МБОУ» Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Сочинение-рассуждение на основе текста»
10 класс
Учитель: Сидорова Т.В.
РЕКОМЕНДОВАНО:
Руководитель ШМО Л.В.Моташнева
Протокол № от
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора В.В.Коптева
УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы И.Н.Кухаренкова
Приказ № от
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение на основе текста» предлагается для учащихся 10 класса общеобразовательной школы, составлен на основе Программы по русскому для средней (полной) школы (базовый уровень), составитель Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., авторских программ Т.Н.Скоробогатовой и Л.Д.Беднарской и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Курс рассчитан на 34 часа.
Общая характеристика курса
Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что задание 25 ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в учебные заведения. В задании 25 экзаменационного теста помещается задание открытого типа, требующее развернутого ответа в форме сочинения-рассуждения на основе предложенного текста. Данное задание проверяет прежде всего сформированность у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления. Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения. Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания. Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ. Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является выполнения задания 25 ЕГЭ и зачет по теории курса.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Цели элективного курса
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания 25 ЕГЭ.
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте.
4. Совершенствовать и развивать умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
6. Совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка
5. Формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств.
Задачи элективного курса
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Результаты освоения курса
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
должны уметь:
правильно понимать исходный текст;
«расшифровывать» информацию текста;
составлять вступление и заключение;
формулировать основную проблему текста;
комментировать основную проблему текста;
выявлять позицию автора и способы её выражения;
определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
составлять текст, учитывая смысловую цельность, речевую связность и последовательность в изложении.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Основное содержание курса
Раздел «Сочинение – рассуждение на основе текста» (10 класс, 34 часа).
Содержание: Анализ текста. Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения.
Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Календарно-тематическое планирование
34 ч | Тема |
| Сочинение-рассуждение на основе текста |
1-2 | Основные требования к сочинению. Критерии оценивания части С. |
3 | Оценка текста. Рецензия |
4 | Эссе |
5-7 | Способы моделирования вступления сочинения Смысловые и грамматические связи предложений |
8-10 | Проблемы исходных текстов. Типы проблем, способы выявления проблемы. Клише для формулирования проблемы. Типовые ошибки при формулировании проблемы |
11-12 | Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Клише для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения |
13-14 | Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Выявление авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. |
15-16 | Аргументация собственного мнения, виды аргументов, структура аргумента, типичные ошибки аргументации |
17-18 | Заключительная часть сочинения, виды заключения |
19 | Зачетная работа |
20 21 22 23 24 | Речевое оформление сочинения. Предупреждение ошибок при написании сочинения: Грамматические ошибки Речевые ошибки Логические ошибки Фактические ошибки |
25-26 | «Поработайте экспертами». «Экспертиза» текстов (анализ готовых сочинений-рассуждений) |
27 -28 | «Поработайте писателями». Написание сочинений и их анализ |
29-30 | Итоговая проверочная работа |
31-32 | Анализ выполнения и работа над ошибками |
33-34 | Резервные |
Литература:
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Беднарская Л.Д.. Элективные курсы по русскому языку для 10-11-х классов. Орел-2007.
Власенков А.И. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах». Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
Егораева Г. Т.. «Русский язык», выполнение задания части С.
Нелюбова Н.Я., КадашниковаН.Ю. и др. Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов (рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений) . Волгоград: Учитель, 2010.
ПавловаТ.И., Раннева Н.А.. Сочинение-рассуждение. Творческое задание ( часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2013.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2012.