РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике
«Избранные вопросы математики »
2023-2024 гг
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ 2024 г.
Программа рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов (34 часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе по 1 часу в неделю).
Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Цели курса
создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ;
углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;
сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи курса:
развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.
Виды деятельности на занятиях:
лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, тестирование.
Предполагаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
преобразовывать числовые и алгебраические выражения;
решать уравнения высших степеней;
решать текстовые задачи;
решать геометрические задачи;
решать задания повышенного и высокого уровня сложности;
строить графики, содержащие параметры и модули;
решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;
повысить уровень математического и логического мышления;
развить навыки исследовательской деятельности;
самоподготовка, самоконтроль;
работа учитель-ученик, ученик-ученик.
Работа курса строится на принципах:
научности;
доступности;
опережающей сложности;
вариативности.
Средства, применяемые в преподавании:
КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать/ уметь:
алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;
приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;
формулы тригонометрии, степени, корней;
методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
понятие многочлена;
приемы разложения многочленов на множители;
понятие модуля, параметра;
методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
методы решения геометрических задач;
приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;
понятие производной и ее применение;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
уметь решать уравнения высших степеней;
уметь выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;
уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;
уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание элективного курса
Тема 1. Линейные уравнения и неравенства. (3 часа)
Линейные уравнения. Общие методы решения.Линейные неравенства. Свойства линейных неравенств, алгоритмы их решения.
Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства (3 часа)
Квадратные уравнения и неравенства, общие методы их решения. Метод интервалов.
Тема 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства (3 часа)
Дробно-рациональные уравнения. Общий метод решения. Решение дробно- рациональных уравнений с переменной.
Дробно-рациональные неравенства с одной переменной. Обобщенный метод интервалов.
Тема 4. Иррациональные уравнения и неравенства (2 часа)
Иррациональные уравнения. Равносильность переходов, отбор корней. Общий метод решения.
Тема 5. Показательные уравнения и неравенства (5 часов)
Показательные уравнения и неравенства. Методы их решения, отбор корней.
Тема 6. Логарифмические уравнения и неравенства (3 часа)
Логарифмические уравнения и неравенства. Методы их решения, отбор корней.
Тема 7. Уравнения и неравенства с модулем (7 часов)
Обобщенный способ решения уравнений с модулем.
Решение неравенств вида |f(x)|g(x)|, |f(x)|g(x), показательные и логарифмические неравенства с модулем.
Тема 8. Тригонометрические уравнения и неравенства. (7 часов)
Тригонометрические уравнения и методы их решения. Отбор корней. Тригонометрические неравенства. Общий метод решения.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Формы самостоятельной работы учащихся |
уроки | зачетные работы |
1 | Линейные уравнения и неравенства. | 3 | 2 | 1 (20 мин) | зачет |
2 | Квадратные уравнения и неравенства | 3 | 2 | 1 (20 мин) | зачет |
3 | Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 3 | 2 | 1 (20 мин) | зачет |
4 | Иррациональные уравнения и неравенства | 2 | 1 | 1 (20 мин) | зачет |
5 | Показательные уравнения и неравенства | 5 | 3 | 2 | зачет |
6 | Логарифмические уравнения и неравенства | 3 | 2 | 1 (20 мин) | зачет |
7 | Уравнения и неравенства с модулем | 7 | 6 | 1 | зачет |
7 | Тригонометрические уравнения и неравенства. | 7 | 7 | 1 | зачет |
8 | Итоговый урок | 1 | 1 | | |
| ИТОГО: | 34 | 26 | 9 | |
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Избранные вопросы математики»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Даты проведения |
по плану | фактически |
| Линейные уравнения и неравенства | 3 | | |
1 | Линейные уравнения. Общие методы решения | 1 | | |
2 | Линейные неравенства. Свойства линейных неравенств | 1 | | |
3 | Алгоритм решения линейных неравенств. Тестовая работа (20 мин.) | 1 | | |
| Квадратные уравнения и неравенства | 3 | | |
4 | Общие методы решения квадратных уравнений. | 1 | | |
5 | Общие методы решения квадратных неравенств (метод интервалов) | 1 | | |
6 | Общие методы решения квадратных неравенств (метод интервалов). Тестовая работа (20 мин.) | 1 | | |
| Дробно-рациональные уравнения и неравенства | 3 | | |
7 | Решение дробно-рациональных уравнения | 1 | | |
8 | Общие методы решения дробно-рациональных неравенства | 1 | | |
9 | Решение дробно-рациональных уравнений и неравенств. Тестовая работа (20 минут) | 1 | | |
| Иррациональные уравнения и неравенства | 2 | | |
10 | Иррациональные уравнения, содержащие знак корня. Равносильность переходов, отбор корней. | 1 | | |
11 | Иррациональные неравенства. Равносильность переходов. Тестовая работа (20 мин.) | 1 | | |
| Показательные уравнения и неравенства | 5 | | |
12 | Способы решения показательных уравнений. | 1 | | |
13 | Решение показательных неравенств. | 1 | | |
14 | Решение показательных уравнений и неравенств. | 1 | | |
15 | Зачет № 1 Презентация «Типы уравнений и неравенств и способы их решения» | 1 | | |
16 | Зачетная работа № 2: «Уравнения и неравенства в системе ЕГЭ». | 1 | | |
| Логарифмические уравнения и неравенства | 4 | | |
17 | Способы решения логарифмических уравнений. Отбор корней. | 1 | | |
18 | Способы решения логарифмических неравенств. | 1 | | |
19 | Решение логарифмических неравенств. Тестовая работа (20 мин.) | 1 | | |
| Уравнения и неравенства со знаком модуля | | | |
20 | Способы решения уравнений с модулем. | 1 | | |
21 | Решение уравнений с модулем | 1 | | |
22 | Неравенства вида |f(x)|g(x)| | 1 | | |
23 | Неравенства вида |f(x)|g(x) | 1 | | |
24 | Неравенства вида |f(x)|g(x) | 1 | | |
25 | Показательные и логарифмические неравенства с модулем. | 1 | | |
26 | Зачет № 3 «Уравнения и неравенства в системе ЕГЭ» | 1 | | |
| Тригонометрические уравнения и неравенства | 5 | | |
27 | Решение простейших тригонометрических уравнений. Выбор ответов на отрезке. | 1 | | |
28 | Решение простейших тригонометрических уравнений. Выбор ответов на отрезке. | 1 | | |
29 | Решение однородных тригонометрических уравнений. | 1 | | |
30 | Решение неоднородных тригонометрических уравнений. | 1 | | |
31 | Решение неоднородных тригонометрических уравнений второй степени. | 1 | | |
32 | Решение тригонометрических неравенств. | 1 | | |
33 | Зачет № 4 Презентация «Типы уравнений и неравенств и способы их решения» | 1 | | |
34 | Итоговый урок за курс Избранные вопросы математики | 1 | | |
11класс
Таблица
тематического распределения количества часов
№ темы | Содержание | Количество часов |
6. | Преобразование выражений | 4 |
7. | Уравнения, неравенства и их системы (часть С) | 9 |
8. | Модуль и параметр | 6 |
9. | Производная и ее применение | 9 |
10. | Планиметрия. Стереометрия | 6 |
Всего | 34 |
Содержание изучаемого курса
Тема 6. Преобразование выражений (4)
Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.
Тема 7. Уравнения, неравенства и их системы (часть С) (9 ч )
Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.
Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.
Тема 9. Производная и ее применение (9 ч)
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Тема 10. Планиметрия. Стереометрия (6 ч)
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Избранные вопросы математики»
на 2013-2014 учебный год, 11 класс (1ч в неделю, всего 34ч)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Используемые УН и ЛО |
примерная | фактическая |
6.Преобразование выражений | 4 | |
1 | Преобразование степенных выражений | 1 | | | Тесты, КИМ |
2 | Преобразование показательных выражений | 1 | | | Тесты, КИМ |
3 | Преобразование логарифмических выражений | 1 | | | Тесты, КИМ |
4 | Преобразование тригонометрических выражений | 1 | | | Тесты, КИМ |
7. Уравнения, неравенства и их системы | 9 | |
5 | Различные способы решения дробно- рациональных уравнений и неравенств | 1 | | | Презентация |
6 | Различные способы решения иррациональных уравнений и неравенств | 1 | | | Демонстрационный материал |
7 | Различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств | 1 | | | Презентация |
8 | Различные способы решения показательных уравнений и неравенств | 1 | | | Демонстрационный материал |
9 | Различные способы решения логарифмических уравнений и неравенств | 1 | | | Демонстрационный материал |
10 | Основные приемы решения систем уравнений | 1 | | | Демонстрационный материал |
11 | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств | 1 | | | Тесты, КИМ |
12 | Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем | 1 | | | Тесты, КИМ |
13 | Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем | 1 | | | Слайды |
8. Модуль и параметр | 6 | |
14 | Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих модуль | 1 | | | Слайды |
15 | Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих модуль | 1 | | | Демонстрационный материал |
16 | Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих параметр | 1 | | | Тесты, КИМ |
17 | Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих параметр | 1 | | | Тесты, КИМ |
18 | Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем | 1 | | | Тесты, КИМ |
19 | Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с параметром | 1 | | | Тесты, КИМ |
9.Производная и ее применение | 9 | |
20 | Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной | 1 | | | Тесты, КИМ |
21 | Уравнение касательной | 1 | | | Тесты, КИМ |
22 | Физический и геометрический смысл производной | 1 | | | Презентация |
23 | Производная сложной функции | 1 | | | Индивидуальные задания |
24 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков | 1 | | | Слайды |
25 | Наибольшее и наименьшее значения функции | 1 | | | Тесты, КИМ |
26 | Экстремумы функции | 1 | | | Тесты, КИМ |
27 | Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах | 1 | | | Индивидуальные задания |
28 | Применение производной для нахождения наилучшего решения в социально-экономических задачах | 1 | | | Индивидуальные задания |
10. Планиметрия. Стереометрия | 6 | |
29 | Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника | 1 | | | Презентация |
30 | Нахождение площадей фигур | 1 | | | Тесты, КИМ |
31 | Углы в пространстве. Расстояния в пространстве | 1 | | | Демонстрационный материал |
32 | Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения | 1 | | | Слайды |
33 | Вычисление объемов многогранников, тел вращения | 1 | | | Слайды |
34 | Итоговый урок | 1 | | | |
ВСЕГО | 34 | |
Литература:
Факультатив по математике: Методические рекомендации.-Киров:Изд-во ИУУ, 2022, составитель Маркова В. И. Программа Л.В. Кавардаковой «Подготовительный факультатив. 11 класс»
С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов.- М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 2021г
Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов/ сост. Г.И.Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка.- Волгоград: Учитель, 2022
ЕГЭ 2023. Математика: Сборник заданий/ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина.- М.: Эксмо, 2023
Интернет-ресурсы: сайт ФИПИ, открытый банк заданий по ЕГЭ, сайт Гущина «Решу ЕГЭ» и др.