Рабочая программа по групповым занятиям по математике разработана в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 31.12.2015 г.);
- Авторской программой:
1) А.В.Фарков, «Математические кружки в школе», 5-8 классы, М., Айрис-пресс, 2017г;
2) Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2019;
3) Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентана-граф, 2019.
1. Планируемые результаты групповых занятий по математике
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
В результате изучения курса учащиеся должны:
• освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач.
• уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
• успешно выступать на математических соревнованиях
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
2. Содержание групповых занятий по математике
Раздел I. Четырёхугольники (1 час)
Четырёхугольник.
Параллелограмм, его свойства и признаки.
Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.
Трапеция, средняя линия трапеции.
Многоугольник. Выпуклые многоугольники.
Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Учащиеся должны уметь:
-определять вид четырехугольника;
-изображать требуемый четырехугольник, выполнять чертежи по условию задачи,
-проводить элементарные дополнительные построения в результате поиска решения;
-вычислять значения геометрических величин (длин сторон, градусные меры углов)
-осуществлять доказательства при решении задач;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для описания реальных ситуаций на языке геометрии и расчетов.
Раздел II. Уравнения с одной переменной (1 час)
Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной.
Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля.
Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром.
Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Учащиеся должны уметь:
- с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения.
-использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений.
- решать простейшие линейные уравнения с параметрами.
- решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения.
Раздел III. Центральные и вписанные углы. (2 часа)
«Касательная», «Секущая», «дуга окружности», «центральный угол», «вписанный угол»;
Свойство касательной; теорему о вписанном угле.
Учащиеся должны уметь:
-Находить эти виды взаимного расположения на чертеже.
-Применять знания к решению задач
- используя свойство касательной, теорему о вписанном угле решать задачи
Раздел IV. Буквенные выражения. Многочлены(2 часа)
Преобразование буквенных выражений.
Деление многочлена на многочлен «уголком».
Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять преобразования буквенных выражений.
- выполнять деление многочлена на многочлен «уголком».
- возводить двучлен в степень.
Раздел V. Уравнения с одной переменными(2 часа)
Правила решений уравнений. Применение уравнений к практическим задачам.
Системы линейных уравнений с одной переменной. Решение систем уравнений различными способами.
Учащиеся должны уметь:
- применять основные правила решения уравнений.
- решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения.
Итоговое занятие (1 час)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Название темы/раздела | Кол-во часов |
1 | Четырехугольники | 1 |
2 | Уравнения с одной переменной | 1 |
3 | Центральные и вписанные углы | 2 |
4 | Буквенные выражения. Многочлены | 2 |
5 | Уравнения с одной переменными | 2 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 9 |