СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа экологическое краеведение 5 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа экологическое краеведение 5 класс»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеалабухская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области









«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УР Директор МКОУ Большеалабухской СОШ

__________Юрченко С.В. ________Крутоголовова И.М.

«29» августа 2019 г. Приказ № 50 от 29 августа 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО КУРСУ «Экологическое краеведение»


5 КЛАСС

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ







Учитель: Епанчина В.Н,

1 квалификационная категория





с. Павловка , 2019/2020 уч. г.

Программа по курсу «Экологическое краеведение » для 5 класса разработана в соответствии

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, утвержденным приказом от 31.12.2015г. № 1577;

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015г. № 1/15;

  • приказом Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г., № 03-296;

  • Уставом МКОУ Большеалабухской СОШ

Структура документа

Рабочая программа включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, содержание разделов курса, тематическое планирование. Приложением к рабочей программе курса является календарно-тематическое планирование.


Место предмета в базисном учебном плане

Программа курса углубляет базовые знания по краеведению и направлена на формирование и развитие основных учебных компетенций обучающихся


Уровень обучения – базовый.


Срок реализации программы курса. Курс «Экологическое краеведение» рассчитан на 1 год обучения: 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.


Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.


Цель программы:

- овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.

-формирование творчески развитой и духовно-нравственной личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей эколого краеведческой культуры.

Задачи программы:

- повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;

- формировать представления о методах изучения краеведения;

- формировать экологический взгляд на мир;

- познакомить обучающихся с природой родного района и его компонентами, как о предмете исторического и культурного развития общества;

-развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; - развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность;

-формировать умение ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

- формировать способности к использованию краеведческих знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем;

-воспитывать патриотизм уважительное, бережное отношение к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;

- формировать основы экологической культуры.




Методы работы: наблюдение, эксперимент, моделирование, практические работы, самостоятельная работа со справочной литературой.


Методы организации образовательного процесса: словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение); наглядный (иллюстрации, демонстрации); практический (практические работы); аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов); исследовательский (проектно-исследовательская деятельность);




Планируемые результаты освоения курса «Экологическое краеведение»:


предметные результаты:

- формирование представлений об объектах и методах изучения географии;

- иметь представления о моделировании и моделях приборов и географических объектов;

- формирование умения проектировать маршруты, личностно-значимые для учащихся;

- умение раскрывать основные понятия, представленные в ходе внеурочной деятельности по курсу «Экологическое краеведение»;

- умение работать с различными источниками географической информации, в том числе с Интернет-источниками;

- умение презентовать результаты своей деятельности в направлении мониторинговых исследования в природе, экологической и природоохранной деятельности, картографии и проектирования маршрутов путешествия по картам своей местности.

Это предполагает:

-освоение знаний об основных понятиях, изучаемых в курсе «Экологическое краеведение»; особенностях природы своей местности, о путях её изучения, сохранения или улучшения и рационального использования;

-стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Общая характеристика предмета

Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений.

Курс «Экокраеведение»   направлен на решение таких задач, как:

1) формирование у школьников целостного представления о природе;

2) представление знаний  всех изучаемых предметов во взаимосвязи, осознания всеобщей связи явлений;

3) развитие взаимообогащения  и взаимодействия  понятий, явлений и закономерностей, рассматриваемых в естественнонаучных областях знаний;

4) использование экологических знаний для формирования экологической культуры и основ безопасности жизнедеятельности в окружающей среде.

5) формирование условий для развития краеведческих знаний;

Эколого-краеведческое содержание курса имеет законодательную базу, заложенную в Законе об образовании, Законе об охране окружающей среды, региональной концепции непрерывного экологического образования и воспитания школьников. Создание предмета эколого-краеведческой направленности обеспечивает реализацию, данных нормативных документов.

Основной концептуальной проблемой данного курса является интеграция научных дисциплин в единый неразрывный блок для решения проблемы  окружающей природной среды, а точнее пространственно – временных особенностей взаимодействия организмов со средой. Это взаимодействие происходит в различных зонально – природных и социально – экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определённой территории. Человек  этой системы живёт не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах, а экосистемы обретают территориальное выражение. Поэтому изучение территориально – дифференцированных форм взаимодействия человека со средой его обитания является наиболее актуальной. Доступность, и как следствие интерес изучения интегрированных дисциплин, учащимися обеспечивает регионально – краеведческий подход.  Примеры из местной природы и местного хозяйства, очень  оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Формируется ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания, мышления и  экологически компетентного поведения. Содержание курса обеспечивает овладение системными знаниями о единстве природы, о взаимодействии человека и общества с природой, об экологических проблемах и способах их разрешения, способствует выработке основ экологически целесообразного поведения и деятельности, умений прогнозировать развитие экологических ситуаций и способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения.

Данный курс позволяет более широко использовать такие формы работы как работу по образовательным модулям через проектно-исследовательскую деятельность. Активные формы обучения способствуют  реализации целей естественнонаучного образования, декларированных в соответствующих образовательных стандартах, как «проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений».

      

Основные требования к знаниям и умениям

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

анализировать и оценивать  последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

ориентироваться по карте;

проводить наблюдение за объектами литосферы и гидросферы, описание их на местности и по карте;

проводить наблюдение за  состоянием природных оболочек Земли;

проводить наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

наблюдения за объектами гидросферы;

проведения оценки водных ресурсов;

проведения определения качества окружающей среды; 

Экологизация сознания происходит не только в результате овладения знаниями, но и практико-ориентированной деятельности по изучению экологической ситуации, и ее посильному улучшению.  При таком взгляде на проблему становится, очевидным, что теоретическая экологическая подготовка обучаемых, получаемая при изучении, например, только основ общей экологии, – пусть и важное, но промежуточное звено в решении проблемы. Поэтому, особое внимание уделяется региональному компоненту экологического образования, который включает  реальные экологические ситуации данной территории, а содержательную основу курсов  составляют региональные и  локальные  экологические проблемы  и порождаемая ими экологическая  обстановка – факторы и условия, влияющие на ее состояние.

Отбор содержания для данного курса определяется образовательными стандартами. Содержательные модули различных образовательных областей увязаны в логике структуры курса и служат для обеспечения объяснений причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей среды. При отборе содержания курса «Экокраеведение»  реализуются следующие принципы:

- принцип преемственности;

- принцип межпредметной связи по горизонтали и вертикали;

- принцип научности;

- принцип целостности;

- принцип развития содержания от простого к сложному и от общего к частному.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание включает в себя:

- знания о типичных экологических системах (природных и социоприродных) края и их особенностях, обучающиеся экологических проблемах в крае, их причинах, формах проявления, путях решения;

- умения интеллектуальные: специфические (оценка, прогнозирование, проектирование) и практические (в исследовательской и практически преобразовательной деятельности);

- отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью, экологической деятельности.

17 часов (1 час в неделю)

            Введение (1 часа) Что изучает экологическое краеведение? Урок № 1

Основы экологии и рационального природопользования. Экологический мониторинг. Краеведение как направление изучения истории, культуры и природы родного края. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Организм и окружающая среда. Значение естественнонаучных знаний в жизни человека. Значение знаний истории, культуры и природы родного края.

Общая характеристика территории Воронежской области (2 часа)

История образования Воронежской области. Географическое положение области. Наземные естественные и искусственные экосистемы.

Воронежская область на карте Урок№ 2

Почему наш край – край лесов и степей Урок №6


Водные ресурсы области (3 часа)

Водные ресурсы Воронежской области. Экосистемы местных водоёмов. Экосистемы местных водоёмов. Экологическое состояние малых рек.

С голубого ручейка. Урок№7 Роль родников в природе.

Река, река… Урок № 8 Главные реки района и области.

Водоёмы созданные человеком Урок № 11


Почвенные ресурсы Воронежской области (3 часа)

Земля под ногами Почвенные ресурсы Урок № 12

Воронежские Дивы Урок № 13

Путешествие в глубь веков. Урок 14

Месторождения Воронежской области. Нерудное сырьё. Металлорудные ресурсы. Развитие никелевой промышленности. О никеле в Воронежской области

Экологический практикум:

Исследование почвенного покрова территории школы.

Растительные сообщества и животные края ( 4 часа)

Особенности дубрав и боров. Растительность и животный мир.

Значение заказников и заповедников Воронежского края, геологические и ландшафтные памятники природы.


Особенности дубрав и боров. Растительность и животный мир.

Природа Подонья Урок №15

Животные нашего края Урок № 19

Заповедные места Урок № 21

Каменная степь урок № 23

Атмосфера Воронежской области (1 часа)

Воздушная оболочка Земли. Атмосфера Воронежской области.

Экологический практикум:

Выявление причин загрязнения воздуха своей местности.

Составление плана мероприятий по озеленению территории.

Культурное наследие края ( 1 час)

Уникальные природные объекты. Рекреационные зоны и туристические маршруты Воронежской области. Занимательная топонимика. Экскурсия в районный краеведческий музей.

Урок № 29

«Природа ждёт твоей помощи» (1 час)

Фестиваль творческих идей:

-«Из отходов – в доходы»;

-«Вторая жизнь ненужных вещей»;

- «Чистая Земля»;

-«Природа ждёт твоей помощи».

Понятие об общественно-полезной деятельности. Участие в мероприятиях по благоустройству территории школы. Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности

Подведение итогов.1 час

Встреча эрудитов Урок № 34



Календарно- тематическое планирование



п/п

Дата

проведения

Тема урока

Элементы содержания. Характеристика основных видов деятельности

Д\З

1

.

            Введение (1 часа) Что изучает экологическое краеведение? Урок № 1

Знакомство с понятиями «экология», «рациональное природопользование». Отработка навыков работы с различными источниками информации.

Урок № 1




Общая характеристика территории Воронежской области (2 часа


2


Воронежская область на карте Урок№ 2



Знакомство с естественными и искусственными экосистемами, характерными для местности. Влияние человека на экосистемы.

Презентация

Урок № 2


3


Почему наш край – край лесов и степей Урок №6



Урок №6




Водные ресурсы Воронежской области 3 часа


4


С голубого ручейка. Урок№7

Изучение поверхностного водного фонда области, который представлен реками, озёрами, прудами и водохранилищами.

Урок №7

5


Река, река… Урок № 8

Главные реки района и области

Урок № 8

6


Водоёмы созданные человеком Урок № 11


Обучение навыкам экологического исследования. Определение доступных характеристик воды местного водоёма.

Урок № 11



Почвенные ресурсы Воронежской области (3 часа)



7


Земля под ногами. Почвенные ресурсы

Урок № 12


Минерально-сырьевая база Воронежской области. Нерудное сырьё: песок, глина, мел, гранит, цементное сырье, охра, известняк, песчаник.

Урок № 12


8


Воронежские Дивы. Урок № 13


Изучение материала Интернет-ресурсов.

Урок № 13

9


Путешествие в глубь веков. Урок № 14


Умение использовать различные источникиинформации для объяснения природных явлений. Исследование почвенного покрова территории школы.

Урок № 14




Растительные сообщества и животные края ( 4 часа)



10


Природа Подонья.

Урок №15


Особенности дубрав и боров. Растительность и животный мир.


Урок №15


11


Животные нашего края

Урок № 19


Приводить примеры взаимодействия живых организмов в природном сообществе.

Урок № 19


12


Заповедные места Урок № 21


Уметь приводить названия растений степей и лесостепей


13


Каменная степь урок № 23


Уметь делать анализ влияния лесозащитных насаждений на почвенный покров.




Атмосфера Воронежской области.(1 час)


14


Атмосфера Воронежской области. Выявление причин загрязнения воздуха своей местности

Состав и строение атмосферы

Причина загрязнения - работа предприятий по производству транспортных средств, машиностроения и оборудования, теплоэнергетики, химической промышленности Экологический практикум.




Культурное наследие края ( 1 час)


15


Занимательная топонимика. Экскурсия в районный краеведческий музей.

Урок № 29


История происхождения названий населённых пунктов области, рек, озёр и т.п.. Работа с различными источниками информации. Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю.




«Природа ждёт твоей помощи» (1 час)


16


Вторая жизнь ненужных вещей.


Урок практикум. Фестиваль творческих идей Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья




Подведение итогов (1 час)


17


Встреча эрудитов Урок № 34


















Учебно-методический комплект:


Л. В. Дорогань Учебное пособие «Экологическое краеведение», ВОИПКиПРО Воронеж 2007г.

Л. В. Дорогань «Экологическое краеведение». Методические рекомендации. ВОИПКиПРО, Воронеж 2007 г.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!