СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к элективному курсу Иркутсковедение

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к элективному курсу Иркутсковедение»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28

ИНН 3812008538, КПП 381201001, 664043, г. Иркутск, ул.Маршала Конева,22, тел.300149

e-mail:[email protected]




Приложение к основной образовательной программе (основного, среднего(выбрать нужное) общего образования

МБОУ г.Иркутска СОШ № 28

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ________ от «___»__. 2019 года

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 28

Е.В. Карака ________________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Иркутсковедение» для 8 класса

Срок реализации программы 1 год









Составитель программы: Белоусова О.В., учитель истории и обществознания

МБОУ г. Иркутска СОШ № 28







Данная рабочая программа для 8 класса составлена на основе основной образовательной программы и учебного плана ООО МБОУ г.Иркутска СОШ № 28.







Иркутск, 2019


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Иркутсковедение» (базовый уровень) рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов – 17 часов и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по Иркутсковедению. Рабочая программа является приложением к образовательной программе среднего общего образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программа курса Мой город в XIX в. 8 класс. Составитель: Запорожченко Ирина Ивановна, учитель истории МОУ СОШ №28 г. Иркутск, 2010. используется в данной рабочей программе с изменениями. По авторской программе на изучение курса даётся 34 часа. По учебному плану – 17 часов, поэтому на изучение каждой темы сокращено количество часов.

Цели и задачи:

Цель курса:

-  пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и  культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

Задачи курса:

- воспитывать иркутян на лучших традициях иркутской культуры, развивая духовный кругозор личности, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска;

- развивать способность учащихся целостно воспринимать окружающий их мир во всем его многообразии и единстве, что формирует интегральную культуру личности, исключая освоение культуры как суммы знаний, умений и навыков;

- развивать творческий потенциал личности, ее способность к самореализации, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска, способствуя формированию гражданственности учащихся, их социальной адаптации.

- пробуждать познавательный интерес к жизни Иркутска и области; содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия;

- сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного освоения культурного наследия Иркутска.

        Таким образом, предметная область "Иркутсковедение" способствует решению общепедагогической задачи - достижению учащимися уровня общекультурной компетентности, формированию у учащихся познавательного интереса к культурному наследию своего города, потребности востребовать культурный потенциал уникального центра мировой и отечественной культуры - Иркутск.

Общая характеристика предмета

В курсе «Иркутсковедение» в 8 классе рассматривается период XIX вв. Город Иркутск в начале XIX века. Сибирская ссылка в XIX веке. Иркутский социум и его особенности в XIX веке. Иркутск – административный центр. «Богатство России прирастать будет Сибирью». Общественная жизнь Иркутска в XIX веке.

Место в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 17 часов за учебный год.

 Требования к уровню подготовки обучающихся

         Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу изучения программы:

- освоить понятия и термины: мир города, особенности удивительного Иркутска, памятник, достопримечательность, символ; грамотно их произносить, писать, объяснять;

- иметь представление о богатствах Иркутска - памятниках истории и культуры, музеях; узнавать и перечислять указанные памятники (здесь и далее понятие памятник рассматривается в широком смысле слова, а не только как памятник архитектуры или монументальный);

- освоить рекомендованную программой литературу о городе; рассказывать о прочитанной книге, посвященной городу, выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от учебной экскурсии, от нового изученного материала, в виде рисунка, описания (устного или письменного);

- освоить понятия и термины: облик города, природа и город - особый мир (среда) обитания человека, их взаимосвязь и взаимозависимость,

- освоить дополнительную литературу о городе;

- составлять отзыв о книге, используя памятку; выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от внеучебной экскурсии, семейной прогулки, от самостоятельно изученного материала, в форме рассказа, сказки, загадки, стихотворения; рассказывать родителям об изученных на прогулке памятниках;

- знание литературных мест края, умение рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения;

- умение работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;

- умение самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме.

       Контроль уровня обученности

Для текущего контроля используются кроссворды, коллективные и индивидуальные формы практической работы.

Итоговый контроль за освоением материала курса осуществляется в виде творческих выступлений учащихся, участие в итоговых уроках – конкурсах.

         Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Материально-техническая база:

-компьютер;

-проектор;

-сканер;

-принтер;

-карты.


Содержание учебного предмета

№ п/п

Тема

Всего часов

1.

Тема 1. Город Иркутск в начале XIX века.

2

2.

Тема 2. Сибирская ссылка в XIX веке.

2

3.

Тема 3. Иркутский социум и его особенности в XIX веке.

3

4.

Тема 4. Иркутск – административный центр.

2

5.

Тема 5. «Богатство России прирастать будет Сибирью».

3

6.

Тема 6. Общественная жизнь Иркутска в XIX веке.

5


Содержание курса (17 часов)

Тема 1. Город Иркутск в начале XIX века. (2 часа).

Изменение облика города. Население. Посадские и мещане. Гильдейское купечество. Благотворительность и меценатство. Экскурсия в музей города Иркутска.

Тема 2. Сибирская ссылка в XIX веке. (2 часа).

Декабристы в нашем крае. Сроки ссылки и условия содержания ссыльных. Влияние декабристов на экономическую, общественную, культурную жизнь Иркутска и его окрестностей. Жёны декабристов в Иркутске.

Экскурсия в музей декабристов.

Тема 3. Иркутский социум и его особенности в XIX веке. (3 часа).

Характер заселения Сибири. Социальный состав города и его окрестностей: крестьяне до и после реформы 1861 года, мастеровые, сибирские казаки, ясачные люди. Влияние русских на аборигенное хозяйство. «Устав об управлении инородцев» М.М. Сперанского.

Экскурсия в областной краеведческий музей.

Тема 4. Иркутск – административный центр. (2 часа).

Структура управления Сибирью. Реформа М.М. Сперанского. Губернаторы и градоначальники. Н.Н. Муравьёв-Амурский. Русско-китайские отношения. Приезд цесаревича в Иркутск.

Тема 5. «Богатство России прирастать будет Сибирью». (3 часа).

Системы земледелия. Орудия труда. Овощеводство. Скотоводство. Рыболовство. Извозный промысел. Обрабатывающая мелкая промышленность. Создание крупной промышленности. Иркутские золотопромышленники. Расцвет пушного промысла. Сибирский торг. Ассортимент товаров. Китайский торг. Внутренняя торговля. Становление сибирского купечества. Иркутские купцы: Баснины, Трапезниковы, Медведниковы, Базановы, Котельниковы, Немниновы, Мясниковы, семья Полевых.

Транссибирская магистраль. Экскурсия в музей железной дороги.

Тема 6. Общественная жизнь Иркутска в XIX веке. (5 часов).

А.А.Щапов и его труды. Польские ссыльные., их вклад в культурную жизнь Иркутска. Учебные заведения. Деятельность ВСОРГО, исследователь Сибири В.А. Обручев. Иркутские писатели. Театральная жизнь. Музыкальная жизнь. Художественная жизнь. Иркутский художественный музей. В. Сукачёв – иркутский просветитель. Архитектура г. Иркутска. Экскурсия в художественный музей и музей – усадьбу Сукачёва.























Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

Корректировка

I четверть – 9 недель, 9 уроков

Тема 1. Город Иркутск в начале XIX века. (2 часа).

1

Изменение облика города Иркутска. Население. Посадские и мещане.

1



2

Гильдейское купечество. Благотворительность и меценатство.

1



Тема 2. Сибирская ссылка в XIX веке. (2 часа).

3

Декабристы в нашем крае. Декабристы в Иркутске.

1



4

Влияние декабристов на культурную жизнь сибиряков. Значение ссыльных в жизни Иркутска и окрестностей.

1



Тема 3. Иркутский социум и его особенности в XIX веке. (3 часа).

5

Характер заселения Сибири. Крестьяне до и после реформы 1861 года.

1



6

Мастеровые. Сибирские казаки. Ясачные люди. Влияние русских на аборигенов.

1



7

Христианизация Сибири. Иркутские храмы.

1



Тема 4. Иркутск – административный центр. (2 часа).

8

Структура управления Сибирью. Реформа М.М. Сперанского.

1



9

Губернаторы и градоначальники. Н.Н. Муравьёв-Амурский. Русско-китайские отношения.

1



Итого за I четверть 9 уроков

II четверть – 7 недель, 7 уроков

Тема 5. «Богатство России прирастать будет Сибирью». (3 часа).

10

Развитие сибирского земледелия. Ростки сибирской индустрии, золотопромышленность.

1



11

«Мягкое золото». Организация промысла к берегам Америки. Продажа Аляски. Сибирский торг.

1



12

Становление иркутского купечества. Транссибирская магистраль.

1



Тема 6. Общественная жизнь Иркутска в XIX веке. (5 часов).

13

А.А. Щапов. Польские ссыльные в нашем крае. Из истории образования в Иркутске.

1



14

Деятельность ВСОРГО. Из истории художественной жизни в Иркутске.

1



15

Из истории создания иркутского художественного музея. В. Сукачёв – иркутский просветитель.

1



16

Из истории театральной жизни Иркутска. Из истории музыкальной жизни Иркутска.

1



Итого за II четверть 7 уроков

III четверть – 2 урок

17

Архитектура г. Иркутска.

2



Итого за год 34 уроков