РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ
«География: подготовка к ОГЭ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География: подготовка к ОГЭ» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») и федеральной образовательной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»), а также Кодификатора проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИ
Для реализации рабочей программы используются учебные пособия География (Куклис М. С, Гаранин В. П.) (наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. М.: издательство ЭКСМО, 2023), Амбарцумова. ОГЭ-2024. География. 30 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ .(Издательство Национальное образование 2024) В.В. Барабанова «Основной государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (М.: Интеллект-Центр, 2023), О.В. Чичериной, Ю.А. Соловьевой «География: большой сборник тематических заданий для подготовки к ОГЭ» (М.: АСТ, 2023). Целью данного курса является создание условий , обеспечивающих эффективную подготовку обучающихся к ОГЭ.
Задачи курса:
- систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 5 – 9 классов ;
- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;
- обучение правилам оформления экзаменационных работ;
- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий
Место предмета в учебном плане: Рабочая программа реализуется за счет часов внеурочной деятельности. Согласно учебному плану школы на изучении элективного курса по географии в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы элективного курса по географии
в 9 классе
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии в 2024 году, выпускник должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
-различия плана, глобуса и географических карт по масштабу и содержанию, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность:
- географические особенности природы материков и океанов;
- географию народов Земли;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства РФ, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Содержание учебного предмета
Введение
Особенности проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии в форме ОГЭ. Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии контрольных измерительных материалов.
Источники географической информации
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек с указанными географическими координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные явления в литосфере.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Стихийные явления в атмосфере.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные явления в гидросфере.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии. Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков. Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования.
География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Раздел I. Источники географической информации | 3 |
3 | Раздел II. Природа Земли и человек | 6 |
4 | Раздел III. Материки, океаны, народы и страны | 8 |
5 | Раздел IV. Природопользование и геоэкология | 2 |
6 | Раздел V. География России | 10 |
7 | Обобщение | 1 |
8 | Резерв | 2 |
Календарно - тематическое планирование
34 ч в год, 1 ч в неделю
Резерв – 2 ч
№ | Дата | № в теме | Название раздела, темы |
1. | 4.09 | 1. | Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. |
2. | 11.09. | 2. | Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. |
3. | 18.09 | 1. | Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Глобус, географическая карта. |
4. | 25.09 | 2. | План местности. Масштаб. Градусная сеть. |
5. | 2.10 | 3. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
6. | 09.10 | 1. | Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета Солнечной системы. |
7. | 16.10 | 2. | Движения Земли. |
8. | 23.10 | 3. | Литосфера и геологическая история Земли. |
9. | 30.10 | 4. | Гидросфера. Атмосфера. |
10. | 13.11 | 5. | Биосфера. ГО. |
11. | 20.11 | 6. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
12. | 27.11 | 1. | Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. |
13. | 4.12 | 2. | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. |
14. | 11.12 | 3. | Материки и страны. |
15. | 18.12 | 4. | Африка. Австралия. |
16. | 25.12 | 5. | Антарктида. Южная Америка. |
17. | 15.01 | 6. | Северная Америка. |
18. | 22.01 | 7. | Евразия. |
19. | 29.01 | 8. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
20. | 05.02 | 1. | Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. |
21. | 12.02 | 2. | Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. |
22. | 10.02 | 1. | Раздел V. География России (10 ч). Особенности ГП России. |
23. | 26.02 | 2. | Природа России. |
24. | 04.03 | 3. | Природные особенности России. |
25. | 11.03 | 4. | Население России. |
26. | 18.03 | 5. | Демографические показатели России. |
27. | 25.03 | 6. | Хозяйство России. |
28. | 01.04 | 7. | Отрасли хозяйства РФ. |
29. | 08.04 | 8. | Природно-хозяйственное районирование России. |
30. | 15.04 | 9. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
31. | 22.04 | 10. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
32. | 29.04 | 11. | Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. |
33-34 | 08.05-15.05 | 12-13 | Резервные уроки |