СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Бизнес-лоция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Бизнес-лоция"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 53»






Приложение № 1 к ООП СОО










Рабочая программа элективного курса

«Бизнес -лоция»

(10-11 класс)






























Магнитогорск


1. Планируемые результаты освоения курса

В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования изучение курса «Бизнес-лоция» обеспечивает:

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

  • общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования;

  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;

  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.


1.1. Личностные планируемые результаты


п/п

УУД

Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов

10 класс

11 класс

1

Самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное)

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину

1.1. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, сформированность уважения государственных символов (герб, флаг, гимн)


1.2. Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка

1.2. Сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок


1.3. Сформированность самоуважения и «здоровой» «Я-концепции»

1.3. Обладание чувством собственного достоинства




1.6. Проектирование собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона

1.6. Сформированность осознанного выбора будущей профессии, в том числе с учетом потребностей региона, и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем


1.7. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

1.7. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

2

Смыслообразование

2.1. Сформированность устойчивых ориентиров на саморазвитие и самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными ценностями и идеалами

2.1. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества



2.2. Сформированность самостоятельности в учебной, проектной и других видах деятельности

2.2. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности



2.3. Сформированность умений сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

2.3. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности



2.4. Способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

2.4. Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения



2.8. Способность к самообразованию и организации самообразовательной деятельности для достижения образовательных результатов

2.8. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни









2.9. Понимание необходимости непрерывного образования в изменяющемся мире, в том числе в сфере профессиональной деятельности

2.9. Сформированность сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

3

Нравственно-этическая ориентация

3.1. Освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и ценностей

3.1. Сформированность нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей



3.2. Сформированность современной экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды

3.2. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности



3.3. Принятие ценностей семейной жизни

3.3. Сформированность ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни



3.4. Сформированность эстетического отношения к продуктам, как собственной, так и других людей, учебно-исследовательской, проектной и иных видов деятельности

3.4. Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений


1.2. Метапредметные планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Метапредметные планируемые результаты

Типовые задачи формирования УУД (метапредметные технологии)

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1 Целеполагание

Р1.1 Самостоятельно определять цели деятельности, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Р1.2 Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний», «Самоорганизация и саморегуляция»

Кейс-метод

Групповое и индивидуальное проектирование

Р2 Планирование

Р2.1 Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты

Р2.2 Самостоятельно составлять планы деятельности

Р2.3 Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

Р2.4 Выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Кейс-метод

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Р3 Прогнозирование

Р3.1 Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели

Р3.2 Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

Р3.3 Оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали

Кейс-метод

Технология формирующего оценивания (прием «прогностическая самооценка»)

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Р4 Контроль и коррекция

Р4.1 Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность

Технология формирующего оценивания

Поэтапное формирование умственных действий

Групповое и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Р5 Оценка

Р5.1 Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Технология формирующего оценивания

Групповое и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Р6 Познавательная рефлексия

Р6.1 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Рефлексия»

Постановка и решение учебных задач

Технология формирующего оценивания

Р7 Принятие решений

Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Кейс-метод

Учебно-познавательная и учебно-практические задача «Разрешение проблем / проблемных ситуаций», «Ценностно-смысловые установки»

Групповое и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

П8 Познавательные компетенции, включающие навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.1 Искать и находить обобщенные способы решения задач

П8.2 Владеть навыками разрешения проблем

П8.3 Осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания

П8.4 Решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин

П8.5 Использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач

П8.6 Использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни

П8.7 Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения

П8.8 Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности

П8.9 Проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.10 Самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности

П8.11 Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

П8.11.1 ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

П8.11.2 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

П8.11.3 планировать работу;

П8.11.4 осуществлять отбор и интерпретацию необходимой информации;

П8.11.5 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

П8.11.6 структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;

П8.11.8 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы

П8.11.9 осуществлять презентацию результатов;

П8.11.10 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

П8.11.11 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

П8.11.12 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов

П8.11.14 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

П8.11.16 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества

Постановка и решение учебных задач, в том числе технология «перевернутый класс»

Технология формирующего оценивания

Учебные задания, выполнение которых требует применения логических универсальных действий

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Межпредметные интегративные погружения

Групповые и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

П9 Работа с информацией

П9.1 Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи

П9.2 Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

П9.3 Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

П9.4 Осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность

П9.5 Владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов

П9.6 Уметь ориентироваться в различных источниках информации

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка вопросов, составление планов, сводных таблиц, комментирование

Кейс-метод

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Самостоятельное приобретение, перенос и интеграция знаний»

Групповое и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

П10 Моделирование

П10.1 Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

Постановка и решение учебных задач, включающая представление новых понятий и способов действий в виде модели

Поэтапное формирование умственных действий

Метод ментальных карт

Стратегии смыслового чтения, в том числе постановка граф-схем

П11 ИКТ-компетентность

П11.1 Использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

Смешанное обучение, в том числе смена рабочих зон

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «ИКТ-компетентность»

Групповое и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность

Коммуникативные универсальные учебные действия

К12 Сотрудничество

К12.1 Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

К12.2 Учитывать позиции других участников деятельности

К12.3 Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого

К12.4 Спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

К12.5 При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)

К12.6 Координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия

К12.7 Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

К12.8 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности

Постановка и решение учебных задач

Кейс-метод

Дискуссия

Дебаты

Групповые проекты

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Сотрудничество»

Учебно-исследовательская деятельность

К13 Коммуникация

К13.1 Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Постановка и решение учебных задач

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи «Коммуникация»

Групповое и индивидуальное проектирование

Учебно-исследовательская деятельность



1.3. Предметные планируемые результаты

Обучающийся научится:

  • формулировать и аргументировать суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической ситуации в стране и регионе проживания, опираясь на экономические знания и личный опыт;

  • анализировать основные нормативные документы, определяющие экономические права гражданина Российской Федерации и документы, регламентирующие деятельность фирмы;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • анализировать достоинства и недостатки различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности;

  • анализировать спрос и предложение на различные виды товаров и услуг, в том числе в условиях региона проживания;

  • раскрывать особенности налогообложения в Российской Федерации в аспекте предпринимательской деятельности;

  • анализировать структуру бюджета предприятия;

  • анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;

  • разработать бизнес-план, как основу деятельности предприятия;

  • рассчитывать себестоимость продукции и цену товара (услуги);

  • составлять финансовый план, план доходов и расходов;

  • осуществлять поиск надежной и актуальной экономической информации в различных источниках;

  • разрабатывать рекламу определённого продукта (услуги) востребованного на рынке региона;

  • решать познавательные задачи с опорой на полученные знания, отражающие типичные ситуации в предпринимательской деятельности человека;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, в планировании предпринимательской деятельности;

  • проводить сравнительный анализ рыночных альтернатив.


2. Содержание курса

Экономическая система, основные вопросы экономики, частная собственность, общественные блага, приватизация, национализация.

Зарождение российского предпринимательства в России и Челябинской области. Предпринимательские династии Урала.

Понятия предпринимательство, предприятие, фирма, бизнес, юридическое лицо, физическое лицо. Нормативные документы, определяющие экономические права гражданина Российской Федерации и документы, регламентирующие деятельность фирмы. Современные проблемы и особенности предпринимательской деятельности в России и Челябинской области. Роль государства в поддержке малого бизнеса. Социальный статус предпринимателя в России. Социальная ответственность современного бизнеса. Современные проблемы и особенности предпринимательской деятельности в России и Челябинской области. Социальный статус предпринимателя в Челябинской области.

Условия и формы ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации и в Челябинской области. Индивидуальное предпринимательство: преимущества и трудности. Виды предпринимательской деятельности. Неограниченная имущественная ответственность, ограниченная имущественная ответственность. Хозяйственное товарищество, полное товарищество, товарищество на вере, хозяйственное общество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, публичное акционерное общество, непубличное акционерное общество, государственное унитарное предприятие, производственный кооператив.

Документация по оформлению предпринимательства. Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности. Открытие своего дела и регистрация предприятия. Учредительный договор, устав.

Имущество как основа предпринимательской деятельности. Коммерческий кредит, ценные бумаги, долевые и долговые ценные бумаги, акция, обыкновенная акция, облигация, вексель, инвестиция, рынок капитала. Фондовый рынок Челябинской области.

Основные финансовые показатели фирмы. Выручка, прибыль, издержки.

Издержки и их виды. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки, амортизация. Оценка риска предпринимательской деятельности. Страхование. Услуги страхования в Челябинской области.

Пути достижения прибыли на рынке товаров и услуг. Накопленная прибыль.

Разновидности налогов и объекты налогообложения. Виды налогов. Способы налогообложения. Функции налогов.

Себестоимость готовой продукции. Система ценообразования, виды цен. Этапы расчета цен, методы ценообразования.

Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Изменение величины спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение величины предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения. Равновесная цена и равновесное количество. Определение соотношения на рынке между спросом и предложением. Определение соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, услугу на рынке Челябинской области.

Экономическая роль конкуренции. Конкуренция на отдельные виды товаров и услуг на территории Челябинской области.

Менеджмент: понятие, функции, задачи. Основные принципы менеджмента. Функции управления. Стили управления. Организационная структура управления предприятием. Специфика менеджмента на примере конкретного предприятия Челябинской области.

Понятие маркетинга. Виды маркетинга. Основные элементы маркетинга. Маркетинговые исследования. Жизненный цикл товара. Маркетинговые исследования деятельности предприятий Челябинской области. Экономическое поведение потребителей. Франчайзинг и лизинг. Управление финансами.

Реклама: понятие, функции, виды. Сбыт. Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий. Реклама в печатных СМИ. Прямая реклама. Реклама в интернет. Телевизионная реклама.

Примеры рекламы предприятий Челябинской области.

Ключевые аспекты хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса в условиях современной рыночной экономики.

Технология претворения предпринимательской идеи в проект, товар и услуги. Выработка предпринимательской идеи. Разделы бизнес-плана. Назначение и структура бизнес-плана. Основные этапы предпринимательской деятельности. Выработка предпринимательской идеи актуальной в рыночных условиях Челябинской области.

Финансовый план. Внутренние и внешние источники финансирования фирмы. Кредит: за и против. Бухгалтерский учёт. Бухгалтерская отчётность. Баланс предприятия.

Льготы для предпринимательства в Челябинской области. Этический кодекс предпринимателя. Имидж предпринимателя





3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


10-11 класс (68 часов)

п/п

Тема

Количество часов

10 класс

1

Предпринимательство

24 ч

2

Спрос и предложение

10 ч

Итого

34 ч

11 класс

3

Менеджмент современной организации

13 ч

4

Стратегии современного бизнеса

20 ч

Итого

33 ч


11 класс (33 часа)

п/п

Тема

Количество часов

11 класс

1

Предпринимательство

12 ч

2

Спрос и предложение

5 ч

3

Менеджмент современной организации

7 ч

4

Стратегии современного бизнеса

9 ч

Итого

33 ч




























Воспитательный потенциал элективного курса «Бизнес-лоция»

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока через формирование личностных результатов обучения предполагает:

- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе .

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Непрерывный поиск приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!