муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чистоозерного района
Новосибирской области
«Варваровская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО решением методического совета МКОУ Варваровская СОШ Протокол от « »______2019г.№ | СОГЛАСОВАНО Директор МКОУ Варваровская СОШ ___________________/К.А.Горохова/ « »_________________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «обучение сочинениям разных жанров»
для освоения ОСНОВНОГО ОБЩЕГО образования
Срок освоения программы:1 год (10 класс)
Составитель: ПомазановаТ.А.
2019г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 10 класса на основе следующих нормативных документов:
от 29.12.2012г.;
Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения Чистоозерного района Новосибирской области «Варваровская средняя общеобразовательная школа»;
Основной образовательной программы МКОУ Варваровская СОШ;
Учебного плана МКОУ Варваровская СОШ на 2019-2020 учебный год;
Авторской программы элективного курса для 10класса Г. М. Вялковой. Обучение сочинениям разных жанров. Волгоград, 2011.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.
Программа «Обучение сочинениям разных жанров» рассчитана на 36 часов в 10 классе(1 час в неделю). Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 10 классах целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.
Система оценивания: предусмотрена зачетная система оценивания: в конце зачетного периода (полугодия, года) выставляется « зачет/незачет».
Промежуточная аттестация: сочинение.
Цели и задачи данной программы:
помочь обучающимся обобщить знания по литературе,
завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,
совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,
помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,
развитие навыков логического мышления,
расширение кругозора школьников,
воспитание самостоятельности в работе.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Содержание программы
10 класс (36 часов)
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. 1 ч.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.6 ч.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. 4 ч.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. 2 ч.
5. Своеобразие жанров сочинения. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. 8 ч.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. 7 ч.
7. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. 8 ч.
Учебно-тематический план
«Обучение сочинениям разных жанров»
(10 класс, 36 часов)
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста | 1ч. |
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению | 6ч. |
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам | 4 ч. |
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам | 2 ч. |
5. Своеобразие жанров сочинений | 8 ч. |
6. Выбор темы сочинения. Структура сочинения | 7 ч. |
7. Сочинение-рассуждение | 8 ч. |
Итого: | 36 ч. |
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Обучение сочинениям разных жанров»
(10 класс, 36 часов)
Сочинение как текст. Основные признаки текста (1час)
1. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | Дата по плану | Дата по факту | Примечания |
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (6ч.)
2. | Отбор материалов к сочинению. | | | |
3. | Систематизация материала к сочинению. | | | |
4. | Планирование будущего текста. | | | |
5. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения (начало). | | | |
6. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения (продолжение). | | | |
7. | Практикум. Работа над текстом художественного произведения (окончание). | | | |
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам (4 часа)
8. | Литературоведческие термины и их роль в подготовке к сочинению (начало). | | | |
9. | Литературоведческие термины и их роль при подготовке к сочинению (окончание). | | | |
10. | Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений. | | | |
11. | Практикум. Составление схем, таблиц литературоведческих понятий. | | | |
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (2 часа).
12. | Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др. | | | |
13. | Зависимость структуры сочинения от его типа. | | | |
Своеобразие жанров сочинений (8 часов)
14. | Выбор темы сочинения. | | | |
15. | Выбор эпиграфа к сочинению. | | | |
16. | Цитирование. Использование цитат в сочинении. | | | |
17. | Сочинение-рассуждение. Подготовка к этому виду работы. | | | |
18. | Рассуждение-доказательство. | | | |
19. | Рассуждение-опровержение. | | | |
20. | Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. | | | |
21. | Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. | | | |
Выбор темы сочинения. Структура сочинения (7 часов)
22. | Вступительная часть сочинения. | | | |
23. | Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (начало). | | | |
24. | Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (окончание). | | | |
25. | Заключительная часть сочинения. | | | |
26. | Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана. | | | |
27-28 | Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана. | | | |
Сочинение-рассуждение (8 часов)
29. | Структура сочинения-рассуждения. | | | |
30. | Тезис, доказательства, аргументы. | | | |
31. | Значимость фактического материала в работе над сочинением-рассуждением. | | | |
32-33 | Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений. | | | |
34 | Промежуточная аттестация: годовое сочинение. | | | |
35 | Анализ годового сочинения. | | | |
36 | Итоговый урок. | | | |
Учебно-методический комплекс
1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.
2. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.
3. Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 1998г.
4.Программа. Г. М. Вялковой. Обучение сочинениям разных жанров. Волгоград, 2011.