№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Основные виды деятельности обучающихся | Дата |
план | факт |
Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству (9 ч) |
-
| Народы и государства на территории нашей страны в древности (§ 1) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений об особенностях развития народов и государств на территории России в древности | Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Объяснение особенностей расселения человека на территории современной России. Характеристика малых государства Причерноморья в эллинистическую эпоху и народов Сибири и Дальнего Востока. Объяснение специфики природно- климатических условий и их влияния на развитие нашей страны | I ч. 03.09 | |
-
| Образование государства Русь (§ 3) | Комбинированный урок | Формирование представлений о предпосылках и особенностях формирования государства Русь, деятельности первых русских князей | Анализ условий складывания государства Русь и оценка теорий его образования. Составление развёрнутой характеристики внутренней и внешней политики первых русских князей на основе анализа исторических источников и работы с исторической картой | 10.09 | |
-
| Расцвет государства Русь (§ 4) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирований представлений о деятельности Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха и их роли в сохранении единства Руси, её социально- экономическом и культурном развитии | Объяснение причин выбора Владимиром Святославичем восточной ветви христианства. Оценка значения принятия христианства на Руси. Анализ исторических условий деятельности Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Определение их роли в укреплении государства и сохранении его единства на основе анализа текста учебника и исторических документов. Анализ основных положений Русской Правды Составление тезисов о значении крещения Руси | 17.09 | |
-
| Социально-экономические отношения в Древней Руси (§ 5) | Комбинированный урок | Формирование представлений об особенностях социально- экономического развития Древней Руси | Восприятие и анализ информации о дискуссиях об общественном строе Руси, представленной учителем. Определение цели, задач и алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие социальные слои структуры древнерусского общества. Распределение функций и ролей между членами группы. Составление плана характеристики конкретного социального слоя. Оформление тезисов выступления на основе работы с учебником и историческими документами. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем | 24.09 | |
-
| Формирование системы земель - самостоятельных государств (§ 7) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений об особенностях развития отдельных земель и последствиях раздробленности государства Русь | Анализ информации о причинах и начале политической раздробленности на Руси, представленной в тексте учебника и исторических документах. Разделение класса на группы характеризующие особенности развития в этот период Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской и Новгородской земель. Одна из групп готовит выступление по теме «Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.». Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и иллюстраций, составление плана выступления каждой группы. Выступление перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. | 01.10 | |
-
| Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов (§ 8) | Комбинированный урок | Формирование представлений об установлении зависимости Руси от Золотой Орды и её противостоянию натиску западных завоевателей | Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о возникновении Монгольской державы, Чингисхане и его завоеваниях. Составление хронологии ордынских завоеваний. Объяснение причин поражения русских князей в битве на Калке и успешности завоевательных походов Батыя. Характеристика видов зависимости Руси от Орды. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о борьбе с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Составление развёрнутого плана по характеристике политики Александра Невского и других русских князей в отношении Орды и Запада. Оценка исторического выбора Александра Невского. Выявление факторов, способствовавших подъёму северо-востока Руси | 08.10 | |
-
| Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов (§ 9) | Комбинированный урок | Формирование представлений об образовании Московского княжества, внутренней и внешней политике московских князей | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Постановка цели и определение задач учебной деятельности. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, об образовании Московского княжества и роли Ивана Калиты в этом процессе. Сравнительная характеристика Тверского и Московского княжеств как центров, претендовавших на первенство среди русских земель. Определение причин победы Москвы в противостоянии с Тверью. Составление исторического портрета Дмитрия Донского. Высказывание оценочных суждений об историческом значении Куликовской битвы | 15.10 | |
-
| Русские земли в первой половине ХV в. (§ 12) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений об особенностях развития русских земель первой половине ХV в. | Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, и текста учебника. Актуализация знаний об особенностях политического и социально- экономического развития русских земель. Работа с исторической картой и историческими документами по теме «Литва и Москва: борьба за влияние на русские земли». Составление хронологии междоусобных войн в Московском княжестве во второй четверти ХV в. Анализ особенностей общественного развития Новгорода и Пскова в XV в. | 22.10 | |
-
| Завершение процесса объединения русских земель (§ 13) | Комбинированный урок | Формирование представлений о завершающем этапе объединения русских земель, освобождении и складывании новой системы управления единым государством | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности в соответствии с заявленной целью урока. Выявление предпосылок объединения русских земель в единое государство. Определение по тексту учебника и исторической карте основных направлений политики Ивана III. Составление плана рассказа об освобождении Руси от ордынской зависимости. Определение основных положений теории «Москва – третий Рим» | 29.10 | |
Раздел II. Россия в ХVI –XVII веках: от великого княжества к царству (5 ч) |
-
| Россия в ХVI в. Иван IV Грозный. (§ 15-16) | Комбинированный урок | Формирование представлений об основных направлениях и событиях внутренней и внешней политики Василия III и Ивана IV | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности (работа в парах), исходя из заявленных цели и задач. Работа в парах по составлению на основе учебника и исторических документов тезисного плана «Василий III и завершение объединения русских земель. Регентство Елены Глинской». Характеристика реформ Избранной рады. Работа в парах по представлению системы центрального и местного управления, социальной структуры населения Московского царства в XVI в. в символической форме (схема). Работа с исторической картой: определение основных задач и направлений внешней политики Ивана IV. Работа в парах по составлению хронологической таблицы «Внешняя политика России в ХVI в.». Объяснение успехов на восточном и южном направлении и причин поражения в Ливонской войне. Оценка исторического значения присоединения Сибири и освоения Дальнего Востока. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний | II ч. 12.11 | |
-
| Россия в конце XVI в. (§ 17) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений об основных направлениях и событиях внутренней политики России в конце XVI в. | Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о правлении царя Фёдора Ивановича. Актуализация знаний о роли Православной церкви в политической и общественной жизни России в XVI в. Формулирование тезисов о значении учреждения патриаршества. Составление хронологической таблицы «Закрепощение крестьян» | 19.11 | |
-
| Смута в России (§ 19-20) | Комбинированный урок | Формирование представлений о причинах, сущности, событиях и итогах Смуты | Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о дискуссиях о причинах Смутного времени и феномене самозванства. Формулирование вывода о предпосылках, причинах и сущности Смутного времени на основе теста учебника и исторических документов. Работа в группах по составлению сравнительной характеристики правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского. Объяснение причин раскола в обществе и народных волнений. Работа с картой и учебником по составлению хронологической таблицы «Смутное время и деятельность народных ополчений». Высказывание оценочных суждений о деятельности Семибоярщины. Оценка последствий Смуты. Объяснение причин воцарения династии Романовых | 26.11 | |
-
| Россия при первых Романовых (§ 21-22) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений об особенностях социально- экономического развития России в XVII в. | Постановка цели и определение задач учебной деятельности. Актуализация знаний об особенностях социально-экономического развития русских земель в XIV–XVI вв. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Составление развёрнутого плана темы «Территория и хозяйство России в XVII в.». Заполнение таблицы «Закрепощение крестьян». Составление опорных схем «Оформление сословного строя», «Система государственного управления при первых Романовых» | 03.12 | |
-
| Внешняя политика России в XVII в. (§ 23) | Комбинированный урок | Формирование представлений об основных направлениях внешней политики России в XVII в. | Актуализация знаний о направлениях и результатах внешней политики России в XVI в. и необходимости ликвидации последствий Смуты. Определение алгоритма работы в группах по темам: «Северо-западное направление внешней политики», «Южное направление внешней политики», «Освоение Сибири». Распределение функций между членами каждой группы. Подбор информации из учебника, исторических документов и исторической карты. Составление плана выступления каждой группой. Выступление перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем. Оформление в виде тезисов вывода об особенностях и итогах внешней политики России в XVII в. Оценка исторического значения присоединения Сибири и освоения Дальнего Востока | 10.12 | |
Раздел III. Россия в конце XVII-XVIII в.: от Царства к Империи (6 ч) |
-
| Начало эпохи Петра I. (§ 25) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представления об особенностях политического, и социально- – экономического развития России в начале XVII в. | Восприятие и анализ информации, представленной учителем на основе учебника и исторических документов. Составление тезисов по характеристике периода правления Фёдора Алексеевича и царевны Софьи. Оценка значения отмены местничества. Определение причин Стрелецкого бунта 1682 г. Определение цели Азовских походов 1695–1696 гг. и Великого посольства, работа с исторической картой. Высказывание оценочных суждений о личности Петра о предпосылках петровских реформ | 17.12 | |
-
| Северная война и военные реформы (§ 26) | Комбинированный урок | Формирование представлений внешнеполитическом развитии Российского государства и военных реформах при Петре I Российского государства и военных реформах при Петре I о | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Актуализация знаний об основных направлениях и задачах внешней политики России в XVII в. Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности, исходя из заявленных цели и задач. Работа в парах по составлению на основе текста учебника и исторических карт опорного конспекта. Оценка итогов Северной войны | 24.12 | |
-
| Преобразования Петра I (§ 27-28) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений о причинах, сущности и значении петровских преобразований | Актуализация знаний об особенностях политического, социально- экономического и культурного развития России в XVII в. Определение основных направлений петровских преобразований. Работа в группах «Реформы в экономике», «Социальные реформы», «Государственно-административные реформы», «Культура и нравы петровской эпохи». Распределение функций между членами группы, составление плана деятельности. Представление результатов работы классу в виде тезисов и опорных схем. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем. Оформление в виде тезисов вывода об оценке петровских реформ. Обсуждение вопроса о причинах и сущности социальных и национальных движения первой четверти XVIII в. | III ч. 14.01 | |
-
| После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» (§ 29-30) | Комбинированный урок | Формирование представлений о причинах и сущности «дворцовых переворотов», внутренней и внешней политики России в 1725- 1762 гг. | Актуализация знаний об особенностях системы престолонаследия России. Обсуждение вопроса о причинах «дворцовых переворотов» на основе работы с текстом учебника и историческими документами. Составление хронологической таблицы «Дворцовые перевороты в России». Разделение класса на группы по темам «Внутренняя политика российских монархов в 1725-1762 гг.», «Внешняя политика. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг.». Распределение функций между членами группы, составление плана деятельности. Составление развёрнутых планов и представление их классу. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на уроках по этой теме | 21.01 | |
-
| Российская империя при Екатерине II (§ 31) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений о просвещённом абсолютизме и «золотом веке» российского дворянства | Выявление особенностей сословной структуры российского общества. Представление этой структуры в наглядно-символической форме. Актуализация знаний об идеях Просвещения, определение степени их влияния на деятельность Екатерины II. Оценка особенностей этой формы правления. Определение сущности феномена просвещённого абсолютизма. Определение направлений внутренней политики в 1760-1790-е гг. Составление характеристики деятельности Уложенной комиссии. Работа в группах, характеризующих основные мероприятия внутренней политики Екатерины II. Составление схемы губернского управления по реформе 1775 г. Систематизация материала о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Формулирование вывода о характере сословной политики. Систематизация информации в таблице «Реформы Екатерины II» с объяснением их причин, результатов и значения. Высказывание оценочных суждений о «золотом веке» российского дворянства | 28.01 | |
-
| Российская империя при Павле I (§ 34) | Комбинированный урок | Формирование представлений о внутренней и внешней политике Павла I | Восприятие и анализ информации, представленной учителем, о «Гатчинском затворнике». Высказывание суждений о направлениях деятельности Павла I. Составление развёрнутого плана по содержанию внутренней и внешней политики на основе работы с текстом учебника и историческим документами. Оценка результатов правления Павла I. Восприятие и анализ информации о заговоре и свержении императора, представленной учителем. Высказывание суждений о возможных причинах заговора. | 04.02 | |
Раздел IV. Российская империя в ХIХ – начале ХХ в. (14 ч) |
-
| Россия в начале ХIХ в. (§ 37) | Комбинированный урок | Формирование представлений об основных тенденциях и особенностях развития Россия в начале ХIХ в. | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Составление тезисного плана характеристики социально-экономическое развития России в начале ХIХ в. Определение цели реформ начала царствования Александра I. Оценка их результатов. Анализ проектов М.М. Сперанского, оценка конституционных замыслов верховной власти. Объяснение причин отставки М.М. Сперанского | 11.02 | |
-
| Основные направления и задачи внешней политики. Отечественная война 1812 г. (§ 38-39) | Комбинированный урок | Формирование представлений о внешнеполитическом развитии Российского государства в начале XIX в. | Характеристика отношений России и Франции накануне Отечественной войны 1812 г. Оценка результата участия России в антифранцузских коалициях и итогов Тильзитского и Бухарестского мирных договоров. Определение причин и характера Отечественной войны 1812 г. Работа в парах по составлению на основе текста учебника и исторических карт хронологической таблицы «Ход Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.». Оценка итогов и значения Отечественной войны 1812 г. Анализ решений Венского конгресса и характеристика участия России в Священном союзе | 18.02 | |
-
| Внутриполитический курс Александра I в 1816-1825 гг. (§ 40) | Комбинированный урок | Формирование представлений о внутриполитическом развитии Российского государства в 1816-1825 гг. | Составление развёрнутого плана характеристики правления Александра I в 1816-1825 гг. Определение позиции самодержавия по решению крестьянского вопроса. Характеристика военных поселений. Оценка противоречивости итогов внутренней политики Александра I | 25.02 | |
-
| Движение декабристов. (§41) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений о целях и историческом значении движения декабристов | Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие тайные общества России в начале ХIХ в.: «Первые тайные организации», «Южное общество», «Северное общество». Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем. Сравнительная характеристика программ декабристов: «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьёва. Составление плана рассказа о выступлении декабристов в Санкт-Петербурге и на юге России. Оценка исторического значения движения декабристов | 04.03 | |
-
| Правление Николая I: политика государственного консерватизма (§ 42) | Комбинированный урок | Формирование представлений о внутриполитическом развитии Российского государства в 1825–1855 гг. | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Характеристика государственной регламентации общественной жизни. Определение направлений деятельности политической полиции. Оценка работы по кодификации законов. Составление развёрнутых планов по темам «Преобразование и укрепление государственного аппарата» и «Политика в области образования и цензуры». Определение сущности политики государственного консерватизма | 11.03 | |
-
| Внешняя политика России во второй четверти ХIХ в. (§ 45) | Комбинированный урок | Формирование представлений о внешней политике России во второй четверти ХIХ в. | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Формулирование задач внешней политики России во второй четверти XIX в. Составление опорной схемы «Кавказская война». Определение сути восточного вопроса и причин Крымской войны. Составление хронологической таблицы «Крымская война 1853-1856 гг.» Объяснение причин поражения России в войне. Анализ условий Парижского мирного договора | 01.04 | |
-
| Реформы 1860-1870-х гг. (§ 50) | Комбинированный урок | Формирование представлений о причинах, сущности и итогах Великих реформ | Актуализация знаний об особенностях политического и социально- экономического развития России в первой половине ХIХ в. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Анализ предпосылок и причин Великих реформ. Работа в парах с текстом учебника и историческими документами по определению основных положений земской, городской, судебной, военной реформ и реформы в области образования. Систематизация информации о реформах Александра II в форме опорной схемы. Оценка итогов и значения реформ | 08.04 | |
-
| Социально-экономическое развитие пореформенной России (§ 51) | Комбинированный урок | Формирование представлений об особенностях социально- экономическое развития пореформенной России | Актуализация знаний об особенностях социально-экономического развития России накануне отмены крепостного права. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Составление опорной схемы «Сельское хозяйство после отмены крепостного права» на основе текста учебника, статистических данных и исторических документов. Работа в парах по анализу информации исторических карт, статистических данных, текста учебника и составление опорной схемы «Развитие промышленности и торговли». Оценка изменений в социальной структуре российского общества. | 15.04 | |
-
| Народное самодержавие Александра III (§ 53) | Комбинированный урок | Формирование представлений об особенностях внутренней политики императора Александра III | Актуализация знаний об особенностях политического и социально- экономического развития России в первой половине ХIХ в. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Восприятие и анализ информации, представленной учителем о начале царствования Александра III. Составление опорной схемы «Изменения в сферах земского самоуправления, образования и печати» на основе анализа информации текста учебника и исторических документов. Раскрытие сущности понятия «контрреформы». Определение влияния реформ Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградского, С.Ю. Витте на процесс модернизации российской экономики. Анализ мероприятий правительства Александра III по стабилизации экономики и развитию сельского хозяйства. Составление развёрнутого плана «Рабочее законодательство и национальная политика в России в конце ХIХ в.» | 22.04 | |
-
| Внешняя политика России во второй половине XIX в. (§ 54) | Комбинированный урок | Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XIX в. | Актуализация знаний об итогах Крымской войны. Определение основных направлений внешней политики во второй половине XIX в. На основе работы с текстом учебника и историческими картами составление хронологической таблицы «Русско-турецкая война 1877-1878 гг.». Оценка роли России в освобождении балканских народов. Определение сущности дальневосточной политики России и значения присоединения Средней Азии. Определение основных направлений и оценка внешней политики России в 1880–1890-е гг. | 29.04 | |
-
| Общественное движение в России в начале ХХ в. (§ 59-60) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений об общественном движении в России в начале ХХ в. | Актуализация знаний об особенностях политического, развития, распространении марксизма и зарождении российской социал-демократии России в конце XIX в. Распределение функций между членами группы, составление плана деятельности. Работа в группах по составлению тезисов на основе текста учебника и исторических документов: «Консервативные (традиционалистские)», «Либеральные политические партии», «Социалистические (революционные) политические партии». Составление сравнительной таблицы «Политические партии в России в начале ХХ в.». Оценка общественного движения в России в начале ХХ в. | 06.05 | |
-
| Первая российская революция (1905-1907) (§ 61-62) | Комбинированный урок | Формирование представлений о причинах, событиях и значении Первой российской революции (1905-1907) | Актуализация знаний об особенностях политического строя и социально- экономических проблемах России в начале ХХ в. Составление хронологической таблицы «Основные события революции 1905-1907 гг.» на основе текста учебника и исторических документов. Определение причин и характера революции. Анализ документа «Манифест 17 октября 1905 г.» и определение его влияния на ход революции. Составление развёрнутого плана «Начало российского парламентаризма». Определение особенностей и оценка итогов первой российской революции. Оформление выводов в виде тезисов. Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний | 13.05 | |
-
| Общество и власть после революции. Столыпинские реформы (§63) | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Формирование представлений об общественно- политической жизни и особенностях экономического развития России в 1907-1914 гг. . | Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Анализ правительственной программы П.А. Столыпина. Составление тезисного плана для развёрнутой характеристики третьеиюньской политической системы. Определение основных целей и путей реализации аграрной реформы. Оценка её итогов. Формулирование общего вывода об особенностях политического, экономического и социального развития России в 1907-1914 гг. | 20.05 | |
-
| Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала ХХ в.» | Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Выполнение итоговых контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Защита проектов | 27.05 | |