СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «История России с древности до 1914 года» 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «История России с древности до 1914 года» для 11 класса разработана в соответствии с ФГОС СОО, Историко-культурным стандартом и Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, на основе авторской программы «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс» 11 класс. Авторы: В.В. Кириллов, М.А. Бравина –  М.: «Русское слово», 2019

УМК, используемый для реализации программы: Кириллов В.В., Бравина М.А. История. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс. –  М.: «Русское слово», 2019

Элективный курс «История России с древности до 1914 года» изучается на уровне среднего общего образования в 11 классе в общем объеме — 34 часа в год, 1 часа в неделю.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «История России с древности до 1914 года» 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомирская средняя общеобразовательная школа Азовского района



«Утверждаю»

Директор МБОУ Новомирской СОШ Азовского района

(приказ от 30.08.2021 г. № 129)

________________ Н.П.Тегляй


М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«История России с древности до 1914 года»

11 класс

Уровень среднего общего образования


Общее количество часов 34

Количество часов в неделю 1


Учитель: Ведерина Светлана Александровна, высшая квалификационная категория











п. Новомирский

Азовского района Ростовской области

2021 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «История России с древности до 1914 года» для 11 класса разработана в соответствии с ФГОС СОО, Историко-культурным стандартом и Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, на основе авторской программы «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс» 11 класс. Авторы: В.В. Кириллов, М.А. Бравина – М.: «Русское слово», 2019

УМК, используемый для реализации программы: Кириллов В.В., Бравина М.А. История. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс. – М.: «Русское слово», 2019

Цель изучения курса отечественной истории в 11 классе направлена на закрепление, систематизацию и углубление знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение обучающимися целостных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России.

Важнейшими задачами курса являются формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности.

Историческое образование на уровне среднего общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Место предмета в учебном плане

Элективный курс «История России с древности до 1914 года» изучается на уровне среднего общего образования в 11 классе в общем объеме — 34 часа в год, 1 часа в неделю.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты освоения курса «История России до 1914 г.»:

  • сформированность российской гражданской идентичности, уважительного отношения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, сформированность уважительного отношения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

  • готовность и способность к образованию и самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • сформированность уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения.

Метапредметные результаты освоения курса «История России до 1914 г.» представлены тремя группами универсальных учебных действий (далее УУД).

1. Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели / задачи, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель / достигнута;

  • способность оценивать возможные последствия достижения поставленной цели;

  • умение организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные УУД:

  • умение искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе, осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

  • способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

3. Коммуникативные УУД:

  • способность осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;

  • способность выступать в разных ролях при осуществлении групповой работы (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • умение координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • способность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

На предметном уровне в результате освоения курса:

  • характеризовать этапы становления исторической науки;

  • раскрывать сущность методов исторического познания и применять их на практике;

  • определять роль исторической науки и исторического познания в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

  • датировать важнейшие события и процессы отечественной истории из раздела дидактических единиц, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировой истории;

  • пользоваться современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • характеризовать особенности исторического пути России и оценивать её роль в мировом сообществе, рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

  • анализировать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • оценивать роль личности в отечественной истории;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории и существующих в науке их современных версиях и трактовках;

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • готовить сообщения, презентации и рефераты по исторической тематике;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • вести диалог и обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;

обучающиеся получат возможность научиться:

  • объяснять историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей;

  • определять место и время создания исторических документов;

  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.;

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и мировой истории;

  • приводить примеры и аргументы в защиту своей точки зрения;

  • проводить самостоятельные исторические исследования и реконструкцию исторических событий;

  • использовать полученные знания и освоенные умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь. Расцвет государства Русь. Социально-экономические отношения в Древней Руси. Культура Древней Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств. Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов. Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов. Культура русских земель в XIII – XIV вв. Народы и государства Степи и Сибири в XIII-XV вв. Русские земли в первой половине ХV в. Завершение процесса объединения русских земель. Культурное пространство единого Русского государства.

Раздел II. Россия в ХVI –XVII веках: от великого княжества к царству

Руси в XVI в. Смута в России. Россия при первых Романовых. Церковный раскол и народные движения в XVII в. Внешняя политика России в XVII в. Культура России в XVII в.

Раздел III. Россия в конце XVII-XVIII в.: от царства к империи.

Начало эпохи Петра I. Северная война и военные реформы. Преобразования Петра I. После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов». Российская империя при Екатерине II. Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва. Россия в мировой и европейской политике во второй половине XVIII в. Российская империя при Павле I. Культурное пространство Российской империи.

Раздел IV. Российская империя в XIX - н. XX в.

Россия в начале ХIХ в. Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г. Внутриполитический курс Александра I в 1816-1825 гг. Движение декабристов. Правление Николая I: политика государственного консерватизма. Социальная и экономическая политика Николая I. Общественная мысль в 1830-1850-е гг. Внешняя политика России во второй четверти ХIХ в. Культура России в первой половине ХIХ в. Отмена крепостного права в России. Реформы 1860-1870-х гг. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Общественные движения второй половины ХIХ в. Народное самодержавие Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Культура России во второй половине ХIХ в. На пороге нового века: динамика и противоречия социально-экономического развития. Русско-японская война 1904-1905 гг. Общественное движение в России в начале ХХ в. Первая российская революция (1905-1907).Общество и власть после революции. Столыпинские реформы. Культура России в начале ХХ в.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса «История России с древности до 1914 года»


п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

план

факт

Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству (9 ч)

Народы и государства на территории нашей страны в древности

(§ 1)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений об особенностях развития народов и государств на территории России в древности

Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Объяснение особенностей расселения человека на территории современной России.

Характеристика малых государства Причерноморья в эллинистическую эпоху и народов Сибири и Дальнего Востока.

Объяснение специфики природно- климатических условий и их влияния на развитие нашей страны

I ч.

03.09


Образование государства Русь (§ 3)

Комбинированный урок

Формирование представлений о

предпосылках и особенностях формирования государства Русь,

деятельности первых русских князей

Анализ условий складывания государства Русь и оценка теорий его образования. Составление развёрнутой характеристики внутренней и внешней политики первых русских князей на основе анализа исторических источников и работы с исторической картой


10.09


Расцвет государства Русь (§ 4)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирований представлений о деятельности Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха и их роли в сохранении единства Руси, её социально- экономическом и культурном развитии

Объяснение причин выбора Владимиром Святославичем восточной ветви христианства. Оценка значения принятия христианства на Руси. Анализ исторических условий деятельности Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Определение их роли в укреплении государства и сохранении его единства на основе анализа текста учебника и исторических документов.

Анализ основных положений Русской Правды Составление тезисов о значении крещения Руси


17.09


Социально-экономические отношения в Древней Руси (§ 5)

Комбинированный урок

Формирование представлений об особенностях социально- экономического развития Древней Руси

Восприятие и анализ информации о дискуссиях об общественном строе Руси, представленной учителем.

Определение цели, задач и алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие социальные слои структуры древнерусского общества.

Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана характеристики конкретного социального слоя. Оформление тезисов выступления на основе работы с учебником и историческими документами. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем

24.09


Формирование системы земель - самостоятельных государств

(§ 7)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений об особенностях развития отдельных земель и последствиях раздробленности государства Русь

Анализ информации о причинах и начале политической раздробленности на Руси, представленной в тексте учебника и исторических документах.

Разделение класса на группы характеризующие особенности развития в этот период Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской и Новгородской земель. Одна из групп готовит выступление по теме «Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.». Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и иллюстраций, составление плана выступления каждой группы. Выступление перед классом.

Определение критериев оценки деятельности каждой группы.


01.10


Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов (§ 8)

Комбинированный урок

Формирование представлений об установлении зависимости Руси от Золотой Орды и её противостоянию натиску западных завоевателей

Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о возникновении Монгольской державы, Чингисхане и его завоеваниях. Составление хронологии ордынских завоеваний. Объяснение причин поражения русских князей в битве на Калке и успешности завоевательных походов Батыя. Характеристика видов зависимости Руси от Орды. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о борьбе с экспансией крестоносцев на западных границах Руси.

Составление развёрнутого плана по характеристике политики Александра Невского и других русских князей в отношении Орды и Запада. Оценка исторического выбора Александра Невского. Выявление факторов, способствовавших подъёму северо-востока Руси

08.10


Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов (§ 9)

Комбинированный урок

Формирование представлений об образовании Московского княжества, внутренней и внешней политике московских князей

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Постановка цели и определение задач учебной деятельности. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, об образовании Московского княжества и роли Ивана Калиты в этом процессе. Сравнительная характеристика Тверского и Московского княжеств как центров, претендовавших на первенство среди русских земель. Определение причин победы Москвы в противостоянии с Тверью. Составление исторического портрета Дмитрия Донского.

Высказывание оценочных суждений об историческом значении Куликовской битвы


15.10


Русские земли в первой половине ХV в. (§ 12)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений об особенностях развития русских земель первой половине ХV в.

Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Актуализация знаний об особенностях политического и социально- экономического развития русских земель. Работа с исторической картой и историческими документами по теме «Литва и Москва: борьба

за влияние на русские земли». Составление хронологии междоусобных войн в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Анализ особенностей общественного развития Новгорода и Пскова в XV в.

22.10


Завершение процесса

объединения русских земель (§ 13)

Комбинированный урок

Формирование представлений о

завершающем этапе объединения русских земель, освобождении и складывании новой системы управления единым государством

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности в соответствии с заявленной целью урока.

Выявление предпосылок объединения русских земель в единое государство. Определение по тексту учебника и исторической карте основных направлений политики Ивана III. Составление плана рассказа об освобождении Руси от ордынской зависимости. Определение основных положений теории «Москва – третий Рим»

29.10


Раздел II. Россия в ХVI –XVII веках: от великого княжества к царству (5 ч)

Россия в ХVI в. Иван IV Грозный.

(§ 15-16)

Комбинированный урок

Формирование представлений об основных направлениях и событиях внутренней и внешней политики Василия III и Ивана IV

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности (работа в парах), исходя из заявленных цели и задач.

Работа в парах по составлению на основе учебника и исторических документов тезисного плана «Василий III и завершение объединения русских земель. Регентство Елены Глинской». Характеристика реформ Избранной рады. Работа в парах по представлению системы

центрального и местного управления, социальной структуры населения Московского царства в XVI в. в символической форме (схема). Работа с исторической картой: определение основных задач и направлений внешней политики Ивана IV. Работа в парах по составлению хронологической таблицы

«Внешняя политика России в ХVI в.». Объяснение успехов на восточном и южном направлении и причин поражения в Ливонской войне. Оценка исторического значения присоединения Сибири и освоения Дальнего Востока. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний

II ч.

12.11


Россия в конце XVI в. (§ 17)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений об основных направлениях и событиях внутренней политики России в конце XVI в.

Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о правлении царя Фёдора Ивановича.

Актуализация знаний о роли Православной церкви в политической и общественной жизни России в XVI в. Формулирование тезисов о значении учреждения патриаршества.

Составление хронологической таблицы

«Закрепощение крестьян»

19.11


Смута в России (§ 19-20)

Комбинированный урок

Формирование представлений о причинах, сущности, событиях и итогах Смуты

Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о дискуссиях о причинах Смутного времени и феномене самозванства. Формулирование вывода о предпосылках, причинах и сущности Смутного времени на основе теста учебника и исторических документов. Работа в группах по составлению сравнительной характеристики правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского. Объяснение причин раскола в обществе и народных волнений. Работа с картой и учебником по составлению хронологической таблицы «Смутное время и деятельность народных ополчений».

Высказывание оценочных суждений о деятельности Семибоярщины. Оценка последствий Смуты. Объяснение причин воцарения династии Романовых

26.11


Россия при первых Романовых

(§ 21-22)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений об особенностях социально- экономического развития России в XVII в.

Постановка цели и определение задач учебной деятельности. Актуализация знаний об особенностях социально-экономического развития русских земель в XIV–XVI вв.

Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Составление развёрнутого плана темы «Территория и хозяйство России в XVII в.». Заполнение таблицы «Закрепощение крестьян». Составление опорных схем «Оформление сословного строя», «Система государственного управления при первых Романовых»

03.12


Внешняя политика России в XVII в.

(§ 23)

Комбинированный урок

Формирование представлений об основных направлениях внешней политики России в XVII в.

Актуализация знаний о направлениях и результатах внешней политики России в XVI в. и необходимости ликвидации последствий Смуты. Определение алгоритма работы в группах по темам: «Северо-западное направление внешней политики», «Южное направление внешней политики», «Освоение Сибири». Распределение функций между

членами каждой группы. Подбор информации из учебника, исторических документов и исторической карты. Составление плана выступления каждой группой. Выступление перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем. Оформление в виде тезисов вывода об особенностях и итогах внешней политики

России в XVII в. Оценка исторического значения присоединения Сибири и освоения Дальнего Востока

10.12


Раздел III. Россия в конце XVII-XVIII в.: от Царства к Империи (6 ч)

Начало эпохи Петра I. (§ 25)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представления об особенностях политического, и

социально- –

экономического развития России в начале XVII в.

Восприятие и анализ информации, представленной учителем на основе учебника и исторических документов. Составление тезисов по характеристике периода правления Фёдора Алексеевича и царевны Софьи. Оценка значения отмены местничества. Определение причин Стрелецкого бунта 1682 г. Определение цели Азовских походов 1695–1696 гг. и Великого посольства, работа с исторической картой. Высказывание оценочных суждений о личности Петра о предпосылках петровских реформ

17.12


Северная война и военные реформы (§ 26)

Комбинированный урок

Формирование представлений внешнеполитическом развитии Российского государства и военных реформах при Петре I Российского государства и военных реформах при Петре I о

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Актуализация знаний об основных направлениях и задачах внешней политики России в XVII в. Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности, исходя из заявленных цели и задач. Работа в парах по составлению на основе текста учебника и исторических карт опорного конспекта. Оценка итогов Северной войны

24.12


Преобразования Петра I (§ 27-28)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений о причинах, сущности и значении петровских преобразований

Актуализация знаний об особенностях политического, социально- экономического и культурного развития России в XVII в. Определение основных направлений петровских преобразований. Работа в группах

«Реформы в экономике», «Социальные реформы», «Государственно-административные реформы», «Культура и нравы петровской эпохи». Распределение функций между членами группы, составление плана деятельности.

Представление результатов работы классу в виде тезисов и опорных схем. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем. Оформление в виде тезисов вывода об оценке петровских реформ. Обсуждение вопроса о причинах и сущности социальных и национальных движения первой четверти XVIII в.


III ч.

14.01


После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»

(§ 29-30)

Комбинированный урок

Формирование представлений о причинах и сущности

«дворцовых переворотов», внутренней и внешней политики России в 1725- 1762 гг.

Актуализация знаний об особенностях системы престолонаследия России. Обсуждение вопроса о причинах «дворцовых переворотов» на основе работы с текстом учебника и историческими документами. Составление хронологической таблицы «Дворцовые перевороты в России».

Разделение класса на группы по темам «Внутренняя политика российских монархов в 1725-1762 гг.», «Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг.».

Распределение функций между членами группы, составление плана деятельности. Составление развёрнутых планов и представление их классу. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на уроках по этой теме


21.01


Российская империя при Екатерине II (§ 31)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений о просвещённом абсолютизме и «золотом веке» российского дворянства

Выявление особенностей сословной структуры российского общества. Представление этой структуры в наглядно-символической форме. Актуализация знаний об идеях Просвещения, определение степени их влияния на деятельность Екатерины II. Оценка особенностей этой формы правления. Определение сущности феномена просвещённого абсолютизма. Определение направлений внутренней политики в 1760-1790-е гг. Составление характеристики деятельности Уложенной комиссии. Работа в группах, характеризующих основные мероприятия внутренней политики Екатерины II. Составление схемы губернского управления по реформе 1775 г. Систематизация материала о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Формулирование вывода о характере сословной политики. Систематизация информации в таблице «Реформы Екатерины II» с объяснением их причин, результатов и значения. Высказывание оценочных суждений о «золотом веке» российского дворянства

28.01


Российская империя при Павле I

(§ 34)

Комбинированный урок

Формирование представлений о внутренней и внешней политике Павла I

Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о «Гатчинском затворнике». Высказывание суждений о направлениях деятельности Павла I. Составление развёрнутого плана по содержанию внутренней и внешней политики на основе работы с текстом учебника и историческим документами. Оценка результатов правления Павла I. Восприятие и анализ информации о заговоре и свержении императора, представленной учителем. Высказывание суждений о возможных причинах заговора.

04.02


Раздел IV. Российская империя в ХIХ – начале ХХ в. (14 ч)

Россия в начале ХIХ в. (§ 37)

Комбинированный урок

Формирование представлений об основных тенденциях и особенностях развития Россия в начале ХIХ в.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности.

Составление тезисного плана характеристики социально-экономическое развития России в начале ХIХ в. Определение цели реформ начала царствования Александра I. Оценка их результатов. Анализ проектов М.М. Сперанского, оценка конституционных замыслов верховной власти. Объяснение причин отставки М.М. Сперанского

11.02


Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г.

(§ 38-39)

Комбинированный урок

Формирование представлений о внешнеполитическом развитии Российского государства в начале XIX в.

Характеристика отношений России и Франции накануне Отечественной войны 1812 г. Оценка результата участия России в антифранцузских коалициях и итогов Тильзитского и Бухарестского мирных договоров. Определение причин и характера Отечественной войны 1812 г. Работа в парах по составлению на основе текста учебника и исторических карт хронологической таблицы

«Ход Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.». Оценка итогов и значения Отечественной войны 1812 г. Анализ решений Венского конгресса и характеристика участия России в Священном союзе

18.02


Внутриполитический курс Александра I в 1816-1825 гг.

(§ 40)

Комбинированный урок

Формирование представлений о внутриполитическом развитии Российского государства в 1816-1825 гг.

Составление развёрнутого плана характеристики правления Александра I в 1816-1825 гг. Определение позиции самодержавия по решению крестьянского вопроса. Характеристика военных поселений. Оценка противоречивости итогов внутренней политики Александра I


25.02


Движение декабристов. (§41)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений о целях и историческом значении движения декабристов

Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие тайные общества России в начале ХIХ в.: «Первые тайные организации», «Южное общество», «Северное общество». Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем.

Сравнительная характеристика программ декабристов: «Русской правды» П.И. Пестеля и

«Конституции» Н.М. Муравьёва. Составление плана рассказа о выступлении декабристов в Санкт-Петербурге и на юге России. Оценка исторического значения движения декабристов

04.03


Правление Николая I: политика

государственного консерватизма

(§ 42)

Комбинированный урок

Формирование представлений о внутриполитическом развитии Российского государства в 1825–1855 гг.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности.

Характеристика государственной регламентации общественной жизни. Определение направлений деятельности политической полиции. Оценка работы по кодификации законов. Составление развёрнутых планов по темам «Преобразование и укрепление государственного аппарата» и

«Политика в области образования и цензуры». Определение сущности политики государственного консерватизма


11.03


Внешняя политика России во второй четверти ХIХ в. (§ 45)

Комбинированный урок

Формирование представлений о внешней политике России во второй четверти ХIХ в.

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем.

Формулирование задач внешней политики России во второй четверти XIX в. Составление опорной схемы «Кавказская война».

Определение сути восточного вопроса и причин Крымской войны. Составление хронологической таблицы «Крымская война 1853-1856 гг.» Объяснение причин поражения России в войне. Анализ условий Парижского мирного договора

01.04


Реформы 1860-1870-х гг. (§ 50)

Комбинированный урок

Формирование представлений о причинах, сущности и итогах Великих реформ

Актуализация знаний об особенностях политического и социально- экономического развития России в первой половине ХIХ в. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Анализ предпосылок и причин Великих реформ. Работа в парах с текстом учебника и историческими документами по определению основных положений земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области образования. Систематизация информации о реформах Александра II в форме опорной схемы. Оценка итогов и значения реформ

08.04


Социально-экономическое развитие пореформенной России

(§ 51)

Комбинированный урок

Формирование представлений об особенностях социально- экономическое развития пореформенной России

Актуализация знаний об особенностях социально-экономического развития России накануне отмены крепостного права. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Составление опорной схемы «Сельское хозяйство после отмены крепостного права» на основе текста учебника, статистических данных и исторических документов. Работа в парах по анализу информации исторических карт, статистических данных, текста учебника и составление опорной схемы «Развитие промышленности и торговли». Оценка изменений в социальной структуре российского общества.

15.04


Народное самодержавие Александра III

(§ 53)

Комбинированный урок

Формирование представлений об особенностях внутренней политики императора Александра III

Актуализация знаний об особенностях политического и социально- экономического развития России в первой половине ХIХ в. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности.

Восприятие и анализ информации, представленной учителем о начале царствования Александра III. Составление опорной схемы «Изменения в сферах земского самоуправления, образования и печати» на основе анализа информации текста учебника и исторических документов. Раскрытие сущности понятия «контрреформы». Определение влияния реформ Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградского, С.Ю. Витте на процесс модернизации российской экономики. Анализ мероприятий правительства Александра III по стабилизации экономики и развитию сельского хозяйства. Составление развёрнутого плана «Рабочее законодательство и национальная политика в России в конце ХIХ в.»

22.04


Внешняя политика России во второй половине XIX в. (§ 54)

Комбинированный урок

Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XIX в.

Актуализация знаний об итогах Крымской войны. Определение основных направлений внешней политики во второй половине XIX в. На основе работы с текстом учебника и историческими картами составление хронологической таблицы «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.». Оценка роли России в освобождении балканских народов.

Определение сущности дальневосточной политики России и значения присоединения Средней Азии. Определение основных направлений и оценка внешней политики России в 1880–1890-е гг.

29.04


Общественное движение в России в начале ХХ в.

(§ 59-60)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений об общественном движении в России в начале ХХ в.

Актуализация знаний об особенностях политического, развития, распространении марксизма и зарождении российской социал-демократии России в конце XIX в. Распределение функций между членами группы, составление плана деятельности. Работа в группах по составлению тезисов на основе текста учебника и исторических документов: «Консервативные (традиционалистские)», «Либеральные политические партии», «Социалистические (революционные) политические партии».

Составление сравнительной таблицы

«Политические партии в России в начале ХХ в.». Оценка общественного движения в России в начале ХХ в.

06.05


Первая российская революция (1905-1907)

(§ 61-62)

Комбинированный урок

Формирование представлений о причинах, событиях и значении Первой российской революции (1905-1907)

Актуализация знаний об особенностях политического строя и социально- экономических проблемах России в начале ХХ

в. Составление хронологической таблицы «Основные события революции 1905-1907 гг.» на основе текста учебника и исторических документов.

Определение причин и характера революции. Анализ документа «Манифест 17 октября 1905 г.» и определение его влияния на ход революции. Составление развёрнутого плана

«Начало российского парламентаризма». Определение особенностей и оценка итогов первой российской революции. Оформление выводов в виде тезисов. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний

13.05


Общество и власть после революции. Столыпинские реформы (§63)

Урок освоения новых знаний и учебных действий

Формирование представлений об общественно- политической жизни и особенностях экономического развития России в 1907-1914 гг.


.

Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Анализ правительственной программы П.А. Столыпина. Составление тезисного плана для развёрнутой характеристики третьеиюньской политической системы. Определение основных целей и путей реализации аграрной реформы. Оценка её итогов. Формулирование общего вывода об особенностях политического, экономического и социального развития России в 1907-1914 гг.

20.05


Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала ХХ в.»

Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия

Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия

Выполнение итоговых контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Защита проектов

27.05






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!