Министерство образования Республики Башкортостан
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»
Программа
элективного курса ( курса по выбору)
для 7-9-х классов в рамках предпрофильной подготовки
«Фитодизайн»
(ориентационный)
Автор: Асадуллина Раушания Аглямовна,
учитель географии первой категории
МБОУ «сош №23»
г. Салават
Пояснительная записка
Одним из современных направлений искусства, которое за последнее время получило широкое распространение и развитие является фитодизайн. Его применение позволяет превратить современный интерьер в настоящий шедевр. Именно поэтому всё больше людей начинают интересоваться вопросами, связанными и фитодизайном. Флористикой, ландшафтным дизайном и многими другими схожими темами.
Фитодизайн имеет огромное значение для современных людей, так как именно с его помощью у них появилась возможность сделать свою жизнь более красивой и эстетичной. Итак, что же представляет собой фитодизайн?
Фитодизайн- составная часть дизайна, оптимизирующего функционирование любой вещи в системе «человек- предметная среда». Работа в сфере фитодизайна направлена на объединение растений с предметным миром, проведение линии гуманизации искусственной среды, содействуя эмоционально- эстетическому пониманию человеком ценности всего возвышенного и желания жить и работать по законам красоты. Это искусство создания разнообразных композиций из растительного материала, художественное и рациональное размещение их в пространстве помещения и в ландшафте.
Человек начал использовать растения для украшения жилища и улиц очень давно- около 6 тысяч лет назад.
Специалист по экологически продуманному озеленению интерьера- фитодизайнер. Тем, кто «садовником родился», не обойтись без знаний в области ботаники, агрономии, биологии, химии. Специалист, окружённый цветами, должен знать, как называется растение, откуда оно родом, как за ним надо ухаживать, как конкретный цветок уживается с «коллегами», какие удобрения и ядохимикаты нужно использовать в том или ином случае, какие горшечные растения лучше подобрать для того или иного интерьера. Плюс ко всему, нужно разбираться в тенденциях цветочной моды, знать, каковы принципы дизайна, какие существуют стили оформления и т.д. Выращивание растений, составление из них композиций воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий, развивает наблюдательность. Профессия фитодизайнера или дизайнера-флориста предполагает любовь и интерес к растениям, художественные способности, хороший вкус, правильное цветовосприятие, склонность к творчеству и эксперименту, общительность.
Педагогическая целесообразность программы- использование знаний обучающимися предметов изобразительного искусства, ботаники, биологии, химии, геологии закрепляются в прикладном значении.
Практическая направленность курса- придать своему пришкольному двору красивый, благородный вид.
Профессиональная направленность курса состоит в том, что ландшафтный дизайн с каждым годом набирает популярность. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Но ухоженные газоны, эффектные цветники и пейзажные композиции деревьев и кустарников проектируются людьми, имеющими специальные знания. К услугам фитодизайнеров и ландшафтных дизайнеров теперь обращаются не только отдельные жители, но и целые учреждения. Вкладываются немалые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.
Курс рассчитан на весь учебный год, на 34 часа. Состоит из 3–х взаимосвязанных друг с другом частей:
1 часть- «Декоративные садовые и комнатные растения»
2 часть- «Природный камень в ландшафтном дизайне»
3 часть- «Дизайн пришкольного участка»
При составлении программы учитывались климатические особенности местности, сезонность.
Цель курса:
ознакомление обучающихся с профессией фитодизайнера и ландшафтного дизайнера и применение полученных знаний на практике.
Задачи курса:
-познакомить обучающихся с элементами декоративного оформления внутренних помещений и мини-участка (т.е. со спецификой деятельности, соответствующией данным профессиям);
-сформировать опыт составления оранжировочных композиций их комнатных и декоративных садовых цветов, оформлению помещений различного типа (офис, жилые помещения) и различных типов городского ландшафта;
- развивать творческий интерес к практической деятельности в области фитодизайна;
-показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности;
- дать возможность обучающемуся проявить себя и добиться успеха.
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- экскурсия;
- практическая работа (посадка и уход за растениями);
- творческое задание ( составление портфолио растений, создание проектов озеленения отдельных уголков школы и территории пришкольного участка, составление фотоальбома и т.д.);
- лекции с использованием компьютерных презентаций и натуральных объектов;
- выставка творческих работ;
- конкурс творческих работ на уровне школы, города.
Форма контроля: итоговое занятие в форме выставки творческого образовательного продукта ( портфолио комнатных растений и травянистых растений открытого грунта, проект озеленения), текущий контроль в форме тематических тестовых заданий, выполнение сообщений и исследовательских заданий.
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен
знать:
-приёмы систематического и периодического ухода за растениями;
-биологические и декоративные особенности растений, используемых в озеленении;
- основные композиционные элементы фитодизайна;
-законы гармоничного сочетания цветов;
-критерии подбора растений для озеленения.
уметь:
- применять биологические и экологические знания о цветочных и декоративно – лиственных растениях на практике;
- правильно определять предлагаемое растение;
- разрабатывать эскизы цветочно – декоративного оформления различных объектов;
- работать с дополнительной литературой;
-работать с Интернетом;
- формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом;
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практическая работа |
| Введение: «Профессия– фитодизайнер». | 1 | 1 | |
Раздел 1. Декоративные садовые и комнатные растения ( 10 часов) |
1. | Знакомство с комнатными цветами и способами ухода за ними. Аранжировка помещений комнатными цветами. | 6 | 4 | 2 |
2. | Садовые цветочные растения и оформление уличных композиций из них. | 4 | 2 | 2 |
Раздел 2. Природный камень в ландшафтном дизайне ( 10 часов) |
1. | Использование природного камня в ландшафтном дизайне | 1 | 1 | |
2. | Натуральный камень в ландшафтном дизайне | 3 | 2 | 1 |
3. | Примеры использования натурального камня в ландшафтном дизайне | 6 | 5 | 1 |
Раздел 3. Дизайн пришкольного участка (10 часов) |
1. | Новое «лицо» пришкольного двора | 2 | 1 | 1 |
2. | Озеленение и благоустройство пришкольного участка | 8 | - | 8 |
| Итоговое занятие. Где можно получить профессию фитодизайнера. | 3 | - | 3 |
Содержание программы
Введение (1час).
Профессия - фитодизайнер и ландшафтный дизайнер. Компьютерная презентация курса.
Раздел 1. Декоративные садовые и комнатные растения (10 часов)
Тема 1. Знакомство с комнатными растениями и способами ухода за ними. Аранжировка помещений комнатными цветами (6 часов).
Лекция 1. Различные виды комнатных растений и способы ухода за ними.
Лекция 2. Размножение растений.
Лекция 3 Трудности, возникающие при выращивании растений.
Лекция 4. Расположение комнатных растений
Практическая работа №1. Пересадка растения.
Практическая работа №2. Выбор комнатного растения в цветочном магазине.
Тема 2.Садовые цветочные растения и способы ухода за ними (4 часа).
Лекция 1. Цветочные растения открытого грунта и способы ухода за ними. Однолетники и многолетники
Лекция 2. Идеи садово-паркового оформления (клумбы, цветники, миксбордеры, рабатки, альпинарии, рокарии)
Практическая работа №3. Работа с фотоматериалом «Уличные композиции нашего города».
Практическая работа №4. Составление эскиза «Проект оформления клумбы». Защита проектов.
Раздел 2. Природный камень в ландшафтном дизайне (10 часов)
Тема 1. Использование природного камня в ландшафтном дизайне (1 час)
Каменный век (краткий экскурс в историю).
Тема 2. Натуральный камень в ландшафтном дизайне (3 часа )
Лекция 1. Группы горных пород и минералов, используемых при оформлении ландшафта.
Лекция 2. Полезные характеристики природных камней
Практическая работа №5. Работа с коллекциями горных пород и минералов в геологическом музее
Тема 3. Примеры использования натурального камня в ландшафтном дизайне (6 часов)
Лекция 1. Каменистые сады (альпинарии, рокарии). Сходство и различие.
Лекция 2. Оформление тропинок и дорожек в саду
Лекция 3. « Японские» сады из камней
Лекция 4. Заборы и ограды
Лекция 5. Искусственные бассейны и водоёмы
Практическая работа №6. Проектирование элемента ландшафтного дизайна с использованием природного камня. Защита проектов.
Раздел 3. Дизайн пришкольного участка ( 10 часов)
Тема 1. Новое « лицо» пришкольного двора (2 часа)
Лекция 1. Требования, предъявляемые к оформлению пришкольного участка
Практическая работа №7. Составление эскиза пришкольного участка
Тема 2. Озеленение и благоустройство пришкольного участка ( 8 часов)
Практическая работа №8. Сбор, обработка и сортировка семян садовых растений (1 час)
Практическая работа №9. Подготовка почвогрунта и ёмкостей для выращивания рассады
Практическая работа №10. Посадка семян садовых цветочных растений на рассаду (2 часа)
Практическая работа №11. Пикирование рассады
Практическая работа №12. Высаживание рассады цветочных растений на пришкольный участок, используя выбранные проекты оформления (3 часа)
Итоговое занятие (3 часа).
Где можно получить профессию фитодизайнера (знакомство с учебными заведениями города, республики.)
Выставка творческих работ.
Экскурсия с оранжерею. Закупка рассады для оформления клумб, цветников, альпинария для пришкольного участка.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Теоретические занятия | Практическая работа |
1. | Введение: «Профессия– фитодизайнер». | 05.09 | 1 | |
Раздел 1. Декоративные садовые и комнатные растения ( 10 часов) |
2. | Различные виды комнатных растений и способы ухода за ними | 12.09 | лекция | |
3. | Размножение растений. | 19.09 | лекция | |
4. | Трудности, возникающие при выращивании растений. | 26.09 | лекция | |
5. | Расположение комнатных растений. | 03.10 | лекция | |
6. | Пересадка растения. | 17.10 | | Практическое занятие |
7. | Выбор комнатного растения в цветочном магазине. | 24.10 | | Практическое занятие |
8. | Цветочные растения открытого грунта и способы ухода за ними. Однолетники и многолетники. | 31.10 | лекция | |
9. | Идеи садово-паркового оформления (клумбы, цветники, миксбордеры, рабатки, альпинарии, рокарии) | 07.11 | лекция | |
10. | Работа с фотоматериалом «Уличные композиции нашего города» | 14.11 | | Практическое занятие |
11. | Составление эскиза «Проект оформления клумбы» | 28.11 | | Практическая работа |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Раздел 2. Природный камень в ландшафтном дизайне ( 10 часов) |
12. | Каменный век (краткий экскурс в историю) | 05.12 | лекция | |
13. | Горные породы, используемые в ландшафтном дизайне | 12.12 | лекция | |
14. | Преимущества использования природных камней в ландшафтном дизайне. | 19.12 | лекция | |
15. | Работа с коллекциями горных пород и минералов в геологическом музее | 26.12 | | Практическое занятие |
16. | Альпинарии и рокарии: сходство и различие | 09.01 | лекция | |
17. | Садовые дорожки- часть ландшафтного дизайна. | 16.01 | лекция | |
18. | Сад камней в японском стиле | 23.01 | лекция | |
19. | Ограждение- элемент ландшафтного дизайна | 30.01 | лекция | |
20. | Искусственные бассейны и водоёмы | 06.02 | лекция | |
21. | Проектирование элемента ландшафтного дизайна с использованием природного камня. | 13.02 | | Практическое занятие |
| | | | |
| | | | |
Раздел 3. Дизайн пришкольного участка (10 часов) |
22. | Требования, предъявляемые к оформлению пришкольного участка | 20.02 | лекция | |
23. | Составление эскиза пришкольного участка | 06.03 | | Практическое занятие |
24. | Сбор, обработка и сортировка семян садовых растений. | 13.03 | | Практическое занятие |
25. | Подготовка почвогрунта и ёмкостей для выращивания рассады. | 20.03 | | Практическое занятие |
26. | Посадка семян садовых цветочных растений. | 27.03 | | Практическое занятие |
27. | Посадка семян садовых цветочных растений | 03.04 | | Практическое занятие |
28. | Пикирование рассады | 10.04 | | Практическое занятие |
29-31 | Высаживание рассады цветочных растений на пришкольный участок, используя проекты оформления. | 24.04 01.05 08.05 | | Практические занятия |
| | | | |
32 | Где можно получить профессию фитодизайнера. | 15.05 | Лекция | |
33-34 | Экскурсия в оранжерею, закупка рассады для пришкольного участка | 22.05 | | Практическое занятие |
Методическое обеспечение
1. Савельева О.П. Элективный курс «Фитодизайн».- М.: Дрофа,2010..
2. Хессайон Д.Р. Всё о комнатных растениях.-М.: Кладезь- Букс, 2002.
3. Горбачёва Г, Мамедова Э. Комнатные растения. Энциклопедия.-М: Фитон+, 2001.
4. Ладвинская А.А. Декоративнолистные растения.-М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», 2006.
5. Сад моей мечты.- М.: ООО «Интернейшн Мастер Паблишерс»,2010.
6. Колесникова Е.Г. Садовые миксбордеры. Элементы садового дизайна.- М: Кладезь –Букс, 2008.
7. Джулия Крейсс. Энергетика комнатных растений. Удивительные свойства любимых цветов.- М: Фитон+,2007.
8. Интернет. WWW Фитодизайн. RU
9. Периодические издания: газеты, журналы.