Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании Согласована МГ учителей - словесников зам. директора по УВР от ___________2017 г. _______/ Стоянова О.Ф Протокол №____ от ____________ 2017 г. Руководитель МГ ________/Шуличенко О. И./ | Принята Утверждаю на педагогическом Директор школы совете от ________2017 г. ___________ /Иванов Е.А./ Протокол №____ Приказ от ___________2017 г. № ______ |
Рабочая программа
элективного курса
«Анализ текста. Теория и практика».
10 КЛАСС
Учитель:
Шуличенко Ольга Ивановна
с. Свердликово
2019 г.
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса по русскому языку составлена на основе:
Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку/ Сборник нормативных документов: Русский язык: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по русскому языку. – М: Дрофа, 2014г.
Учебный план школы на 2019 – 2020 г.
Основанием для составления явилась авторская программа. Русский язык. Элективный курс для 10 класса «Анализ текста. Теория и практика». Под редакцией Л.Д. Беднарской. Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
Комплексный анализ текста. 10 – 11 классы: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений: /А. Б. Малюшкин. М.: ТЦ Сфера, 2016.
Работаем над текстом / Т. Е. Тимошенко. - 2- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.
Козловская Н. В., Сивакова Ю. Н. Русский язык: анализ текста. – СПб.: «САГА»; «Азбука-классика», 2012.
Согласно УП школы на изучение элективного курса по русскому языку в 10 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам процесса получить преставление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного элективного курса.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цель курса – ознакомить обучающихся с величайшими памятниками культуры, литературы, расширить представление обучающихся о жанрах литературы, показать своеобразие и самобытность произведений литературы.
Эта цель обусловливают следующие задачи:
Сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных произведений.
Научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания.
Организовать практическую деятельность обучающихся, развивающую их творческие способности.
Создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению обучающимися различными видами речевой деятельности.
Сформировать навыки и умения анализа и комментирования художественного текста,
Воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить и полностью воспринять художественно-эстетические ценности произведения.
Развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Текст - понятие, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что нужно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Курс « Анализ текста. Теория и практика» направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие обучающихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и обучающихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения. Занятия по спецкурсу проводятся параллельно урокам русского языка.
В основе практических занятий - мастерская творческого письма, комплексный анализ художественного текста. Для успешной реализации деятельности обучающихся важны психологические особенности восприятия художественного слова, поэтому рекомендуются следующие виды деятельности: 1) психологические упражнения со словом; 2) накопление словарного запаса, на основе которого создается текст:, 3) пересказ текста услышанного, прочитанного, его выразительное и исполнительское чтение как результат восприятия и анализа художественного текста.
Важнейшим компонентом методической системы являются методы и формы обучения.
Для достижения поставленных задач выбраны разнообразные формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная, парная, групповая.
В образовательном процессе используются следующие типы уроков:
Урок изучения нового материала;
Урок закрепления знаний;
Повторительно- обобщающий урок;
Урок-практикум;
Урок - контрольная работа;
Комбинированный урок.
Применяются разнообразные формы организации уроков русского языка:
Эффективно внедрение уроков с мультимедийным сопровождением.
Для организации разнообразных форм образовательного процесса в программе используются следующие технологии обучения:
личностно - ориентированное;
Основными формами контроля знаний и умений являются:
Текущий контроль( контроль знаний на уроках и по окончании изучения темы);
Промежуточный контроль( промежуточная аттестация, контрольные работы по итогам полугодий);
Итоговый контроль ( годовая контрольная работа, ЕГЭ).
Основными методами проверки знаний и умений обучающихся по русскому языку являются устный опрос, письменные и тестовые работы.
К письменным формам контроля относятся: словарные диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, изложения и сочинения.
Основными видами контроля являются: фронтальный устный опрос, дифференцированные письменные работы, самостоятельные работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения .
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание
.
Наименование раздела | Требования к уровню подготовки |
Понятие о тексте. Способы выражения темы. Заглавие. Начало и конец текста. Начало и конец текста. | Знать: изученные разделы науки о языке; смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы. Уметь: объяснять роль языка в жизни человека и общества; определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста. |
Синтаксис текста. Предложения в составе текста. Количество и характер предложений в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи. Местоимения и союзы в связующей функции. Именительный представления. Парцеллированные конструкции. | Знать: способы связи предложений в тексте; средства связи смысловых частей текста; лексические средства связи. анализировать структуру и языковые особенности текста. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: адекватно понимать информацию устного сообщения; читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план). |
Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Описание. Языковые средства выражения описания. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе. Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей. Подведение итогов курса. Резервный урок. | Знать: изученные разделы науки о языке; смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы. Уметь: владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). |
Учебно-тематический план
№ | Содержание | Кол-во часов | Лекции | Практика | Формы контроля | Виды контроля |
1-2 | Понятие о тексте. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | Текущий |
3 | Способы выражения темы. | 1 | | 1 | Самостоятельная работа | Текущий |
4-5 | Заглавие. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | Тематический. |
6-7 | Начало и конец текста. | 2 | 2 | | | |
8-9 | Начало и конец текста. | 2 | | 2 | Творческая работа | Текущий |
10-11 | Ключевые(опорные) слова. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | Текущий |
12-13 | Синтаксис текста. Предложения в составе текста. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Тематический |
14-15 | Количество и характер предложений в тексте. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Текущий |
16-17 | Способы связи предложений в тексте. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
18-19 | Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Тематический |
20 | Местоимения и союзы в связующей функции. | 1 | 1 | | | |
21 | Именительный представления. | 1 | 1 | | Самостоятельная работа | Текущий |
22 | Парцеллированные конструкции. | 1 | 1 | | Самостоятельная работа | Тематический |
23 | Понятие о типах речи. Повествование. | 1 | | 1 | Творческая работа | Тематический |
24 | Языковые средства выражения повествования. | 1 | | 1 | Самостоятельная работа | Текущий |
25-26 | Описание. Языковые средства выражения описания. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | Текущий |
27-28 | Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | Текущий |
29-30 | Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Текущий |
31-32 | Тексты разных стилей. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Текущий |
33-34 | Языковое наполнение публицистического и научного стилей. Подведение итогов курса. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа | Текущий |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата проведения | Дата фактического проведения |
1 | Понятие о тексте. | | |
2 | Понятие о тексте. | | |
3 | Способы выражения темы. | | |
4 | Заглавие. | | |
5 | Заглавие. | | |
6 | Начало и конец текста. | | |
7 | Начало и конец текста. | | |
8 | Начало и конец текста. | | |
9 | Начало и конец текста. | | |
10 | Ключевые (опорные) слова. | | |
11 | Ключевые (опорные) слова. | | |
12 | Синтаксис текста. Предложения в составе текста. | | |
13 | Синтаксис текста. Предложения в составе текста. | | |
14 | Количество и характер предложений в тексте. | | |
15 | Количество и характер предложений в тексте | | |
16 | Способы связи предложений в тексте. | | |
17 | Способы связи предложений в тексте. | | |
18 | Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи. | | |
19 | Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи. | | |
20 | Местоимения и союзы в связующей функции. | | |
21 | Именительный представления. | | |
22 | Парцеллированные конструкции. | | |
23 | Понятие о типах речи. Повествование. | | |
24 | Языковые средства выражения повествования. | | |
25 | Описание. Языковые средства выражения описания. | | |
26 | Описание. Языковые средства выражения описания. | | |
27 | Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. | | |
28 | Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. | | |
29 | Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе. | | |
30 | Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе. | | |
31 | Тексты разных стилей. | | |
32 | Тексты разных стилей. | | |
33 | Языковое наполнение публицистического и научного стилей. | | |
34 | Подведение итогов курса. | | |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Для учителя:
Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. - Томск, 2011.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2013.
Беднарская Л.Д. Программа элективного курса “Анализ текста. Теория и практика”. - Журнал “Русский язык в школе” , 2014, №3.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. кл., Москва. ВАКО, 2014.
Жданко С.Д. Русская словесность. - Нижнекамск, 2015.
Для обучающихся:
Бабайцева В.В. Русский язык, 10-11 кл..Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля” - Москва, 2014.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.
Сборник с контрольно-измерительными материалами для подготовки к ЕГЭ.
А. Александров, Б. Александрова “Стилистический анализ текста”.