СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах». 10 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по истории России "История России в лицах" для обучающихся 10-ых классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по истории России «История России в лицах». 10 класс»

Рабочая программа

элективного курса по истории России

«История России в лицах»

10 класс



Автор: учитель истории и обществознания Сафонова Е.В.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс составлен в соответствии: Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; авторской программой элективного курса Н.И. Чеботаревой «История России в лицах». Элективные курсы 10-11 классы, - изд. «Учитель», 2015; авторской программой элективного курса Н.Н. Чеботаревой «История в лицах. Реформы и реформаторы Российской империи».



Программа элективного курса «История России в лицах» предназначена для учащихся 10 класса, и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с X по XVIII вв.

Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение той или иной личности в качестве общественного, политического, духовного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней отдельной исторической личности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

Цель элективного курса «История России в лицах»:

  • расширение знаний учащихся о роли личности в истории. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.



Задачи элективного курса «История России в лицах»:

  • способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

  • формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

  • создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

  • развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

  • формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.



Место предмета в базисном учебном плане:

учебный план отводит 34 часа для изучения элективного курса «История России в лицах», из расчета 1 учебный час в неделю.



Предполагаемые результаты:

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории.

  В процессе освоения программы учащиеся должны:

- знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса.

- уметь: находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. 



Содержание программы курса:

 

Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).   Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе.

Раздел 1. Земля русская (10 часов)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Тема 2. Первые князья (2 ч.)

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Борис и Глеб – князья мученики.

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.)

Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)

Сергий Радонежский. Его роль и значение для русской истории.

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)

Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

Раздел 4. Россия в XVIII веке (11 часов)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Тема 2. Птенцы гнезда Петрова”(1 ч.)

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 5. Екатерина Великая (1 ч.)

Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 6. Емельян Пугачев (1 ч.)

Крестьянская война. Пугачев Е.И. и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева Е.И..

Тема 7. Павел Ι

Павел Ι и его время. Сподвижники: «Гатчинские птенцы». Аракчеев А.А. «Романтический император». «Бедный, бедный Павел…». Заговор 11 марта.

Тема 8 Великие полководцы и флотоводцы (2 ч.)

Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев П.А. и Суворов А.В.. Спиридов Г.А.  и Ушаков Ф.Ф..

Тема 9. Русское “Просвещение” (2 ч.)

Расцвет русской культуры. Русское “Просвещение”. Магницкий Л.Ф.,  Ломоносов М.В., Новиков Н.И., Фонвизин Д.И . Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Левицкий Д.Г., Боровиковский В.Л. и др.. Русский театр. Волков Ф.Г..

Итоговое повторение (1 час)









Учебно-тематическое планирование курса

Название темы, раздела

часы

Формы работы

Формы контроля

1

Введение. Знакомство со структурой курса

1

 

 

 

Раздел 1. “Земля русская”

10

 

 

 2

Призвание варягов.

Рюрик

1

Практикум

презентация

Итоги практической работы

 3-4

Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

1

Сообщения учащихся. Беседа.

Оценка сообщений

5

Владимир Святой

1

Видеофильм. Практикум

Итоги практической работы

6

Борис и Глеб – первые святые на Руси

1

Сообщения учащихся

Оценка сообщений

7

Ярослав Мудрый

1

Видеофильм.

Практическая работа

Итоги практической работы

8

Владимир Мономах

1

Лекция. видеофильм

тест

9

Князья периода феодальной раздробленности.

1

Сообщения учащихся

Оценка сообщений

10

Александр Невский

1

Видеофильм. Проектная деятельность.

Оценка результатов проекта

11

Деятели русской церкви и культуры.

1

Лекция

тест

 

Раздел 2. Московская Русь

6

 

 

12

Иван Калита

1

Видеофильм

беседа

Оценивание выступлений по критериям

13

Дмитрий Донской

1

Видеофильм.

Круглый стол

Оценивание выступлений по критериям

14

Сергий Радонежский

1

Лекция.

Проверка конспекта в формеплана

15

Иван III

1

Видеофильм. беседа

Оценивание выступлений по критериям

16

Иван Грозный

1

Проектная деятельность

Оценка результатов проекта

17

Великие живописцы

1

Сообщения учащихся

Оценка сообщений

 

Раздел 3. Россия в XVII веке

6

 

 

18

Борис Годунов

1

Видеофильм.

Дискуссия

Оценивание выступлений по критериям

19

Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский.

1

лекция

тест

20

Алексей Михайлович

1

Видеофильм

беседа

синквейн

21

Степан Разин

1

практикум

Итоги практической работы

22

Патриарх Никон, протопоп Аввакум

1

презентация

Оценивание выступлений по критериям

23

Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Феофан Прокопович

1

лекция

тест

 

Раздел 4. Россия в XVIII веке

11

 

 

24

Петр I

1

Видеофильм

практикум

Итоги практической работы

25

Птенцы гнезда Петрова

1

практикум

Итоги практической работы

26

Женщины на престоле.

Елизавета Петровна

1

видеофильм

Интеллектуальная игра.

Оценка активности участия

27

Екатерина Великая

1

28

Емельян Пугачев

1

практикум

Итоги практической работы

29

Павел Ι  

1

Посещение Гатчинского дворца

Отчет о посещении музея

30-31

Великие полководцы и флотоводцы.

2

практикум

Итоги практической работы

32-33

Эпоха Просвещения в России

2

Проектная деятельность

Оценка результатов проекта

34

Итоговое повторение

1

тест

Итоги теста

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

  2. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 2011.

  3. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

  4. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.

  5. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  6. Окно в Европу, под ред. Е.Измайлова, М.,2014

  7.  Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

  8. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!