СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Написание сочинения-рассуждения по данному тексту"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Планирование составлено     в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык»  и требованиями к уровню подготовки выпускников за курс основной школы. В основе курса – авторская программа Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения - рассуждения на ос­нове прочитанного текста»,  адаптированная к потреб­ностям и возможностям учебного заведения и уровню подготовки обучающихся. Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Написание сочинения-рассуждения по данному тексту"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района Костромской области



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы

учителей __________ _________/____________/ __________/_____________/

________/_________/ «___» ___________2014 г Приказ №______

Протокол №_______

от «___» __________2014 г от «___» ___________2014 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


элективного курса по русскому языку

«Написание сочинения – рассуждения по данному тексту»

для 10 класса

_______________________________________________________________

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)




Составитель (составители) программы

Груздева Татьяна Григорьевна

1 квалификационная категория




2014 уч. год



1.Пояснительная записка

Планирование составлено в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и требованиями к уровню подготовки выпускников за курс основной школы. В основе курса – авторская программа Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения - рассуждения на ос­нове прочитанного текста», адаптированная к потреб­ностям и возможностям учебного заведения и уровню подготовки обучающихся. Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.

Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять получен­ные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей.

Отбор литературного материала для развития навыков анализа текста соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и пись­менной монологической речи.

Цели данной программы:

• научить учащихся создавать устное и письменное высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

• подготовить учащихся к сдаче экзаменов по русскому языку;

• оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

• способствовать интеллектуальному развитию ученика.

Доминирующей идеей курса является формирование у учащихся высокой коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах.

Теоретической основой данного курса являются:

• лингвистический, стилистический анализ текста;

• система языковых понятий;

• различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия.

Принципы, на которых базируется программа:

• учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

• уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• комплексный подход при разработке заданий;

• вариативность содержания и форм проведения занятий;

• научность, связь теории и практики;

• систематичность и последовательность;

•активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

• технология исследовательской деятельности учащихся;

• технология проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в ре­зультате обучения по данной программе ученик:

• овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

• способен работать над разнообразной информацией;

•может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

• способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.

Ос­новное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельно­сти, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, тексте, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навы­ков понимания и анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по на­писанию собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, ритори­кой.

При отборе материала учитывались возрастные интересы учащихся, перспектива их развития.

Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, планируемый результат (требования к уровню подготовки учащихся).


2.Содержание тем учебного курса

  1. Введение. Общая характеристика части С.

Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ

  1. Проблемы текста.

Тема и проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Выбор одной проблемы из нескольких. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.

  1. Комментарии к проблеме.

Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

  1. Авторская позиция.

Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.

  1. Аргументация собственной позиции.

Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.

  1. Композиция сочинения.

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления.

  1. Виды заключения.

Типовые конструкции, используемые в заключении.

  1. Речевое оформление сочинения.

Типы ошибок.

  1. Редактирование текстов.

Практикум.

  1. Практикум написания сочинения-рассуждения.

Обучающее сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля.

  1. Резерв.


3.Учебно-тематический план

Темы занятий

Всего

час.

Лекц. занят

Практ. занят

1.

Цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе в формате ЕГЭ

1

1


2.

Проблемы текста

3

2

1

3.

Комментарии к проблеме

3

2

1

4.

Авторская позиция

3

1

2

5.

Аргументация собственной позиции


5

3

2

6.

Композиция сочинения

1

1


7.

Виды заключения.

3

1

2

8.

Речевое оформление

3

1

2

9.

Рецензирование, редактирование творческих работ, создание собственных

3


3

10.

Практикум написания сочинения-рассуждения

8


8

11.

Резерв

1





34

12

21

Примечание: во втором полугодии 1 час - резервный, может быть использован как итоговое занятие.


4.Планируемый результат

В результате обучения ученик должен

иметь представление:

• о коммуникативной функции языка;

• о литературном языке как основе художественной литературы;

• о языковых нормах и их признаках;

знать:

• смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;

• стили речи и их признаки;

• особенности жанра рассуждения;

• признаки текста и его функционально смысловые типы;

• основные нормы русского литературного языка;

уметь:

• различать стили речи;

• понимать прочитанный текст, проводить его анализ;

• определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное отношение к фак­там и явлениям окружающего мира;

• подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения тек­ста;

• создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и ре­дактировать текст;

• применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!