1
Основы экологии и рационального природопользования. Экологический мониторинг. Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. Значение знаний истории, культуры и природы родного края.
Общая характеристика территории Воронежской области (2 часа)
История образования Воронежской области. Географическое положение области. Наземные естественные и искусственные экосистемы.
Воронежская область на карте Урок№ 2
Почему наш край – край лесов и степей Урок №6
Водные ресурсы области (3 часа)
Водные ресурсы Воронежской области. Экосистемы местных водоёмов. Экосистемы местных водоёмов. Экологическое состояние малых рек.
С голубого ручейка. Урок№7 Роль родников в природе.
Река, река… Урок № 8 Главные реки района и области.
Водоёмы созданные человеком Урок № 11
Почвенные ресурсы Воронежской области (3 часа)
Земля под ногами Почвенные ресурсы Урок № 12
Воронежские Дивы Урок № 13
Путешествие в глубь веков. Урок 14
Месторождения Воронежской области. Нерудное сырьё. Металлорудные ресурсы. Развитие никелевой промышленности. О никеле в Воронежской области
Экологический практикум:
Исследование почвенного покрова территории школы.
Растительные сообщества и животные края ( 4 часа)
Особенности дубрав и боров. Растительность и животный мир.
Значение заказников и заповедников Воронежского края, геологические и ландшафтные памятники природы.
Особенности дубрав и боров. Растительность и животный мир.
Природа Подонья Урок №15
Животные нашего края Урок № 19
Заповедные места Урок № 21
Каменная степь урок № 23
Атмосфера Воронежской области (1 часа)
Воздушная оболочка Земли. Атмосфера Воронежской области.
Экологический практикум:
Выявление причин загрязнения воздуха своей местности.
Составление плана мероприятий по озеленению территории.
Культурное наследие края ( 1 час)
Уникальные природные объекты. Рекреационные зоны и туристические маршруты Воронежской области. Занимательная топонимика. Экскурсия в районный краеведческий музей.
Урок № 29
«Природа ждёт твоей помощи» (1 час)
Фестиваль творческих идей:
-«Из отходов – в доходы»;
-«Вторая жизнь ненужных вещей»;
- «Чистая Земля»;
-«Природа ждёт твоей помощи».
Понятие об общественно-полезной деятельности. Участие в мероприятиях по благоустройству территории школы. Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности
Подведение итогов.1 час
Встреча эрудитов Урок № 34
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания. Характеристика основных видов деятельности | Д\З |
1 | . | Введение (1 часа) Что изучает экологическое краеведение? Урок № 1 | Знакомство с понятиями «экология», «рациональное природопользование». Отработка навыков работы с различными источниками информации. | Урок № 1 |
|
| | Общая характеристика территории Воронежской области (2 часа | |
2 | | Воронежская область на карте Урок№ 2 | Знакомство с естественными и искусственными экосистемами, характерными для местности. Влияние человека на экосистемы. Презентация | Урок № 2 |
3 | | Почему наш край – край лесов и степей Урок №6 | | Урок №6 |
| | Водные ресурсы Воронежской области 3 часа | |
4 | | С голубого ручейка. Урок№7 | Изучение поверхностного водного фонда области, который представлен реками, озёрами, прудами и водохранилищами. | Урок №7 |
5 | | Река, река… Урок № 8 | Главные реки района и области | Урок № 8 |
6 | | Водоёмы созданные человеком Урок № 11 | Обучение навыкам экологического исследования. Определение доступных характеристик воды местного водоёма. | Урок № 11 |
| | Почвенные ресурсы Воронежской области (3 часа) | |
7 | | Земля под ногами. Почвенные ресурсы Урок № 12 | Минерально-сырьевая база Воронежской области. Нерудное сырьё: песок, глина, мел, гранит, цементное сырье, охра, известняк, песчаник. | Урок № 12 |
8 | | Воронежские Дивы. Урок № 13 | Изучение материала Интернет-ресурсов. | Урок № 13 |
9 | | Путешествие в глубь веков. Урок № 14 | Умение использовать различные источникиинформации для объяснения природных явлений. Исследование почвенного покрова территории школы. | Урок № 14 |
| | Растительные сообщества и животные края ( 4 часа) | |
10 | | Природа Подонья. Урок №15 | Особенности дубрав и боров. Растительность и животный мир. | Урок №15 |
11 | | Животные нашего края Урок № 19 | Приводить примеры взаимодействия живых организмов в природном сообществе. | Урок № 19 |
12 | | Заповедные места Урок № 21 | Уметь приводить названия растений степей и лесостепей | |
13 | | Каменная степь урок № 23 | Уметь делать анализ влияния лесозащитных насаждений на почвенный покров. | |
| | Атмосфера Воронежской области.(1 час) | |
14 | | Атмосфера Воронежской области. Выявление причин загрязнения воздуха своей местности | Состав и строение атмосферы Причина загрязнения - работа предприятий по производству транспортных средств, машиностроения и оборудования, теплоэнергетики, химической промышленности Экологический практикум. | |
| | Культурное наследие края ( 1 час) | |
15 | | Занимательная топонимика. Экскурсия в районный краеведческий музей. Урок № 29 | История происхождения названий населённых пунктов области, рек, озёр и т.п.. Работа с различными источниками информации. Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю. | |
| | «Природа ждёт твоей помощи» (1 час) | |
16 | | Вторая жизнь ненужных вещей. | Урок практикум. Фестиваль творческих идей Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья | |
| | Подведение итогов (1 час) | |
17 | | Встреча эрудитов Урок № 34 | | |
Учебно-методический комплект:
Л. В. Дорогань Учебное пособие «Экологическое краеведение», ВОИПКиПРО Воронеж 2007г.
Л. В. Дорогань «Экологическое краеведение». Методические рекомендации. ВОИПКиПРО, Воронеж 2007 г.