СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для обучающихся 10 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Программа «Обучение сочинениям разных жанров»  рассчитана на 36 часов в 10 классе(1 час в неделю). Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля.  Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 10  классах целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для обучающихся 10 класса»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Чистоозерного района

Новосибирской области

«Варваровская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО

решением методического совета

МКОУ Варваровская СОШ

Протокол от « »______2019г.№

СОГЛАСОВАНО

Директор МКОУ Варваровская СОШ

___________________/К.А.Горохова/

« »_________________2019г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «обучение сочинениям разных жанров»

для освоения ОСНОВНОГО ОБЩЕГО образования





Срок освоения программы:1 год (10 класс)



Составитель: ПомазановаТ.А.





2019г.







Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана для обучающихся 10 класса на основе следующих нормативных документов:


  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012г.;

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федерального базисного учебного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

  • Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения Чистоозерного района Новосибирской области «Варваровская средняя общеобразовательная школа»;

  • Основной образовательной программы МКОУ Варваровская СОШ;

  • Учебного плана МКОУ Варваровская СОШ на 2019-2020 учебный год;

Авторской программы элективного курса для 10класса Г. М. Вялковой. Обучение сочинениям разных жанров. Волгоград, 2011.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.

Программа «Обучение сочинениям разных жанров» рассчитана на 36 часов в 10 классе(1 час в неделю). Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 10 классах целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.

Система оценивания: предусмотрена зачетная система оценивания: в конце зачетного периода (полугодия, года) выставляется « зачет/незачет».

Промежуточная аттестация: сочинение.

Цели и задачи данной программы:

  • помочь обучающимся обобщить знания по литературе,

  • завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей,

  • совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями,

  • помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

  • совершенствование приобретенных учащимися знаний,

  • формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции,

  • развитие навыков логического мышления,

  • расширение кругозора школьников,

  • воспитание самостоятельности в работе.

















Основные требования к  знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Обучающиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его  формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;

- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;

- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.







Содержание программы

10 класс (36 часов)

1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. 1 ч.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.6 ч.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. 4 ч.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. 2 ч.

5. Своеобразие жанров сочинения. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. 8 ч.

6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. 7 ч.

7. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. 8 ч.



















Учебно-тематический план

«Обучение сочинениям разных жанров»

(10 класс, 36 часов)





1. Сочинение как текст. Основные признаки текста



1ч.

2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению

6ч.

3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам


4 ч.

4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам

2 ч.

5. Своеобразие жанров сочинений

8 ч.

6. Выбор темы сочинения. Структура сочинения

7 ч.

7. Сочинение-рассуждение

8 ч.

Итого:

36 ч.







Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Обучение сочинениям разных жанров»

(10 класс, 36 часов)

Сочинение как текст. Основные признаки текста (1час)

1.

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (6ч.)

2.

Отбор материалов к сочинению.




3.

Систематизация материала к сочинению.




4.

Планирование будущего текста.




5.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения (начало).




6.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения (продолжение).




7.

Практикум. Работа над текстом художественного произведения (окончание).




Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам (4 часа)

8.

Литературоведческие термины и их роль в подготовке к сочинению (начало).




9.

Литературоведческие термины и их роль при подготовке к сочинению (окончание).




10.

Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений.




11.

Практикум. Составление схем, таблиц литературоведческих понятий.




Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (2 часа).

12.

Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др.




13.

Зависимость структуры сочинения от его типа.




Своеобразие жанров сочинений (8 часов)

14.

Выбор темы сочинения.




15.

Выбор эпиграфа к сочинению.




16.

Цитирование. Использование цитат в сочинении.




17.

Сочинение-рассуждение. Подготовка к этому виду работы.




18.

Рассуждение-доказательство.




19.

Рассуждение-опровержение.




20.

Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением.




21.

Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением.




Выбор темы сочинения. Структура сочинения (7 часов)

22.

Вступительная часть сочинения.




23.

Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (начало).




24.

Виды вступлений (историческое, историко-литературное, проблемное, биографическое, публицистическое, лирическое и др.) (окончание).




25.

Заключительная часть сочинения.




26.

Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана.




27-28

Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана.




Сочинение-рассуждение (8 часов)

29.

Структура сочинения-рассуждения.




30.

Тезис, доказательства, аргументы.




31.

Значимость фактического материала в работе над сочинением-рассуждением.




32-33

Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений.




34

Промежуточная аттестация: годовое сочинение.




35

Анализ годового сочинения.




36

Итоговый урок.








Учебно-методический комплекс

1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.

2. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.

3. Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 1998г.

4.Программа. Г. М. Вялковой. Обучение сочинениям разных жанров. Волгоград, 2011.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!