СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Фитодизайн"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочую программу можно использовать в 7-9 классах в рамках предпрофильной подготовки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Фитодизайн"»



Министерство образования Республики Башкортостан

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23»



Программа

элективного курса ( курса по выбору)

для 7-9-х классов в рамках предпрофильной подготовки

«Фитодизайн»

(ориентационный)



Автор: Асадуллина Раушания Аглямовна,

учитель географии первой категории

МБОУ «сош №23»





г. Салават

Пояснительная записка

Одним из современных направлений искусства, которое за последнее время получило широкое распространение и развитие является фитодизайн. Его применение позволяет превратить современный интерьер в настоящий шедевр. Именно поэтому всё больше людей начинают интересоваться вопросами, связанными и фитодизайном. Флористикой, ландшафтным дизайном и многими другими схожими темами.

Фитодизайн имеет огромное значение для современных людей, так как именно с его помощью у них появилась возможность сделать свою жизнь более красивой и эстетичной. Итак, что же представляет собой фитодизайн?

Фитодизайн- составная часть дизайна, оптимизирующего функционирование любой вещи в системе «человек- предметная среда». Работа в сфере фитодизайна направлена на объединение растений с предметным миром, проведение линии гуманизации искусственной среды, содействуя эмоционально- эстетическому пониманию человеком ценности всего возвышенного и желания жить и работать по законам красоты. Это искусство создания разнообразных композиций из растительного материала, художественное и рациональное размещение их в пространстве помещения и в ландшафте.

Человек начал использовать растения для украшения жилища и улиц очень давно- около 6 тысяч лет назад.

Специалист по экологически продуманному озеленению интерьера- фитодизайнер. Тем, кто «садовником родился», не обойтись без знаний в области ботаники, агрономии, биологии, химии. Специалист, окружённый цветами, должен знать, как называется растение, откуда оно родом, как за ним надо ухаживать, как конкретный цветок уживается с «коллегами», какие удобрения и ядохимикаты нужно использовать в том или ином случае, какие горшечные растения лучше подобрать для того или иного интерьера. Плюс ко всему, нужно разбираться в тенденциях цветочной моды, знать, каковы принципы дизайна, какие существуют стили оформления и т.д. Выращивание растений, составление из них композиций воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий, развивает наблюдательность. Профессия фитодизайнера или дизайнера-флориста предполагает любовь и интерес к растениям, художественные способности, хороший вкус, правильное цветовосприятие, склонность к творчеству и эксперименту, общительность.

Педагогическая целесообразность программы- использование знаний обучающимися предметов изобразительного искусства, ботаники, биологии, химии, геологии закрепляются в прикладном значении.

Практическая направленность курса- придать своему пришкольному двору красивый, благородный вид.

Профессиональная направленность курса состоит в том, что ландшафтный дизайн с каждым годом набирает популярность. С улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Но ухоженные газоны, эффектные цветники и пейзажные композиции деревьев и кустарников проектируются людьми, имеющими специальные знания. К услугам фитодизайнеров и ландшафтных дизайнеров теперь обращаются не только отдельные жители, но и целые учреждения. Вкладываются немалые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.

Курс рассчитан на весь учебный год, на 34 часа. Состоит из 3–х взаимосвязанных друг с другом частей:

1 часть- «Декоративные садовые и комнатные растения»

2 часть- «Природный камень в ландшафтном дизайне»

3 часть- «Дизайн пришкольного участка»

При составлении программы учитывались климатические особенности местности, сезонность.

Цель курса:

ознакомление обучающихся с профессией фитодизайнера и ландшафтного дизайнера и применение полученных знаний на практике.

Задачи курса:

-познакомить обучающихся с элементами декоративного оформления внутренних помещений и мини-участка (т.е. со спецификой деятельности, соответствующией данным профессиям);

-сформировать опыт составления оранжировочных композиций их комнатных и декоративных садовых цветов, оформлению помещений различного типа (офис, жилые помещения) и различных типов городского ландшафта;

- развивать творческий интерес к практической деятельности в области фитодизайна;

-показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности;

- дать возможность обучающемуся проявить себя и добиться успеха.

Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

- экскурсия;

- практическая работа (посадка и уход за растениями);

- творческое задание ( составление портфолио растений, создание проектов озеленения отдельных уголков школы и территории пришкольного участка, составление фотоальбома и т.д.);

- лекции с использованием компьютерных презентаций и натуральных объектов;

- выставка творческих работ;

- конкурс творческих работ на уровне школы, города.

Форма контроля: итоговое занятие в форме выставки творческого образовательного продукта ( портфолио комнатных растений и травянистых растений открытого грунта, проект озеленения), текущий контроль в форме тематических тестовых заданий, выполнение сообщений и исследовательских заданий.

Требования к знаниям и умениям

Обучающийся должен

знать:

-приёмы систематического и периодического ухода за растениями;

-биологические и декоративные особенности растений, используемых в озеленении;

- основные композиционные элементы фитодизайна;

-законы гармоничного сочетания цветов;

-критерии подбора растений для озеленения.

уметь:

- применять биологические и экологические знания о цветочных и декоративно – лиственных растениях на практике;

- правильно определять предлагаемое растение;

- разрабатывать эскизы цветочно – декоративного оформления различных объектов;

- работать с дополнительной литературой;

-работать с Интернетом;

- формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом;

- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения

Учебно - тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практическая работа


Введение: «Профессия– фитодизайнер».

1

1


Раздел 1. Декоративные садовые и комнатные растения ( 10 часов)

1.

Знакомство с комнатными цветами и способами ухода за ними. Аранжировка помещений комнатными цветами.

6

4

2

2.

Садовые цветочные растения и оформление уличных композиций из них.

4

2

2

Раздел 2. Природный камень в ландшафтном дизайне ( 10 часов)

1.

Использование природного камня в ландшафтном дизайне

1

1

2.

Натуральный камень в ландшафтном дизайне

3

2

1

3.

Примеры использования натурального камня в ландшафтном дизайне

6

5

1

Раздел 3. Дизайн пришкольного участка (10 часов)

1.

Новое «лицо» пришкольного двора

2

1

1

2.

Озеленение и благоустройство пришкольного участка

8

-

8


Итоговое занятие. Где можно получить профессию фитодизайнера.

3

-

3





Содержание программы

Введение (1час).

Профессия - фитодизайнер и ландшафтный дизайнер. Компьютерная презентация курса.

Раздел 1. Декоративные садовые и комнатные растения (10 часов)

Тема 1. Знакомство с комнатными растениями и способами ухода за ними. Аранжировка помещений комнатными цветами (6 часов).

Лекция 1. Различные виды комнатных растений и способы ухода за ними.

Лекция 2. Размножение растений.

Лекция 3 Трудности, возникающие при выращивании растений.

Лекция 4. Расположение комнатных растений

Практическая работа №1. Пересадка растения.

Практическая работа №2. Выбор комнатного растения в цветочном магазине.

Тема 2.Садовые цветочные растения и способы ухода за ними (4 часа).

Лекция 1. Цветочные растения открытого грунта и способы ухода за ними. Однолетники и многолетники

Лекция 2. Идеи садово-паркового оформления (клумбы, цветники, миксбордеры, рабатки, альпинарии, рокарии)

Практическая работа №3. Работа с фотоматериалом «Уличные композиции нашего города».

Практическая работа №4. Составление эскиза «Проект оформления клумбы». Защита проектов.

Раздел 2. Природный камень в ландшафтном дизайне (10 часов)

Тема 1. Использование природного камня в ландшафтном дизайне (1 час)

Каменный век (краткий экскурс в историю).

Тема 2. Натуральный камень в ландшафтном дизайне (3 часа )

Лекция 1. Группы горных пород и минералов, используемых при оформлении ландшафта.

Лекция 2. Полезные характеристики природных камней

Практическая работа №5. Работа с коллекциями горных пород и минералов в геологическом музее

Тема 3. Примеры использования натурального камня в ландшафтном дизайне (6 часов)

Лекция 1. Каменистые сады (альпинарии, рокарии). Сходство и различие.

Лекция 2. Оформление тропинок и дорожек в саду

Лекция 3. « Японские» сады из камней

Лекция 4. Заборы и ограды

Лекция 5. Искусственные бассейны и водоёмы

Практическая работа №6. Проектирование элемента ландшафтного дизайна с использованием природного камня. Защита проектов.

Раздел 3. Дизайн пришкольного участка ( 10 часов)

Тема 1. Новое « лицо» пришкольного двора (2 часа)

Лекция 1. Требования, предъявляемые к оформлению пришкольного участка

Практическая работа №7. Составление эскиза пришкольного участка

Тема 2. Озеленение и благоустройство пришкольного участка ( 8 часов)

Практическая работа №8. Сбор, обработка и сортировка семян садовых растений (1 час)

Практическая работа №9. Подготовка почвогрунта и ёмкостей для выращивания рассады

Практическая работа №10. Посадка семян садовых цветочных растений на рассаду (2 часа)

Практическая работа №11. Пикирование рассады

Практическая работа №12. Высаживание рассады цветочных растений на пришкольный участок, используя выбранные проекты оформления (3 часа)

Итоговое занятие (3 часа).

Где можно получить профессию фитодизайнера (знакомство с учебными заведениями города, республики.)

Выставка творческих работ.

Экскурсия с оранжерею. Закупка рассады для оформления клумб, цветников, альпинария для пришкольного участка.



Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Теоретические занятия

Практическая работа

1.

Введение: «Профессия– фитодизайнер».

05.09

1


Раздел 1. Декоративные садовые и комнатные растения ( 10 часов)

2.

Различные виды комнатных растений и способы ухода за ними

12.09

лекция

3.

Размножение растений.

19.09

лекция

4.


Трудности, возникающие при выращивании растений.

26.09

лекция


5.


Расположение комнатных растений.

03.10

лекция


6.


Пересадка растения.

17.10


Практическое занятие

7.


Выбор комнатного растения в цветочном магазине.

24.10


Практическое занятие

8.


Цветочные растения открытого грунта и способы ухода за ними. Однолетники и многолетники.

31.10

лекция


9.


Идеи садово-паркового оформления (клумбы, цветники, миксбордеры, рабатки, альпинарии, рокарии)

07.11

лекция




10.

Работа с фотоматериалом «Уличные композиции нашего города»

14.11


Практическое занятие



11.

Составление эскиза «Проект оформления клумбы»

28.11


Практическая работа
















Раздел 2. Природный камень в ландшафтном дизайне ( 10 часов)

12.

Каменный век (краткий экскурс в историю)

05.12

лекция

13.

Горные породы, используемые в ландшафтном дизайне

12.12

лекция


14.

Преимущества использования природных камней в ландшафтном дизайне.

19.12

лекция


15.

Работа с коллекциями горных пород и минералов в геологическом музее

26.12


Практическое занятие

16.

Альпинарии и рокарии: сходство и различие

09.01

лекция




17.

Садовые дорожки- часть ландшафтного дизайна.

16.01

лекция




18.

Сад камней в японском стиле

23.01

лекция




19.

Ограждение- элемент ландшафтного дизайна

30.01

лекция




20.

Искусственные бассейны и водоёмы

06.02

лекция




21.

Проектирование элемента ландшафтного дизайна с использованием природного камня.

13.02


Практическое занятие











Раздел 3. Дизайн пришкольного участка (10 часов)

22.

Требования, предъявляемые к оформлению пришкольного участка

20.02

лекция


23.

Составление эскиза пришкольного участка

06.03


Практическое занятие

24.


Сбор, обработка и сортировка семян садовых растений.

13.03


Практическое занятие



25.

Подготовка почвогрунта и ёмкостей для выращивания рассады.

20.03


Практическое занятие



26.

Посадка семян садовых цветочных растений.

27.03


Практическое занятие



27.

Посадка семян садовых цветочных растений

03.04


Практическое занятие



28.

Пикирование рассады

10.04


Практическое занятие



29-31

Высаживание рассады цветочных растений на пришкольный участок, используя проекты оформления.

24.04

01.05

08.05


Практические занятия






32

Где можно получить профессию фитодизайнера.

15.05

Лекция


33-34

Экскурсия в оранжерею, закупка рассады для пришкольного участка

22.05


Практическое занятие





Методическое обеспечение

1. Савельева О.П. Элективный курс «Фитодизайн».- М.: Дрофа,2010..

2. Хессайон Д.Р. Всё о комнатных растениях.-М.: Кладезь- Букс, 2002.

3. Горбачёва Г, Мамедова Э. Комнатные растения. Энциклопедия.-М: Фитон+, 2001.

4. Ладвинская А.А. Декоративнолистные растения.-М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», 2006.

5. Сад моей мечты.- М.: ООО «Интернейшн Мастер Паблишерс»,2010.

6. Колесникова Е.Г. Садовые миксбордеры. Элементы садового дизайна.- М: Кладезь –Букс, 2008.

7. Джулия Крейсс. Энергетика комнатных растений. Удивительные свойства любимых цветов.- М: Фитон+,2007.

8. Интернет. WWW Фитодизайн. RU

9. Периодические издания: газеты, журналы.




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!