СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по нформатике ( подготовка к ОГЭ информатика 9 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по нформатике.  КТП курса проведения дополнительных занятий при подготовке к ОГЭ.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по нформатике ( подготовка к ОГЭ информатика 9 класс)»

Пояснительная записка

элективного курса «Основы информатики и ИКТ», 9 класс, УМК: Босова Л.Л., Босова А. Ю.. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Составлена учителем математики - информатики Коноваловой И.Б.

Программа рассчитана на 29 часов

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

  • Положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

  • Базисного учебного плана МБОУ «Колыванская СОШ №1»

Программа «Основы информатики и ИКТ» предназначена для учащихся 9-х классов и направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Содержание курса представляет самостоятельный модуль. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.

Цель курса

Систематизация знаний и умений по курсу Информатика и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Задачи курса:

  1. Выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена.

2. сформировать положительное отношение к процедуре проведения в формате ОГЭ: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

• сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, работать с инструкциями, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.

При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.

Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.

Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.

2.Общая характеристика курса:

Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов.

Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Процедура прохождения ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).

Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.
Основной государственный экзамен можно рассматривать:
1. Как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
2. Как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
3. Как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
4. Как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена.
Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся:
•формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целепологания;
•формирование положительного отношения;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
•Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
•исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе можно добиться хороших результатов на экзамене.

Обобщая вышеизложенное, и , анализируя результаты основного государственного экзамена учеников МБОУ «Колыванская СОШ № 1»2020-2021 учебном году, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:

- обратить внимание на усвоение учащимися:

  1. содержания всех разделов школьного курса по информатике;

  2. умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);

  3. выполнение программных практических работ;

  4. понимание основных  понятий, умение применять их и приводить примеры;

  5. способность четко формулировать свои мысли;  

- изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов ;

- при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам  заполнения  бланков ответов, бланков  регистрации ;

- с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания;

- воспитывать в учениках  позитивное отношение к учению, самообразованию. 

Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.

Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Продолжительность занятия 1 часа. Занятие делится на две части. Сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, за тем учащиеся работают с электронным курсом. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.

Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте, через электронный курс дистанционного обучения.

В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из работ ОГЭ прошлых лет (части А и В), предложенных электронным кусом.

Основными методами обучения в данном элективном курсе являются практические методы выполнении заданий электронного курса. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:

  • демонстрационные (обучающие программные средства);

  • словесные (лекции, консультации);

  • практические (практические работы, направленные на организацию рабочего времени, выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).





3.Содержание курса

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

1

Введение Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. (Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.)

1

2

Дискретная форма представления информации (Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления).

1

3

Количество информации (Измерение информации. Единицы измерения количества информации).

2

4

Логика, базы данных. (Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе).

4

5

Файловая система организации данных.

1

6

Алгоритмы (Алгоритм, способы записи алгоритмов).

10

7

Кодирование и декодирование информации (Кодирование и декодирование информации. Обработка информации).

1

8

Интернет и ИКТ (Процесс передачи информации. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации).

3

9

Решение заданий ОГЭ и диагностических работ ( Разбор заданий и тестов).

6


Планируемые результаты освоения образовательной программы

В результате изучения программы на повышенном уровне ученик должен

знать / понимать:

  • процедуру контроля в формате ОГЭ;

  • структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;

  • назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

Учащиеся должны уметь:

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Литература и средства обучения:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 9 класса в 2 ч. Часть 1, 2. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 8 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;

  3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 7 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;

  4. Я сдам ОГЭ! Информатика и ИКТ. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Лешнер В.Р., Путимцев Ю.С. М. Просвещение. 2016;

  5. Денис Ушаков: ОГЭ-2018. Информатика. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ.

  6. Денис Ушаков: ОГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

  7. Комплект цифровых образовательных ресурсов.

Интернет-ссылки:

  1. http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.

  2. https://inf-oge.sdamgia.ru/ Решу ОГЭ, образовательный портал для подготовки к экзаменам

  3. https://rsdo.oblcit.ru/course/view.php?id=4232











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема



Количество

часов

Содержание занятия

Требование к уровню подготовки

Виды контроля

Дата по плану

Дата факт

Лекции

Практика

1

Введение. Единая государственная аттестация по информатике.


1

Структура и содержание экзаменационной работы.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.


28.09


2

Дискретная форма представления информации.(0,5)

Практические задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую. (0,5)

1

Системы счисления: перевод из 10 ССЧ, перевод в 10 ССЧ. Перевод между 2, 8, 16 системами счисления. Арифметические операции в системах счисления. Решение задач на текстовую и графическую информацию

Применять различные методы решения тестовых заданий различного типа

Самостоятельная работа

5.10


3-4

Количество информации. (1)

Практические сам. работы (1)

2

Содержательный подход, алфавитный подход, вероятностный подход

Уметь оценивать количественные параметры информационных объектов


12,10, 19.10


5-6

Логика (0,5)

Самостоятельная практическая работа с заданиями ФИПИ. (1,5)

2

Таблиц истинности, логические задачи, упрощение логических выражений.

Знать основные законы логики. Уметь определять значение логического выражения.


9.11,16.11


7-8

Базы данных.(1)

Решение заданий ФИПИ. (1)

2

Иметь представление о заполнении электронных таблицах, диаграммах, формулах в эл. таб.

Уметь представлять формульную зависимость в графическом виде


23.11, 30.11


9

Файловая система организации данных.

Задания для сам. решения

1


Знать структуру файловой системы и организацию данных


7.12


10-11

Решение заданий ОГЭ

2



Работа с тестами сборника

14,21.12.


12-21

Алгоритмы (4)

Практические задания в Кумире, Алгорус.(6)

10

Алгоритмы, типы алгоритмов, исполнители. Кумир. Алгорус.

Уметь исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, работать с линейными, разветвляющимися, циклическими алгоритмами, массивами. Уметь работать в Кумире. в среде алгорус.


28.12, 18.01.-15.03.


22

Кодирование и декодирование информации


1


Уметь кодировать и декодировать информацию



29.03.


23

Решение диагностической работы.

1



Работа с тестами сборника.

05.04


24-26

Интернет и ИКТ. (1)

Решение задач на скорость передачи информации. (2)

3

Решение задач на скорость передачи информации, составление сетевого адреса, поиска информации.

Применять различные методы решения тестовых заданий, логические операции (и, или, не).


12,19,26.04.


27

Решение задачи 19 из второй части ОГЭ

1

Электронные таблицы, формулы в электронных таблицах, сортировка элементов таблицы.

Умение работать с электронными таблицами.

Задания с электронными таблицами.

7.05.


28-29

Решение диагностических работ.

2


Уметь эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов

Диагностические тестовые задания.

14.05-17.05























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!