Программа элективного курса «Секреты пунктуации» - новая модель современного школьного курса для учащихся 9 классов. Рассчитана на 35ч. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий этого курса
позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.
Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной - иллюстративный материал.
Типы предложений.
Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
Главные члены предложения.
Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.
Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.
Второстепенные члены предложения.
Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).
Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).
Обособленные второстепенные члены предложения.
Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления.
Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.
Ключевые слова и выражения : смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.
Уточняющие члены предложения.
Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.
Ключевые слова и выражения: особая интонация, конкретная информация.
Слова, не являющиеся членами предложения.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).
Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.
Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.
№ | Название тем | Всего часов | Формы и методы обучения | Форма контроля |
Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч) |
1 | Введение. Всемогущий синтаксис | 1 | Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем | Устный опрос. Взаимопроверка |
2 | Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов | 1 | Беседа. Игра «Что? Где? Когда?» | Нахождение алгоритма «восстановления строки» |
3, 4 | Слова. Сочетания слов. Словосочетания | 2 | Сообщения учащихся. Создание проектов по темам | Индивидуальная работа. Составление рассказа |
Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч) |
5 | Согласование | 1 | Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа | Словарная работа. Конструирование предложений |
6 | Управление | 1 | Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа | Нахождение алгоритма «расшифровки записи» |
7 | Примыкание | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи | Формулирование принципа группировки словосочетаний |
8,9 | Основные виды подчинения | 2 | Семинар. Работа в группах. Практическая работа | Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему |
| Раздел III. Простое предложение (15 ч) |
10 | Типы предложений. Общие сведения | 1 | Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа | Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами |
11, 12 | Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим | 2 | Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме | Рассказ о спорте. Изложение |
13 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы | Игра «Будь внимателен!» |
14-15 | Второстепенные члены предложения | 2 | Семинар. Работа в группах по заданной программе | Письменный ответ на вопрос |
16-17 | Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений | 2 | Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала | Дополни ответ товарища... Игра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?» |
18 | Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений | 1 | Сообщения учащихся. Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами | Устный опрос. Работа с текстом |
19 | Однородные члены предложения и их добрососедские отношения | 2 | Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах | Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса» |
21- 22 | Обособление второстепенных членов предложения | 2 | Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарем | Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений |
23-24 | Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения) | 2 | Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать» | Взаимопроверка и взаимоконтроль |
Раздел IV. Сложные предложения (4 ч) |
25-26 | Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов | 2 | Сообщения учащихся. Составление таблицы «Вицы сложных предложений». Редактирование стилистических текстов | Рассказ на лингвисгическую тему. Ззаимопроверка и взаимоконтроль |
27-28 | «Простое предложение» | 2 | Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к синтаксическому лото. Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц | Игра «Все о простом предложении» |
Раздел V. Пунктуация (5 ч) |
29 | Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации | 1 | Семинар. Работа с учебниками разных программ. Составление вопросов для устного журнала | Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного учебника» |
30-31 | Все о предложении... (или почти все) | 2 | Сообщения учащихся. Устный журнал | Игровой рассказ |
32-33 | Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение» | 2 | | Определение победителей в 3-х номинациях |
34 -35 | Обобщение знаний | 2 | | |