Пояснительная записка.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует Федеральному государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса. В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся решают задания частей 1 и 2. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы: лекции с последующим опросом; лекции с обсуждением документов; беседы; практические занятия; анализ альтернативных ситуаций; работа в парах, группах, индивидуально; выполнение работ по заданному алгоритму; решение заданий частей 1 и 2.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Курс рассчитан для учащихся 10-11 классов на 34 часа.
Календарно-тематическое планирование.
10 класс
№ П)П | Тема урока | Срок по плану | Срок по факту | Формы занятий |
1. | Введение. ЕГЭ по обществознанию. | | | вводная лекция |
2. | ЕГЭ по обществознанию: структура экзаменационной работы. | | | лекция |
3. | ЕГЭ по обществознанию: содержание экзаменационной работы. | | | практикум |
4. | ЕГЭ по обществознанию: содержание экзаменационной работы. | | | практикум |
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ |
5. | Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества». | | | лекция |
6. | Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия. | | | лекция |
7. | Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия. | | | семинар |
8. | Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия. | | | практикум |
9. | Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: трудные вопросы. | | | лекция |
10. | Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: трудные вопросы. | | | лекция |
11. | Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: трудные вопросы. | | | практикум |
12. | Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: трудные вопросы. | | | практикум |
13. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание». | | | лекция |
14. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание». | | | лекция |
15. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание». | | | лекция |
16. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание». | | | семинар |
17. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание». | | | практикум |
18. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание». | | | практикум |
19. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание». | | | практикум |
20. | Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание». | | | практикум |
21. | «Социальные отношения»: обзор основных позиций. | | | лекция |
22. | «Социальные отношения»: обзор основных позиций. | | | лекция |
23. | «Социальные отношения»: обзор основных позиций. | | | практикум |
24. | «Социальные отношения»: обзор основных позиций. | | | практикум |
25. | «Социальные отношения»: сложные вопросы. | | | лекция |
26. | «Социальные отношения»: сложные вопросы. | | | лекция |
27. | «Социальные отношения»: сложные вопросы | | | практикум |
28. | «Социальные отношения»: сложные вопросы | | | практикум |
29. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». | | | лекция |
30. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». | | | лекция |
31. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». | | | лекция |
32. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». | | | семинар |
33. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». | | | семинар |
34. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». | | | практикум |
11 класс
1. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». | | | практикум |
2. | Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества». | | | практикум |
3. | Содержательная линия « Политика»: теория. | | | лекция |
4. | Содержательная линия « Политика»: теория. | | | лекция |
5. | Содержательная линия « Политика»: систематизация знаний учащихся. | | | семинар |
6. | Содержательная линия « Политика»: систематизация знаний учащихся. | | | семинар |
7. | Содержательная линия « Политика»: систематизация знаний учащихся. | | | практикум |
8. | Содержательная линия « Политика»: систематизация знаний учащихся. | | | практикум |
9. | Содержательная линия « Политика»: систематизация знаний учащихся. | | | практикум |
10. | Содержательная линия « Политика»: систематизация знаний учащихся. | | | практикум |
11. | « Право»: основные теоретические положения. | | | лекция |
12. | « Право»: основные теоретические положения. | | | лекция |
13. | « Право»: основные теоретические положения. | | | лекция |
14. | « Право»: основные теоретические положения. | | | семинар |
15. | « Право»: проблемные вопросы. | | | лекция |
16. | « Право»: проблемные вопросы. | | | практикум |
17. | « Право»: проблемные вопросы. | | | семинар |
18. | « Право»: проблемные вопросы. | | | практикум |
19. | Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. | | | практикум |
20. | Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. | | | Промежуточный контроль |
21. | Общая характеристика заданий части 2. | | | лекция |
22. | Общая характеристика заданий части 2. | | | Лабораторное занятие |
23. | Особенности заданий 21-24. | | | лекция |
24. | Особенности заданий 21-24. | | | Лабораторное занятие |
25. | Специфика заданий 25. | | | лекция |
26. | Специфика заданий 26. | | | тренинг |
27. | Специфика заданий 27. | | | практикум |
28. | Специфика задания 28 . | | | практикум |
29. | Эссе как творческая работа выпускника. | | | лекция |
30. | Эссе как творческая работа выпускника. | | | лекция |
31. | Эссе как творческая работа выпускника. | | | практикум |
32. | Эссе как творческая работа выпускника. | | | Лабораторная работа |
33. | Итоговая зачетная работа. | | | зачет |
34. | Итоговая зачетная работа | | | зачет |