РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
«ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ»
(9 класс)
17 часов
Разработчик программы:
Рабочая программа элективного курса «Основы экономики»
2018-2019 учебный год
(9 класс)
Аннотация
Рабочая программа для обучающихся 9 класса составлена на основе авторской программы Б.А.Райзберга,А.С.Прутченкова «Введение в экономику»( 9 кл).
Модифицированная программа подготовлена Тереховой М.Г., учителем географии МКОУ «Становская СОШ», первая квалификационная категория
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от 30.08.2018г. протокол №1. В рамках предпрофильной подготовки обучающемуся будет дана возможность реализовать свой интерес к предмету, уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
Таким образом, данный курс является пропедевтическим на 3 ступени обучения (в случае выбора данного профиля), его присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.
Пояснительная записка
Переход к рыночной экономике требует формирования нового поколения экономически грамотных людей. Школа не должна отставать от происходящих в обществе изменений, приобщая школьников к азам экономической науки и формируя новое экономическое мышление. На актуальность курса указывает выраженная мотивация родителей и учеников в получении экономического образования.
Цели и задачи данного курса направлены на:
освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки об экономическом поведении людей, для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в старшей школе;
ознакомление со способами познавательной, практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;
овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач и осваивать социальные роли потребителя, работника, собственника
развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономического цикла, способности к личному самоопределению и самореализации.
Приобретение компетентности :
в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений – освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности ( потребителя, работника. собственника)
в сфере познавательной деятельности – распознавание на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи;
в сфере трудовой деятельности – раскрытие и понимание закономерностей рынка труда, причин и форм безработицы;
в сфере массовой коммуникации – развитие у учащихся способности рассматривать события с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов экономического анализа, критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в СМИ и вырабатывать собственное аргументированное мнение.
В логику построения программы заложен принцип первоначального формирования самых общих знаний и представлений об экономической системе, о роли экономики в жизни и деятельности людей. Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования:
Ценностные ориентиры
Свобода выбора. Ответственность за последствия выбора. Уважение права собственности независимо от ее форм. Труд. Законопослушность в сфере экономической деятельности.
Знания
Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов.Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен. формы торговли. Потребитель и реклама .Рынок и рыночные механизм. Спрос и предложение.
Деньги .Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейный бюджет. Доходы семьи. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы сбережений граждан.
Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы организации производства. Акции и другие ценные бумаги.
Рынок труда. Заработная плата. Безработица. Роль профсоюзов.
Способы деятельности
Соотнесение доходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа размещения сбережений. Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.
Опыт Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности.
Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
В результате изучения элективного курса учащийся должен:
виды экономических систем. Формы организации производства. Основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений. Основные налоги, уплачиваемые гражданами. Формы господдержки безработных и малоимущих.
-приводить примеры различных систем, разделения труда, различных видов рынков, описывать экономические системы, рациональное поведение потребителя и роль рекламы, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения, оценивать роль конкуренции, деятельность предпринимателя, формы заработной платы и стимулирования труда.
-объяснять происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудностей предпринимательского дела, а также работы по найму.
-вычислять на условных примерах : доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, индивидуальный подоходный налог.
Элективный курс рассчитан на 17 часов и состоит из разделов:
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Что такое экономика. Экономические ресурсы. Экономические циклы. | 3 часа |
2 | Как устроена и действует экономическая система | 2 часа |
3 | Экономика и собственность | 2 часа |
4 | Экономика и труд | 2 часа |
5 | Деньги и цены | 2 часа |
6 | Финансы, бюджет, банки | 2 часа |
7 | Деловые игры, практикум | 4 часа |
Итого : 17 часов
Занятия проводятся с помощью различных форм и методов обучения:
изложение доступного материала в виде беседы – диалога
моделирование конкретных экономических ситуаций
практикумы и деловые игры, закрепляющие теоретические знания
выполнение индивидуальных заданий обучающимися
ознакомление с дополнительной литературой и текущей экономической информацией
В ходе преподавания экономических знаний есть необходимость в максимальной степени использовать индуктивный метод, предваряя изложение теории как можно большим числом жизненных ситуаций, примеров и фактов.
Учащиеся также получат возможность разгадать тематические кроссворды, проверить себя в тестах, принять участие в бизнес-играх, экономической викторине.
Концепция курса и модели уроков строятся на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ («Образовательный стандарт основного общего образования по экономике»), программы Б.А.Райзберга, А.С.Прутченкова «Введение в экономику»\Сборник программ «Экономика» для с общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010 г.
Примерные нормы оценки знаний соответствуют общепринятому стандарту требований для общеобразовательной школы и предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный и деятельностный подход к организации работы в классе. По окончании изучения элективного курса учащиеся сдают зачет в форме собеседования или контрольного тестирования.
Реализация данной программы в плане предпрофильной экономической подготовки позволит осуществить цели и задачи, изложенные в настоящей пояснительной записке, подготовить выпускников основной общей школы к обучению в профильной школе на старшей ступени (при условии выбора данного профиля).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «Основы экономики»
(9 класс, 17 часов)
1.ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА? ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ ( 3 часа)
Понятие экономики. Составляющие элементы экономики. Человек как активное начало экономики .Природа – кладовая экономики и ее среда.Цели и задачи экономики как средства жизнеобеспечения. Экономический продукт. Экономические объекты и экономические ресурсы. Экономические циклы.
2. КАК УСТРОЕНА И ДЕЙСТВУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (2 часа)
Три уровня экономики. Экономика семьи. Экономика предприятия. Государственная экономика. Производственная и непроизводственная сфера экономики. Производство, распределение, обмен и потребление. Основные типы экономических систем.
Деловая игра. (1 час)
3. ЭКОНОМИКА И СОБСТВЕННОСТЬ (2 часа)
Что такое собственность? Природа собственности. Разнообразие собственников и объектов собственности. Формы собственности: личная, частная, коллективная, муниципальная, государственная. Смешанные формы собственности. Изменение форм собственности. Приватизация.
4. ЭКОНОМИКА И ТРУД (2 часа)
Труд – созидательное начало экономики. Труд и рабочая сила. Физический и умственный труд. Рынок труда. Занятость населения.Отношения найма. Трудовой контракт.Заработная плата. Различные системы оплаты труда.
Безработица. Социальные последствия безработицы. Эффективность труда. Производительность труда.
Деловая игра (1 час)
5. ДЕНЬГИ И ЦЕНЫ (2 часа)
Природа денег и причины их возникновения. Почему золото стало деньгами.
Деньги как всеобщий товарный эквивалент, функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Откуда берутся деньги. Связь денежной и товарной массы.
Цена как денежное выражение стоимости продукции, товаров, работ , услуг.
Оптовые и розничные цены. Как устанавливаются цены на рынке. Что такое цена равновесия спроса и предложения. Инфляция. Как определяется уровень инфляции.
Деловая игра (1 час)
6. ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, БАНКИ (2 часа)
Что такое финансы и чем они отличаются от денег .Ценные бумаги: акции, облигации, сертификаты, чеки, векселя.. Финансовые связи между государством, предприятием, населением .Налоги и платежи.
Бюджет. Доходные и расходные статьи бюджета. Государственный, региональные, местные бюджеты. Личный и семейный бюджет.
Банк как основной элемент структуры финансовой системы. Виды банков. Финасово-кредитная деятельность банков. Кредиты и депозиты
Практикум (1 час)
Используемый учебно-методический комплекс (УМК)
Литература, предназначенная для
предпрофильной подготовки (9 классы).
-Липсиц И.В., Экономика, М., ВИТА-ПРЕСС, 2009
Автономов В.С. Введение в экономику. М.Вита-Пресс, 1999.
-Обществознание в вопросах и ответах (раздел «Экономика») –под редакцией проф. Белокрыловой О.С., Ростов, 2009
Справочные пособия по экономике – 2010, 2011 гг.
В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко. Азбука потребителя - Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразоват.учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся.
Литература для учителя:
-Азимов Л.Б. Преподавание курса ''Введение в экономику'' : Пособие для учителя .- М. : Вита-Пресс, 2007
- Справочные пособия по экономике – 2010, 2011 гг.
Календарно-тематическое планирование
учителя истории и обществознания
по элективному курсу: « Введение в экономику»» (9 класс)
Количество часов на год –17 часов
Базовый уровень
Планирование составлено на основе
Рабочая программа учителя истории и обществознания Сальниковой Г.Д. для обучающихся 9 класса составлена на основе авторской программы Б.А.Райзберга,А.С.Прутченкова «Введение в экономику»( 9 кл).
Номер урока | Содержание (разделы , темы) | Кол-во часов | ЗУН по теме урока | Дата проведения |
Согласно планированию | Фактическая дата проведения |
| |
Урок 1 | ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА? | 1 | Понятие экономики. Составляющие элементы экономики. Человек как активное начало экономики .Природа – кладовая экономики и ее среда. Цели и задачи экономики как средства жизнеобеспечения. | | |
Урок 2 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. | 1 | Экономический продукт. Экономические объекты и экономические ресурсы. | | |
Урок 3 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ | 1 | Экономические циклы. Понятие об эк.росте | | |
Урок 4-5 | КАК УСТРОЕНА И ДЕЙСТВУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 2 | Три уровня экономики. Экономика семьи. Экономика предприятия. Государственная экономика. Производственная и непроизводственная сфера экономики. Производство, распределение, обмен и потребление. Основные типы экономических систем. | | |
Урок 6 | ДЕЛОВАЯ ИГРА-практикум | | | |
Урок 7-8 | ЭКОНОМИКА И СОБСТВЕННОСТЬ | 2 | Понятие и природа собственности. Разнообразие собственников и объектов собственности. Формы собственности : личная, частная, коллективная, муниципальная, государственная. Смешанные формы собственности. Изменение форм собственности. Приватизация | | |
Урок 9- 10 | ЭКОНОМИКА И ТРУД | 2 | Труд – созидательное начало экономики. Труд и рабочая сила. Физический и умственный труд. Рынок труда. Занятость населения. Отношения найма. Трудовой контракт. Заработная плата. Различные системы оплаты труда. Безработица.Социальные последствия езработицы. Эффективность труда. Производительность труда. | | |
Урок 11 | ДЕЛОВАЯ ИГРА | 1 | | |
Урок 12-13 | ДЕНЬ ГИ и ЦЕНЫ | 2 | Деньги, функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Откуда берутся деньги. Связь денежной и товарной массы. Цена как денежное выражение стоимости продукции, товаров, работ , услуг. Оптовые и розничные цены. Как устанавливаются цены на рынке. Что такое цена равновесия спроса и предложения. Инфляция. Как определяется уровень инфляции. | | |
Урок 14 | ДЕЛОВАЯ ИГРА | 1 | | |
Урок 15-16 | ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, БАНКИ | 2 | Что такое финансы и чем они отличаются от денег .Ценные бумаги: акции, облигации, сертификаты, чеки, векселя.. Финансовые связи между государством, предприятием, населением .Налоги и платежи. Бюджет .Доходные и расходные статьи бюджета. Государственный, региональные, местные бюджеты. Личный и семейный бюджет. Банк как основной элемент структуры финансовой системы. Виды банков. Финасово-кредитная деятельность банков. Кредиты и депозиты | | |
Урок 17 | ПРАКТИКУМ. Заключительное занятие | 1 | Основные понятия спецкурса | | |
Резерв – 1ч