Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Принято на заседании педагогического совета Председатель ____________/________________/ Протокол № _____ от «____»______20____г. | Утверждено и введено в действие Директор ____/Жарких М.В./ Приказ № ______ от «___»__________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
кружок «Экожурналистика»
направление: естественно научное год обучения: 2021-2022 форма обучения: очная возраст обучающихся: 11-12 лет срок реализации: 1 год | Автор-составитель: Курбатова Г.Н., педагог дополнительного образования |
п. Колонтаевка, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р;
Устав МБОУ «Колонтаевская СОШ».
Направление: естественнонаучное.
Уровень освоения: базовый.
Новизна программы:
Новизна программы заключается в интеграции областей – экологии и журналистики. Более того, программа ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский яфзык, история и предметам естественного цикла. В своюд оычередь, обучение по данной программе не только значительно расширяет объем знаний по основам учебных предметов, но и дает запас сведений по краеведению, экологии, социологии, журналистике, необходимых для успешной любой профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
Актуальность программы:
В современном мире возникает потребность в глубоком осмыслении экологических проблем, поиске путей их решения. Специфика данной Программы предполагает, помимо необходимых знаний и умений, развитие способностей к целостному и индивидуальному видению жизненных реалий, преобразуя его в творческий продукт. Так, в процессе освоения содержания Программы осуществляется формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Процесс формирования УУД является целенаправленным и системным: он определяет акценты в отборе содержания, методов и форм организации образовательной деятельности.
Занятия по данной программе помогут обучающимся быстро адаптироваться в окружающем мире, где довольно остро стоят проблемы сохранения жизни на Земле и где разносторонней организаторской деятельностью по восстановлению гармонии окружающего мира является экологическая информация.
Педагогическая целесообразность программы:
Педагогическая целесообразность программы связана с познавательно- творческим развитием личности. Тексты, написанные в разных жанрах, выпускаемая обучающимися пресса, всё это даёт возможность определиться в
сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя в общественном мнении, поможет выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Занятия по Программе помогут обучающимся выработать собственную систему ценностей и адекватные ответные реакции на экологические проблемы современности посредством слова, своего журналистского мастерства. Методическую основу Программы составляет сочетание педагогических технологий, обеспечивающих расширение позитивного экологического опыта ученика и навыков информационно-коммуникативной культуры для становления его нравственно-экологической позиции.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью Программы является внесение дидактического материала экологической направленности. На практических занятиях обучающиеся получат возможность поучиться мастерству слова у таких известных авторов текстов природоохранной тематики, как К. Паустовский, В. Песков, М. Пришвин и других. Содержание Программы ориентировано на работу обучающихся с экземплярами номеров детских СМИ экологической направленности. Анализ «зелёных» СМИ, обращение к ним на занятиях не только станет для ребят «окном в мир», но и будет способствовать формированию их жизненных идеалов и ценностей. Особенностью Программы также является ее прикладной характер: занятия направлены на создание условий для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального и нравственного совершенствования; формирование медиакультуры в профильной ориентации обучающихся.
Цель программы: формирование медиакультуры обучающихся для решения экологических и нравственных проблем, а также творческой самореализации и профессиональной ориентации личности через занятия экожурналистикой.
Задачи программы
Обучающие:
формировать знания об истории журналистики, этапах её развития, принципах и особенностях журналистской деятельности;
формировать знания по основам журналистского творчества;
формировать основы экологических знаний, способствовать выработке природоохранного мышления;
формировать навыки журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
формировать практические навыки создания печатного издания.
Развивающие:
формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
развивать культуру общения с миром средств массовой информации, потребность в повышении информированности.
Воспитательные:
способствовать формированию навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
формировать чувство ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье;
воспитывать культуру поведения и речи.
Возраст обучающихся: 11-12 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы деятельности: групповая, по подгруппам, индивидуально- групповая. Занятия проводятся в форме творческих мастерских, лекций, презентаций и эвристических бесед по темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач, а также сбор информации путём наблюдений, обобщений, бесед и интервью. Практическая работа по созданию собственных материалов обеспечивает прочное усвоение и закрепление знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята пишут тексты в разных газетных жанрах, самостоятельно делают вёрстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, ролевых и деловых играх,
дискуссиях, в групповом проектировании. Чтобы приобретённые умения, знания и навыки были постоянно активированы, предусматривается их практическое применение и во время каникул: экскурсии по памятным и историческим местам родного края, походы по экологическим тропам, участие в социально значимых мероприятиях с последующим отражением этих событий в публицистическом материале.
Планируемые результаты
Планируемым результатом обучения будет освоение как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков, а также формирование у обучающихся ключевых компетенций – когнитивной, коммуникативной, информационной, социальной, креативной, ценностно - смысловой, личностного самосовершенствования.
В результате освоения программы, обучающиеся должны достигнуть следующей подготовленности:
Знать:
основные экологические законы;
особенности современной экологической печати;
детские экологические СМИ, их рубрики;
творчество русских писателей и журналистов об экологических проблемах современности;
требования к экологическим текстам;
художественно-техническое оформление издания;
основные законы редактирования и требования к журналистскому материалу.
Уметь:
самостоятельно отыскивать, отбирать, анализировать и использовать полученную информацию;
писать тексты в любом жанре журналистики на экологические темы;
редактировать и править тексты;
самостоятельно выпускать издание объединения;
работать в коллективе по созданию газеты, журнала;
проводить благотворительные и экологические акции.
Владеть:
- экологическими терминами;
умением перенести журналистские знания в область экологических и социальных;
навыками проведения благотворительных и экологических акций;
приёмами написания разножанровых текстов;
основными реквизитами хорошего стиля.
Механизм оценки результатов деятельности довольно гибок. Главным достижением является подготовленный и опубликованный в периодической печати материал, самостоятельно выпущенное издание (альманах
«Экожурнал» и пр.). Но основными способами определения результативности реализации Программы являются диагностики уровня сформированности компетентностей, которые проводятся три раза в каждом учебном году. Это стартовый контроль (сентябрь), промежуточный (конец I полугодия) и итоговый (конец учебного года). Диагностика может проводиться в виде тестирования, в виде выполнения заданий и упражнений экологической направленности; в виде защиты творческих работ и проектов.
Программа предусматривает также текущий контроль по отдельным разделам и темам программы. Способами проверки сформированности компетентностей каждого обучающегося является анализ выполнения им творческих работ, результаты конкурсов, защиты творческих проектов и так далее.
Предметные | Овладение приемами поиска и обработки информации; Знакомство с основными датами календаря, Дней защиты от экологической опасности; Овладение основными компьютерными программами для создания и показа презентации. |
Личностные | Сформируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности. |
Метапредметные | Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
Формы подведения итогов реализации программы: контрольные задания и упражнения по разделам и темам; индивидуальные творческие задания; опрос по опорным блокам; выпуск тематических страничек альманаха объединения; конкурсы журналистского мастерства; решение проблемных ситуаций об экологическом состоянии окружающей среды и отражение их в периодической печати; анализ ведения дневников экожурналиста; участие в конкурсах по направлению.
К концу первого года обучения по программе обучающиеся достигнут следующей подготовленности:
будут знать:
этапы развития журналистики;
методы сбора информации;
экологические проблемы родного края;
основы профессиональной культуры журналиста;
особенности и различия жанров публицистики;
ключевые понятия журналистики;
ключевые понятия экопрессы;
правила поведения в природе;
-основы здорового образа жизни;
будут уметь:
отыскивать информацию в различных источниках;
писать тексты в информационном, художественно-публицистическом жанрах;
находить точки соприкосновения средств массовой информации и экологии;
наблюдать за природными объектами;
самостоятельно работать над темой и идеей текста;
анализировать творчество известных экологических журналистов;
общаться в коллективе;
грамотно задавать вопросы в ходе беседы и интервью;
духовно и интеллектуально развиваться;
вести здоровый образ жизни.
будут владеть:
навыками поиска информации;
-приёмами написания текста в простейших жанрах;
-методами ведения беседы и интервью;
основами этики экологического журналиста;
навыками общения в коллективе;
пользоваться дневником журналиста;
навыками правки своего текста.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в образовательную программу. 1ч.
Теория. Вводное занятие. Ознакомление с программой. Журналистика как профессия и общественная деятельность.
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Раздел 2. История журналистики. 3 ч.
Теория. Этика журналиста. Виды и типы СМИ. Влияние профессии на здоровье.
Практика. Журналистика и литература. Этимология слов «газета и журнал».
Раздел 3. Этапы возникновения журналистики. 6ч.
Практика. Период пражурналистики. Рукописные издания. Изготовление «древних газет».
Теория. На чем писали в древности. Понятия «остракон», «альбумс». Второй этап. Папирус, пергамент, береста. Изобретение печатного станка. Третий этап. История русской рукописной газеты «Куранты». Печатная газета «Ведомости» четвертый этап. Рассвет журналистики. Частные журналы.
Практика. Электронные СМИ. Экологические Интернет-издания.
Раздел 4. Из истории детской прессы.10ч.
Теория. Особенности периодических изданий для детей и подростков. Первые детские издания Европы и России.
Практика. Современные детские СМИ. Требования СЭС к детским изданиям. Экология бумаги. Школьные издания.
Теория. Знакомство с современными детскими СМИ, особенности: информационные, развлекательные, литературно-художественные, экологические, церковные.
Практика. Экскурсия в литературный музей. Краткий обзор районных и региональных газет. Понятие дайджеста. Составление дайджеста. Что собирают газетофилы?
Теория. Знакомство с законами о СМИ. Закон «Об окружающей природной среде». Классификация СМИ: радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика.
Практика. Итоговое занятие по разделам. Посвящение в юнкоры.
Раздел 5. Основы журналистики. 16 ч.
Теория. Жанровое своеобразие – залог читаемой, интересной газеты. Античный театр как предтеча жанров журналистики.
Практика. Написание текста на тему: «Цветы в нашей жизни».
Теория. Принципы деления на жанры. Информационные, аналитические, художественно-публицистические. Основные черты новости. Типы информации..
Практика. Техническое оснащение юнкора. Собирание школьных новостей.
Теория. Что такое заметка и ее основные черты. Что такое репортаж, его признаки.
Практика. Работа с техническими средствами. Фоторепортаж.
Теория. Что такое интервью. Его признаки. Типы и виды интервью.
Практика. Проведение учебных интервью на экскурсии.
Теория. Понятие о жанрах рецензии и корреспонденции, их видах и признаках. Что такое статья. Виды статей. Работа с изданиями. Приемы написания статей.
Практика. Что такое очерк. Его основные черты. Работа над очерками известных писателей и журналистов. В.Песков. что такое зарисовка. Ее основные черты. Путевые зарисовки.
Теория. Что такое эссе. Правила написания и особенности жанра.
Практика. Итоговое занятие. Конкурс юнкоров: «С легким жанром!»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы занятия | Общее кол-во часов | Из низ |
теория | практика |
Раздел 1. Введение в образовательную программу | 1 | 1 | |
1 | Ознакомление с программой. Журналистика как профессия и общественная деятельность | | 1 | |
Раздел 2. История журналистики | 3 | 2 | 1 |
2 | Этика журналиста | | 1 | |
3 | Виды и типы СМИ. Влияние профессии на здоровье | | 1 | |
4 | Журналистика и литература. Этимология слов «газета и журнал» | | | 1 |
Раздел 3. Этапы возникновения журналистики | 6 | 4 | 2 |
5 | Период пражурналистики. Рукописные издания. Изготовление «древних газет» | | | 1 |
6 | На чем писали в древности. Понятия «остракон», «альбумс» | | 1 | |
7 | Второй этап. Папирус, пергамент, береста. Изобретение печатного станка | | 1 | |
8 | Третий этап. История русской рукописной газеты «Куранты». Печатная газета «Ведомости» | | 1 | |
9 | Четвертый этап. Рассвет журналистики. Частные журналы | | 1 | |
10 | Электронные СМИ. Экологические Интернет-издания | | | 1 |
Раздел 4. Из истории детской прессы | 10 | 4 | 6 |
11 | Особенности периодических изданий для детей и подростков. Первые детские издания Европы и России | | 1 | |
12 | Современные детские СМИ. Требования СЭС к детским изданиям. Экология бумаги. Школьные издания | | | 1 |
13 | Знакомство с современными детскими СМИ. Особенности. Информационные, развлекательные, литературно-художественные, экологические, церковные | | 1 | |
14 | Экскурсия в литературный музей | | | 1 |
15 | Краткий обзор районных и региональных газет и журналов | | | 1 |
16 | Понятие дайджеста. Составление дайджеста. Что собирают газетофилы? | | | 1 |
17 | Знакомство с законами о СМИ. Закон «Об окружающей природной среде» | | 1 | |
18 | Классификация СМИ: радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика | | 1 | |
19 | Итоговое занятие по разделам | | | 1 |
20 | Посвящение в юнкоры | | | 1 |
Раздел 5. Основы журналистики | 16 | 9 | 7 |
21 | Жанровое своеобразие – залог читаемой, интересной газеты. Античный театр как предтеча жанров журналистики | | 1 | |
22 | Написание текста на тему: «Цветы в нашей жизни» | | | 1 |
23 | Принципы деления на жанры. Информационные, аналитические, художественно-публицистические | | 1 | |
24 | Основные черты новости. Типы информации | | 1 | |
25 | Техническое оснащение юнкора. Собирание школьных новостей | | | 1 |
26 | Что такое заметка и ее основные черты | | 1 | |
27 | Что такое репортаж, его признаки | | 1 | |
28 | Работа с техническими средствами. Фоторепортаж | | | 1 |
29 | Что такое интервью. Его признаки. Типы и виды интервью. | | 1 | |
30 | Проведение учебных интервью на экскурсии | | | 1 |
31 | Понятие о жанрах рецензии и корреспонденции, их видах и признаках | | 1 | |
32 | Что такое статья. Виды статей. Работа с изданиями. Приемы написания статей | | 1 | |
33 | Что такое очерк. Его основные черты. Работа над очерками известных писателей и журналистов. В.Песков | | | 1 |
34 | Что такое зарисовка. Ее основные черты. Путевые зарисовки | | | 1 |
35 | Что такое эссе. Правила написания и особенности жанра | | 1 | |
36 | Итоговое – занятие. Конкурс юнкоров: «С легким жанром!» | | | 1 |
Мониторинг результатов
В начале учебного года осуществляется входной контрольно для определения уровня развития детей и их творческих способностей.
Промежуточный мониторинг проводится ежегодно по итогам каждого полугодия.
Формы аттестации (контроля): анкетирование, тестирование.
Итоговая аттестация проводится после освоения программы.
Формы аттестации – защита проектов, исследовательских работ, итоговая конференция, выставка, конкурс, круглый стол, тестирование, анкетирование.
Цель диагностики: проследить динамику развития и рост мастерства учащихся. Одним из показателей результативности является участие подростков в выставках, конкурсах, конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровней.
Уровни освоения программы обучающимися:
Высокий уровень: учащиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают со специальной литературой. Владеют умениями и навыками исследовательской деятельности. Принимают активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Средний уровень: учащиеся владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую работу под наблюдением педагога. Могут проводить опыты под руководством педагога, готовят рефераты по теме занятия. Принимают участие в выставках, мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях, проводимых в рамках образовательного учреждения.
Низкий уровень: учащиеся плохо владеют учебным материалом, выполняют практическую работу непосредственно под руководством педагога. Не умеют самостоятельно работать с литературными источниками, готовить сообщения. Принимают участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках образовательного учреждения.
Оценочные материалы
Диагностика личностного роста учащихся.
Цель программы предполагает выход на личностный образовательный результат. Исходя из этого, в системе оценки качества освоения содержания программы, первоочередной является диагностика личностного роста учащихся. Выявление и анализ полученных результатов по данному направлению следует проводить 2 раза в год – на этапе входного контроля и итоговой аттестации по окончании учебного года.
Диагностика личностного роста школьников (разработана П.В.Степановым, Д.В.Григорьевым, И.В.Кулешовой). Приложение 1.
Диагностика уровней нравственной воспитанности подростка (составитель Семенова Е.А.) Приложение 2.
Выявление уровней освоения учащимися содержания программы.
Выявление и анализ результатов по этому направлению осуществляется по окончании изучения каждого модуля (информационная карта освоения учащимися модуля, карта самооценки и экспертной оценки педапгом компетентности учащегося), а также на этапе промежуточной и итоговой аттестации (информационная карта результатов участия подростков в конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня).
Материально-техническое обеспечение
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности. Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Форма – очная.
9