Муниципальное Автономное образовательное учреждение гимназия №9
Рабочая программа
элективного курса для 5-6 классов
«Мастерская стиха» (Жанровое многообразие лирики)
Автор программы:
Милькова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Высшей категории
Екатеринбург
2023 год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности по литературе в 5-6 классах основывается на "Инновационной технологии литературного образования школьников " доктора филологических наук В.И. Тюпы (г. Москва). Эта технология является глубоко проработанной стратегией преподавания литературы в 5 – 11-ых классах в свете идей М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, Л.С. Выготского. А также основывается на авторской программе «Жанровое многообразие лирики», где представлены Концептуальные основы названной технологии.
Предлагаемая программа прошла серьёзную апробацию в дидактических экспериментах, в преподавании как элективного курса для 5-7 классов МАОУ гимназии №9.
Инновационный характер программы «Мастерская стиха» определяется дидактическим подходом, во многом отличным от существующих в традиционной практике преподавания литературы в основной школе. Данная программа создавалась в той атмосфере, когда формировались те новые подходы, которые теперь отражены в стандартах нового поколения. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская стиха» соответствует требованиям ФГОС.
Поскольку в основе программы заложена деятельность, отличная от традиционной и не дублирующая её, то элективный курс, не перегружая ученика, может способствовать его читательскому развитию.
Программа рассчитана на 70 часов, т.е. может быть использована для работы как в 5-ых классах (в этом случае на занятия отводится 2 часа в неделю), так и в 5-6-ых классах (соответственно количество часов сокращается до одного в неделю).
Цель курса – воспитание эстетически развитого читателя, осуществляющееся в процессе
– формирования его жанрового мышления;
– развития творческих способностей по параметрам семиотического аспекта литературы;
–развития креативной читательской установки, основанной на разгадке тайн писательского мастерства как закономерного этапа становления культуры художественного восприятия.
Задачи курса:
Развивать способность воспринимать художественное произведение как текст определенного жанра.
Сформировать у обучающихся чёткие представления о жанре как форме организации литературного произведения и как модели отношений “автор - текст - читатель”.
Расширить литературную эрудицию обучающихся, объём жанровой памяти.
Развивать у обучающихся способность создавать собственный текст по образцу жанров как исторически сложившихся культурных форм.
Формировать навыки самостоятельной оценки собственных поэтических текстов (или текстов одноклассников) с позиции соответствия их заданному эталону (жанра, поэтического размера, рифмы и т. д.).
Развивать навык преобразования созданного в ходе самостоятельной работы текста (в случае отклонения от заданного эталона).
Развивать коммуникативные способности учащихся, осуществляя учебный диалог в форме уроков-мастерских.
Планируемые результаты деятельности
I. Личностные:
Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству.
Потребность и начальные умения выражать себя в различных стихотворных жанрах, доступных и наиболее привлекательных для ребенка
видах деятельности.
Мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно-практической
деятельности.
Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации).
Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию.
Механизм самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром.
Внутренний субъективный мир личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей
каждого ребенка.
II. Метапредметные результаты:
Познавательные:
Выпускник научится:
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения творческих задач;
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное (творческое) исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
III. Регулятивные:
Выпускник научится:
• целеполаганию;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять контроль по результату и по способу действия;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам саморегуляции в познавательной и творческой деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение творческой задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной творческой деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
IV. Коммуникативные:
Выпускник научится:
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.
III. Предметные результаты:
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов
речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
создавать и редактировать письменные стихотворные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать различные выразительные средства языка;
писать стихотворения различных жанров;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя,
определять родово-жанровую специфику художественного поэтического произведения (5–6 кл.);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–6 кл.),
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–6 кл.).
V. Воспитательные результаты:
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни):
приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий;
формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность.
Формы достижения результатов первого уровня: викторины, познавательные беседы, познавательные игры.
Результаты второго уровня:
самостоятельное или во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым выполнение задания данного типа, для данного возраста;
умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать.
Формы достижения результатов второго уровня: выставки, экскурсии для учащихся школы, тематические диспуты.
Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):
умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.
Формы достижения результатов третьего уровня: написание творческих работ, проекты, конференции, творческие конкурсы, олимпиады.
Формы контроля:
– результаты творческой мастерской (тексты стихов),
– личный «Поэтический альбом» ученика (см. М Методическое пособие на данном диске «мастер в Мастерской стиха» с. 91-92);
– контрольные работы:
№1. Входящая диагностика. Проверочная работа по элегическому дистиху : усвоение принципов работы , построение матрицы дистиха, первые опыты текстопорождения на основе матрицы жанра (Цикл 1. Элегический дистих. 2.1)
№2 Промежуточная диагностика. Контрольная работа по ритму: проверка умения определять размер стихотворения, исправлять ошибки ритма и практического владения техникой ритмической организации стиха в собственных поэтических работах (Цикл 4. Ритм. 5.1)
№3. Итоговая контрольная работа: узнавание жанра незнакомого стихотворения, проверка теоретических знаний, степени усвоения информации, уровня развития “стихотворного ремесленничества”, умения видеть и характеризовать жанровую природу текста (Цикл 6, 8.1).
Учебно-тематический план элективного курса «Мастерская стиха».
№ | Темы | Всего часов | В т.ч. теор. | В т. ч. практ.. |
1 | Первый год обучения. Введение. “Грамматика фантазии” | 2 | | 2 |
2 | Элегический дистих Древней Греции: заполняем ритмическую матрицу дистиха | 5 | 1 | 4 |
3 | Рифмованные двустишия Средневекового Востока: сочиняем с опорой на рисунок рифмы и «маску жанра» | | | |
| 3.1.Рифма | 2 | 1 | 1 |
| 3.2. Бейт | 2 | 1 | 1 |
| 3.3.Газель. | 4 | 2 | 2 |
| 3.4. Рубаи | 4 | 1 | 3 |
4 | Пространство трёхстиший: проецируем внимание на «капельку хокку» и течение терцин | | | |
| 4.1.Каникулы в «Мастерской стиха» | 3 | | 3 |
| 4.2.Хокку | 4 | 1 | 3 |
| 4.3.Терцины | 4 | 2 | 2 |
| Творческая мастерская | 5 | | 5 |
5 | Второй год обучения. Ритм и строфика: оттачиваем мастерство сочинительства 5.1. Ритм | 5 | 2 | 3 |
| 5.2. Катрен (4-стишие) | 2 | 1 | 1 |
| 5.3. Октава (8-стишие) | 2 | 1 | 1 |
| 5.4. Сонет (14 строк) | 4 | 2 | 2 |
6 | Сочиняем по «формуле» жанра как модели мира. | | | |
| 6.1.Былина | 3 | 1 | 2 |
| 6.2.Басня | 2 | 1 | 1 |
| 6.3.Баллада | 4 | 2 | 2 |
7 | Подражание «способу быть в мире» («Я-в-мире») | | | |
| 7.1.Ода | 4 | 2 | 2 |
| 7.2.Идиллия | 4 | 2 | 2 |
| 7.3.Элегия, мадригал | 4 | 2 | 2 |
8 | Контрольная работа, резерв | 1 | | 1 |
| | 70 | 25 | 45 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Базовые тексты |
1. | Первый год обучения Грамматика фантазии |
1 | Бином фантазии | Чтение, «придумывание» истории по заданному началу, составление текста по заданной ситуации, конструирование слов. | Дж. Родари. «Все началось с крокодила». |
2 | Творческая мастерская | Сочинение, предъявление, взаимооценка «биномных сказок» | |
2. | Элегический дистих |
3 | Матрица элегического дистиха | Чтение, ответы на вопросы, составление матрицы дистиха, самостоятельное (либо коллективное) достраивание дистиха по заданной первой части и с опорой на матрицу. | Симонид. «Путник, пойди, возвести…». |
4 | Творческая мастерская | Чтение наизусть дистиха Симонида; напевное чтение дистиха Платона; самостоятельное сочинение дистиха по аналогии с дистихом Платона, оценка получившихся дистихов одноклассников. | Платон. «Небом хотел бы я быть…». |
5 | В мире мифов Древней Греции | Ответы на вопросы учебника, заполнение таблицы с опорой на прочитанный текст, придумывание нового жителя Олимпа. | Кун. «Легенды и мифы Древней Греции». |
6 | Эпитеты | Выразительное чтение поэмы Гомера (глава «Одиссей у Циклопов»); поиск эпитетов в тексте поэмы, самостоятельное придумывание эпитетов, достраивание загадки с включением в ее текст своих эпитетов. | Гомер. «Одиссея» (глава «Одиссей у Циклопов»). |
7 | Творческая мастерская | Работа в группах (с предварительным распределением обязанностей каждого из членов группы): сочинение элегического дистиха на заданную тему. Слушание и оценка дистихов одноклассников с точки зрения попадания в матрицу, соответствия теме и введения в дистих эпитетов. | А.С. Пушкин. «Труд». И.С. Тургенев. «Первый снег». |
3. | | Рифмованные двустишия Средневекового Востока | |
3.1 | Рифма. |
8-9 | «Охота смертная на рифмах лепетать…» | Работа по вопросам учебника; раскрытие закона рифмы; подбор рифмы к предложенным словам (индивидуальная работа и работа в парах); достраивание строчек стихотворения (с учетом рифмы и содержания) | Д. Чиарди. «Игра», Д. Хармс. «Очень страшная история», И.С. Никитин. «Утро», С. Есенин «С добрым утром», А. Дмитриев «Шлагбаум» |
3.2 | | Бейт. | |
10 - 11 | Бейт. | Чтение отрывка из поэмы и бейтов вслух; составление рисунка рифмы бейта; сочинение бейтов по предложенной теме; чтение сказки «1001 ночь»(самостоятельно) и ее пересказ. | Сказки «1001 ночь», бейты восточных поэтов, Фирдоуси «Шах-Наме». |
3.3 | Газель. |
12 | Узор рифмы газели | Поиск закономерности и составление узора рифмы в газели; достраивание строчек в газели | Газели Саади. |
13 | Газель и ее автор. Тахаллус. Творческая мастерская | Сочинение газели (по одной из предложенных тем), оценка газелей одноклассников с точки зрения соответствия рисунку рифмы газели | |
14 | Метафора. | Придумывание метафор к данным словам; поиск метафор в газели; сочинение бейтов с целью достраивания стихотворения-загадки (с включением в ее текст метафоры) | Газель Хакани, Н. Орлова «Месяц». |
15 | Творческая мастерская | Сочинение газели согласно законам жанра, оценка газелей одноклассников | |
3.4. | | Рубаи. | |
16 | Рубаи | Разгадывание тайны имени Омара Хайяма; определение рисунка рифмы в рубаи; сочинение рубаи по подстрочнику | Рубаи Омара Хайяма |
17 | Творческая мастерская | Сочинение рубаи, оценка рубаи одноклассников с точки зрения соблюдения закона жанра | |
18-19 | Парадокс | Сочинение рубаи по тексту рассказа А. Алексина (с включением в текст рубаи парадоксального высказывания из рассказа: «Как здорово, что папа заболел»). | О. Хайям, А. Алексин «Как ваше здоровье?» |
4. | | Пространство трёхстиший: проецируем внимание на «капельку хокку» и течение терцин | |
4.1 | Каникулы |
20-22 | Душа вещей | Чтение сказки М. Метерлинка; работа по вопросам учебника; написание сочинения «Душа вещей» | М. Метерлинк «Синяя птица» |
4.2 | Хокку |
23-24 | «Волшебная картинка» хокку | Чтение хокку; рисование иллюстраций к хокку; создание словесной картинки к хокку; | Тиё. Хокку. Басё. Хокку. |
25 | Творческая мастерская | Чтение дословного перевода хокку; сочинение хокку по дословному переводу; сочинение хокку на основе выполненных ранее работ «Душа вещей», чтение собственных сочинений, оценка сочинений одноклассников | Хокку Басё, хокку других японских поэтов |
26 | Настроение хокку (саби). Творческая мастерская. | Сопоставительный анализ прочитанных произведений, сочинение хокку, которое передает настроение, возникшее при чтении японской легенды | Японская сказка «Иссумбоси», японская легенда «Муравьи», хокку Басё, японские легенды |
4.3 | Терцины |
27-28 | Терцет. Терцины. | Составление матрицы рифмы терцин, дописывание строчки терцета | Данте Алигьери «Божественная комедия» (глава 13), |
29 | Творческая мастерская | Сочинение одного-двух терцетов по начальному терцету (работа в группах), оценка получившихся терцетов одноклассников, игра в рифмованный мячик | А.С. Пушкин «В начале жизни школу помню я», И. Пущин «Записки о Пушкине» |
30 | Творческая мастерская | «Восстановление» стершихся слов в стихотворении В. Брюсова (возможна работа в группах) | Валерий Брюсов «На меже» |
31-35 | Творческая мастерская | Чтение рассказа М. Зощенко, сочинение «круглых» терцин по рассказу (см. задание). Сочинение стихотворений в изученных жанрах. | М. Зощенко «Великие путешественники». |
5 | | Второй год обучения Ритм и строфика: оттачиваем мастерство сочинительства | |
5.1 | Ритм |
1 | Ямб. Хорей | Сопоставление нескольких вариантов перевода одного текста, выстраивание ритмического рисунка четырёхстопного ямба, выстраивание ритмического рисунка четырёхстопного хорея, звуковое воспроизведение (хлопки) ритмического рисунка ямба и хорея, «узнавание» размера | Фрагменты сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» |
2 | Творческая мастерская | Сочинение катрена (ямб) по аналогии, восстановление «стёршихся» строк стихотворения С. Я. Маршака | С.Я. Маршак «Старуха, дверь закрой» |
3-4 | Дактиль. Анапест. Амфибрахий | Выстраивание ритмического рисунка трехсложных размеров, звуковое воспроизведение ритмического рисунка дактиля, анапеста и амфибрахия, «узнавание» этих размеров | Валерий Брюсов «На меже» |
5 | Творческая мастерская | Сочинение катренов по предложенной первой строчке, составление матрицы ритма, определение трехсложных размеров | С. Есенин «Черемуха», «Закружилась листва золотая» |
| | | |
5.2 | Катрен |
6 | Рисунок рифмы в катрене | Составление рисунка рифмы в катренах (от предмета к схеме), «нахождение» в предложенных стихотворениях различных типов рифмы, чтение вслух любимого стихотворения, составление характеристики лирического героя | М.Ю. Лермонтов «Парус», «Листок», «Утес» |
7 | Творческая мастерская | Сочинение катрена по одному из типов рифмы (первая строк в катрене задана), оценка получившихся катренов одноклассников | |
5.3 | Октава |
8 | Рисунок рифмы в октаве. Творческая мастерская | Раскрытие секрета рифмовки в октаве, «восстановление» порядка рассыпавшихся строчек октавы, сочинение (дописывание) ХII октавы стихотворения «Осень» | А.С. Пушкин «Домик в Коломне» (фрагмент), «Осень» |
9 | Анжанбеман (перенос) | Оценка сочиненных дома октав, выразительное чтение с анжамбеманом, «эксперименты» по расстановке знаков и смысловых пауз в стихотворении Б. Заходера | Б. Заходер «Где попоставить запятую?» |
5.4 | Сонет |
10 | Закон сонета. Ядро сонета | Чтение сонетов; раскрытие закона сонета; поиск антонимов, рисующих противоречивость жизни, раскрытие «ядра» сонета Подбор эпитетов и метафор, достраивание сонета П. Бутурлина | И. Бунин «Сонет», Данте Алигьери «Сонет», Ф. Петрарка «На жизнь мадонны Лауры» Петр Батурлин «Серый сонет» |
11 | Пружина сонета | Выявление особенностей лирического героя сонета (траектория пути героя, выбор лирического героя), составление схемы сонета (тезис-антитезис-синтез), работа по вопросам учебника | Новелла Матвеева «Сонет», «Старые листья», Николай Гумилев «Путь конквистадора» |
12 | Творческая мастерская | Чтение сонетов ровесников, составление заготовки-выкройки собственного сонета, сочинение сонета, оценка получившихся сонетов одноклассников | |
| | | |
13 | Творческая мастерская | Работа, направленная на поиск тезиса и антитезиса в предложенных произведениях; чтение, пересказ, выделение кульминационного момента рассказа Б. Васильева Сочинение сонета, передающего впечатления от событий и героев рассказа Б. Васильева, оценка сочиненного одноклассниками сонета | В. Брюсов «Наряд весны», песня «День Победы», Б.Л. Васильев «Великолепная шестерка» |
Ч. II 6 | | Сочиняем по «формуле» жанра как модели мира. | |
6.1 | Былина |
14 | Гипербола в былине. Богатырские подвиги | Чтение былин, поиск гипербол в былине, придумывание гипербол, «выведение» принципа построения гиперболы; сравнение подвигов былинных богатырей, знакомство с исторической справкой | Былина «Илья Муромец и Святогор» |
15 | Былинный слог. Творческая мастерская. | Чтение былины, работа по вопросам к тексту былины, раскрытие секрета напевности былины, описание былинным слогом утреннего выхода в школу | «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
16 | Принципы изображения богатыря и его подвигов в былине | «Выведение» формулы былины, работа по тексту былины, выборочное чтение, поиск постоянных эпитетов в былине и «любимых» былиной чисел | «Илья Муромец и Соловей Разбойник», фрагменты других былин |
| | | |
6.2 | Басня |
| | | |
17 | «Как устроена басня?» Творческая мастерская | Работа с понятиями «аллегория» и «мораль», сравнительный анализ особенностей жанра загадки и басни; «отгадывание» морали к басне Бабрия; придумывание аллегорической истории под заданную мораль; | И.А. Крылов «Осел и Соловей», Бабрий «Мышь и Бык» |
18 | «Герои» басни. Условность. Творческая мастерская. | Составление характеристик басенных героев, сопоставительный анализ одноименных басен, написанных разными авторами; сочинение своей басни по одной из аллегорических историй, придуманных Эзопом, оценка получившихся басен | Бабрий «Волк и Ягненок», И.А. Крылов «Волк и Ягненок»; Эзоп «Осел, Лисица и Лев», «Лев и Дельфин», «Волы и ось», «Волки и Овцы», «Галка и Голуби» |
| | | |
6.3 | Баллада |
19 | «Таинственный мир баллады» Законы жанра. | Чтение баллады, поиск в балладе точек, откуда начинаются новые повороты событий; продумывание экзотических мест «проживания» и действия героев баллад; | Ф. Шиллер «Перчатка» |
20 | Творческая мастерская «Состязание в Блуа» | Групповая работа по сочинению баллады на основе жанровых законов | |
21 | Как рождается баллада | Чтение баллады, придумывание для баллады событий, являющихся продолжением заданной; строки; чтение текста баллады по ролям; выведение формулы баллады; сочинение баллады по собственной истории | Гете «Лесной царь» |
| | | |
22 | Творческая мастерская | Чтение предания, сочинение баллады, оценка сочиненных одноклассниками баллад // или Чтение баллады Жуковского, сочинение баллады-сна. | Предание о мести княгини Ольги, В.А. Жуковский «Светлана» |
7 | | Подражание «способу быть в мире» | |
7.1 | Ода |
23 | Герой оды (Что сделал я, что будет мне прочным памятником в веках?) | Чтение оды; сравнение героя оды с героями былины и баллады; работа по вопросам учебника; выбор возможных кандидатур, достойных стать героями оды. | Г.Р. Державин «Петру Великому», А.С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок) |
24 | «Высота парения слова» в оде (Высокопарная лексика оды) | Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Горация, Державина, Пушкина; выявление особенностей словоупотребления в оде; | Гораций «Памятник», Г.Р. Державин «Памятник», А.С. Пушкин «Памятник» |
25 | «Восторг внезапный ум пленил» | Выведение формулы оды | Г.Р. Державин «Бог» |
26 | Творческая мастерская | Сочинение оды по одной из предложенных тем; оценка сочиненной одноклассниками оды. | |
7.2 | Идиллия |
27 | «Жители идиллии» | Чтение идиллий, сравнение героя идиллии Державина «Кузнечик» и героя оды, выбор героя для идиллии; | Г.Р. Державин «Кузнечик». А Фет «Только в мире и есть», Вергилий «Буколики» (эклога 9) |
28 | Творческая мастерская. | Чтение идиллии; сочинение идиллии по одной из предложенных тем; оценка сочиненных одноклассниками идиллий | А. Дельвиг «Моя хижина» |
29 | Законы жанра идиллии | Определение жанра фрагмента стихотворения А.С. Пушкина «Деревня» и обоснование своего мнения; определение мира чувств идиллического героя и мира предметов, которые его окружают; составление формулы идиллии | А.С. Пушкин «Деревня» (фрагмент), Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», С. Есенин «Закружилась листва золотая» |
30 | Творческая мастерская | Чтение идиллии, сочиненной ровесниками; сочинение идиллии по одной из предложенных тем, оценка сочиненных одноклассниками идиллий | |
7.3 | Элегия |
31 | Быстротечность жизни в элегии Закон жанра элегии | Лексическое толкование слова «странник» (стихотворение Карамзина); поиск эпитетов, характеризующих странника и мир, на который он смотрит; сопоставление настроения и раздумий лирических героев стихотворений Феогнида и Карамзина; составление схемы элегии; подбор эпитетов, характеризующих жизнь в элегии. | Феогнид «Радуйся жизни, душа», Н. Карамзин «Осень» |
32 | Творческая мастерская | Чтение элегии ровесников, дописывание элегии Ю. Левитанского (или сочинение собственной элегии) Выразительное чтение элегий, составление схемы; выведение формулы жанра элегии | Ю. Левитанский «Осень» Б. Окуджава «Былое нельзя воротить», Ника Турбина «Друзей ищу», «Лица уходят…», «Кто я?» |
33 | Творческая мастерская | Сочинение элегии-раздумья, оценка элегий, сочиненных одноклассниками | |
34 | Мадригал. Творческая мастерская. | Чтение мадригалов; сочинение мадригала; посвящение мадригалов одноклассникам (?) | А.С. Пушкин. Мадригалы. М. Ю. Лермонтов. Мадригалы. Б. Окуджава «Пожелание друзьям» |
8 | Итоговый урок |
35 | Контрольная итоговая работа | Лексическая работа по определению принадлежности слов к одному из трех жанров (ода, идиллия, элегия); сочинение стихотворения «Весна» (жанр стихотворения обучающиеся выбирают самостоятельно) | |
Литература
Публикации по «Инновационной технологии литературного образования».
В.И. Тюпа: теоретическое обоснование технологии.
Тюпа В.И. Пять витков серпантина // Первое сентября. – 1993. – 2 ноября.
Тюпа В.И. Архитектоника коммуникативного события (к первоосновам коммуникативной дидактики) // Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – №1.
Тюпа В.И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики – Дискурс: образование, коммуникация, культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – №1.
Тюпа В.И. Парадигмы художественности // Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск, 1997. – №3-4.
Тюпа В.И. Пусть будет “весело стихи свои вести”. //Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск: Наука, 1996. – №2.
Тюпа В.И. Культура художественного восприятия и литературное образование / Слово и образ в современном информационном обществе. – М.: РГГУ, 2001
Тюпа В.И. Технологии литературного образования. /Образовательные системы современной России. – М.: РГГУ, 2010
В.И. Тюпа, В.Б. Носкова (Сергеева)
1. “Инновационная технология литературного образования: системно-деятельностный подход” Статья первая. Система. / Филологический класс: науч-метод журнал / гл.ред. Н.И.Коновалова. – 2014. – №1(35). Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 2014/ – C. 78-85
2. “Инновационная технология литературного образования: системно-деятельностный подход” Статья вторая. Читательские установки. / Филологический класс: науч-метод журнал / гл.ред. Н. И.Коновалова . – 2014. – № 2(36). Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 2014
3. “Инновационная технология литературного образования: системно-деятельностный подход” Статья третья. Деятельность./ Филологический класс: науч-метод журнал / гл.ред. Н. И.Коновалова . – 2014. – № 3(37). Екатеринбург, Изд-во УрГПУ, 2014.
4. Милькова О.В. «Жанровое многообразие лирики», Екатеринбург, 1999.
В.Б. Носкова (Сергеева): методические работы по «Мастерской стиха» в 5-6 классах1:
Методика формирования жанрового мышления школьников на уроках литературы в 5 классе. Дисс. на соиск … канд.пед.наук http://www.dissercat.com/content/metodika-formirovaniya-zhanrovogo-myshleniya-shkolnikov-na-urokakh-literatury-v-5-klasse.
Дети в разных жанрах // Первое сентября. – 1993. – 13 ноября.
Формирование жанрового мышления школьников как этап литературного образования // Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск: Наука,1996. – № 1.
Бахтинские тропинки к школе // Дискурс: коммуникация, образование, культура. – Новосибирск: Наука, 1997. – № 3-4.
Опыт преподавания литературы по «Инновационной технологии литературного образования» на основе авторских учебников для 5-6 классов // Анализируя сегодняшнее, планируя завтрашнее. – Екатеринбург, 1998.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы в 5 классе по «Инновационной технологии литературного образования» // Учебный диалог в развивающем обучении: информационное и мониторинговое обеспечение развивающего обучения. – Екатеринбург, 1998.
Творческое освоение жанрового уровня художественного текста как этап литературного образования школьников (5-6 класс). //Сборник тезисов региональной конференции “Филологический класс”.- Екатеринбург: УрГПУ.- 1998.
Интериоризация жанровых форм средневекового Востока на уроках литературы (к вопросу о воспитании толерантности школьников//Взаимодействие национальных художественных культур: литература и лингвистика (проблемы изучения и обучения). – Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции словесников. – Екатеринбург. – 2007
Творческая мастерская как путь к диалогу культур. – Материалы Всероссийской научно-методической Интернет-конференции в режиме off-line «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур», 11-13 ноября 2013 года г. Москва. http://dialog.mggu-sh.ru/works/
Образовательный потенциал жанра как “Сокращённой Вселенной”. // Движение времени и законы жанра: материалы XVIII научно-практической конференции словесников “Лейдермановские чтения”. Екатеринбург, 4 апреля 2014 г./ ФГБОУ ВПО “Урал. гос. пед. ун-т”. – Екатеринбург, 2014.
«Другая дверца» в мир литературы: деятельность на уроке литературы по «Инновационной технологии литературного образования школьников» // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество :
Сборник трудов по материалам VII Всероссийской научно-
практической конференции. В 2 ч. Ч. 2: Методика преподавания
русского языка и литературы в школе и вузе. – М.: МИОО, 2015. – С. 203-209
Первое издание авторских учебников по «Инновационной технологии литературного образования».
Носкова В.Б. Никонова О.Б. Мастерская стиха. Учебник литературы для 5 класса. Часть 1. – Екатеринбург: Филантроп, 1996.
Носкова В.Б. Никонова О.Б. Мастерская стиха. Учебник литературы для 5 класса. Часть 2. – Екатеринбург: Филантроп, 1996.
Сведения об авторах
Милькова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ Гимназии №9 г. Екатеринбурга. «Почетный работник общего образования РФ», Победитель конкурса «Лучшие учителя России» 2008, 2015гг.
E-mail: milkova_59 @mail.ru
1 См. тексты статей Носковой (Сергеевой) В.Б. на сайте ИПК и ПРО УР: www/ipkpro/ru – подразделения – кафедра педагогических инноваций – персональная страница Сергеевой В.Б.