Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективный курс по русскому языку
«ЗА СТРОКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
предмет: русский язык
Уровень общего образования (класс): 10 «А»,10 «Б»
Количество часов: 32
Учитель: Девицкая Елена Александровна
Стаж: 26 лет
Категория: первая
2020-2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№ раздела | Раздел |
1 | Пояснительная записка |
| 1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа |
| 1.2.Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета |
2 | Место учебного предмета в учебном плане |
| Обоснованность отклонения рабочей программы |
3 | Содержание учебного предмета. Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы, курса |
4 | Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета «Русский язык» |
| 4.1.Планируемые результаты освоения элективного курса по русскому языку на уровне основного общего образования |
5 | Календарно-тематическое планирование |
Раздел 1. «Пояснительная записка»
Нормативные акты и учебно-методические документы,
на основании которых разработана рабочая программа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Конституции Российской Федерации.
Конвенции о правах ребёнка.
Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).
Приказа МО и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".
Концепции Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.
Устава МБОУ СОШ №1.
Учебного плана МБОУ СОШ № 1 на 2020- 2021 учебный год.
Основной образовательной программы основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.
Календарного учебного графика МБОУ СОШ №1 на 2020 – 2021 учебный год.
Положения о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.
Федерального списка учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2020-2021 учебный год.
Система учебно-методического комплекта «Алгоритм успеха».
ЕГЭ по русскому языку. Сочинение: алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся. / С.В.Драбкина, Д.И. Субботин. – М.: «Интеллект-Центр», 2016.
Цели и задачи предмета:
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса:
подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса :
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Раздел 2.
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для углубленного изучения русского языка по выбору на ступени среднего образования.
В 10 классе на изучение предмета отводится 32 часа из расчета в неделю 1 час (35 учебных недель).
Обоснованность отклонения рабочей программы
Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения:
10 класс | 35 часов | 1 час в неделю |
Согласно «Годовому календарному графику работы МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год», «Учебному плану МБОУ СОШ №1 на 2020-2021 учебный год», «Расписанию МБОУ СОШ№1 на 2020-2021 учебный год» в 2020-2021 учебном году фактическое количество учебных часов:
Класс | Фактическое количество часов |
10 «А», «Б» класс | 32 часа (уроки, выпавшие на праздничные дни 8.03, 3.05, 10.05 будут проведены 15.03, 26.04, 17.05 за счет уплотнения материала) |
Раздел 3. «Содержание учебного предмета.
Основные виды деятельности и универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках темы»
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Методические рекомендации
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.
На ЕГЭ при выполнении задания №27 небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингвостилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
3.2. Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Раздел 4.
«Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения учебного предмета.
К концу курса учащиеся должны:
уметь
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения);
соблюдать:
этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
основные правила орфографии и пунктуации;
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
понимать и интерпретировать текст;
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах.
Раздел 5.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | | Дата |
I. Вводные занятия |
1 | Прежде чем писать сочинение | 1 | 7.09 |
2 | Основные требования при написании сочинений | 1 | 14.09 |
II. Пишем сочинение |
| Сочинения разных жанров. | 1 | 21.09 |
| Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие. | 1 | 28.09 |
| Тема, проблема. | 1 | 5.10 |
| Комментарий к проблеме, типичные ошибки. | 1 | 12.10 |
| Практическая работа. | 1 | 19.10 |
| Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение. | 1 | 26.10 |
| Организация материала при помощи плана. | 1 | 9.11 |
| Способы цитирования в сочинении. | 1 | 16.11 |
| Анализ предложенного учителем сочинения. | 1 | 23.11 |
| Способы выражения авторской позиции. | 1 | 30.11 |
| Способы выражения авторской позиции. | 1 | 7.12 |
| Собственная позиция, аргументация. | 1 | 14.12 |
| Композиция аргумента. | 1 | 21.12 |
| Типичные ошибки. | 1 | 28.12 |
| Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | 11.01 |
| Практическая работа. Пишем сочинение. | 1 | 18.01 |
| Практическая работа. Пишем сочинение. | 1 | 25.01 |
| Синтаксические нормы. | 1 | 1.02 |
| Анализ ученических сочинений, разбор ошибок. | 1 | 8.02 |
| Средства связи предложений в тексте. | 1 | 15.02 |
| Оценочные слова и речевые клише. | 1 | 22.02 |
| Аналитическая работа по текстам Д.С. Лихачева . | 1 | 1.03 |
| Практическая работа. Пишем сочинение. | 1 | 15.03 |
| Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений. | 1 | 29.03 |
| Оформление и оценивание сочинений. | 1 | 5.04 |
| Сочинение на свободные темы на литературном материале. | 1 | 12.04 |
| Сочинение на свободные темы не на литературном материале. Обзорные сочинения по литературе второй половины XX | 1 | 19.04 |
| Пунктуация при словах и конструкциях, не связан- ных с членами предложения. Сложные случаи пунктуации. Типичные ошибки. | 1 | 26.04 |
| Итоговая работа. Пишем сочинение. | 1 | 17.05 |
| Анализ ученических сочинений. | 1 | 24.05 |
«Согласовано»
Протокол №1 заседания
Методического совета
МБОУ СОШ №1
От «20» августа 2018 года
Подпись руководителя МО
___________Казаринова Т.А.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_____________ Казаринова Т.А.
подпись
«20» августа 2018 года