СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани", 10 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани" для углубленного изучения биологии в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Клетки и ткани", 10 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск

естественных и общественных _____________Э.Х.Гайнанова ________________________Е.В. Фесенко

дисциплин Приказ № __________________________

Руководитель МО:

_______________Л.Ю. Южакова

Протокол № 1

от «30» августа 2017 г.



Рабочая программа

Элективного курса «Клетки и ткани»

для 10 класса



1 час в неделю (всего 35 часов)



Учитель биологии Л.Ю.Южакова




2017 - 2018 учебный год




1. Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса разработана на основе: программы элективного курса «Клетки и ткани»: 10-11 классы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н.– М.: Дрофа, 2011-2012 гг., учебного пособия для обучающихся общеобразовательных учреждений/Обухов Д.К., Кириленкова В.Н.– М.: Дрофа, 2011-2012 гг. Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10—11 классов гимназий, лицеев, школ естественно - научного (медико-биологического) профиля общеобразовательной школы, а также учащихся, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника средней школы.

Рабочая программа направлена на реализацию следующих целей: создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.

Изменения, внесенные в программу элективного курса «Клетки и ткани»:

перераспределены часы в частях курса: 1 часть курса «Биология клетки» добавлено три часа из резервного времени для лабораторных работ.

Основная концепция курса заключается в комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Важно показать, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности.

Экологическая направленность курса позволит сформировать твердое убеждение обучающихся в том, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон), серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные — молекулярно-генетические — основы деятельности клеток.

При историко-патриотическом акценте при изучении биологии необходимо не только подчеркивать интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.

Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, из них лабораторных работ - 12, семинаров -3. В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 3 часов - для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении.

Формы организации учебного процесса. Основной акцент при изучении вопросов курса направлен на активную работу обучающихся в классе в форме диалога учитель — обучающийся, активного обсуждения материала в форме обучающийся — обучающиеся, обучающийся — учитель. Практические и семинарские занятия предполагают широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучение микроскопических препаратов тканей. В качестве дополнения к данному курсу и учитывая развитие информационных технологий, планируется приложение в виде CD-дисков с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам курса. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных. Обучающиеся на занятиях — активный участник событий, познания на уроке. Обучающимся по каждой из изучаемых тем предлагается список литературы и сайтов в Интернете. Такой подход обеспечивает надежность знаний, развитие обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Каждый обучающийся может найти ответ на свои вопросы. Система творческих вопросов приучает обучающегося решать проблемы, используя полученные знания. Это повысит успешность обучающегося при сдаче ЕГЭ.


  1. Учебно-тематический план.


Название раздела, темы

Колич.

часов

Вид занятий

Теорет.

Практ.

1

Часть 1. Общая цитология клетки

20

13

7


Введение в биологию

2


1


Общий план строения клеток живых организмов

2

-

2


Основные компоненты и органоиды клеток

2

-

2


Метаболизм

4

4

-


Ядерный аппарат и репродукция клеток

4

2

2


Вирусы

3

3

-


Эволюция клетки

3

3

-

2

Часть 2. Сравнительная гистология

15

10

5


Понятие о тканях

1

1

-


Эпителиальные ткани

2

1

1


Мышечные ткани

2

1

1


Ткани внутренней среды

5

3

2


Ткани нервной системы

3

2

1


Заключение

2

2



Итого

35

23

12


















  1. Содержание тем элективного курса.


КЛЕТКИ И ТКАНИ

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ) — (17 + 3 резервное время) ч

Тема 1. Введение в биологию клетки (2 ч)

Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории.

Лабораторные работы.Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.

Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов (2)

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия. Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки.

Лабораторные работы. Особенности строения клеток прокариот. Изучение молочнокислых бактерий. Особенности строения клеток эукариот.

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток (2)

Мембрана и надмембранный комплекс. Современная модель строения клеточной мембраны. Универсальный характер строения мембраны всех клеток.

Лабораторная работа. Изучение клеток водных простейших.

Цитоплазма и органоиды. Цитоскелет клеток — его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранные органоиды клетки.

Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.

Тема 4. Метаболизм — преобразование веществ и энергии (4)

Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке. Источники энергии в клетке Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках. Митохондрия — энергетическая станция клетки. Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез. Семинар.

Лабораторная работа. Основные компоненты и органоиды клеток.

Рибосомы. Синтез белка. Типы и структура рибосом про- и эукариот. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.

Итоговая тестовая проверочная работа.

Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток (4)

Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра. Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко — его строение и функции.

Жизненный цикл клетки. Репродукция (размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле клеток — его периоды. Репликация ДНК — важнейший этап жизни клеток. Митоз — его биологическое значение. Разновидности митоза в клетках разных организмов. Понятие о «стволовых» клетках. Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ.

Лабораторные работы. Митоз в клетках корней лука. Митоз животной клетки. Мейоз в пыльниках цветковых растений. Почкование дрожжевых грибов.

Тема 6. Вирусы как неклеточная форма жизни (3)

Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита). Клетка-хозяин и вирус- паразит: стратегии взаимодействия. Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.

Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».

Тема 7. Эволюция клетки (3)

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле. Теории эволюции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.


ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ.(15 ч)

Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов (1)

Определение ткани. Теория «Эволюционной динамики тканевых систем акад. А.А. Заварзина». Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).

Лабораторная работа.

Тема 9. Эпителиальные ткани (2)

Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции — разные решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире — внутриклеточное и полостное.

Лабораторная работа. Изучение эпителиальных тканей.

Тема 10. Мышечные ткани (2)

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных (соматические поперечно-полосатые и косые; сердечные поперечнополосатые; гладкие).

Лабораторная работа. Изучение мышечной ткани.

Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань) (5)

Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных. Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь. Воспаление и иммунитет. Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета. Протекание иммунной реакции в организме при попадании антигена. Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания. СПИД — чума XX века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.

Лабораторные работы.

Тема 12. Ткани нервной системы (3)

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма. Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки. Лабораторные работы.

Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».

Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека (2)

Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе — основа современной молекулярной биологии и медицины. Нематода и пиявка, дрозофила и крыса, стволовая клетка и культура тканей — все это модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины.







4. Требования к уровню подготовки учащихся.


Обучающиеся должны знать:


• принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

• положения клеточной теории;

• особенности прокариотической и эукариотической клеток;

• сходство и различие животной и растительной клеток;

• основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс,

цитоплазму и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

• основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке — транскрипцию (синтез и созревание РНК) и трансляцию (синтез белковой цепи);

• особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

• строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное

состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

• реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

• определение и классификацию тканей, происхождение тканей в

эволюции многоклеточных;

• строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;

• иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в

клетках и тканях нашего организма.


Обучающиеся должны уметь:


• работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

• «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и ее органоидов;

• изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

• определять тип ткани по препарату или фотографии;

• выявлять причинно-следственные связи между биологическими

процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

• иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками кле точных структур;

• работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

• составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

• применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

• использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

5. Учебно-методическое обеспечение.


  • Клетки и ткани: 10-11 классы: методическое пособие /Обухов Д.К., Кириленкова В.Н.– М.: Дрофа, 2011-2012 гг.

  • Клетки и ткани: 10-11 классы: практикум для обучающихся общеобразовательных учреждений/Обухов Д.К., Кириленкова В.Н.– М.: Дрофа, 2011-2012 гг.

Электронные пособия

  1. Репетитор по биологи 1С

  2. 5 дисков «Фестиваль открытых уроков» 2007-2011 уч.г.

  3. Электронное пособие «Биологическая лаборатория»

  4. Уроки «Кирилла и Мефодия» - 6 класс

  5. Уроки «Кирилла и Мефодия» - 7 класс

  6. Уроки «Кирилла и Мефодия» - 10 класс

  7. Электронное пособие - Биология 8-9 класс «Анатомия»

  8. Электронное пособие «Атлас по анатомии человека»

  9. Компакт – диск «Биология 5-7 класс карточки»

  10. Слайд – альбом «Человек и его здоровье»( 100 слайдов)

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Клетки и ткани: 10-11 классы: учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений/Обухов Д.К., Кириленкова В.Н.– М.: Дрофа, 2011-2012 гг.

  2. Богданова Т.П. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы –М: «АСТ-ПРЕСС»

  3.  Мамонтов С.Г. и др. Основы биологии. Курс для самообразования / С.Г.. ― М.: Просвещение, 2010.

  4. Рувинский А.О. Общая биология .учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии- М.: Просвещение, 1993.

  5. http://www.morphology.dp.ua/

  6. http://otherreferats.allbest.ru/

  7. http://sbio.info/list

  8. http://chel-o-vek.ru/





6. Календарно-тематический план.

п/п

Дата

Количество

часов

Тема

Домашнее

задание

Повторение

Индивидуальная

работа



20

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ)






2

Тема 1. Введение в биологию клетки.




1

02.09.

1

Задачи современной цитологии. Клеточная теория — основной закон строения живых организмов.

Конспект.

Клеточная теория.


2

09.09.

1

Лабораторная работа № 1 Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.

Сообщение.

Устройство микроскопа.

Лабораторная работа № 1 Устройство микроскопа. Методика приготовления временного микропрепарата.




2

Тема 2. Общий план строения клеток живых организмов




3

16.09.

1

Особенности строения клеток прокариот. Лабораторная работа №2 Изучение молочнокислых бактерий.

Конспект.

Прокариотичес-кие клетки.

Лабораторная работа №2 Изучение молочнокислых бактерий.


4

23.09.

1

Животная и растительная эукариотическая клетка. Лабораторная работа №3 «Особенности строения клеток эукариот.»

Сообщение.

Сравнение клеток растений и животных

Лабораторная работа №3 «Особенности строения клеток эукариот»



2

Тема 3. Основные компоненты и органоиды клеток




5

30.09.

1

Современная модель строения клеточной мембраны. Лабораторная работа №4 . «Изучение клеток водных простейших.

Цитоплазма и органоиды»

Презента-ция.

Строение клетки.


Лабораторная работа №4 . «Изучение клеток водных простейших.

Цитоплазма и органоиды»


6

07.10.

1

Универсальный характер строения мембраны всех клеток. Лабораторная работа №5. Основные компоненты и органоиды клеток.

Конспект.

Строение клетки.

Лабораторная работа №5. Основные компоненты и органоиды клеток.



4


Тема 4. Метаболизм — преобразование веществ и энергии




7

14.10.

1

Гетеротрофы и автотрофы. Основные законы биоэнергетики в клетках.


Конспект.

Способы питания.


8

21.10.

1

Современная схема синтеза АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.


Сообщение.

Ассимиляция и диссимиляция.


9

28.10.

1

Семинар «Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке»


Презента-ция.

Ассимиляция и диссимиляция.


10

11.11.

1

Итоговая тестовая проверочная работа.






4

Тема 5. Ядерный аппарат и репродукция клеток




11

18.11.

1

Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот.

Конспект.

Строение клетки.




12

25.11.

1

Жизненный цикл клетки. Митоз — его биологическое значение. Лабораторная работа № 6 «Митоз в клетках корней лука»

Конспект.

Деление клеток.

Лабораторная работа № 6 «Митоз в клетках корней лука»


13

02.12.

1

Мейоз — основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Лабораторная работа № 7 «Мейоз в пыльниках цветковых растений»

Конспект.

Митоз.

Лабораторная работа № 7 «Мейоз в пыльниках цветковых растений»


14

09.12.

1

Семинар «Теория «стволовых клеток» — прорыв в современной биологии и медицине. Рак — самое опасное заболевание человека и других живых существ»

Презента-ция.

Митоз и мейоз.





3

Тема 6. Вирусы как неклеточная форма жизни




15

16.12.

1

Строение вирусов и их типы. Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита).

Конспект.

Белки и нуклеиновые кислоты.



16

23.12.

1

Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».


Сообщение.

Строение вирусов.

Практическое интерактивное занятие «Неклеточные формы жизни. Вирусы».


17


1

Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями. Вакцинация — достижения и проблемы.

Сообщение.

Иммунитет.




3

Тема 7. Эволюция клетки




18


1

Теории эволюции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.



Презента-ция.



19


1

Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого

Сообщение.

Клеточная теория.


20



Обобщающий семинар. Клетка — элементарная генетическая и структурно-функциональная единица живого.

Конспект.

Клеточная теория.




15

ЧАСТЬ 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ (ЭВОЛЮЦИОННАЯ) ГИСТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ






1

Тема 8. Понятие о тканях многоклеточных организмов




21


1

Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в онтогенезе.

Конспект.

Ткань. Ткани растений и животных.




2

Тема 9. Эпителиальные ткани




22


1

Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Кишечные эпителии.


Сообщение.

Эпиелиальные ткани.





23


1

Лабораторная работа №8

« Изучение эпителиальных тканей»

Конспект.

Эпителиальные ткани.

Лабораторная работа №8

« Изучение эпителиальных тканей»



2

Тема 10. Мышечные ткани.




24


1

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных



Мышечные ткани.




25


1

Лабораторная работа № 9

« Изучение мышечной ткани»


Мышечные ткани.

Лабораторная работа № 9

«Изучение мышечной



5

Тема 11. Ткани внутренней среды (соединительная ткань).




26


1

Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Лабораторные работа №10 «Изучение хрящевой и костной ткани »


Сообщение.

Соединительные ткани.

Лабораторные работа №10

«Изучение соединительной ткани»

27


1

Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Лабораторные работа №11 «Изучение соединительной ткани»



Лабораторные работа №11 «Изучение соединительной ткани»


28


1

Иммунитет — понятие об основных типах иммунитета.

Презента-ция.

Иммунитет.


29


1

Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания.



Иммунитет. Виды иммунитета.


30


1

СПИД — чума XX века — смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.


Вирусы.




3

Тема 12. Ткани нервной системы.




31


1

Элементы нервной ткани — нейроны и глиальные клетки.


Сообщение.

Виды тканей животных.


32


1

Лабораторная работа№12 «Изучение нервной ткани»




Нервная ткань.

Лабораторная работа№12 «Изучение нервной ткани»



33


1

Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды.


Сообщение.

Строение нейрона.




2

Тема 6. Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и

человека.




34-35


2

Конференции « Модельные объекты для решения актуальных задач современной биологии и медицины»

Презента-ция.









6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!