МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧАПЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено На МО учителей естественно- математического цикла Протокол № От________20_____г. Руководитель МО Курбанова Д.В. | Согласовано На МС школы Протокол № От ____________20___г. Руководитель МС Поповичева Н.Е. | Утверждаю Директор МКОУ «Чаплинская СОШ» ______БуровниковаЗ.П. Приказ №_____ От____________20_____г. |
|
Рабочая программа
по элективному учебному курсу « Химия вокруг нас»
8 КЛАСС(2ступень)
Базовый уровень
Составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта I поколения , программы основного общего образования по химии ( автор О.С.Габриелян)
на 2018 – 2019 учебный год
Программу составила учитель
биологии и химии Дюмина В.Д.
I квалификационная категория
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-Закона «Об образовании» ст.28
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Химия. Утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. №1089.
-Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана, утвержденого приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9.03.2004 г. №1312.
- Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2005г.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация.
Элективный курс по химии в 8 классе призван развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовывать школьников химией, повысить их познавательную активность, расширить знание о глобальных проблемах.
Изучение элективного курса предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нем.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Основные цели курса:
Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни;
Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии;
Развитие личности учащихся средствами данного курса.
Задачи курса:
формировать у учащихся сознание: а) необходимости заботиться о своем здоровье; б) изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;
Научить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку;
формировать активную жизненную позицию по вопросам окружающей среды;
расширить кругозор учащихся.
В настоящее время под лозунгом гуманитаризации обучения происходит сокращение учебных планов естествознания. При этом забывается, что химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся.
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. Элективный курс будет в какой-то степени решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объеме из-за дефицита времени.
Данная программа ориентирована на учащихся 8 класса и рассчитана на 34 часа.
Усвоение материала по программе курса можно проследить через самостоятельные творческие работы, анкетирование, опорные конспекты. Итоги работы можно обобщить в устном журнале.
Содержание (34 часа)
Введение. Биосфера - среда жизни человека. 3ч.
Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
Тема 1. Пища, которую мы едим. 6ч.
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевые добавки. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Тема 2. Дом, в котором мы живем. Экология жилища 5ч.
Материалы, из которых произведены дома, мебель, покрытия. Пылевые загрязнения помещений. Радиационные загрязнения. Влияние шума на здоровье человека. Растения в доме. Вопросы экологии в современных квартирах.
Тема 3. Химия красоты и здоровья 6ч.
Тема 4. Вода… Как много тайн хранит она! 10ч.
Гидросфера. Вода – универсальный растворитель. Санитария питьевой воды. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Тема 5. Экология нашей местности 3час.
Итоговое занятие 1 час
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы курса по химии учащихся должны расширить свои знания о :
составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
составе и свойствах химических веществ, входящих в продукты питания и их физиологической роли;
видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
составе стекла, видах стекол и способах их получения;
истории возникновения керамики и ее видов;
составе и свойствах моющих средсит, механизме действия, свойствах СМС;
видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы электива по химии учащиеся должны уметь:
применять методы качественного и количественного анализа;
самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
составлять отчет о проделанном эксперименте.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Образовательный продукт | Дата проведения |
3 | Введение. Биосфера – среда жизни человека. | 3 | Лекция с элементами беседы. | Опорный конспект. | |
4-9 | Пища, которую мы едим. -Химия продуктов растительного и животного происхождения -Удобно, но полезно ли?( Продукты быстрого приготовления -Посуда для микроволновых печей -ПР Определение нитратов в продуктах - Анализ прохладительных напитков -Итоговая конференция | 6 | Лекции, практические работы. Выступления учащихся | Опорный конспект. Домашняя практическая работа, коллекция (этикетки от кондитерских изделий, маргарина и т.д.). | |
10-14 | Дом, в котором мы живем. - У нас ремонт. Химические вещества – строительные материалы - Химия в ванной - Украшения. Металлы, декоративные камни, пластмасса -ПР Определение жесткости аквариумной воды -ПР Получение каучука из листье фикуса | 5 | Лекция с элементами беседы или беседа (в зависимости от подготовленности учащихся). Выступления учащихся | Опорный конспект. Тезисы. | |
15-20 | Химия красоты и здоровья. -Домашняя аптечка - Химия поправляет здоровье - Химические средства гигиены -Химия в парикмахерской -ПР Сварим мыло - ПР Приготовление йодной настойки | 6 | Лекция , беседы. Анкетирование. Практические работы, проекты Выступления учащихся | Опорный конспект | |
21 - 30 | Вода… Как много тайн хранит она! -Парадоксы воды -Каталитические свойства воды - Вода в масштабе планеты - Вода – целитель - За строками Водного Кодекса -Имеет ли вода память? -Влажность воздуха и самочувствие человека -ПР Анализ питьевой воды Проект «Экологический мониторинг водной среды Курчатовского района» | 10 | Лекция , беседы. Анкетирование. Практические работы, проекты Выступления учащихся Работа с таблицей. | Опорный конспект. | |
31-33 | Экология нашей местности | 3 | Лекция , беседы. Анкетирование. Практические работы, проекты Выступления учащихся | Опорный конспект. | |
34 | Подведём итоги | 1 | | | |
Требования к усвоению учебного материала учащимися
в результате изучения элективного курса.
Учащиеся должны знать:
последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, средствах бытовой химии;
роль озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения (понятие « озоновые дыры»);
нормирование качества питьевой воды;
проблемы пресной воды (запасы, получения, экономия, рациональное использование);
состав пищи, пищевые добавки, их действие на организм;
состав строительных материалов, возможные негативные последствия, аллергические заболевания;
требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты
Учащиеся должны уметь:
бережно относиться к воде, экономно ее расходовать;
анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные
продукты;
выбирать строительные материала, которые не принесут вреда здоровью человека;
вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями.
Список литературы
Габриелян О.С.Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. М.: Дрофа, 2004;
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие. М.: Высшая школа, 1992;
Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Химия в школе, 1997
Ревель П. Среда нашего обитания: Загрязнение воды и воздуха. М.: Мир, 1995;
Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Химия («Первое сентября»), 2004, № 12, 15, 19.
Трифонова Д.Н. Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика - пресс, 1999.