Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леонтьевская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Ступино Московской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.
на ШМО протокол № 1 Зам. директора по УВР Директор МБОУ
от «___»_______2018 г. «Леонтьевская СОШ»
Руководитель ШМО _________/Карасёва О. В. ______/Алексеев Д. А.
________/Карасёва О. В. «___»____________2018 г. «___»________2018 г.
Рабочая программа
элективного курса
«Биология в вопросах и ответах»
для 10 - 11 классов
Составила: учитель биологии
Карасёва Оксана Владимировна
(первая категория)
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Биология в вопросах и ответах» для учащихся 10 – 11 классов составлена на основе примерной программы среднего общего образования по биологии:
1. Семенцова В.Н. Программы элективных курсов для учащихся общеобразовательных школ. СПб, СМИО Пресс, 2006г. Утверждена РЭС Санкт-Петербурга и допущена к использованию в общеобразовательных учреждениях;
2. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов . Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М.: Дрофа, 2006;
Программа рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов, изучающих биологию на базовом уровне. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя , углубляя и расширяя биологические знания.
Цель: повторить, обобщить, систематизировать и углубить базовые знания по биологии через сознательное усвоение материала; подготовка выпускников к успешной сдаче экзаменов.
Задачи:
формирование основных компонентов содержания образования: знаний, репродуктивных и творческих умений, эмоционального опыта;
формирование обобщенного знания материала;
формирование понимания учащимися смысла вопроса, его структуры и функции;
формирование интеллектуальных умений;
организация познавательной деятельности учащихся.
развить биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Содержание элективного курса
Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания.
Основные понятия: термины, законы биологии, выдающиеся ученые-биологи.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тестирование
Форма организации занятия: фронтальная, групповая
Межпредметная связь: биология, медицина, экология
Техническое оснащение занятия: ИКТ
Тема 2. Клетка как биологическая система.
Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Основные понятия: плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления.
Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная
Контрольные задания: тестирование
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика
Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп
Тема 3. Организм как биологическая система.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры профилактики. Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты клонирования.
Основные понятия: вирион, ВИЧ, инкубационный период, аутотомия, гермафродитизм, партеногенез, почкование, вегетативное размножение, зигота, бластула, гаструла, ген, доминирование, рецессивность, аллель, моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, мутации, полиплоидия, анеуплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование.
Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, решение биологических задач
Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая
Контрольные задания: тестирование, создание презентаций
Межпредметная связь: информатика, биология, сельское хозяйство, медицина
Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы
Тема 4. Система и многообразие организмов.
Систематика. Основные группы организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических организмов. Царство Растения, их клеточное строение, ткани. Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Царство животных, основные признаки и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших, их многообразие и значение. Характеристика Кишечнополостных, Плоских, Круглых и Кольчатых червей, Моллюсков, Членистоногих, Хордовых. Особенности их строения жизнедеятельности, многообразие и значение.
Основные понятия: таксон, прокариоты, низшие и высшие растения, вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды, радиальная симметрия, целом, кутикула.
Практическая работа: тестирование, лабораторные работы.
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство.
Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы.
Тема 5. Организм человека и его здоровье.
Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при повреждении скелета. Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания. Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.
Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная системы, органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания, мышления. Половая система человека.
Основные понятия: ПДК, нейрон, остеон, остеобласты, остеоциты, остеокласты, миофибриллы, миозин, актин, атлант, эпистрофей, нефрон, эпидермис, дерма, кориум, меланин, иммунитет, фагоцитоз, антитела, агглютинация, фибриноген, перистальтика, гормоны, систола, диастола, анализаторы, рефлекс.
Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, лабораторные работы, создание презентаций.
Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметные связи: биология, медицина, информатика, психология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы.
Тема 6. Эволюция живой природы.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека.
Основные понятия: популяционные волны, дивергенция, конвергенция, параллелизм, биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, коацерваты, биосоциальная природа человека.
Практическая работа: тестирование, создание презентаций.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, видеофильмы.
Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Среда обитания, экологические факторы. Биогеоценоз, его компоненты и структура. Трофические уровни. Круговорот веществ и превращения энергии. Смена экосистем. Разнообразие экосистем. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.
Основные понятия: аэробионты, гидробионты, террабионты, эндобионты, биотические, абиотические и антропогенные факторы, биоценоз, биотоп, цепь питания, сеть питания, экологическая пирамида, сукцессия первичная и вторичная, агроценоз.
Практическая работа: тестирование, подготовка презентаций, исследовательская работа.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение: ИКТ, видеофильмы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. | 1 |
2 | Клетка как биологическая система. | 8 |
3 | Организм как биологическая система. | 17 |
4 | Система и многообразие организмов. | 20 |
5 | Организм человека и его здоровье. | 9 |
6 | Эволюция живой природы. | 5 |
7 | Экосистемы и присущие им закономерности. | 3 |
8 | Работа с контрольно-измерительными заданиями. | 5 |
| ВСЕГО: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Дата план. | Дата факт. |
Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. |
1 | Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. | | |
Клетка как биологическая система. |
2 | Клеточная теория. Строение клетки. | | |
3 | Многообразие клеток (клетки грибов, растений и животных). | | |
4 | Химический состав клетки. | | |
5 | Химический состав клетки. | | |
6 | Энергетический обмен в клетке. | | |
7 | Фотосинтез и хемосинтез. | | |
8 | Пластический обмен. Биосинтез белков. | | |
9 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. | | |
Организм как биологическая система. |
10 | Вирусы – неклеточные формы жизни. | | |
11 | Виды бесполого размножения организмов. | | |
12 | Особенности полового размножения. Онтогенез. | | |
13 | Эмбриональное развитие организма | | |
14 | Генетика – наука о наследовании признаков. Моногибридное скрещивание. | | |
15 | Решение задач. | | |
16 | Дигибридное скрещивание. | | |
17 | Решение задач по генетике. | | |
18 | Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана. | | |
19 | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. | | |
20 | Решение задач по генетике. | | |
21 | Наследование генов сцепленных с полом. | | |
22 | Решение задач по генетике. | | |
23 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. | | |
24 | Наследственная изменчивость. | | |
25 | Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни и их профилактика. | | |
26 | Селекция, ее методы и перспективы развития. Биотехнология. | | |
Система и многообразие организмов. |
27 | Царство растений. Растительные ткани и органы. | | |
28 | Жизнедеятельность растительного организма. | | |
29 | Классификация организмов. Бактерии | | |
30 | Грибы и лишайники | | |
31 | Водоросли. Мхи. | | |
32 | Папоротники. | | |
33 | Голосеменные. | | |
34 | Покрытосеменные растения. Семейства Однодольных растений. | | |
35 | Семейства Двудольных растений. Значение растений. | | |
36 | Царство животные. Основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. | | |
37 | Тип Кишечнополостные. | | |
38 | Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви. | | |
39 | Тип Моллюски. | | |
40 | Тип Членистоногие (ракообразные и паукообразные) | | |
41 | Тип Членистоногие (насекомые) | | |
42 | Тип Хордовые. Класс Рыбы. | | |
43 | Тип Хордовые. Класс Земноводные. | | |
44 | Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. | | |
45 | Тип Хордовые. Класс Птицы. | | |
46 | Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. | | |
| Организм человека и его здоровье. | | |
47 | Место человека в органическом мире. Ткани. Опорно-двигательная система. | | |
48 | Кровообращение и лимфообращение. | | |
49 | Пищеварительная система. Обмен веществ. | | |
50 | Мочевыделительная система. Кожа. | | |
51 | Дыхательная и половая системы. | | |
52 | Нервная система. | | |
53 | Эндокринная система | | |
54 | Анализаторы. | | |
55 | Высшая нервная деятельность. | | |
Эволюция живой природы. |
56 | Вид, его критерии. Характеристика популяции. | | |
57 | Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции. | | |
58 | Микроэволюция. Способы видообразования. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. | | |
59 | Макроэволюция. | | |
60 | Происхождение человека. | | |
Экосистемы и присущие им закономерности. |
61 | Биогеоценоз, его структура. | | |
62 | Саморазвитие и смена экосистем. Влияние деятельности человека. Агроценозы. | | |
63 | Биосфера. Проблема устойчивого развития биосферы. | | |
Работа с контрольно-измерительными заданиями. |
64 | Работа с тестами. | | |
65 | Работа с тестами. | | |
66 | Работа с тестами. | | |
67 | Работа с тестами. | | |
68 | Работа с тестами. | | |
Планируемые результаты
В результате изучения курса ученик должензнать/понимать/уметь:
Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции, общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли.
Уметь:
правильно распределять время при выполнении тестовых работ;
правильно решать задачи базового и повышенного уровня;
решать биологические задачи.
соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье,
работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом, решать биологические задачи.