СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа составлена на основе авторской программы Е.А.Певцовой, И.В.Козленко "Право.Основы правовой культуры". Курс рассчитан на 2 года, по 1 часу в неделю.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»
| | | |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол № от 30.082018 г. Обсуждено на методическом объединении учителей
| СОГЛАСОВАНО ЗД по УВР _________________ / /
Рабочая программа Предмет: Элективный курс «Право.Основы правовой культуры» Класс: 10 -11 Всего часов: 34 часа в 10 классе 34 часа в 11 классе Количество часов в неделю: 1
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ«СОШ №69» ________________________ /Журавлева С.В /
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы Певцовой Е.А.Козленко И.В. «Право. Основы правовой культуры». Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М; «Русское слово»; 2012.
Цели изучения предмета:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности,
внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов;
- ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В соответствии с учебным планом МОУА «СОШ № 69» на изучение предмета «Основы правовой культуры»:
- в 10 классе отводится 1 учебный час в неделю;
- в 11 классе отводится 1 учебный час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать/понимать:
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Роль права в жизни человека и общества. Юриспруденция как важная область человеческих знаний. Особенности и закономерности возникновения
права. Система регулирования общественных отношений.
Теоретические основы права как системы. Система права. Правотворчество и процесс формирования права . Формы права . Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация права. Толкование права: задачи и особенности.
Правоотношения и их виды . Правонарушения и их характеристика . Правонарушения несовершеннолетних. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Правовые системы современности.
Понятие государства, его признаки, сущность и функции. Форма государства . Организация власти и управления в стране . Правовое государство и его сущность. Конституция Российской Федерации – Основной закон государства. Гражданство как правовая категория. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды
Правосудие и правоохранительные органы. Защита прав человека в государстве. Правоохранительные органы Российской Федерации.
11 класс
Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты гражданско-правовых отношений. Сделки и представительство . Договоры и их виды.
Право собственности и его виды. Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности. Права потребителей. Наследственное право
Семейное право. Правовые нормы института брака. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений
Жилищное право. Жилищные правоотношения.
Трудовое право. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей.
Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Правовое регулирование труда несовершеннолетних .
Административное право. Административные правонарушения и административная ответственность. Административные споры. Производство по делам об административных правонарушениях
Уголовное право и уголовный процесс. Понятие и сущность уголовного права . Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание Уголовный процесс.
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование в области образования. Основы экологического права. Экологическое право
Международное право. Понятие международного права. Международная защита прав человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п./п. | Темы | Количество часов |
1 | Роль права в жизни человека и общества . | 1 |
2 | Юриспруденция как важная область человеческих знаний. | 1 |
3 | Особенности и закономерности возникновения права. | 1 |
4 | Система регулирования общественных отношений. | 1 |
5 | Теоретические основы права как системы. Система права. | 1 |
6 | Правотворчество и процесс формирования права . | 1 |
7 | Формы права. | 1 |
8 | Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 1 |
9 | Реализация права. | 1 |
10 | Толкование права: задачи и особенности. | 1 |
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Теоретические основы права как системы» | 1 |
12 | Правоотношения и их виды. | 1 |
13 | Правонарушения и их характеристика. | 1 |
14 | Правонарушения несовершеннолетних. | 1 |
15 | Контрольная работа за 1полугодие | 1 |
16 | Юридическая ответственность. | 1 |
17 | Правосознание и правовая культура. | 1 |
18 | Правовые системы современности. | 1 |
19 | Понятие государства, его признаки, сущность и функции. | 1 |
20 | Форма государства . | 1 |
21 | Форма государства . | 1 |
22 | Правовое государство и его сущность. | 1 |
23 | Конституция Российской Федерации – Основной закон государства. | 1 |
24 | Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. | 1 |
25 | Гражданство как правовая категория . |
|
2 | Избирательные системы и их виды |
|
27 | Защита прав человека в государстве . |
|
28 | Организация власти и управления в стране. | 1 |
29 | Организация власти и управления в стране. | 1 |
30 | Правосудие и правоохранительные органы Российской Федерации | 1 |
31 | Повторение по теме «Государство и право» | 1 |
32 | Итоговое обобщающее повторение по курсу « Основы правовой культуры». | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа за 10 класс | 1 |
34 | Итоговое обобщение | 1 |
| Итого | 34 |
11 класс
№ п./п. | Темы | Количество часов |
1 | Гражданское право как отрасль российского права. | 1 |
2 | Входная контрольная работа |
|
3 | Субъекты гражданско-правовых отношений. | 1 |
4 | Сделки и представительство . | 1 |
5 | Договоры и их виды. | 1 |
6 | Право собственности и его виды. | 1 |
7 | Общая собственность и порядок защиты права собственности. | 1 |
8 | Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав. | 1 |
9 | Предпринимательство и предпринимательское право. | 1 |
10 | Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности. | 1 |
11 | Права потребителей. | 1 |
12 | Наследственное право | 1 |
13 | Семейное право. Правовые нормы института брака. | 1 |
14 | Родители и дети: правовые основы взаимоотношений | 1 |
15 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
16 | Жилищное право. Жилищные правоотношения. | 1 |
17 | Трудовое право. Занятость и трудоустройство. | 1 |
18 | Порядок взаимоотношений работников и работодателей. | 1 |
19 | Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. | 1 |
20 | Правовое регулирование труда несовершеннолетних . | 1 |
21 | Административное право. Административные правонарушения и административная ответственность. | 1 |
22 | Административные споры. Производство по делам об административных правонарушениях | 1 |
23 | Уголовное право и уголовный процесс. Понятие и сущность уголовного права . | 1 |
24 | Основные виды преступлений. | 1 |
25 | Уголовная ответственность и наказание | 1 |
26 | Уголовный процесс. | 1 |
27 | Повторение по темам «Трудовое, административное и уголовное право» | 1 |
28 | Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. Пенсионная система и страхование. | 1 |
29 | Правовое регулирование в области образования. | 1 |
30 | Основы экологического права. Экологическое право | 1 |
31 | Международное право. Понятие международного права. | 2 |
32 | Международная защита прав человека. | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа по курсу | 1 |
34 | Итоговое обобщение по курсу | 1 |
| Итого: | 34 |
Оценочные материалы
10 класс
Контрольная работа за 1 полугодие
А1 Норма права:
1) обеспечивается государственным принуждением;
2) регулирует общественные отношения;
3) является разновидностью социальных норм;
4) является частью морали.
Подсказка! В этом задании может быть несколько правильных ответов.
А2 Какой правовой акт из названных обладает высшей юридической силой в Российской Федерации:
1) Федеральный закон; 2) Постановление Правительства РФ;
3) Указ Президента; 4) Постановление Верховного Суда РФ.
А3 Психическое отношение лица к совершенному им правонарушению и его последствиям называется:
1) неосторожность; 2) вина; 3) правосознание; 4) юридическая ответственность.
А4 Верны ли утверждения?
А.Уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет.
Б.С 14-летнего возраста наступает уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
1) Верно только А. 3) Верны оба утверждения.
2) Верно только Б. 4) Оба утверждения неверны.
В1 Найдите в приведенном ниже списке названия видов источников права, запишите их в порядке возрастания юридической силы.
1) Закон РФ.
2) Указ Президента РФ.
3) Постановление Правительства РФ.
4) Приказ по школе.
5) Инструкция Министерства образования о проведении ЕГЭ.
6) Инструкция по медицинскому применению препарата аспирин.
В2 Определите признаки, характеризующие право.
А) Свод неписанных правил в виде поучений, притч, образцов поведения
Б) Охрана интересов личности, государства и общества.
В) Исполнение норм под страхом применения принудительных мер.
Г) Формирование правил в абстрактной форме.
Д) Наличие идеала человеческого поведения, к которому необходимо стремиться.
Е) Предъявление требований только к поступкам, но не к мыслям и чувствам.
Ж) Предъявление требований к поступкам, мыслям и чувствам.
З) Принятие норм государственными органами.
И) Обеспечение исполнения норм посредством общественного мнения.
К) Признание формального равенства между людьми.
С1. Укажите виды источников права, нормы которых приведены ниже (5 баллов)
1) Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ)
Статья 16. Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций
При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.
2) «Рассказывал нам ал-А’маш со слов ал-Касима б. ’ Абд ар-Рахмана, со слов отца последнего: «Сидел я у ’Али, когда к нему пришел человек и заявил: «О повелитель правоверных, я совершил кражу» - ’Али сказал: «Ты сам дал против самого себя исчерпывающее показание» - и распорядился отрубить ему руку, и я сам видел ее, повешенную ему на шею» Абу Йу суф Йа ’Куб. Китаб Ал-Харадж
3) Постановлением от 16 апреля 1993 г. Конституционный Суд признал право на судебную защиту прокурорских работников в связи с наложением на них дисциплинарных взысканий и увольнений. В дальнейшем Положением о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ от 23 июня 1997 г. была предусмотрена возможность обжалования решений руководителя органа или учреждения прокуратуры по вопросам прохождения службы не только в вышестоящую прокуратуру, но и (или) в суд (ст. 32). Постановление Конституционного Суда в течение четырех лет было источником права, регулирующим подведомственность споров, вытекающих из трудовых правоотношений прокурорских работников.
4) Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, …
Библия. Глава 24-я
5) В 1950 г. Верховный раввинат Эрец-Исраэль полностью запретил левиратный брак (обязательный брак деверя на вдове брата), заменив его обязательной халицой, обрядом разувания вдовой отказывающегося взять ее в жены деверя. Этот обряд рассматривается библейским законодательством как унизительное для деверя следствие отказа.
С2.1.Определите, характерные черты каких правовых систем современности отражены в приведенных ниже поговорках, пословицах, афоризмах, цитатах. Рядом с буквами, под которыми указаны правовые системы, поставьте соответствующие цифры.
А. Романо – германская правовая семья;
Б. Англосаксонская правовая семья;
В. Религиозные правовые системы;
1) Из разговора пророка Мухаммада со своим сподвижником Муазом, назначенным судьей в Йемен. "По чему ты будешь судить?" - спросил Пророк. "По посланию Аллаха", — отвечал Муаз. "А если не найдешь?" — поинтересовался Пророк. "По Сунне посланника Аллаха", — сказал Муаз. "А если и там не найдешь?" — поинтересовался Пророк. "То буду судить по своему мнению, не пожалев сил на поиск верного решения", — отвечал Муаз. "Хвала Аллаху, наставившему тебя на угодный Ему путь!" — воскликнул Пророк.
2) Английский судья раб прошлого и деспот для будущих поколений;
3) Установленное обычаем равносильно предусмотренному нормой права;
4) Нет человека, стоящего выше или ниже закона; и мы не должны спрашивать у человека разрешения на то, чтобы потребовать от него подчиняться закону. Подчинение закону требуется по праву, а не выпрашивается, как милость. Рузвельт Т.
5) Надлежит законы и указы писать явно, чтоб их не перетолковать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию. Петр Первый
6) Некоторые неписаные законы тверже всех писаных. Сенека
7) Каждый добропорядочный адвокат должен посадить недруга, вырастить счет в банке и создать прецедент.
8) То, что мусульмане считают хорошим, то и для Аллаха является хорошим. Пророк Мухаммед.
9) Законы не могут быть использованы, пока их положения не разъяснены судами.
С2.2. Дайте интерпретацию (объясните смысл) одного из афоризмов.
С3. Определите виды правонарушений, ставшие сюжетами приведенных ниже карикатур. Используйте классификацию по отраслям права.
№1 №2 №3
№4 №5 №6
Итоговая работа
1.Каково второе название конституционного права?
а) Основное право;
б) государственное право;
в) управленческое право.
2. Какое краткое определение соответствует понятию «конституция»?
а) Это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;
б) это присяга на верность;
в) это основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей.
3. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ
а) 22 августа 1991 г
б) 12 декабря 1993 г
в) 6 октября 1994 г.
4. Республика-это форма правления, при которой:
а) высшая государственная власть принадлежит группе правителей (директории);
б) высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти;
в) высшая государственная власть принадлежит одному лицу, получающему её по наследству.
5.Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) Парламент;
б) президент;
в) народ
6. Из каких двух палат состоит российский парламент?
а) Совет Союза;
б) Совет Федерации;
в) Государственная Дума;
г) Совет Национальностей;
7.Верны ли высказывания
А) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Б) Президентом РФ не может быть избран содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верно А и Б 4) всё неверно.
8. РФ – это…
А) демократическое правовое государство с республиканской формой правления
Б) авторитарное федеративное государство
В) тоталитарное государство с республиканской формой правления
9. К личным (гражданским) правам человека и гражданина не относится…
А) право на свободу мысли и слова
Б) право на достоинство личности
В) свобода совести и религиозного вероисповедания
Г) право избирать и быть избранным
10. К экономическим правам граждан относится право…
А) частной собственности
Б) на свободу передвижений
В) на свободу совести
Г) на медицинскую помощь
11. Одной из обязанностей гражданина РФ является…
А) защита отечества
Б) свобода слова
В) личная неприкосновенность
Г) право избирать и быть избранным
12. Исполнительную власть в РФ осуществляет…
А) Прокуратура РФ
Б) Правительство РФ
В) Парламент РФ
Г) Президент РФ
13. Кандидат на должность Президента РФ…
А) не может иметь двойного гражданства
Б) может не проживать в РФ 10 лет
В) может иметь двойное гражданство, но при этом проживать в России не менее 10 лет
Г) может иметь двойное гражданство
14. Председатель Правительства РФ назначается…
А) Президентом РФ с согласия Федерального Собрания Российской Федерации
Б) Государственной Думой РФ
В) избирается членами Правительства
Г) Советом Федерации РФ
15. Пассивное избирательное право гражданина РФ – это право быть…
А) назначенным в государственный орган
Б) избранным в партийный орган
В) наблюдателем в выборочной кампании
Г) избранным в государственный орган
16. Главой государства по Конституции РФ является…
А) Президент РФ
Б) Правительство РФ
В) Председатель правительства РФ
Г) Председатель Государственной Думы РФ
17. Законодательную власть в РФ осуществляет…
А) Правительство РФ
Б) Президент РФ
В) Парламент РФ
Г) Суды РФ
18. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности…
А) Государственной Думой РФ
Б) Президентом РФ
В) Председателем Правительства РФ
Г) верный ответ отсутствует
19. К группе политических прав человека относится право…
А) направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти
Б) на свободу и личную неприкосновенность
В) свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом
Г) на защиту от безработицы
20. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?
А. В систему косвенных налогов государства включаются акцизы.
Б. Прямые налоги непосредственно взимаются в казну с доходов и имущества граждан и организаций.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Часть В
В1.Вставьте пропущенное слово.
«Налоги бывают: прямые и ………………»
В2.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «форма правления».
республика 2) демократия 3) федерация 4) монархия 5) абсолютная монархия
Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
В3. Определите признаки, характеризующие право. Выпишите буквы, под которыми указаны верные ответы.
А) Свод неписанных правил в виде поучений, притч, образцов поведения
Б) Охрана интересов личности, государства и общества.
В) Исполнение норм под страхом применения принудительных мер.
Г) Формирование правил в абстрактной форме.
Д) Наличие идеала человеческого поведения, к которому необходимо стремиться.
Е) Предъявление требований только к поступкам, но не к мыслям и чувствам.
Ж) Предъявление требований к поступкам, мыслям и чувствам.
З) Принятие норм государственными органами.
В4. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными налогами;
КОНКРЕТНЫЕ НАЛОГИ | ВИДЫ НАЛОГОВ |
А) налог с продаж | 1) прямые |
Б) налог на наследование | 2) косвенные |
В) личный подоходный налог |
|
Г) акциз |
|
Д) налог на имущество организаций |
|
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Существуют две формы вины: умысел и (1).
Если правонарушение совершается умышленно, это значит, что правонарушитель понимает _______________ (2) своих действий и их результатов и желает их наступления либо допускает, что они наступят. Кража является (3) потому, что вор сознательно стремится присвоить чужую вещь. Такой умысел называется прямым. Но может быть и по-другому. Убийство во время драки часто совершается по косвенному умыслу: убийца не стремился причинить смерть противнику, но понимает и допускает, что его удар может быть смертельным. Неосторожность также проявляется двояко. Право нарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет ее избежать. Все знают, что, выходя из дома, нельзя оставлять включенными электронагревательные приборы. Например, многие оставляют их и возвращаются к пепелищу. Эта форма неосторожности называется _____________ (4). В другом случае неосторожности правонарушитель не предвидит вредных последствий своих действий, но обязан их предвидеть. Это — ________________(5).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А | неосторожность | Д | озорство |
Б | вредительство | Е | опасный характер |
В | небрежность | Ж | легкомысленность |
Г | умышленное преступление | 3 | тяжелый проступок |
.Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово (словосочетание). Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
В6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленных ниже, и укажите цифру, под которой оно указано.
диспозиция 2) гипотеза 3) структура нормы права 4) санкция
Часть С..
С1-С4 Прочитайте текст и выполните задания.
Нас могут спросить: «Как вы можете подчиняться одним законам и нарушать другие?» Ответ состоит в том, что существует два типа законов: справедливые и несправедливые. Я первый готов выступить за подчинение справедливым законам. Подчиняться справедливым законам — не только юридическая, но и моральная обязанность... Несправедливый закон — это разногласие, превращенное в закон. С другой стороны, справедливый закон — это единомыслие, превращенное в закон...
Несправедливый закон навязывается меньшинству, которое не принимает участие в создании или принятии его, ибо лишено права свободно голосовать... В Алабаме пускаются в ход все способы, чтобы помешать неграм регистрироваться в качестве избирателей, и есть целые графства, где вообще не был зарегистрирован ни один негр, хотя негритянское население составляет в них большинство. Можно ли считать хоть один закон, принятый в таком штате, демократическим?
Ни в коей мере не призываю я к тому, чтобы обходить или игнорировать законы... это дело привело бы к анархии. Тот, кто нарушает несправедливый закон, должен делать это открыто, без ненависти, с готовностью принять наказание. Я считаю, что человек, нарушающий несправедливый, как подсказывает ему совесть, закон, с готовностью принимающий наказание и остающийся в тюрьме, чтобы пробудить у общества стыд за несправедливость, подает в действительности пример глубочайшего уважения к закону...
Мартин Лютер Кинг. Письмо из Бирмингемской тюрьмы
С1. Какие два типа законов называет автор? Какие определения автор дает каждому из них?
С2. Автор приводит в качестве несправедливых законов законы Алабамы. Почему эти законы являются несправедливыми? Приведите два обоснования с опорой на текст.
С3. Автор утверждает, что человек, не подчиняющийся несправедливому закону, должен быть готов принять наказание. Назовите любые три способа борьбы с несправедливыми законами, опираясь на знание обществоведческого курса.
С4.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «право». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащие информацию о праве.
С5. Составьте развернутый план по теме «Государство как социальный институт», он должен содержать не менее 3 пунктов, из которых 2 более детализированы.
11 класс
Входная контрольная работа
1. Что такое субъект федерации?
а) Это член федерации, имеющий собственные органы законодательной и исполнительной власти, своё законодательство, которое не должно противоречить федеральным законам;
б) это член федерации, совершенно независимый от центральной власти;
в) это член федерации, не имеющий собственного законодательства, целиком зависимый центральной власти;
2..Верно ли высказывание
А) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Б) Президентом РФ не может быть избран содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верно А и Б 4) всё неверно.
3. Россию как демократическое государство характеризует принцип…
А) назначения парламента главой государства
Б) верховенства права
В) отделения религии от государства
Г) разделения властей
4. Гражданство по рождению начинается…
А) со дня выписки из родильного дома
Б) по достижении им 3 лет
В) по достижении им 18 лет
Г) со дня рождения ребенка
5. К личным правам человека и гражданина не относится…
А) право на свободу мысли и слова
Б) право на достоинство личности
В) свобода совести и религиозного вероисповедания
Г) право избирать и быть избранным
6. К личным правам человека относится…
А) свобода собраний
Б) право на забастовку
В) право избирать и быть избранным
Г) право на жизнь
7. К экономическим правам граждан относится право…
А) частной собственности
Б) на свободу передвижений
В) на свободу совести
Г) на медицинскую помощь
8. Одной из обязанностей гражданина РФ является…
А) защита отечества
Б) свобода слова
В) личная неприкосновенность
Г) право избирать и быть избранным
9. Республика-это форма правления, при которой:
а) высшая государственная власть принадлежит группе правителей (директории);
б) высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти;
в) высшая государственная власть принадлежит одному лицу, получающему её по наследству.
10.Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?
а) Парламент;
б) президент;
в) народ
11. Президент РФ избирается…
А) Субъектами РФ
Б) Государственной Думой РФ
В) гражданами РФ
Г) Федеральным Собранием РФ
12. Исполнительную власть в РФ осуществляет…
А) Прокуратура РФ
Б) Правительство РФ
В) Парламент РФ
Г) Президент РФ
13. Пассивное избирательное право гражданина РФ – это право быть…
А) назначенным в государственный орган
Б) избранным в партийный орган
В) наблюдателем в выборочной кампании
Г) избранным в государственный орган
14. Главой государства по Конституции РФ является…
А) Президент РФ
Б) Правительство РФ
В) Председатель правительства РФ
Г) Председатель Государственной Думы РФ
15.Каково второе название конституционного права?
а) Основное право;
б) государственное право;
в) управленческое право.
16. Государственная Дума избирается сроком на…
А) три года;
Б) четыре года;
В) пять лет.
17. Гарантом Конституции РФ является…
А) Конституционный суд РФ;
Б) Президент РФ;
Б) Государственная дума РФ.
18. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:
А) Министр обороны РФ;
Б) Премьер-министр;
В) Президент РФ.
19. Государственная дума состоит из…
А) 350 депутатов;
Б) 400 депутатов;
В) 450 депутатов.
20. Какие требования предъявляются к лицам желающими стать судьями?
А) гражданство РФ, достижение 30 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;
Б) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование;
В) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Часть В.
В1. Вставьте пропущенное слово:
«………….. - обязательные платежи с физических и юридических лиц в пользу государства»
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением двух, связаны с понятием «политический режим». Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
1)демократия 2) федерация 3)тоталитаризм 4)конфедерация 5)авторитаризм
В3. Определите ситуации, которые регулируются преимущественно нормами права. Выпишите буквы, под которыми указаны верные ответы.
А) Ученик списал контрольную работу у своего одноклассника.
Б) Молодые люди пили пиво на детской площадке.
В) Мальчик ел в кафе мороженое, громко чавкая.
Г) Подросток нечаянно разбил окно на первом этаже жилого дома.
Д) Девушка ехала в трамвае без билета.
Е) Мама отругала своего сына за то, что он не выполнил ее поручение.
Ж) Работник предприятия не приходил на работу несколько дней без уважительной причины.
В4. Установите соответствие между функциями и государственными
институтами или должностным лицом в Российской Федерации,
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ИНСТИТУТЫ И
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО
А) назначает выборы Президента РФ 1) Президент РФ
Б) издаёт указы и распоряжения 2) Совет Федерации
В) решает вопрос о доверии Правительству 3) Государственная Дума
Г) возглавляет государство
Д) представляет государство в международных отношениях
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
Брак заключается путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Законным супругам выдается свидетельство о браке. Супружеские права и обязанности возникают после _______________ (1) союза мужчины и женщины. Для заключения брака необходимо _______________ (2) вступающих в брак и достижение (3), т. е. установленного законом возраста, с достижением которого разрешается вступление в брак.__________ (4) устанавливает единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет. Как правило, ранние браки отрицательно сказываются на учебе, здоровье супругов и их детей. При наличии уважительных причин (например, беременность, рождение ребенка и пр.)
__________(5) могут разрешить вступление в брак лицам 16 лет.
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А | Семейный кодекс РФ |
Б | официальная регистрация |
В | взаимное согласие |
Г | органы местного самоуправления |
Д | нотариальные конторы |
Е | обряд венчания |
Ж | Гражданский кодекс РФ |
3 | брачный возраст |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
В6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленных ниже, и укажите цифру, под которой она указана
1)акцизы 2)подоходный 3) с имущества 4)налог 5) косвенный 6)федеральный
Часть С.
С1-С4. Прочитайте текст и выполните задания
Излишне говорить, сколь похвальна в государстве верность слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.
Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя...
Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков... Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется...
Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым, в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.
Н. Макиавелли
С1. Какими способами, по мнению автора, можно бороться с врагом? Почему, по мнению автора, необходимо использовать два способа борьбы?
С2. Какая форма правления существует в государстве, о котором рассуждает автор? Найдите в тексте Макиавелли обоснование своего ответа.
С3. Из курса обществознания вы знаете, что любое государство может опираться на силу. Чем использование властью силы в диктаторском государстве отличается от использования силы в демократическом государстве? Сформулируйте любые три отличия.
С4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституция».
Составьте 2 предложения, содержащие информацию о конституции
С5. Составьте развернутый план по теме «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее 3 пунктов, 2 из которых детализированы.
Контрольная работа за 1 полугодие
№ 1. Гражданское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения:
А) финансовые; Б) имущественные и связанные с ними личные неимущественные;
В) налоговые; Г) дисциплинарные.
№ 2.Имущественные отношения – это:
А) отношение человека к имуществу
Б) отношение человека к вещи
В) волевые отношения между конкретными лицами по поводу принадлежности или перехода имущественных благ
Г) связь между вещами
№ 3.Физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права:
А) своей волей и в интересах государства
Б) своей волей и в интересах ведомства
В) своей волей и в своем интересе
Г) своей волей с соблюдением интереса другой стороны
№ 4.В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении:
А) Российской Федерации
Б) Российской Федерации и ее субъектов
В) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Г) городских и сельских муниципальных образований
№ 5.Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав:
А) влечет прекращение этих прав
Б) не влечет прекращения этих прав
В) влечет прекращение судебной защиты этих прав
Г) влечет прекращение этих прав на имущество, приобретенное по основаниям, допускаемым законом
№ 6.Не допускается использование гражданских прав с целью:
А) самозащиты прав; Б) ограничения конкуренции на рынке;
В) признания оспоримой сделки недействительной; Г) взыскания неустойки.
№ 7.Правоспособность гражданина возникает в момент:
А) вступления в брак; Б) его рождения;
В) рождения у него первого ребенка; Г) приобретения им имени.
№ 8. Правоспособность гражданина прекращается в момент:
А) признания его судом недееспособным; Б) осуждения его судом за совершение правонарушения;
В) его смерти; Г) установления над ним опеки или попечительства.
№ 9.Гражданин отвечает по своим обязательствам всем:
А) имуществом, принадлежащим его семье
Б) принадлежащим ему имуществом, за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание
В) своим имуществом и имуществом своего супруга
Г) имуществом, принадлежащим его семье, и имуществом своего поручителя
№10.Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно:
А) передавать права авторства другому лицу
Б) распоряжаться своим доходом (заработком)
В) вносить в кредитные учреждения вклады и распоряжаться ими
Г) совершать мелкие бытовые сделки
№ 11.Гражданин, ограниченный судом в дееспособности, самостоятельно вправе:
А) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
Б) получать пенсию и распоряжаться ею;
В) получать заработную плату и распоряжаться ею;
Г) совершать мелкие бытовые сделки.
№12.Коммерческие организации создаются в форме:
А) потребительских кооперативов;
Б) государственных и муниципальных унитарных предприятий;
В) общественных и религиозных организаций;
Г) благотворительных и иных фондов.
№ 13.Моментом создания юридического лица является:
А) приобретение обособленного имущества;
Б) открытие лицевого счета в банке;
В) выступление на суде в качестве ответчика по совершенным сделкам;
Г) его государственная регистрация.
№ 14.К именной ценной бумаге могут относиться:
А) приватизационные чеки; Б) долговые расписки;
В) государственные облигации; Г) акции, чеки, сберегательные сертификаты.
№ 15.Односторонней сделкой считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно:
А) выражение воли одной стороны и предварительного согласия другой стороны
Б) выражение воли одной стороны
В) выражение воли одной стороны при условии, что вторая сторона впоследствии одобрила ее
Г) согласие двух сторон
№ 16.К двусторонним сделкам относится:
А) выдача доверенности; Б) исполнение договора;
В) договор купли-продажи; Г) публичное объявление конкурса на лучшее исполнение песен военных лет.
№ 19.Иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки со дня начала ее исполнения может быть предъявлен в течение:
А) одного года; Б) трех лет;
В) пяти лет; Г) десяти лет.
№ 17.Иск о признании недействительной сделки, совершенной под влиянием насилия или угрозы, может быть предъявлен со дня прекращения насилия или угрозы в течение:
А) одного года; Б) трех лет;
В) пяти лет; Г) десяти лет.
№ 18. Выберите правильный вариант: сделка является действительной:
А) соответствует требованиям закона; Б необходимая форма сделки не соблюдена;
В) не требуется установление правоспособности и дееспособности субъектов сделки.
№ 19.Наиболее полно права и свободы гражданина РФ законодательно закреплены в:
а) Гражданском кодексе РФ; б) Меморандуме о правах человека;
в) Конституции РФ; г) Декларации прав человека и гражданина.
№ 20.Субъектами права хозяйственного ведения признаются:
А) казенное предприятие; Б) производственные кооперативы;
В) потребительские кооперативы; Г) государственные и муниципальные предприятия.
№ 21.Субъектами права оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственником, признаются:
А) казенные и унитарные предприятия; Б) унитарные предприятия и учреждения;
В) казенные предприятия и учреждения; Г) учреждения, казенные и унитарные предприятия.
№ 22.О намерении продать свою долю продавец обязан сообщить остальным участникам долевой собственности в форме:
А) устной; Б) письменной; В) устной и впоследствии подтвержденной в письменной форме; Г) любой.
№ 23.Сочетание юридических средств и приемов, при помощи которых осуществляется воздействие права на поведение людей, общественные отношения называется:
А) метод правового регулирования; Б) предмет правового регулирования;
В) субъект правового регулирования; Г) правоотношение.
№ 24.В суде применяется гражданско-процессуальное законодательство в случае возникновения спора между:
А) гражданами о разделе домовладения;
Б) между гражданином и организацией о взыскании заработной платы;
В) между гражданином и судом об обжаловании решения;
Г) между гражданами об обжаловании приговора.
№ 25.Наследниками первой очереди по закону являются:
А) дети наследодателя; Б) дети и супруг наследодателя;
В) дети и родители наследодателя; Г) дети, супруг и родители наследодателя.
№ 26. Решите задачу.
В юридическую консультацию обратилась Петрова Е. По словам женщины, через три месяца после смерти ее мужа у нее родился сын. Однако свекровь сразу после похорон заявила, что жить вместе им теперь незачем, и стала требовать, чтобы Петрова Е. переселилась к своим родителям. Когда она возразила, что ее ребенок имеет законное право на наследство своего отца (квартира приватизирована), свекровь стала доказывать, что права на наследство у него не может быть, поскольку он еще не родился. Кто прав в данной ситуации и почему?
№ 27.Соотнесите понятия и определения
А) залог; Б) поручительство; В) задаток; Г) удержание.
1. Кредитор имеет возможность получить компенсацию из заложенного имущества.
2. Кредитор удерживает оставшуюся у него вещь до погашения долга под угрозой превратить эту вещь в предмет залога.
3. Денежная сумма, выдаваемая одной из сторон другой стороне в счет причитающихся платежей.
4. Третье лицо обязывается перед кредитором отвечать за долги должника.
№ 28.Расшифруйте аббревиатуры.
А) ГК РФ; Б) СЗ РФ; В) ГПК РФ; Г) ИНН.
Итоговая контрольная работа
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста…
А) четырнадцати лет;
Б) шестнадцати лет;
В) восемнадцати лет.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения…
А) не подлежат административной ответственности;
Б) подлежат административной ответственности в рамках специальных международных актов;
В) подлежат административной ответственности на общих основаниях.
3. Суды принимают судебные постановления в форме:
А) судебных приказов;
Б) определений суда;
В) судебных приказов, определений суда;
Г) судебных приказов, решений суда, определений суда.
4. Какие виды административных наказаний предусмотрены действующим административным законодательством:
А) всего девять: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест; административное выдворение; дисквалификация, административное приостановление деятельности;
Б) всего восемь: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест; административное выдворение; дисквалификация;
В) всего шесть: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест.
5. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:
А) не моложе 28 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 5 лет.
Б) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
В) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Г) не моложе 38 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
6. Каких представителей власти мы не выбираем?
А) президентов республик в составе РФ;
Б) министров;
В) депутатов законодательных органов власти субъектов федерации;
Г) членов органов местного самоуправления.
7. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:
А) достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах;
Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;
В) достигший 23 лет и имеющий право участвовать в выборах.
8. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
А) 13 декабря 1992 года;
Б) 12 декабря 1993 года;
В) 12 декабря 1992 года.
7. Президент РФ избирается на срок…
А) семь лет;
Б) четыре года;
В) шесть лет.
9. Президент Российской Федерации вправе издавать следующие акты:
А) указы и постановления;
Б) указы и распоряжения;
В) постановления и распоряжения.
10. Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?
А) да;
Б) нет;
В) только в чрезвычайных ситуациях.
11. Председатель Правительства Российской Федерации назначается…
А) Правительством РФ с согласия Государственной Думы;
Б) Президентом РФ с согласия Государственной Думы.
12. Наследство открывается…
А) со смертью гражданина;
Б) с момента оглашения завещания;
В) через месяц после смерти гражданина;
Г) после оглашения всех родственников.
13. Допускается ли совершение завещания через представителя?
А) допускается;
Б) допускается только в случае, если представителем является супруг наследодателя;
В) не допускается.
14. Допускается ли устная форма завещания?
А) нет;
Б) да, если присутствуют не менее 2 свидетелей и нотариус;
В) да, если нет иной возможности составить завещание;
Г) да, при завещании в чрезвычайных обстоятельствах.
15. Наследниками первой очереди по закону являются
А) супруг наследодателя;
Б) дети, супруг и родители наследодателя.
В) супруги и родители наследодателя.
16. Законодательство о налогах и сборах регулирует…
А) - властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
Б) - властные отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
В) - властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
17. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
А) - федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы;
Б) - федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации;
В) - федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, налоги и сборы свободных экономических зон РФ.
18. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают…
А) нотариусы из соседнего населенного пункта;
Б) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий;
В) судья или помощники судей данного населенного пункта, уполномоченные на совершение этих действий.
19. В случае сложения нотариусом полномочий, документы, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, передаются…
А) нотариальной палате;
Б) в архив;
В) другому нотариусу.
20. Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются…
А) Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами субъектов РФ;
Б) Федеральной нотариальной палатой РФ;
В) министерствами юстиции субъектов РФ.
21. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают…
А) в фонд федеральной нотариальной палаты;
Б) на счет это нотариальной палаты;
В) в собственность нотариуса.
22. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности…
А) Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;
Б) Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ;
В) Президентом РФ.
23. По общему правилу брачный возраст в РФ устанавливается в…
А) пятнадцать лет;
Б) шестнадцать лет;
В) восемнадцать лет.
Ответ: в)
24. Могут ли лица, не состоящие между собой в браке, совместно усыновить одного и того же ребенка?
А) да;
Б) нет;
В) только если они находятся между собой в родственных связях.
25. По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста …
А) четырнадцати лет;
Б) пятнадцати лет;
В) шестнадцати лет.
26. По общему правилу работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме…
А) за две недели;
Б) за три недели;
В) за четыре недели.
27. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее…
А) 10 часов;
Б) 24 часов;
В) 42 часов.
28. В соответствии с действующим трудовым законодательством, продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на…
А) один час;
Б) два часа;
В) три часа.
29. Совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление, признается…
А) неоднократностью преступлений;
Б) совокупностью преступлений;
В) рецидивом.
30. Уголовной ответственности за перечисленные преступления: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158) подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления…
А) четырнадцатилетнего возраста;
Б) шестнадцатилетнего возраста;
В) восемнадцатилетнего возраста.