СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по математике: «Избранные вопросы математики »

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по математике: «Избранные вопросы математики »»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по математике

«Избранные вопросы математики »











































2023-2024 гг



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по элективному курсу «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по математике и на основе кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ 2024 г.

Программа рассчитана на два года обучения в объеме 68 часов (34 часа в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе по 1 часу в неделю).

Данный элективный курс является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и инте­ресов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Цели курса

  • создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;

  • успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ;

  • углубить и систематизировать знания учащихся по основ­ным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;

  • познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;

  • сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи курса:

  • развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;

  • сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ;

  • продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;

  • способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.

Виды деятельности на занятиях:

лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, тестирование.


Предполагаемые результаты


Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.



В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • преобразовывать числовые и алгебраические выражения;

  • решать уравнения высших степеней;

  • решать текстовые задачи;

  • решать геометрические задачи;

  • решать задания повышенного и высокого уровня сложности;

  • строить графики, содержащие параметры и модули;

  • решать уравнения и неравенства, содержащие параметры и модули;

  • повысить уровень  математического и логического мышления;

  • развить навыки исследовательской деятельности;

  • самоподготовка, самоконтроль;

  • работа учитель-ученик, ученик-ученик.


Работа курса строится на принципах:

  • научности;

  • доступности;

  • опережающей сложности;

  • вариативности.

Средства, применяемые в преподавании:


КИМы, сборники текстов и заданий, мультимедийные средства, таблицы, справочные материалы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать/ уметь:

  • алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;

  • приемы построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;

  • формулы тригонометрии, степени, корней;

  • методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;

  • понятие многочлена;

  • приемы разложения многочленов на множители;

  • понятие модуля, параметра;

  • методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;

  • методы решения геометрических задач;

  • приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление»;

  • понятие производной и ее применение;

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

  • выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;

  • уметь решать уравнения высших степеней;

  • уметь выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

  • уметь решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;

  • уметь выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;

  • уметь выполнять действия с геометрическими фигурами;

  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.












































Содержание элективного курса

Тема 1.  Линейные уравнения и неравенства. (3 часа)

Линейные уравнения. Общие методы решения.Линейные неравенства. Свойства линейных неравенств, алгоритмы их решения.

Тема 2. Квадратные уравнения и неравенства (3 часа)

Квадратные уравнения и неравенства, общие методы их решения. Метод интервалов.


Тема 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства (3 часа)


Дробно-рациональные уравнения. Общий метод решения. Решение дробно- рациональных уравнений с переменной.

Дробно-рациональные неравенства с одной переменной. Обобщенный метод интервалов.

Тема 4. Иррациональные уравнения и неравенства (2 часа)

Иррациональные уравнения. Равносильность переходов, отбор корней. Общий метод решения. 

Тема 5. Показательные уравнения и неравенства (5 часов)

Показательные уравнения и неравенства. Методы их решения, отбор корней.

Тема 6. Логарифмические уравнения и неравенства (3 часа)

Логарифмические уравнения и неравенства. Методы их решения, отбор корней.

Тема 7. Уравнения и неравенства с модулем (7 часов)

Обобщенный способ решения уравнений с модулем.

Решение неравенств вида |f(x)|g(x)|, |f(x)|g(x), показательные и логарифмические неравенства с модулем.


Тема 8. Тригонометрические уравнения и неравенства. (7 часов)


Тригонометрические уравнения и методы их решения. Отбор корней. Тригонометрические неравенства. Общий метод решения.









Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Формы самостоятельной работы учащихся

уроки

зачетные работы

1

Линейные уравнения и неравенства.

3

2

1 (20 мин)

зачет

2

Квадратные уравнения и неравенства

3

2

1 (20 мин)

зачет

3

Дробно-рациональные уравнения и неравенства

3

2

1 (20 мин)

зачет

4

Иррациональные уравнения и неравенства

2

1

1 (20 мин)

зачет

5

Показательные уравнения и неравенства

5

3

2

зачет

6

Логарифмические уравнения и неравенства

3

2

1 (20 мин)

зачет

7

Уравнения и неравенства с модулем

7

6

1

зачет

7

Тригонометрические уравнения и неравенства.

7

7

1

зачет

8

Итоговый урок

1

1




ИТОГО:

34

26

9




Календарно-тематическое планирование элективного курса «Избранные вопросы математики»

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Даты проведения

по плану

фактически


Линейные уравнения и неравенства

3



1

Линейные уравнения. Общие методы решения

1



2

Линейные неравенства. Свойства линейных неравенств

1



3

Алгоритм решения линейных неравенств. Тестовая работа (20 мин.)

1




Квадратные уравнения и неравенства

3



4

Общие методы решения квадратных уравнений.

1



5

Общие методы решения квадратных неравенств (метод интервалов)

1



6

Общие методы решения квадратных неравенств (метод интервалов). Тестовая работа (20 мин.)

1




Дробно-рациональные уравнения и неравенства

3



7

Решение дробно-рациональных уравнения

1



8

Общие методы решения дробно-рациональных неравенства

1



9

Решение дробно-рациональных уравнений и неравенств. Тестовая работа (20 минут)

1




Иррациональные уравнения и неравенства

2



10

Иррациональные уравнения, содержащие знак корня. Равносильность переходов, отбор корней.

1



11

Иррациональные неравенства. Равносильность переходов. Тестовая работа (20 мин.)

1




Показательные уравнения и неравенства

5



12

Способы решения показательных уравнений.

1



13

Решение показательных неравенств.

1



14

Решение показательных уравнений и неравенств.

1



15

Зачет № 1 Презентация «Типы уравнений и неравенств и способы их решения»

1



16

Зачетная работа № 2: «Уравнения и неравенства в системе ЕГЭ».

1




Логарифмические уравнения и неравенства

4



17

Способы решения логарифмических уравнений. Отбор корней.

1



18

Способы решения логарифмических неравенств.

1



19

Решение логарифмических неравенств. Тестовая работа (20 мин.)

1




Уравнения и неравенства со знаком модуля




20

Способы решения уравнений с модулем.

1



21

Решение уравнений с модулем

1



22

Неравенства вида |f(x)|g(x)|

1



23

Неравенства вида |f(x)|g(x)

1



24

Неравенства вида |f(x)|g(x)

1



25

Показательные и логарифмические неравенства с модулем.

1



26

Зачет № 3 «Уравнения и неравенства в системе ЕГЭ»

1




Тригонометрические уравнения и неравенства

5



27

Решение простейших тригонометрических уравнений. Выбор ответов на отрезке.

1



28

Решение простейших тригонометрических уравнений. Выбор ответов на отрезке.

1



29

Решение однородных тригонометрических уравнений.

1



30

Решение неоднородных тригонометрических уравнений.

1



31

Решение неоднородных тригонометрических уравнений второй степени.

1



32

Решение тригонометрических неравенств.

1



33

Зачет № 4 Презентация «Типы уравнений и неравенств и способы их решения»

1



34

Итоговый урок за курс Избранные вопросы математики

1























11класс


Таблица

тематического распределения количества часов


темы

Содержание

Количество часов

6.

Преобразование выражений

4

7.

Уравнения, неравенства и их системы (часть С)

9

8.

Модуль и параметр

6

9.

Производная и ее применение

9

10.

Планиметрия. Стереометрия

6

Всего

34


Содержание изучаемого курса

Тема 6. Преобразование выражений (4)

Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.

Тема 7. Уравнения, неравенства и их системы (часть С) (9 ч )

Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.

Тема 8. Модуль и параметр (6 ч)

Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.

Тема 9. Производная и ее применение (9 ч)

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.

Тема 10. Планиметрия. Стереометрия (6 ч)

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Избранные вопросы математики»

на 2013-2014 учебный год, 11 класс (1ч в неделю, всего 34ч)

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Используемые

УН и ЛО

примерная

фактическая

6.Преобразование выражений

4


1

Преобразование степенных выражений

1



Тесты, КИМ

2

Преобразование показательных выражений

1



Тесты, КИМ

3

Преобразование логарифмических выражений

1



Тесты, КИМ

4

Преобразование тригонометрических выражений

1



Тесты, КИМ

7. Уравнения, неравенства и их системы

9


5

Различные способы решения дробно- рациональных уравнений и неравенств

1



Презентация

6

Различные способы решения иррациональных уравнений и неравенств

1



Демонстрационный материал

7

Различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств

1



Презентация

8

Различные способы решения показательных уравнений и неравенств

1



Демонстрационный материал

9

Различные способы решения логарифмических уравнений и неравенств

1



Демонстрационный материал

10

Основные приемы решения систем уравнений

1



Демонстрационный материал

11

Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств

1



Тесты, КИМ

12

Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем

1



Тесты, КИМ

13

Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем

1



Слайды

8. Модуль и параметр

6


14

Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих модуль

1



Слайды

15

Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих модуль

1



Демонстрационный материал

16

Решение показательных, логарифмических уравнений и их систем, содержащих параметр

1



Тесты, КИМ

17

Решение показательных, логарифмических неравенств и их систем, содержащих параметр

1



Тесты, КИМ

18

Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем

1



Тесты, КИМ

19

Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с параметром

1



Тесты, КИМ

9.Производная и ее применение

9


20

Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной

1



Тесты, КИМ

21

Уравнение касательной

1



Тесты, КИМ

22

Физический и геометрический смысл производной

1



Презентация

23

Производная сложной функции

1



Индивидуальные задания

24

Применение производной к исследованию функций и построению графиков

1



Слайды

25

Наибольшее и наименьшее значения функции

1



Тесты, КИМ

26

Экстремумы функции

1



Тесты, КИМ

27

Применение производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах

1



Индивидуальные задания

28

Применение производной для нахождения наилучшего решения в социально-экономических задачах

1



Индивидуальные задания

10. Планиметрия. Стереометрия

6


29

Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника

1



Презентация

30

Нахождение площадей фигур

1



Тесты, КИМ

31

Углы в пространстве. Расстояния в пространстве

1



Демонстрационный материал

32

Вычисление площадей поверхности многогранников, тел вращения

1



Слайды

33

Вычисление объемов многогранников, тел вращения

1



Слайды

34

Итоговый урок

1




ВСЕГО

34




























Литература:

Факультатив по математике: Методические рекомендации.-Киров:Изд-во ИУУ, 2022, составитель Маркова В. И. Программа Л.В. Кавардаковой «Подготовительный факультатив. 11 класс»

С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов.- М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 2021г

Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов/ сост. Г.И.Ковалева, Т.И. Бузулина, О.Л. Безрукова, Ю.А. Розка.- Волгоград: Учитель, 2022

 ЕГЭ 2023. Математика: Сборник заданий/ В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина.- М.: Эксмо, 2023

Интернет-ресурсы: сайт ФИПИ, открытый банк заданий по ЕГЭ, сайт Гущина «Решу ЕГЭ» и др.