СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по математике "Технология работы с КИМ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс «Технология работы с КИМ» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). В данном курсе также рассматриваются нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы (графики с модулем,  решение нестандартных уравнений и неравенств и др.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по математике "Технология работы с КИМ"»

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

  • Сборника рабочих программ по алгебре. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ сост. Т.А.Бурмистрова: Просвещение, 2016.

  • Сборника рабочих программ по геометриии. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ сост. Т.А.Бурмистрова: Просвещение, 2016.

  • Нормативно-правовых документов, расположенных на сайте fipi.ru

Факультативный курс «Технология работы с КИМ» позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии). В данном курсе также рассматриваются нестандартные задания, выходящие за рамки школьной программы (графики с модулем, решение нестандартных уравнений и неравенств и др.). Знание этого материала и умение его применять в практической деятельности позволит обучающимся решать разнообразные задачи различной сложности и подготовиться к успешной сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации.

Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, рассмотреть интересные задачи.

Цели факультативного курса: подготовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи курса: повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных образовательных ресурсов;

- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с образовательными ресурсами;

- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

- формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами;

- формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач;

- осуществление работы с дополнительной литературой;

- акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию  за курс основной  школы;

- расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

Функции курса

  1. ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

  2. компенсация недостатков в знаниях по математике.

Методы и формы обучения

Методы и формы обучения определяются требованиями обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

  • лекции учителя с различными видами заданий;

  • составление обобщающих таблиц и опорных схем;

  • самостоятельная работа учащихся;

  • самостоятельный отбор материала;

  • работа в группах;

  • работа с пакетами КИМов.


Для работы с учащимися, безусловно, применимы такие формы работы, как лекция, практическое занятие и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии. Возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на образовательных сайтах в Интернете по указанной теме. Таким образом, данный курс не исключает возможности проектной деятельности учащихся во внеурочное время.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию, без которой немыслимо творчество.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ.

Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися знаний и умений.


Учебно-тематический план для 8 класса.

№/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Вычисления и преобразования.

10

3

Уравнения и неравенства.

8

4

Функции.

5

5

Геометрия.

9

6

Учебно- тренировочный тест ОГЭ

1


ИТОГО

34



Содержание материала


Введение. Кодификатор ОГЭ, спецификация ОГЭ, структура и содержание КИМов, критерии оценивания, демоверсия.

Вычисления и преобразования. Действия с натуральными числами. Действия с десятичными дробями. Процент. Нахождение процента от числа. Положительные и отрицательные числа. Арифметические действия с ними. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Смешанные числа. Умножение и деление обыкновенных дробей. Степень с целым показателем. Свойства степени. Преобразование алгебраических выражений.

Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства. Анализ практической ситуации, приводящей к неравенству. Метод интервалов. Системы уравнений и неравенств.

Функции. Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величины в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. Построение графиков функций, заданной формулой.

Геометрия. Признаки параллельных прямых. Решение прямоугольного треугольника. Признаки треугольников. Описанная и вписанная окружности треугольника.



Учебно-тематический план для 9 класса



Раздел

Количество часов

Лекция

Практика

1.

Выражения и их преобразования

5

1

4

2.

Уравнения и системы уравнений

5

1

4

3.

Неравенства

5

1

4

4.

Функции

5

1

4

5.

Координаты и графики

4

1

3

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессия

4

1

3

7.

Текстовые задачи

6

1

5


ИТОГО

34

7

27



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1.  Выражения и их преобразования (5ч)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения и системы уравнений (5ч)

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 3. Неравенства (5ч)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 4. Функции (5ч)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 5. Координаты и графики (4ч)

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Арифметическая и геометрическая прогрессии (4ч)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма n-первых членов. Комбинированные задачи.

Тема 7. Текстовые задачи (6ч)

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;



метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;

  5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;



предметные:

  1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  3. овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);

  7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.



Тематическое планирование для 8 класса.


п/п

Тема

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Формы промежуточ-ного контроля

Введение (1 час)

1

Введение. Постигаем тайны ОГЭ.


1

Знакомство с целями, задачами, содержанием курса «Подготовка к ОГЭ по математике», со спецификацией ОГЭ, со структурой и содержанием экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Работа с демоверсией.



1. Вычисления и преобразования (10 часов)

2-3


Арифметические действия.


2


Повторение арифметических действий, сочетая устные и письменные приёмы (учебно – тренировочные задания -базовый уровень).


4-7




Преобразование буквенных выражений.

4


Вычисление значений числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; работа с формулами (учебно – тренировочные задания –повышенного уровня).



8-11

Решение простейших текстовых, практико-ориентированных задач.

4




Решение задач на проценты, смеси и сплавы, движение, работу, простейшие практико-ориентированные задачи (учебно – тренировочные задания -повышенного уровня).


Тест


2. Уравнения и неравенства (8 часов)

12-13

Уравнения.

2

Повторение способов решения рациональных, иррациональных уравнений, уравнений с модулем (учебно –тренировочные задания –базовый уров.).


14-16

Неравенства.

3

Решение рациональных, иррациональных неравенств.


17-19




Системы уравнений и неравенств.

3

Решение систем уравнений, и неравенств (учебно – тренировочные задания).

Тест

3. Функции (5 часов)

20-21


Диаграммы и графики.

2

Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величина в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. ( учебно – тренировочные задания).



22-24

Функции, их графики и свойства.


3




Построение графиков изученных функций по графику, определять свойства функции ( учебно – тренировочные задания - повышенного уровня).











4. Геометрия (9 часов)

25-26

Параллельные прямые и углы. Вычисление элементов прямоугольного треугольника.

2

Повторение видов углов, образованных параллельными прямыми. Решение прямоугольного треугольника. Вычисление элементов прямоугольного треугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания).



27-28

Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника.

2

Решение прямоугольного четырёхугольника. Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания).



29-31

Площади фигур на плоскости.

3

Вычисление площадей плоских фигур (учебно – тренировочные задания -повышенного уровня).


32-33

Вычисление элементов окружности и касательных к окружности.

2

Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью (учебно – тренировочные задания).



5. Обобщение (1 час)

34

Решение учебно-тренировочного теста.


1


Тест



Тематическое планирование для 9 класса


п/п




Тема



Содержание обучения

1.

Выражения и их преобразования

1.Свойства степени с натуральным и целым показателями.

2.Свойства арифметического квадратного корня.

3.Стандартный вид числа.

4.Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители.

5.Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

2.

Уравнения и системы уравнения

1.Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и приводимых к ним).

2.Способы решения различных уравнений (дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

3.Различные методы решения систем уравнений (графический).

4.Различные методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод сложения).

5.Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

3.

Неравенства

1. Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем.

2.Метод интервалов. Область определения выражения.

3.Решение квадратных неравенств и систем, включающих квадратные неравенства.

4.Решение систем неравенств.

5. Решение задач из других разделов курса, требующих применение аппарата неравенств.

4.

Функции

1. Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) .

2.«Считывание» свойств функции по её графику. Анализ графиков.

3.Построение графиков функций и ответы на вопросы, связанные с исследованием этих функций.

4.Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

5. Построение более сложных графиков (кусочно-заданные, с «выбитыми» точками и т.п.).

5.

Координаты и графики

1. Составление уравнения прямых и парабол по заданным условиям.

2.Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

3. Решение задач геометрического содержания на координатной плоскости.

4. Построение графиков уравнений с двумя переменными.

6.

Арифметическая и геометрическая прогрессия

1. Решение задач с применением формул п-го члена и суммы первых п членов арифметической прогрессий.

2. Решение задач с применением формул п-го члена и суммы первых п членов геометрической прогрессий.

3. Применение аппарата уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии.

4. Применение аппарата уравнений и неравенств при решении задач на прогрессии.

7.

Текстовые задачи

1.Задачи на проценты.

2.Задачи на «движение».

3.Задачи на «концентрацию».

4.Задачи на «смеси и сплавы».

5.Задачи на «работу».

6.Задачи геометрического содержания.


Учебно-методическая литература

Методические пособия

  1. Ященко И. В., Шестаков С. А., Семенов А. В., Захаров П. И. ГИА 2014. Математика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И. В.Ященко, С. А.Шестаков, А. В.Семенов, П. И.Захаров . – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  2. Кузнецова Л.В. и др. Государственная итоговая аттестация. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.

  3. Ш. А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др./ Алгебра. 9 класс: Учеб. для общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

  4. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. «Дрофа» Москва. 2002-2006.


Интернет-ресурсы

ГИА 2012. Математика. Открытый банк заданий ГИА 2012 по математике: прототипы заданий.

http://www.mathgia.ru

http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)

http://mathem.by.ru/index.html - Математика online

http://matematika.agava.ru/

интернет портал для учителей proshkolu.ru

http://nsportal.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!