Пояснительная записка
элективного курса «Основы информатики и ИКТ», 9 класс, УМК: Босова Л.Л., Босова А. Ю.. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Составлена учителем математики - информатики Коноваловой И.Б.
Программа рассчитана на 29 часов
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Базисного учебного плана МБОУ «Колыванская СОШ №1»
Программа «Основы информатики и ИКТ» предназначена для учащихся 9-х классов и направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся 9 классов, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Цель курса
Систематизация знаний и умений по курсу Информатика и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи курса:
Выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена.
2. сформировать положительное отношение к процедуре проведения в формате ОГЭ: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
• сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, работать с инструкциями, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия.
При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ.
Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы.
Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем.
2.Общая характеристика курса:
Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов.
Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
Процедура прохождения ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).
Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам.
Основной государственный экзамен можно рассматривать:
1. Как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников;
2. Как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю;
3. Как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки;
4. Как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями.
Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена.
Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся:
•формирование умения решать задания разного уровня;
•развитие мотивации и целепологания;
•формирование положительного отношения;
•развитие самоконтроля;
•формирование уверенности и положительной самооценки.
Для лучшей подготовки учащихся педагог должен:
•Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
•исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
•организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
•проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования .
•составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе можно добиться хороших результатов на экзамене.
Обобщая вышеизложенное, и , анализируя результаты основного государственного экзамена учеников МБОУ «Колыванская СОШ № 1»2020-2021 учебном году, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике:
- обратить внимание на усвоение учащимися:
содержания всех разделов школьного курса по информатике;
умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы);
выполнение программных практических работ;
понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры;
способность четко формулировать свои мысли;
- изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов ;
- при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации ;
- с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания;
- воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Продолжительность занятия 1 часа. Занятие делится на две части. Сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, за тем учащиеся работают с электронным курсом. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте, через электронный курс дистанционного обучения.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из работ ОГЭ прошлых лет (части А и В), предложенных электронным кусом.
Основными методами обучения в данном элективном курсе являются практические методы выполнении заданий электронного курса. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:
демонстрационные (обучающие программные средства);
словесные (лекции, консультации);
практические (практические работы, направленные на организацию рабочего времени, выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).
3.Содержание курса
п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по программе |
1 | Введение Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. (Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы.) | 1 |
2 | Дискретная форма представления информации (Системы счисления: перевод из десятичной системы счисления, перевод в десятичную систему счисления). | 1 |
3 | Количество информации (Измерение информации. Единицы измерения количества информации). | 2 |
4 | Логика, базы данных. (Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе). | 4 |
5 | Файловая система организации данных. | 1 |
6 | Алгоритмы (Алгоритм, способы записи алгоритмов). | 10 |
7 | Кодирование и декодирование информации (Кодирование и декодирование информации. Обработка информации). | 1 |
8 | Интернет и ИКТ (Процесс передачи информации. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации). | 3 |
9 | Решение заданий ОГЭ и диагностических работ ( Разбор заданий и тестов). | 6 |
Планируемые результаты освоения образовательной программы
В результате изучения программы на повышенном уровне ученик должен
знать / понимать:
процедуру контроля в формате ОГЭ;
структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).
Учащиеся должны уметь:
работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Литература и средства обучения:
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 9 класса в 2 ч. Часть 1, 2. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 8 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ учебник для 7 класса. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
Я сдам ОГЭ! Информатика и ИКТ. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Лешнер В.Р., Путимцев Ю.С. М. Просвещение. 2016;
Денис Ушаков: ОГЭ-2018. Информатика. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ.
Денис Ушаков: ОГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Интернет-ссылки:
http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.
https://inf-oge.sdamgia.ru/ Решу ОГЭ, образовательный портал для подготовки к экзаменам
https://rsdo.oblcit.ru/course/view.php?id=4232
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Содержание занятия | Требование к уровню подготовки | Виды контроля | Дата по плану | Дата факт |
Лекции | Практика |
1 | Введение. Единая государственная аттестация по информатике. | | 1 | Структура и содержание экзаменационной работы. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. | | 28.09 | |
2 | Дискретная форма представления информации.(0,5) | Практические задания по переводу чисел из одной системы счисления в другую. (0,5) | 1 | Системы счисления: перевод из 10 ССЧ, перевод в 10 ССЧ. Перевод между 2, 8, 16 системами счисления. Арифметические операции в системах счисления. Решение задач на текстовую и графическую информацию | Применять различные методы решения тестовых заданий различного типа | Самостоятельная работа | 5.10 | |
3-4 | Количество информации. (1) | Практические сам. работы (1) | 2 | Содержательный подход, алфавитный подход, вероятностный подход | Уметь оценивать количественные параметры информационных объектов | | 12,10, 19.10 | |
5-6 | Логика (0,5) | Самостоятельная практическая работа с заданиями ФИПИ. (1,5) | 2 | Таблиц истинности, логические задачи, упрощение логических выражений. | Знать основные законы логики. Уметь определять значение логического выражения. | | 9.11,16.11 | |
7-8 | Базы данных.(1) | Решение заданий ФИПИ. (1) | 2 | Иметь представление о заполнении электронных таблицах, диаграммах, формулах в эл. таб. | Уметь представлять формульную зависимость в графическом виде | | 23.11, 30.11 | |
9 | Файловая система организации данных. | Задания для сам. решения | 1 | | Знать структуру файловой системы и организацию данных | | 7.12 | |
10-11 | Решение заданий ОГЭ | 2 | | | Работа с тестами сборника | 14,21.12. | |
12-21 | Алгоритмы (4) | Практические задания в Кумире, Алгорус.(6) | 10 | Алгоритмы, типы алгоритмов, исполнители. Кумир. Алгорус. | Уметь исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, работать с линейными, разветвляющимися, циклическими алгоритмами, массивами. Уметь работать в Кумире. в среде алгорус. | | 28.12, 18.01.-15.03. | |
22 | Кодирование и декодирование информации | | 1 | | Уметь кодировать и декодировать информацию | | 29.03. | |
23 | Решение диагностической работы. | 1 | | | Работа с тестами сборника. | 05.04 | |
24-26 | Интернет и ИКТ. (1) | Решение задач на скорость передачи информации. (2) | 3 | Решение задач на скорость передачи информации, составление сетевого адреса, поиска информации. | Применять различные методы решения тестовых заданий, логические операции (и, или, не). | | 12,19,26.04. | |
27 | Решение задачи 19 из второй части ОГЭ | 1 | Электронные таблицы, формулы в электронных таблицах, сортировка элементов таблицы. | Умение работать с электронными таблицами. | Задания с электронными таблицами. | 7.05. | |
28-29 | Решение диагностических работ. | 2 | | Уметь эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов | Диагностические тестовые задания. | 14.05-17.05 | |