СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы истории» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), расчитана на 2 года обучения.

Данный элективный курс является дополнением к курсу истории в 10-11 классах, изучаемом на профильном уровне. Он предназначен для учащихся 10 и 11 классов и представляет собой комплекс занятий по закреплению тем, изучаемых в 10 классе, которые представляют наибольшую сложность в усвоении, по отработке предметных умений и навыков повышенного уровня сложности, необходимых для успешной сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории. Курс расширяет и углубляет знания, получаемые обучающимися в процессе изучения истории, призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по истории России с древнейших времен.

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса. Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, и является дополнением к профильной программе по истории России для 10-11 классов.

В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому в рамках каждого модульного блока, учащиеся выполняют задания первой и второй части ЕГЭ по истории. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в различных источниках.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по истории России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы истории России»»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Самарской области‌‌

Администрация городского округа Тольятти‌

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа № 43 имени Героя Советского Союза Д.Н. Голосова»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО общественных дисциплин

Пашкова О.Б.

Протокол № 1 от 28.08.2023

СОГЛАСОВАНО

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2023


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБУ «Школа № 43»

________________________

И.С. Сергеева

Приказ № 265 от 29.08.2023



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Актуальные вопросы истории России»

(указать учебный предмет, курс)


Уровень образования: среднее общее образование

Уровень программы: основная общеобразовательная программа

Срок реализации: 2 года














г.о. Тольятти, 2023




Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы истории» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).

Рабочая программа по элективному курсу составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями)

  2. Федеральной рабочей программой среднего общего образования «История» (углубленный уровень) для 10-11 классов образовательных организаций. М.2023.

  3. Учебным планом МБУ «Школа № 43»

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Данный элективный курс является дополнением к курсу истории в 10-11 классах, изучаемом на профильном уровне. Он предназначен для учащихся 10 и 11 классов и представляет собой комплекс занятий по закреплению тем, изучаемых в 10 классе, которые представляют наибольшую сложность в усвоении, по отработке предметных умений и навыков повышенного уровня сложности, необходимых для успешной сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории. Курс расширяет и углубляет знания, получаемые обучающимися в процессе изучения истории, призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по истории России с древнейших времен.

Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса. Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, и является дополнением к профильной программе по истории России для 10-11 классов.

В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому в рамках каждого модульного блока, учащиеся выполняют задания первой и второй части ЕГЭ по истории. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в различных источниках.

Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся по истории России.

Задачи курса:

  1. Углубление и расширение знаний учащихся по курсу истории России;

  2. Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий КИМ ЕГЭ;

  3. Отработка отдельных тем программы по истории в виде письменных тестовых работ;

  4. Адаптация учащихся к различным формам тестовых работ.

Планируемые результаты.

Учащиеся в результате изучения программы элективного курса должны

усвоить:
  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины, понятия, исторические личности.

уметь:
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место, обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и историческими терминами, понятиями;

  • называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте исторические термины и понятия.

Реализация программы предполагает следующие формы и приемы работы:

  • лекции с последующим осуждением;

  • беседы;

  • практические занятия;

  • анализ альтернативных ситуаций;

  • выполнение работ по заданному алгоритму;

  • решение задач различной степени сложности.

Система оценивания и формы контроля: на протяжении всего курса обучения учащиеся

выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа в формате ЕГЭ в рамках определенной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.

Предполагаемые результаты изучения курса:

  • систематизация и обобщение учащимися знаний по курсу истории России;

  • успешное выполнение заданий различных типов и уровней сложности;

  • успешная сдача ЕГЭ.

Курс рассчитан для учащихся 10 и 11 классов в количестве 68 часов. 10 класс

– 34 часа и 11 класс – 34 часа; 1 час в неделю.

Содержание курса

10 класс

Введение. (2 часа)

Общая характеристика особенности КИМов по истории, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ.

Тема 1. История России с древнейших времен до конца XIII в. (10 часов)

Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтскими племенами. Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян: пашенное земледелие (подсечно-огневая система, перелог), скотоводство, рыболовство, охота, бортничество. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.

Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова

«Русь». Начало династии Рюриковичей. Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятиехристианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Категории населения. Владимир Мономах. Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство. Феодальная раздробленность. Причины распада Древнерусского государства.

Последствия раздробленности. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.

Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо- Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада. Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме. Церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо- татарского ига. «Слово о погибели Русской земли». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ по теме «История России с древнейших времен до конца XIII в.». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме.

Тема 2. История России с начала XIV до начала XVI I вв. (14 часов)

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь. Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода.

«Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III. Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование.

Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов

власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного. Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война. Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия

I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г. Культура России в XIV-XVI вв.

«Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ по теме «История России с начала XIV до конца XVI вв.».

Тема 3. История России XVII века (8 часов)

Первые Романовы. Итоги Смутного времени. Экономическая система в XVII века. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья. Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ по теме «История России в XVII веке».

11 класс

Тема 4. История России XVIII века (8 часов)

Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в. Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна. Кондиции. Бироновщина. Россия при Елизавете Петровне. Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши. Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ по теме «История России XVIII вв.».

Тема 5. История России XIX века (17 часов)

Павел I на троне. Мероприятия Павла I. Переворот 1801 г. Александр I и его

«молодые друзья». Попытки реформ. Деятельность М. М. Сперанского.

Сопротивление консервативных сил. Присоединение Закавказья. Войны с Францией, Турцией и Швецией. Наполеоновская Франция и ее претензии на мировое господство. Тильзитский мир и Континентальная блокада. Рост напряженности между Францией и Россией. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Внутренняя политика Александра I после 1812 г. А. А. Аракчеев. Реакционные меры. Движение декабристов. Выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Оценки движения декабристов в российской исторической науке. Внутренняя политика Николая I. Деятельность Третьего отделения. С. С. Уваров. Теория официальной народности. Разрастание бюрократического аппарата. Кодификация законов. Реформа управления государственной деревней. Начало кризиса николаевской системы. Присоединение к России Кавказа и Кавказская война. Нарастание в общественном сознании протеста против николаевского режима. Славянофилы и западники. Крымская война. Восточный вопрос. Парижский мир. Золотой век русской культуры. Образование и наука. Архитектура и скульптура. Русская живопись. Эпоха освобождения. Историческая необходимость отмены крепостного права. Основные положения реформы. Историческое значение ликвидации крепостнических порядков. Реформы 60—70-х гг. XIX в.

Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в. Международное положение России после Крымской войны. Восстановление прав России на Черном море. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Присоединение Средней Азии к России. Конец «союза трех императоров» и сближение России и Франции. Развитие хозяйства в пореформенной России. Появление новых промышленных центров. Промышленный переворот. Развитие товарно- денежных отношений в сельском хозяйстве. Драма после освобождения. Возникновение народничества. Правительственные репрессии и победа террористического направления. Деятельность М. Т. Лорис-Меликова.

Убийство Александра II. Уроки и просчеты движения народников. На рубеже XIX—XX вв. Промышленный подъем 90-х гг. Положение в деревне. Политическая реакция. Александр III. Внешняя политика России в конце XIX в. Россия в первые годы правления Николая II. Общественное движение 80— 90-х гг. XIX в. Культура России во второй половине XIX в. Просвещение и наука. Архитектура периода эклектики. Живопись эпохи передвижников.

Тема 6. Обобщение курса (4 часа)

Тема 7. Контрольные мероприятия в формате ЕГЭ (5 часов)

Учебно-тематическое планирование 10 класс

№ п.п.

Наименование тем курса

Кол-во

часов

1-2

Введение

2


История России с древнейших времен до конца XIII в.

10

3

Восточные славяне во второй половине первого

тысячелетия. Занятие, общественный строй, верования

1


восточных славян


4

Возникновение государства у славян

1

5

Русь при первых князьях

1

6

Культура древней Руси

1

7

Феодальная раздробленность

1

8

Русские княжества в домонгольский период

1

9

Борьба Руси с иноземными захватчиками

1

10

Культура Руси в XII – XIII веках

1

11-12

Контрольное тестирование по темам раздела

2


История России с начала XIV до начала XVII вв.

14


13-14

Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских

земель.

2


15-16

Политика московских князей в первой половине XV в.

2


17-18

Завершение объединения русских земель и образование

Российского государства

2


19-21

Россия при Иване IV. Расширение территории России в

XVI в. Ливонская война.

3


22-23

Смута

2


24

Культура России в XIV-XVI вв.

1


25-26

Контрольное тестирование по темам раздела

2



История России XVII века

8


27

Первые Романовы

1


28-29

Церковный раскол. Социальные движения в России

2


30-31

Внешняя политика России

2


32

Культура России в XVII веке

1


33-34

Контрольное тестирование по темам раздела

2


Итого


34



11 класс

№ п.п.

Наименование тем курса

Кол- во

часов


История России XVIII века

8

1-2

Россия при Петре I

2

3

Эпоха дворцовых переворотов

1

4-5

Россия при Екатерине II

2

6

Культура России в XVIII веке

1

7-8

Контрольное тестирование по темам раздела

2


История России XIX века

17

9

Внутренняя политика Павла I

1

10-11

Внутренняя и внешняя политика Александра до войны 1812

года

2

12-13

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской

2


армии.


14

Движение декабристов

1

15-16

Россия при Николае I

2

17-18

Россия при Александре II. Эпоха Великих реформ.

Противоречия социального развития

2

19-20

Внешняя политика России при Николае I и Александре II

2

21-22

Россия при Александре III

2

23

Культура народов России в XIX веке

1

24-25

Контрольное тестирование по темам раздела

2



Обобщение курса

4


26-29

Точки зрения историков на проблемные моменты истории

России




Контрольные мероприятия в формате ЕГЭ

5


30-34

Решение заданий второй части теста ЕГЭ, разбор типичных

ошибок



Итого


34



Список используемой литературы.

  1. Кацва Л.А.  История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2018.

  2. В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2022.

  3. Владимирова О.В.история: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». М.:АСТ: Астрель, 2019.

  4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2020,./История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.:АСТ:Астрель,2020.

  5.  В.М.  Кадневский.  История  России  с древнейших  времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2017.

  6.  А.Э. Безносов, Ю.В. Кушнерёва. История. Россия и мир: Тесты.9-11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2019.

  7.  Л.Н. Степанова, Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2019.

  8.  В.М. Кадневский. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2020.

  9.  А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы    курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2021.

  10.  История: Тесты для 11 кл. Варианты  и  ответы  централизованного тестирования. - М.: Центр тестирования ФИПИ, 2020-2021гг.

  11.  А.Б. Драхлер. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2018.

  12. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное   пособие/Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2019.

  13. Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.-М: Школьная пресса. 2023.


6