СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа электива по русскому языку "Секреты пунктуации". 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа электива по русскому языку "Секреты пунктуации". 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа электива по русскому языку "Секреты пунктуации". 9 класс»

СЕКРЕТЫ ПУНКТУАЦИИ

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Секреты пунктуации» - новая модель современного школьного курса для учащихся 9 классов. Рассчитана на 35ч. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложе­ния.

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • вопросы и задания занимательного характера.

Цель : способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена уп­ражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

  • при изучении главных членов предложения - выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; под­готовить учащихся к редактированию и составлению связных тек­стов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (высту­пать в роли существительного);

  • при изучении второстепенных членов предложения - ус­воить синтаксические отношения между словами, развивать навы­ки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; вос­станавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

  • при изучении односоставных предложений - определять структурно-семантические различия односоставных и двусостав­ных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при си­нонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленно­сти, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреб­лять разные виды односоставных предложений;

  • при изучении однородных членов предложения - усили­вать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, по­вторять союзы для выделения каждого однородного члена, упот­реблять однородные члены попарно;

  • при изучении обращений - использовать разновидности об­ращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

  • при изучении вводных конструкций - употреблять ввод­ные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово мо­жет быть то членом предложения, то вводным;

  • при изучении обособленных членов предложения - выяв­лять особую выразительность обособленных второстепенных чле­нов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синони­мичные конструкции;

  • при изучении сложных предложений - акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказы­вания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить си­нонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием вы­сказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

В предлагаемой системе заданий намечается решение сле­дующих задач:

  • обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

  • развитие интонационно выразительной речи;

  • активизация всех видов деятельности, связанная с совер­шенствованием устной и письменной речи;

  • проведение стилистического эксперимента (конструирова­ние стилистических вариантов и установление их взаимозаменяе­мости);

- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления.
Использование системы упражнений и заданий этого курса

позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтакси­ческих категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает после­довательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного на­блюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серь­езными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся язы­кового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной - иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лин­гвистический и занимательный материал;

  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мас­теров культуры;

  • находить различия между предметной, понятийной и сино­нимической близостью предложений (и помнить, что они не озна­чают тождества);

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собст­венной речи;

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ (4 ч). Введение. Всемогущий синтаксис. Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

  • Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя пре­вратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значе­ние паузы.

  • Ключевые слова и выражения варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предло­жения. От интонации меняется смысл предложения.

  • Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

  • Различие слова и словосочетания на слух. Условия превра­щения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лек­сическое значение словосочетаний. Грамматическое значение сло­восочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит

  • лексическая сочетаемость слов.

  • Ключевые слова и выражения: стилистический прием - олицетворение. Художественно целесообразный.

Раздел П. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ (5 ч)

  • Согласование.

  • Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.

  • Управление.

  • Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятель­ственные отношения. Средства связи при управлении. Определи­тельные отношения при управлении.

  • Примыкание.

  • Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксиче­ские отношения. Сближение примыкания и управления.

  • Ключевые слова и выражения: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие глав­ных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосоче­тания. Единый компонент.

Раздел III. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)

  • Типы предложений.

  • Односоставные, двусоставные, полные, неполные, опреде­ленно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, без­личные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Раз­новидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

  • Ключевые слова и выражения: структура предло­жения. Разграничение предложений. Разграничение простых предло­жений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

  • Главные члены предложения.

  • Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

  • Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуе­мые. Тесное содружество.

  • Второстепенные члены предложения.

  • Значение второстепенных членов предложения. Определи­тельные отношения. Определения особого рода (приложения).

  • Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).

  • Обособленные второстепенные члены предложения.

  • Обособление. Отличие обособленных членов от необособ­ленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделе­нию второстепенных членов. Случаи обязательного обособления.

  • Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в тек­стах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

  • Ключевые слова и выражения : смысловое подчер­кивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособ­ления. Частные условия обособления обстоятельств.

  • Уточняющие члены предложения.

  • Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

  • Ключевые слова и выражения: особая интонация, конкретная информация.

  • Слова, не являющиеся членами предложения.

  • Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

  • Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

  • Ключевые слова и выражения: своеобразные син­таксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Р а з д е л IV. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч)

  • Сложные предложения.

  • Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

  • Ключевые слова и выражения: смысловая ем­кость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

Разделу. ПУНКТУАЦИЯ (5 ч)

  • Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

  • Группы знаков препинания по их функции. Многофункцио­нальность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

  • Ключевые слова и выражения: многофункцио­нальность. Особые речевые ситуации.






Название тем

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)




1


Введение. Всемогущий синтаксис


1

Практическая работа. Со­ставление предложений. Ра­бота со словарем

Устный опрос. Взаимопроверка


2


Интонация, ло­гическое ударение, паузы, порядок слов

1

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алго­ритма «восстановле­ния строки»


3, 4

Слова. Сочета­ния слов. Сло­восочетания

2

Сообщения учащихся. Создание проектов по темам

Индивидуальная работа. Составле­ние рассказа

Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)


5


Согласование

1

Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Словарная работа. Конструирование

предложений



6


Управление

1

Беседа с привлечением сооб­щений учащихся. Графиче­ское обозначение связи. Практическая работа

Нахождение алго­ритма «расшифровки записи»


7


Примыкание

1

Беседа. Сообщения учащих­ся. Графическое обозначе­ние связи

Формулирование принципа группиров­ки словосочетаний


8,9


Основные виды подчинения

2

Семинар. Работа в группах. Практическая работа

Составление табли­цы. Решение задач на лингвистическую тему


Раздел III. Простое предложение (15 ч)


10


Типы предложе­ний. Общие сведения

1

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа


Сочинение-миниа­тюра. Индивидуаль­ная работа с последующими выводами

11, 12

Подлежащее и сказуемое. Согласование ска­зуемого с подлежащим

2

Беседа. Практическая рабо­та. Составление вопросов и заданий к теме

Рассказ о спорте. Изложение

13

Нераспростра­ненные и распространенные предложения

1

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с кар­тинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы

Игра «Будь внимате­лен!»

14-15

Второстепенные члены предло­жения

2

Семинар. Работа в группах по заданной программе

Письменный ответ на вопрос

16-17

Односоставные предложения. Синонимия од­носоставных предложений

2

Практикум. Сообщения уча­щихся с использованием специально подобранного материала

Дополни ответ това­рища... Игра «Свое предложение». Рас­сказ «Кто лучше?»

18

Неполные пред­ложения. Коммуникативная целесообраз­ность использо­вания неполных предложений

1

Сообщения учащихся. Наблюдение текста художе­ственной литературы с по­следующими выводами

Устный опрос. Рабо­та с текстом

19

Однородные члены предло­жения и их доб­рососедские от­ношения

2

Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

21-

22

Обособление второстепенных членов предло­жения

2

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюде­ние поэтического текста. Ра­бота со словарем

Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений

23-24

Слова, не яв­ляющиеся чле­нами предложе­ния (вводные слова, предло­жения и обраще­ния)

2

Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать»

Взаимопроверка и взаимоконтроль


Раздел IV. Сложные предложения (4 ч)

25-26

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, стру­ктуры и функ­ций. Синонимия предложений разных видов

2

Сообщения учащихся. Составление таблицы «Ви­цы сложных предложений». Редактирование стилисти­ческих текстов

Рассказ на лингвисгическую тему. Ззаимопроверка и взаимоконтроль

27-28

«Простое пред­ложение»

2

Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к син­таксическому лото. Выбор предложений для синтакси­ческого лото. Подготовка определений для таблиц

Игра «Все о простом предложении»


Раздел V. Пунктуация (5 ч)

29

Немного о пунк­туации. Трудные случаи пунктуа­ции

1

Семинар. Работа с учебни­ками разных программ. Со­ставление вопросов для устного журнала

Рекомендации «По­ложительные и от­рицательные сторо­ны данного учебни­ка»

30-31

Все о предложе­нии... (или поч­ти все)

2

Сообщения учащихся. Уст­ный журнал

Игровой рассказ

32-33

Лингвистиче­ский карнавал «Это непростое простое предло­жение»

2


Определение побе­дителей в 3-х номи­нациях

34 -35


Обобщение зна­ний

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!