Рабочая программа элективного курса
по физической культуре «ОФП» для учащихся 9-х классов
Программа элективного курса по физической культуре «ОФП» разработана для учащихся 9 классов профильного уровня с учетом физического развития учащихся, возможностей спортивной базы и исходя из требований, предъявляемых к учащимся оканчивающим основное общее образование и рассчитана на 34 часа или 1 час в неделю.
Цель: повышение двигательной активности учащихся, формирование основ здорового образа жизни, общее оздоровление организма.
Задачи:
научить школьника способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, совершенствовать сформированные компетентности;
совершенствование конкретных двигательных действий, развитие двигательных способностей, формирование умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность;
дать возможность ученику реализовать свой интерес к предмету;
уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
создать условия для подготовки к экзамену по выбору по предмету «Физическая культура»;
дать возможность учащимся использовать полученные знания в своей будущей жизни и практической деятельности.
Методологической основой данной программы элективного курса являются Образовательные стандарты основного общего образования по физическому воспитанию (базовый и профильный уровень).
Система расположения материала, полнота изложения сведений, характер отбора материала направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте: на укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию, приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Содержание занятий, согласно методическим рекомендациям по проведению занятий по общей физической подготовке (ОФП) в спортивных клубах в ОУ края, базируется на реализации «Комплексной программы физического воспитания» авторов В.И. Лях и А.А. Зданевича (2008-2011 гг., издательство «Просвещение»).
Материально-техническая база школы позволила включить в обозначенный курс занятия по следующим видам спорта: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, гимнастика с элементами акробатики, шейпинг.
Данная рабочая программа является программой 2 типа, так как количество часов, отведенных на освоение учебного материала, существенно отличается от такового в программе авторов В.И. Лях и А.А. Зданевич. Кроме того, в предлагаемой программе учебный материал дополнен такими разделами как «Настольный теннис» и «Шейпинг», а материал раздела «Основы знаний о физической культуре» изучается в контексте конкретного вида спорта и имеет ведущее значение в прикладном характере данного элективного курса.
Содержание программы
1. Основы знаний
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля развития адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
2. Легкая атлетика
Бег в равномерном темпе: 20–25 мин. (юноши), 15–20 мин. (девушки);
Бег в переменном темпе: 10–15 мин.
3. Спортивные игры:
Волейбол
Баскетбол
стойки, передвижения, остановки, передачи и ловля мяча;
ведение мяча правой и левой рукой;
бросок мяча одной и двумя с места и в движении.
4. Гимнастика с элементами акробатики
опорный прыжок согнув ноги;
акробатика: перекаты назад; стойка на лопатках, повороты в сторону;
два кувырка вперед;
прыжок вверх прогнувшись.
5. Настольный теннис
передвижения;
удары и подача слева и справа;
удары прямые с вращением;
одиночная игра.
6. Шейпинг
упражнения общего воздействия;
упражнения для мышц живота;
упражнения для мышц спины;
упражнения для ягодичных мышц;
упражнения для отводящих мышц бедра;
мышц разгибателей бедра;
упражнения для мышц верхнего плечевого пояса;
развитие различных групп мышц с изменением дозировки по времени, количеству и интенсивности выполнения упражнений.
Требования к подготовке учащихся:
По окончании изучения программы курса «ОФП» учащиеся должны демонстрировать следующие знания:
- особенности индивидуальных занятий физической культурой и спортом;
- основные понятия здорового образа жизни;
- основы спортивной гигиены;
- дозировка индивидуальных занятий физической культурой и спортом.
Двигательные умения и навыки:
- технически правильно выполнять основные движения в предложенных видах спорта;
- демонстрировать выполнение индивидуально разработанного комплекса упражнений общей физической подготовки.
Нормативы физической подготовленности
для учащихся, прошедших курс «ОФП»
№ п/п | Контрольное упражнение | Юноши | Девушки |
1 | Кроссовый бег 2 км | 8 мин.50 сeк. | 10 мин.20 сeк. |
2 | Прыжок в длину с/м, см | 180 | 165 |
3 | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
4 | Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | - | 18 |
5 | Подтягивание из виса, хватом сверху на высокой перекладине, кол-во раз | 10 | - |
6 | Последовательное выполнение пяти кувырков, с | 10,0 | 14,0 |
Таблица тематического распределения количества часов
при одноразовых занятиях в неделю
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Базовая часть | 56 | 34 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | В процессе урока |
1.2 | Спортивные игры | 12 | 6 |
1.2.1 | Организация самостоятельных занятий физической культурой и спортом. | - | 6 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 | 3 |
1.3.1 | Психофункциональные особенности собственного организма. | - | 3 |
1.4 | Легкая атлетика | 14 | 4 |
1.4.1 | Способы восстановления и повышения работоспособности средствами физической культуры. | - | 2 |
1.4.2 | Особенности развития избранного вида спорта. | - | 2 |
1.5 | Лыжная подготовка | 12 | - |
1.6 | Элементы единоборств | 6 | - |
2 | Вариативная часть | 12 | 21 |
2.1 | Шейпинг | 6 | 9 |
2.1.1 | Современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью. | - | 6 |
2.1.2 | Индивидуальные способы контроля развития адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности. | - | 3 |
2.2 | Настольный теннис | 6 | 12 |
2.1.1 | Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств. | - | 12 |
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование Урока |
1 | Легкая атлетика (2) Способы восстановления и повышения работоспособности средствами физической культуры: бег в равномерном темпе: 20 – 25 мин. (юноши), 15 – 20 мин. (девушки) | 1 | | Журнал по ТБ, секундомер, свисток |
2 | Бег в переменном темпе: 10 – 15 мин. | 1 | | секундомер, свисток |
3 | Баскетбол (3) Организация самостоятельных занятий физической культурой и спортом: стойки, передвижения, остановки, передачи и ловля мяча. | 1 | | б/б мячи, стойки, свисток |
4 | Ведение мяча правой и левой рукой. | 1 | | б/б мячи, стойки, свисток |
5 | Бросок мяча одной и двумя с места и в движении. | 1 | | б/б мячи, стойки, свисток |
6 - 9 | Настольный теннис (12) Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств: передвижения, жонглирование мячом различными способами. Учебная игра по основным правилам. | 4 | | Ракетки, мячи, стол для н/тенниса |
10 - 13 | Удары и подача слева и справа. Учебная игра по основным правилам. | 4 | | Ракетки, мячи, стол для н/тенниса |
14 - 17 | Удары прямые и с вращением. Учебная игра по основным правилам. Судейство матчей. | 4 | | Ракетки, мячи, стол для н/тенниса |
18 | Гимнастика с элементами акробатики (3) Психофункциональные особенности собственного организма: опорный прыжок согнув ноги (юноши – высота козла 115 см, девушки – 110 см). | 1 | | Гимнастические маты, козел |
19 - 20 | Акробатика: девушки: перекаты назад; стойка на лопатках, повороты в сторону; два кувырка вперед; прыжок вверх прогнувшись. Юноши: длинный кувырок, стойка на голове и руках с помощью. | 2 | | Гимнастические маты |
21 | Шейпинг(9) Современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью: упражнения общего воздействия. | 1 | | Магнитофон, музыкальное сопровождение |
22 - 23 | Упражнения для мышц живота. | 2 | | Магнитофон, музыкальное сопровождение |
24 - 26 | Упражнения для мышц спины; упражнения для ягодичных мышц. | 3 | | Магнитофон, музыкальное сопровождение |
27 | Индивидуальные способы контроля развития адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности: упражнения для мышц верхнего плечевого пояса | 1 | | Магнитофон, музыкальное сопровождение |
28 - 29 | Развитие различных групп мышц с изменением дозировки по времени, количеству и интенсивности выполнения упражнений. | 2 | | Магнитофон, музыкальное сопровождение |
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование Урока |
30 | Волейбол (3) Организация самостоятельных занятий физической культурой и спортом: стойки и передвижения игрока; передачи мяча; двусторонняя игра. | 1 | | в/б мячи, стойки, сетка, свисток |
31 | Нижняя подача; прием мяча после подачи; двусторонняя игра. | 1 | | в/б мячи, стойки, сетка, свисток |
32 | Прямой нападающий удар; одиночное блокирование. Двусторонняя игра. | 1 | | в/б мячи, стойки, сетка, свисток |
33 - 34 | Легкая атлетика (2) Особенности развития избранного вида спорта: выполнение контрольных упражнений по программе легкой атлетики: бег 60 м; кроссовый бег 2 км. | 2 | | секундомер, свисток, стартовый флажок |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Уроки физической культуры в школе. Феникс. Ростов-на-Дону, 2005г.
Комплексная программа для 1-11 классов. В.И. Лях и А.А. Зданевич. Просвещение, 2008 -2011г.г.
Настольная книга учителя физической культуры. М: 2007г.
Физическая культура. Учебник для 89 классов / под редакцией В.И.Ляха. М.: Просвещение, 2004.
Программа для учащихся 1-11 классов специальной медицинской группы. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина, Дрофа, 2007г.