СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по географии: " Основы экономики" 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс. Можно дополнить просмотром онлайн-уроков финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по географии: " Основы экономики" 9 класс»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


«ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ»



(9 класс)


17 часов





Разработчик программы:






























Рабочая программа элективного курса «Основы экономики»

2018-2019 учебный год

(9 класс)


Аннотация

Рабочая программа для обучающихся 9 класса составлена на основе авторской программы Б.А.Райзберга,А.С.Прутченкова «Введение в экономику»( 9 кл).

Модифицированная программа подготовлена Тереховой М.Г., учителем географии МКОУ «Становская СОШ», первая квалификационная категория

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от 30.08.2018г. протокол №1. В рамках предпрофильной подготовки обучающемуся будет дана возможность реализовать свой интерес к предмету, уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Таким образом, данный курс является пропедевтическим на 3 ступени обучения (в случае выбора данного профиля), его присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.


Пояснительная записка


Переход к рыночной экономике требует формирования нового поколения экономически грамотных людей. Школа не должна отставать от происходящих в обществе изменений, приобщая школьников к азам экономической науки и формируя новое экономическое мышление. На актуальность курса указывает выраженная мотивация родителей и учеников в получении экономического образования.

Цели и задачи данного курса направлены на:

  • освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки об экономическом поведении людей, для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в старшей школе;

  • ознакомление со способами познавательной, практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;

  • овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач и осваивать социальные роли потребителя, работника, собственника

  • развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономического цикла, способности к личному самоопределению и самореализации.

Приобретение компетентности :

  • в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений – освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности ( потребителя, работника. собственника)

  • в сфере познавательной деятельности – распознавание на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи;

  • в сфере трудовой деятельности – раскрытие и понимание закономерностей рынка труда, причин и форм безработицы;

  • в сфере массовой коммуникации – развитие у учащихся способности рассматривать события с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов экономического анализа, критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в СМИ и вырабатывать собственное аргументированное мнение.

В логику построения программы заложен принцип первоначального формирования самых общих знаний и представлений об экономической системе, о роли экономики в жизни и деятельности людей. Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования:

Ценностные ориентиры

Свобода выбора. Ответственность за последствия выбора. Уважение права собственности независимо от ее форм. Труд. Законопослушность в сфере экономической деятельности.

Знания

Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов.Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен. формы торговли. Потребитель и реклама .Рынок и рыночные механизм. Спрос и предложение.

Деньги .Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейный бюджет. Доходы семьи. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы сбережений граждан.

Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы организации производства. Акции и другие ценные бумаги.

Рынок труда. Заработная плата. Безработица. Роль профсоюзов.

Способы деятельности

Соотнесение доходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа размещения сбережений. Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.

Опыт Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности.


Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся


В результате изучения элективного курса учащийся должен:
  • Знать и понимать:

виды экономических систем. Формы организации производства. Основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений. Основные налоги, уплачиваемые гражданами. Формы господдержки безработных и малоимущих.

  • Уметь (владеть способами познавательной деятельности) :

-приводить примеры различных систем, разделения труда, различных видов рынков, описывать экономические системы, рациональное поведение потребителя и роль рекламы, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, оценивать роль конкуренции, деятельность предпринимателя, формы заработной платы и стимулирования труда.

-объяснять происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудностей предпринимательского дела, а также работы по найму.

  • Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (практические (социальные) компетенции:

-вычислять на условных примерах : доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, индивидуальный подоходный налог.

Элективный курс рассчитан на 17 часов и состоит из разделов:


Наименование раздела

Количество часов

1

Что такое экономика. Экономические ресурсы.

Экономические циклы.

3 часа

2

Как устроена и действует экономическая система

2 часа

3

Экономика и собственность

2 часа

4

Экономика и труд

2 часа

5

Деньги и цены

2 часа

6

Финансы, бюджет, банки

2 часа

7

Деловые игры, практикум

4 часа

Итого : 17 часов


Занятия проводятся с помощью различных форм и методов обучения:

  • изложение доступного материала в виде беседы – диалога

  • моделирование конкретных экономических ситуаций

  • практикумы и деловые игры, закрепляющие теоретические знания

  • выполнение индивидуальных заданий обучающимися

  • ознакомление с дополнительной литературой и текущей экономической информацией

В ходе преподавания экономических знаний есть необходимость в максимальной степени использовать индуктивный метод, предваряя изложение теории как можно большим числом жизненных ситуаций, примеров и фактов.

Учащиеся также получат возможность разгадать тематические кроссворды, проверить себя в тестах, принять участие в бизнес-играх, экономической викторине.

Концепция курса и модели уроков строятся на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ («Образовательный стандарт основного общего образования по экономике»), программы Б.А.Райзберга, А.С.Прутченкова «Введение в экономику»\Сборник программ «Экономика» для с общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010 г.

Примерные нормы оценки знаний соответствуют общепринятому стандарту требований для общеобразовательной школы и предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный и деятельностный подход к организации работы в классе. По окончании изучения элективного курса учащиеся сдают зачет в форме собеседования или контрольного тестирования.

Реализация данной программы в плане предпрофильной экономической подготовки позволит осуществить цели и задачи, изложенные в настоящей пояснительной записке, подготовить выпускников основной общей школы к обучению в профильной школе на старшей ступени (при условии выбора данного профиля).




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «Основы экономики»

(9 класс, 17 часов)



1.ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА? ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ ( 3 часа)


Понятие экономики. Составляющие элементы экономики. Человек как активное начало экономики .Природа – кладовая экономики и ее среда.Цели и задачи экономики как средства жизнеобеспечения. Экономический продукт. Экономические объекты и экономические ресурсы. Экономические циклы.



2. КАК УСТРОЕНА И ДЕЙСТВУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (2 часа)

Три уровня экономики. Экономика семьи. Экономика предприятия. Государственная экономика. Производственная и непроизводственная сфера экономики. Производство, распределение, обмен и потребление. Основные типы экономических систем.

Деловая игра. (1 час)


3. ЭКОНОМИКА И СОБСТВЕННОСТЬ (2 часа)

Что такое собственность? Природа собственности. Разнообразие собственников и объектов собственности. Формы собственности: личная, частная, коллективная, муниципальная, государственная. Смешанные формы собственности. Изменение форм собственности. Приватизация.


4. ЭКОНОМИКА И ТРУД (2 часа)


Труд – созидательное начало экономики. Труд и рабочая сила. Физический и умственный труд. Рынок труда. Занятость населения.Отношения найма. Трудовой контракт.Заработная плата. Различные системы оплаты труда.

Безработица. Социальные последствия безработицы. Эффективность труда. Производительность труда.

Деловая игра (1 час)


5. ДЕНЬГИ И ЦЕНЫ (2 часа)


Природа денег и причины их возникновения. Почему золото стало деньгами.

Деньги как всеобщий товарный эквивалент, функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Откуда берутся деньги. Связь денежной и товарной массы.

Цена как денежное выражение стоимости продукции, товаров, работ , услуг.

Оптовые и розничные цены. Как устанавливаются цены на рынке. Что такое цена равновесия спроса и предложения. Инфляция. Как определяется уровень инфляции.

Деловая игра (1 час)


6. ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, БАНКИ (2 часа)


Что такое финансы и чем они отличаются от денег .Ценные бумаги: акции, облигации, сертификаты, чеки, векселя.. Финансовые связи между государством, предприятием, населением .Налоги и платежи.

Бюджет. Доходные и расходные статьи бюджета. Государственный, региональные, местные бюджеты. Личный и семейный бюджет.

Банк как основной элемент структуры финансовой системы. Виды банков. Финасово-кредитная деятельность банков. Кредиты и депозиты

Практикум (1 час)










Используемый учебно-методический комплекс (УМК)



Литература, предназначенная для

предпрофильной подготовки (9 классы).


  • -Липсиц И.В., Экономика, М., ВИТА-ПРЕСС, 2009

  • Автономов В.С. Введение в экономику. М.Вита-Пресс, 1999.

  • -Обществознание в вопросах и ответах (раздел «Экономика») –под редакцией проф. Белокрыловой О.С., Ростов, 2009

  • Справочные пособия по экономике – 2010, 2011 гг.

  • В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко. Азбука потребителя - Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразоват.учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся.

Литература для учителя:

-Азимов Л.Б. Преподавание курса ''Введение в экономику'' : Пособие для учителя .- М. : Вита-Пресс, 2007

- Справочные пособия по экономике – 2010, 2011 гг.



































Календарно-тематическое планирование

учителя истории и обществознания

по элективному курсу: « Введение в экономику»» (9 класс)

Количество часов на год –17 часов


Базовый уровень

Планирование составлено на основе

Рабочая программа учителя истории и обществознания Сальниковой Г.Д. для обучающихся 9 класса составлена на основе авторской программы Б.А.Райзберга,А.С.Прутченкова «Введение в экономику»( 9 кл).


Номер

урока

Содержание

(разделы , темы)

Кол-во

часов

ЗУН

по теме урока

Дата проведения

Согласно планированию

Фактическая

дата проведения


Урок 1

ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?


1

Понятие экономики. Составляющие элементы экономики. Человек как активное начало экономики .Природа – кладовая экономики и ее среда. Цели и задачи экономики как средства жизнеобеспечения.



Урок 2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.

1

Экономический продукт. Экономические объекты и экономические ресурсы.



Урок 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ


1

Экономические циклы.

Понятие об эк.росте





Урок 4-5

КАК УСТРОЕНА И ДЕЙСТВУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА


2

Три уровня экономики. Экономика семьи. Экономика предприятия. Государственная экономика. Производственная и непроизводственная сфера экономики. Производство, распределение, обмен и потребление. Основные типы экономических систем.




Урок 6

ДЕЛОВАЯ ИГРА-практикум




Урок 7-8

ЭКОНОМИКА И СОБСТВЕННОСТЬ


2

Понятие и природа собственности.

Разнообразие собственников и объектов собственности. Формы собственности : личная, частная, коллективная, муниципальная, государственная. Смешанные формы собственности. Изменение форм собственности. Приватизация



Урок 9-

10

ЭКОНОМИКА И ТРУД



2

Труд – созидательное начало экономики. Труд и рабочая сила. Физический и умственный труд. Рынок труда. Занятость населения. Отношения найма. Трудовой контракт. Заработная плата. Различные системы оплаты труда.

Безработица.Социальные последствия езработицы. Эффективность труда. Производительность труда.




Урок 11

ДЕЛОВАЯ ИГРА


1



Урок 12-13

ДЕНЬ ГИ и ЦЕНЫ

2

Деньги, функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Откуда берутся деньги. Связь денежной и товарной массы.

Цена как денежное выражение стоимости продукции, товаров, работ , услуг.

Оптовые и розничные цены. Как устанавливаются цены на рынке. Что такое цена равновесия спроса и предложения. Инфляция. Как определяется уровень инфляции.





Урок 14

ДЕЛОВАЯ ИГРА


1



Урок 15-16

ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, БАНКИ

2

Что такое финансы и чем они отличаются от денег .Ценные бумаги: акции, облигации, сертификаты, чеки, векселя.. Финансовые связи между государством, предприятием, населением .Налоги и платежи.

Бюджет .Доходные и расходные статьи бюджета. Государственный, региональные, местные бюджеты. Личный и семейный бюджет.

Банк как основной элемент структуры финансовой системы. Виды банков. Финасово-кредитная деятельность банков. Кредиты и депозиты




Урок 17

ПРАКТИКУМ. Заключительное занятие

1

Основные понятия спецкурса



Резерв – 1ч