Рабочая программа
элективного курса по английскому языку
для 10 классов
общеобразовательных учреждений
«Страна чудес английского глагола»
1 час в неделю, 34 часа
Составитель: учитель английского языка высшей
Категории Васильев ВК
Пояснительная записка к программе элективного курса
Аннотация
В свете современной концепции образования выпускник школы должен уметь адаптироваться к современным жизненным ситуациям, самостоятельно выстраивать траекторию своего дальнейшего образования, осознанно подходить к выбору будущей профессии. Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не будет практического овладения языком. Из этого следует, что культуроведческая направленность обучения иностранным языкам обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей, но также вполне конкретных практических целей.
Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о культуре англоязычных стран, способствует лучшему освоению базового курса английского языка, также служит для построения индивидуального образовательного пути.
Грамматический аспект речи является одним из сложнейших аспектов изучения английской грамматики и всегда представляет определенные сложности для учащихся. Это подтверждают результаты ЕГЭ предыдущих лет и анализ ошибок в разделе «Лексико-грамматическое тестирование». Наибольшее их количество допускается на видовременные формы глагола: незнание правил их образования, смешение времен, замена страдательного залога действительным, ограниченность в выборе формы выражения того или иного действия. Но в то же время учебная программа, рассчитанная на 3 часа в неделю, не предполагает отдельно выделенного часа на систематизацию грамматики
Таким образом, возникает противоречие между потребностями учащимися, ограниченностью процесса изучения английского языка по времени и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте, что и обусловило актуальность данного элективного курса.
На подготовительном этапе было проведено предварительное анкетирование учащихся. Проанализировав его результаты и изучив потребности уч-ся 9-х классов был сделан вывод о необходимости создания программы данного элективного курса.
Учебный курс « Страна чудес английского глагола» предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательной школы.
Курс является элективным и предусматривает углубление и расширение тем базовой программы, знаний учащихся по предмету «иностранный язык».
Курс рассчитан на 34 часа.
Основной целью курса является формирование коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся.
Цели курса:
- предоставление учащимся возможности расширить свой кругозор в области филологии, реализовать свой интерес к предмету, способствовать созданию более осознанных мотивов учения;
- развитие у обучаемых таких важных в профессиональном отношении процессов как произвольное внимание, логическая память, аналитическое мышление.
- воспитание потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.
В связи с поставленными целями предполагается выполнение следующих задач:
Общеобразовательные (учебные) – углублённое изучение и совершенствование грамматических навыков употребления видовременных форм английского глагола в действительном и страдательном залогах; продуктивное усвоение косвенной речи и условных предложений; обучение распознаванию и правильному переводу сложных грамматических конструкций; ознакомление со стратегиями выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Развивающие – развитие речемыслительной деятельности учащихся; развитие умений делать лингвистические наблюдения в отношении грамматических структур и обобщать их в виде языковых правил; развитие логики, способности к догадке, сравнению и сопоставлению грамматических явлений; развитие интереса учащихся к грамматике английского языка.
Воспитательные – формирование желания и умения учиться; воспитание интереса и положительного отношения к изучаемому языку; осознание необходимости изучения грамматики как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
Практические – использование изученного языкового материала во время выполнения тестовых заданий при сдаче экзамена по английскому языку, создать мотивационную основу для качественной подготовки учащихся к экзаменам и к участию в олимпиадах.
Вышеуказанные задачи курса предполагают совершенствование навыков говорения, письма, чтения, анализа и перевода аутентичных материалов. Решение столь сложных задач невозможно без обучения учащихся технологии языкового самообразования, предполагающего довольно высокий уровень владения языковыми структурами, сформированными грамматическими знаниями, а также обучение способности к самонаблюдению за своим языковым развитием.
Основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
По окончании изучения данного курса учащиеся должны:
знать и понимать:
- значение новых лексических единиц, связанных с тематикой данного курса;
- языковой материал: идиоматические выражения, фразовые глаголы, речевые клише и штампы, изучаемые в рамках элективного курса;
- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов,);
уметь:
- читать аутентичные тексты, связанные с тематикой данного элективного курса, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое) в зависимости от коммуникативных задач;
- вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая свое мнение и обосновывая его;
- излагать материал согласно поставленной проблеме (уметь сформулировать суть проблемы, выражать свое мнение, давать критическую оценку);
- самостоятельно подготовить устное сообщение по выбранной ранее теме и выступать с ним;
использовать приобретенные знания для:
- социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями языка,
- приобщения к ценностям английской культуры через туристические поездки или участие в школьных обменах или молодежных форумах;
- успешной сдачи ЕГЭ и использования этих знаний в будущей профессии.
Актуальность данного курса заключается в том, что:
- при прохождении данного курса ученик научится самостоятельно работать с источниками, искать необработанную специально (как в учебнике) информацию.
- этот курс поможет повысить мотивацию к изучению английского языка через успех. При изучении курса ученик не оценивается в баллах, раскрепощается и получает опыт успешного ученичества.
- данный курс обеспечит углубленное изучение английского языка, в частности, английского глагола (всё, что нужно знать о других частях речи, можно одолеть за 2 или 3 дня, глагол взять приступом никому не удавалось)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс состоит из 11 разделов. Каждый раздел завершается письменной контрольной работой. Ниже приводится описание разделов, тем с указанием примерного планирования часов на каждый раздел.
Структура курса
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 1 год обучения (34 часа) по 1 часу в неделю и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно, только опираясь на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.
Курс состоит из вводного занятия (1 час), 11 тематических разделов (от 1 до 4 часов) и итогового занятия (1 час).
№ | Тема | Вид работы | Часы |
| Семь камней преткновения английского глагола | Обзорная лекция. Лексико-грамматический тест | 3 часа |
| Путешествие во времени или так сколько же времён у английского глагола? | Выполнение грамматических упражнений. Коммуникативный тренинг. Тест | 3 часа |
| Английское согласование против русского столпотворения времён | Практикум в употреблении. Выполнение упражнений коммуникативной направленности. Тест. | 3 часа |
| Твёрдый порядок слов, или вольности под запретом! | Практикум в употреблении. Составление диалогов. Тест. | 3 часа |
| Вводное занятие «Почему мы боимся английских глаголов?» | Практика: Мини-лекция с элементами беседы об английских глаголах. Тест на определение уровня владения материалом. | 1 час |
| Кто «страдает» в пассивном залоге? | Практикум в употреблении. Коммуникативный тренинг. Тест. | 3 часа |
| Три неличные формы – просто о самом сложном | Выполнение тренировочных упражнений. Составление диалогов. Тест. | 3 часа |
| Английская мода на модальные глаголы | Лексико-грамматический тренинг. Выполнение упражнений коммуникативной направленности. Тест. | 3 часа |
| Синтаксические комплексы – бегство от сложности, или прорыв к простоте | Выполнение тренировочных упражнений. Коммуникативный тренинг. Тест | 4 часа |
| Разноцветье английского наклонения, если бы да кабы или наш поклон английскому наклонению | Лексико-грамматический тренинг. Составление диалогов. Тест. | 3 часа |
| Зачем англичане сокращают слова и глотают звуки? Деликатные "хвостики | Практикум. Выполнение упражнений коммуникативной направленности. Тест. | 1 час |
| Top 170 фразовых глаголов, или глаголы с привилегией | Лексико-грамматический тренинг. | 3 часа |
| Итоговое занятие. | Тест | 1 час |
Методические рекомендации
Формы работы:
«мозговой штурм»; лекция; составление конспекта; составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; анализ и коррекция ошибок.
При работе над каждым блоком учащиеся:
- выполняют познавательно-поисковые задания;
- слушают объяснения учителя по грамматическим временам, которые могут представлять особую трудность при их изучении;
- работают с тренировочными упражнениями;
- выполняют групповые и индивидуальные задания;
- выполняют тесты.
Формы контроля.
1. Устный опрос
2. письменные лексико-грамматические работы
4. Письменное тестирование
текущие – перевод, грамматический тест;
итоговые – тест в формате ЕГЭ.
Формы проведения занятий.
1. Практическое занятие, развивающее навыки устной речи с опорой на схемы.
2. Урок – беседа.
3. Урок – диалог.
4. Практическое занятие, развивающее навыки и умения аудирования
6. Урок – лексический тренинг с использованием тестовых заданий
7. Урок – грамматический тренинг с использованием тестовых заданий
Развитию познавательных интересов учащихся будет способствовать разнообразие видов деятельности (перекрестное чтение, аудирование), создание ситуации успеха.
В каждом разделе курса имеются задания для систематизации знаний, которые способствует более эффективному усвоению курса.
Основные формы организации деятельности: лекция, самостоятельная работа с текстами, групповая работа , аудирование.
Содержание курса представлено в виде диалога учеников и учителя. Такая форма позволит организовать самостоятельное изучение материала.
В процессе работы предполагается использовать технологию личностно-ориентированного обучения.
Алгоритм работы:
1) Антиципация (предвосхищение) содержания текстов посредством вопросов, картинок, исторических карт.
2) Изучение материала книги для чтения: лексика, изучающее чтение. Просмотр видео.
3) Закрепление материала: тестовые задания на лексику, чтение, перевод, исправление ошибок, описание серий картинок и т.д..
4) Выполнение грамматических упражнений, связанных с материалом текстов, из дополнительного пособия.
5) Контроль изученной темы: выполнение итоговых тестов.
Отличительные особенности курса и принципы отбора материала:
- новизна
Учащиеся продуктивно овладевают грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно.
- доступность
Степень сложности упражнений и тестов определяется уровнем владения учащимися основами грамматики и соответствующим объёмом лексического материала.
- преемственность
Материал логично расширяется и углубляется: с одной стороны, повторяются и восполняются пробелы в базовой подготовке, с другой, происходит расширение знаний учащихся путём ознакомления с особенностями английского глагола, условных предложений и косвенной речи
- научность
Данный курс основан на творческом и научном подходе к информации, содержащейся в нём. Материалы используемых пособий разработаны в соответствии с нормативными документами, определяющими содержание и порядок проведения государственной итоговой аттестации по иностранному языку.
- аутентичность
Несомненным достоинством данного курса является использование аутентичных материалов взятых из англоязычных источников. Таким образом, реализована идея о необходимости и возможности для обучаемых изучать язык на образцах оригинального языка, а не на адаптированных, русифицированных текстах, создающих ложный образ английского языка, который надо в дальнейшем преодолевать.
- межпредметная связь
Содержание элективного курса тесно связано с такими предметами как русский язык (формируется лингвистическое отношение к слову, культура речевого поведения, развиваются умения, связанные с общекоммуникативными и мыслительными процессами) и математика (развивается логическое и образное мышление, понятие времени, умение сравнивать, обобщать, систематизировать).
Грамматический материал, представленный в элективном курсе, охватывает одну из наиболее сложных частей речи английской морфологии: глагол и его видовременные формы в действительном и страдательном залогах, а также разделы синтаксиса: косвенная речь и условные предложения.
При составлении программы курса использовались материалы американских и английских учебных изданий в целях максимального приближения навыков речи к общепринятым в современном разговорном языке конструкциям.
Программа составлена
- на основе материалов, отражающих современные реалии английского языка.
-Во-вторых, учебный материал, в рамках которого и происходит формирование требуемых языковых компетенций, обладает повышенным уровнем «интересности».
Необходимо отметить, значительная часть учебных примеров может быть интересна сама по себе – будучи просто воспринимаемой на русском языке. (В психологии давно изучается феномен, при котором сложная, но интересная информация усваивается существенно быстрее).
Стремясь к тому, чтобы курс максимально способствовал практическому овладению языком, материал для учащихся представлен с учетом следующих параметров:
1) интерференция русского языка при изучении английского;
2) грамматическая норма и отклонения от неё;
3) сравнительный анализ грамматических структур;
4) основные способы перевода на русский язык видовременных форм глагола, условных предложений и предложений в косвенной речи;
5) использование тренировочных упражнений и тестов с высокочастотной лексикой, применимой на любом профиле обучения.
Программа элективного курса содержит знания, виды деятельности, вызывающие интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует концепции, целям и задачам профильного обучения и позволяет реализовать его идеи на практике.
Информационные ресурсы
1.Т.Лобода «Английский язык. Весь школьный курс в таблицах.» Минск: «Современная
школа». 2010 г. – 256 с.
2.Т.Николаенко «Тесты по грамматике английского языка.» Москва, «Айрис пресс»,
2007г,-160с.
3.О.Терентьева «Английский язык в таблицах» (школьная программа), Москва, АСТ:
«Астрель», 2009 г. – 96 с.
4. Т.И.Арбекова «Говорите по-английски правильно»
.Издательство «Международные отношения», 1999 – 64с.
5.Н.Малышева «Грамматика для начинающих.5-6 кл. М.: дрофа, 2005. – 42 с.
6.А.Штарина «Английский язык: компетентностный подход в преподавании:
технологии, разработки уроков.»- Волгоград: Учитель, 2011. – 191 с.