Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дзержинская средняя общеобразовательная школа
пос. им. Дзержинского Каширского муниципального района Воронежской области.
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы
______________/Широких Г. А./ ______________/Дударева Т. Н./ _________/Лаптева Ю.Л./ от__________августа 2017 от__________августа 2017 Приказ №_____ от_________2017
Рабочая программа элективного курса
по математике
Квадратный трёхчлен и его приложения.
9 класс
Учитель Широких Галина Александровна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ГИА(ОГЭ) Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению задач на применение квадратного трехчлена .
Данный курс «Квадратный трехчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями.
Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей обучения математике - обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения. Следует отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи экзамена на государственной итоговой аттестации по математике, а также будут хорошим подспорьем для подготовки учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах.
Данный элективный курс рассчитан на 18 часов, из которых 2 отводятся на проверочные работы.
Цели курса:
восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
приобрести определенную математическую культуру;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс рассчитан на 18 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы “Квадратный трехчлен и его применение” позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, семинар. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала; расширяются его внутренние логические связи, заметно повышается роль дедукции. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при решении задач. Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие – либо разделы другими. Программа может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);
уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;
проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;
решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.
применять полученные математические знания при решении задач;
использовать дополнительную математическую литературу.
Приобрести навыки рассуждения, наблюдательности, умения проводить аналогии, обобщать, обосновывать, анализировать, делать выводы.
Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии оценки деятельности учащихся, они должны быть известны и родителям.
Содержание учебного курса
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Квадратный трехчлен | 9 |
2 | Квадратичная функция | 4 |
3 | Квадратные неравенства | 5 |
Содержание учебного курса
Тема 1. Квадратный трехчлен (9 ч)
Квадратный трехчлен. Понятие квадратного трехчлена. Общие сведения. Значение квадратного трехчлена при различных значениях переменной. Корни квадратного трехчлена. Решение квадратных уравнений с параметрами. Составление квадратного трехчлена по его корням. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители разными способами. Метод обучения: репродуктивный: беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2 Квадратичная функция (4 ч)
Построение графиков квадратичной функции с помощью таблицы.
Исследование функции и построение графика с использованием коэффициентов, а. в, с и дискриминанта квадратного трехчлена. Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач. Форма занятий: объяснение, практическая работа задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Решение квадратных неравенств. (5 ч)
Решение квадратных неравенств методом интервалов. Решение квадратных неравенств с помощью графиков.
Форма занятий: практическая работа. Методы занятий: беседа, творческие задания. Форма контроля: итоговая проверочная работа.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Квадратный трёхчлен(9 часов) |
1 | Нахождение корней квадратного трёхчлена по формуле | 1 | | |
2 | Нахождение корней квадратного трёхчлена по формуле | 1 | | |
3 | Нахождение корней квадратного трёхчлена по теорема Виета. | 1 | | |
4 | Исследование квадратного трехчлена | 1 | | |
5 | Решение квадратных уравнений с параметрами | 1 | | |
6 | Решение квадратных уравнений с параметрами | 1 | | |
7 | Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. | 1 | | |
8 | Выделение квадрата двучлена из трехчлена | 1 | | |
9 | Проверочная работа. | 1 | | |
Квадратичная функция (4часа) |
10 | Построение графиков функций у=ах2, у=ах2 +п, у= а(х-m)2 + п | 1 | | |
11 | Построение графика функций у=ах2 +вх+с | 1 | | |
12 | Построение графика функций у=ах2+вх+с | 1 | | |
13 | Работа с графиками.Тесты. | 1 | | |
Квадратные неравенства(5 часов) |
14 | Решение квадратных неравенств методом интервалов | 1 | | |
15 | Решение квадратных неравенств методом интервалов | 1 | | |
16 | Решение квадратных неравенств методом интервалов | 1 | | |
17 | Решение квадратных неравенств методом интервалов | 1 | | |
18 | Проверочная работа | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение.
Астров, К. Квадратичная функция и ее применение. - М.: Педагогика, 2012.-108 с.
Бессарабов, Н. Н., Зяблин, В. Н., Лозовская, Р. А., Сохадзе, Г. В. Задания для подготовки к тестированию по математике: учебное пособие. - Новочеркасск: ЮРГГТУ, 2012. - 36 с.
Галицкий, М. Л., Гольдман, А. М., Звавич, Л. И. Планирование учебного материала для 8 класса с углубленным изучением математики: методическое пособие. - М., 2012. - 78 с.
Горнштейн, П. И., Полонский, В. Б., Якир, М. С. Задачи с параметрами. - 3-е изд. - М.: Илекса; Харьков: Гимназия, 2012. -С. 159-202.
Гусев, В. А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984.
Звавич, Л. И., Шляпочник, Л. Я., Чинкина, М. В. Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: пособие для школ с углубленным изучением математики. - М.: Дрофа, 2011. - 352 с.
Студенецкая В.В«Математика 8-9 классы», выпуск 1, Волгоград: Учитель, 2012.
Цыганов, Ш. Десять правил расположения корней квадратного трехчлена // Математика. - № 18. - 2012. - С. 19-23.
Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры // Математика.-№ 5. - 2011. - С.4-9.
Лист
корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
9