Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Азбука журналистики»
Пояснительная записка
В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы, имеют свои печатные издания политические партии. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысилась возможность выпуска печатных изданий.
А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: отзывы и отклики, отражающие важные школьные события, интервью с учителями, учениками и гостями школы, первые пробы пера.
Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей ребят.
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов, которые уже имеют определенный багаж знаний по русскому языку и литературе. Элективный курс даст представления учащимся об азах журналистского творчества, о жанрах периодической печати и использовании различных информационно-методических ресурсов.
Новизной курса является то, что азы журналистики не изучаются в рамках общеобразовательной программы. Изучение журналистики позволит подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, а также свободно ориентироваться в потоке информации. Развивающий потенциал программы заключается в методах обучения. А это исследовательская и проектная деятельность.
Содержание курса построено таким образом, что умения формируются на основе знаний как методологических, так и уже полученных ранее знаний по русскому языку и литературе. Курс призван выработать потребность самих учащихся осуществлять творческое преобразование учебного материала с целью овладения необходимыми для профессии журналиста знаниями. Он должен способствовать развитию ученика, подведению его к овладению обобщенными отношениями в рассматриваемой области, к усвоению и овладению новыми способами действий; развивать учебную мотивацию ученика; способствовать его жизненному выбору.
Программа подразумевает:
- знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корреспондента, коммерческого директора;
- получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования, корректуры журналистского текста, проектирование издания.
Такой подход в преподавании предпрофильного курса журналистики позволяет:
- активно формировать навыки самообразования учащихся,
- формировать коммуникативную компетенцию школьников,
- формировать навыки интернет-культуры,
- более успешно использовать учебное время;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся.
Программа элективного курса «Азбука журналистики» реализует системно-дятельностный подход в обучении русскому языку. Такой подход предполагает органическое единство, с одной стороны, процесса речевой деятельности обучающихся, а с другой стороны, формирования системы лингвистических знаний и навыков. На основе такого синтеза происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Программа составлена на основе программы «Азбука журналистики» (сост. Г.Б. Голуб, А.В. Великанова «Предпрофильная подготовка учащихся», Самара, 2006) и представляет собой адаптированный вариант.
Цель элективного курса «Азбука журналистики»:
познакомить обучающихся с основами журналистики, помочь сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
- создание условий для включенности учащихся в информационное и образовательное пространство, формируемое программой, с целью их реализации и профессиональной ориентации, социально-значимую деятельность;
- формирование навыков работы с информацией;
- умение понимать язык средств массовой коммуникации и полноценно истолковывать смысл полученных сообщений;
- умение общаться и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ;
- освоение различных жанров СМИ;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных качеств личности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Адаптированная программа составлена на 17 часов.
Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности.
Занятия проводятся один раз в неделю по 0,5 часа.
Основные принципы обучения:
- связь обучения с практикой. Ученики используют полученные знания в решении практических задач; анализируют примеры и ситуации из реальной жизни;
- наглядности. В процессе обучения дети наблюдают, анализируют, рассматривают практические примеры;
- сознательности и активности обучающихся в обучении. В процессе обучения дети решают проблемные ситуации, ищут выход из них;
- доступности. Материал излагается в доступной форме. Часть занятий сопровождается слайдовыми презентациями. Используется раздаточный, наглядный материал.
Программа курса опирается на знания и навыки обучающихся, которые были получены при изучении русского языка и литературы. В течение всего курса обучения обучающиеся пишут статьи, которые могут быть представлены как в урочном процессе, так и на семинарах и «круглых столах», конференциях, всё это позволяет расширить кругозор школьников и развить их интерес к научно-исследовательской работе, сформировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.
При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого материала.
Среди них:
• Проблемное изложение теоретического материала.
• Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.
• Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).
• Иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях
При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся используются следующие методы:
· исследовательский, поисковый;
· метод развивающего обучения
Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности детей и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.
В результате изучения данного курса формируются следующие умения:
видеть проблему, определять и аргументировано представлять собственное отношение к поставленной проблеме в ходе дискуссии. Подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой,
знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, работать с научным понятийным материалом и литературой, владеть поиском и систематизацией научного материала, критически анализировать любую информацию и т.д.;
оформлять свою работу в соответствии с требованиями
Реализация данного курса ведет к самосовершенствованию в области развития профессионально-личностных качеств, так как исследовательская работа обучающихся побуждает учителя находить дополнительный материал по теме исследования, адаптировать его для восприятия учащихся, вынуждает учителя выступать в роли не наставника, а соратника, который, как и учащийся – исследователь, не знает, как будет выглядеть конечный результат работы, но очень заинтересован в нем.
Самоанализ и самооценка уровня профессиональной компетентности осуществляется через участие работ детей в НПК и конкурсах творческих работ, а также через общение с коллегами в рамках ШМО на данную тему.
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в формате любого жанра до умения получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы обучения, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса обучающиеся получат дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебных (общих и предметных) компетенций, составляющих психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Учащиеся должны знать:
Особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
Виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
Структуру текста (заголовок, смысловые части);
Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
Принципы оформления газеты.
Учащиеся должен уметь:
Анализировать источники информации;
Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
Написать газетную заметку, репортаж,
Составлять фоторепортаж.
ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
По выполненной творческой работе выставляется зачет по представленному письменному отчету, в котором кратко описаны условия написания творческого задания, в систематизированном виде представлены результаты ее написания. По результатам выполнения творческих заданий, кроме письменных отчетов, обучающиеся готовят к изданию выпуск газеты.
Итоговый зачет ученику выставляется по таким критериям: выполнение творческой работы; написание статьи; активное участие в подготовке и проведении семинаров, конкурсов.
Основными формами занятий являются практические работы. Существенная роль отводится самостоятельной работе учащихся при подготовке к выпуску газеты, которая проходит в медиатеке.
Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с обучающимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее разрешения. Использование лекционной формы целесообразно при изучении наиболее сложных теоретических разделов.
Курс разработан на один учебный год (9 класс), из расчета 17 часов из которых:
- лекции – 6 ч
- деловые и ролевые игры – 1 ч
- семинар-дискуссия – 2ч
- выполнение практических заданий – 8ч
Для изучения курса необходимо наличие мультимедийного оборудования (компьютер+ проектор).
Тематическое планирование
Журналистика как вид деятельности и профессия (3ч)
Место журналистики в современном мире. Особенности журналистского творчества. Взаимодействие СМИ и различными социальными структурами.
Журналистский текст (4ч)
Структура журналистского текста. Различные жанры СМИ. Особенности написания журналистского текста. Интервью и репортаж как наиболее актуальные жанры СМИ.
Редактирование и корректура (3ч)
Понятие редактуры журналистского текста. Понятие корректуры журналистского текста. Типичные ошибки, возникающие при написании материала.
Экономика и маркетинг СМИ (2ч)
Факторы, определяющие востребованность издания на профессиональном рынке. Технология успешных продаж издания.
Номер газеты (5ч)
Выпуск газеты.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Лекц | Практ |
1. Журналистика как вид деятельности и профессия |
1 | Место журналистики в современном мире. | 1 | | Лекция | Анкета |
2 | Особенности журналистского творчества. | 1 | | Лекция | Тест |
3 | Взаимодействие СМИ и различными социальными структурами | | 1 | Деловые и ролевые игры | Анкета |
2. Журналистский текст |
4 | Структура журналистского текста. | 1 | | Лекция | Написание текста |
5 | Различные жанры СМИ. | | 1 | Семинар-дискуссия | Написание текста |
6 | Особенности написания журналистского текста. | | 1 | Выполнение практических занятий | Оформление интервью |
7 | Интервью и репортаж как наиболее актуальные жанры СМИ. | | 1 | Выполнение практических занятий | Написание репортажа |
3. Редактирование и корректура |
8 | Понятие редактуры журналистского текста. | 1 | | Лекция | Работа в медиатеке |
9 | Понятие корректуры журналистского текста. | | 1 | Выполнение практических занятий | Корректура тестов |
10 | Типичные ошибки, возникающие при написании материала. | | 1 | Выполнение практических занятий | Редактура и корректура текстов |
4. Экономика и маркетинг СМИ |
11 | Факторы, определяющие востребованность издания на профессиональном рынке. | 1 | | Лекция | Анкета |
12 | Технология успешных продаж издания | | 1 | Семинар-дискуссия | Тест |
5. Номер газеты |
13-17 | Выпуск газеты | 1 | 4 | Выполнение практических занятий | Практическая работа: выпуск очередного номера газеты. Анализ и обсуждение ошибок. Верстка номера |
Итого: 17 часов |
Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Эффективность реализации курса определяется путем анкетирования обучающихся по окончании курса:
1. Получили ли Вы новые знания в области журналистики и организации исследовательской работы во время изучения курса?
2. Чему Вы научились в период изучения курса:
А) писать статьи на определенную тему;
Б) редактировать текст;
В) верстать газету;
Г) ориентироваться в большом потоке инофрмации;
Д) работать со справочной литературой;
Е) анализировать и сопоставлять информацию из разных источников;
Ж) работать с научным материалом с целью анализа определенных разработок тем;
З) оформлять результаты своих наблюдений и делать выводы;
И) было ли Вам интересно познакомиться с этим курсом;
3. Помог ли этот курс Вам определиться или утвердиться в выборе Вашей будущей профессии?
Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся
1. предварительный контроль:
Выявление подготовленности ребенка – владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)
2. Промежуточный контроль:
Контроль знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.
3. Заключительный контроль:
Полученные за курс умения и навыки (выпуск газеты)
Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профильного обучения зависит:
- от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста обучающихся;
- от коммуникативных умений учителя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;
- от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.
Важной особенностью программы является ее прикладной характер. Компьютерные технологии поддерживает высокий интерес обучающихся к изучению предмета, прививают навыки самостоятельного анализа обстановки и принятия экономических решений.
Эффективность от реализации курса: внедрение вариативных способов работы обучающихся с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования обучающихся 9-х классов; внедрение технологий саморазвития и самообразования школьников.
По результатам анкетирования слушателей курса – обучающихся 9-х классов, содержание курса интересно для ребят и способствует как развитию исследовательских навыков, так и развитию кругозора и творческих способностей.
Список литературы
Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)
Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс
http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)
Голуб Г.В., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся. Самара. 2006
Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967.
Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)
Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.
Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов. //Практика административной работы в школе. № 6. 2005
Свой голос. Каким должен быть пресс-центр детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 2007
Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы «Новый день». Авторы: Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 2009
Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 города Кинеля
городского округа Кинель Самарской области
Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Азбука журналистики»
Программу разработала:
Мордвинова Надежда
Михайловна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля
Самарской области
Кинель 2012 г.