СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Мое профессиональное самоопределение» для 9 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа элективного курса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Мое профессиональное самоопределение» для 9 класса»

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


Планируемые результаты изучения элективного курса в 9 классе

для детей, не имеющих отклонения в развитии и для детей с ОВЗ

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Коммуникативные

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;





Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, решению творческих задач
- характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда:

- определять значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

- характеризовать правила выбора профессии;

- формулировать понятия: профессия, профессиональная деятельность;

- формулировать понятия: интересы, мотивы и ценности профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии:

- формулировать понятия: темперамент, эмоционально-волевая сфера, интеллектуальные способности;

- характеризовать современные формы и методы организации труда;

- характеризовать рынок труда Искитимского района и Новосибирской области.

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

- сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии, соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

-находить об образовательных услугах, об учреждениях профессионального образования Новосибирской области и о путях получения профессионального образования;

- разрабатывать учебный проект «Профессиональное самоопределение» с учетом потребностей рынка Новосибирской области и собственных склонностей и потребностей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

-составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их востребованности в Новосибирской области,

- находить информацию из различных источников о региональном рынке труда, о вакансиях на рынке труда Новосибирской области и трудоустройстве по месту жительства.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (8 часов)

Тема 1.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе - 2 часа

1.1.1 Внутренний мир человека и возможности его познания

Основные теоретические сведения

Сходства и различия между людьми. Биологические характеристики человека (возраст, пол, облик, состояние здоровья, особенности нервной системы, органические потребности); социально-типические качества личности (чувства, воля, интеллект); индивидуально-психологические качества личности (черты характера, социальные особенности, эмоциональные проявления, убеждения, индивидуальный познавательный стиль).

Личность, направленность, структура, потребности личности. Уникальность и неповторимость личности каждого человека: многообразие личностных особенностей, профессиональная деятельность как способ реализации личности.

Диагностические процедуры

Методики «Кто «Я?»

1.1.2 Представление о себе и проблема выбора профессии

Основные теоретические сведения.

Представление человека о самом себе, о роли самооценки в решении проблемы профессионального выбора. Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная), ее проявления в учебной деятельности и межличностных отношениях. Роль адекватной самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности. Диагностические и развивающие процедуры в самопознании, самоописании, самооценке личности.

Диагностические процедуры

«Самооценка личности»

Тема 1.2 Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития - 2 часа

Основные теоретические сведения

Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Интересы и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности. Общие и специальные способности. Самооценка индивидуальных способностей.

Диагностические процедуры

Методика ДДО.

Тест на определение способностей и склонностей.

Тема 1.3 Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности – 2 часа

1.3.1 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Основные теоретические сведения

Свойства нервной системы и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности. Темперамент: понятие, его типы и свойства, психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности.

Строение и функции нервной системы, способы реагирования человека на сигналы внешней среды (процессы возбуждения и торможения); основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Диагностические процедуры

Методика «Опросник Айзенка».

1.3.2 Эмоциональные состояния личности

Основные теоретические сведения.

Эмоции, чувства, настроения. Основные виды эмоций (радость, злость, испуг, страх, удивление, печаль). Многообразие чувств человека (любовь, ненависть, зависть, дружба и т.д.). Средства выражения эмоций (речь, мимика, пантомимика). Способы распознавания, контролирования и соотнесения эмоциональных состояний человека с требованиями профессии. Необходимость самоконтроля эмоциональных состояний человека в профессиях, связанных с повышенной моральной и материальной ответственностью. Роль эмоций в профессиональной творческой деятельности человека.

Диагностические процедуры

Методика Басса-Дарки «Тест эмоций»

Развивающие процедуры

Методики «Способы работы с агрессией»

Тема 1.4 Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности - 2 часа

Основные теоретические сведения

Сущность понятий «восприятие», «внимание», «память», «мышление». Роль восприятия, внимания, памяти, мышления в профессиональной деятельности человека. Профессионально важные качества. Методики, используемые для определения показателей интеллектуальной деятельности человека.

Развивающие процедуры

Психотехнические игры. Психогимнастика.

РАЗДЕЛ 2. РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (4 часов)

Тема 2.1 Рынок труда и профессий Новосибирской области – 2 часа

Основные теоретические сведения

Рынок труда Новосибирской области. Спрос работодателей на различные виды профессионального труда на рынке труда Новосибирской области. Структура рынка труда. Состояние занятости населения на рынке труда, общие статистические сведения по Новосибирской области.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Высвобождение рабочей силы, причины безработицы в Новосибирской области. Вакансии на рынке труда Новосибирской области по данным статистики.

Практическая работа. Работа с сайтом службы занятости населения

Тема 2.2 Региональный рынок образовательных услуг - 2 часа

Основные теоретические сведения.

Пути получения профессионального образования в Новосибирской области. Виды и формы получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования Новосибирской области.

Практическая работа

Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства в Новосибирской области. Варианты дальнейшего образования (работа со справочником «Абитуриент»).

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (5 часов)

Тема 3.1 Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов -1 часа

Основные теоретические сведения.

Проект, проектная деятельность: понятие, классификация, этапы выполнения. Роль проектной деятельности в профессиональном самоопределении.

Тема 3.2 Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта и документации – 3 часа

Основные теоретические сведения

Экзистенциальное проектирование: понятие, этапы выполнения. Требования к выполнению исследовательской и практической части проекта, оформлению и защите проекта. Критерии оценки защиты проекта.

Практическая работа

  1. Разработка учебных проектов «Профессиональное самоопределение» с учетом потребностей рынка Новосибирской области и собственных склонностей и потребностей.

  2. Подготовка и защита проекта «Профессиональное самоопределение».

Тема 3.3 Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения - 1 часа

Основные теоретические сведения.

Саморефлексия. Самопроектирование. Методы, приемы, способы решения жизненных проблем. Самообразование и его значение в профессиональном самоопределении.

Практическая работа.

Определение оценки способности школьников к выбору профессии.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, тем

Всего

Теория

Практика

1

Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Сибирском регионе и Новосибирской области.

8

4

4

1.1

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2

1

1

1.2

Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития.

2

1

1

1.3

Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности.

2

1

1

1.4

Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности.

2

1

1

2

Рынок труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области

4

2

2

2.1

Рынок труда и профессий региона.

2

1

1

2.2

Рынок образовательных услуг.

2

1

1

3

Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование.

5

3

2

3.1

Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов.

1

1


3.2

Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта и документации.

3

1

2

3.3

Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения.

1

1



Итого:

17

9

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

1

Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Сибирском регионе и Новосибирской области.

8

4

4


1.1

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2

1

1


1.

Внутренний мир человека и возможности его познания

Методика «Кто «Я?»

1

0,5

0,5


2.

Представление о себе и проблема выбора профессии Методика «Самооценка личности»

1

0,5

0,5


1.2

Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития.

2

1

1


3.

Профессиональные интересы и склонности. Методика ДДО.

1

0,5

0,5


4.

Способности, условия их проявления и развития. Тест на определение способностей и склонностей.

1

0,5

0,5


1.3

Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности.

2

1

1


5.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Методика «Опросник Айзенка».


1

0,5

0,5


6.

Эмоциональные состояния личности Методика Басса-Дарки «Тест эмоций». Методики «Способы работы с агрессией»

1

0,5

0,5


1.4

Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности.

2

1

1


7.

Сущность понятий «восприятие», «внимание», «память», «мышление».

1

0,5

0,5


8.

Профессионально важные качества. Интеллектуальная деятельность человека. Психотехнические игры. Психогимнастика

1

0,5

0,5


2

Рынок труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области

4

2

2


2.1

Рынок труда и профессий региона.

2

1

1


9.

Рынок труда Новосибирской области. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

1

0,5

0,5


10.

Практическая работа: Работа с сайтом службы занятости населения

1

0,5

0,5


2.2

Рынок образовательных услуг.

2

1

1


11.

Пути получения профессионального образования в Новосибирской области. Виды и формы получения профессионального образования

1

1



12.

Практическая работа: Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства в Новосибирской области.

1


1


3

Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование.

5

3

2


3.1

Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов.

1

1



13.

Проект, проектная деятельность: понятие, классификация, этапы выполнения.

1

1



3.2

Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта и документации.

3

1

5


14.

Экзистенциальное проектирование: понятие, этапы выполнения.

1

1



15.

Разработка учебных проектов «Профессиональное самоопределение»

1


1


16.

Подготовка и защита проекта «Профессиональное самоопределение».

1


1


3.3

Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения.

1

1

1


17.

Саморефлексия. Самопроектирование.. Самообразование и его значение в проф. самоопределении. Практическая работа: Определение оценки способности школьников к выбору профессии

1

1




Итого:

17

9

8



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!