СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Азбука журналистики»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса построено таким образом, что умения формируются на основе знаний как методологических, так и уже полученных ранее знаний по русскому языку и литературе. Курс  призван  выработать  потребность  самих  учащихся  осуществлять  творческое  преобразование  учебного  материала  с  целью  овладения  необходимыми для профессии журналиста  знаниями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Азбука журналистики»»

Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

«Азбука журналистики»


Пояснительная записка


В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы, имеют свои печатные издания политические партии. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысилась возможность выпуска печатных изданий.

А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении? Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: отзывы и отклики, отражающие важные школьные события, интервью с учителями, учениками и гостями школы, первые пробы пера.

Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей ребят.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов, которые уже имеют определенный багаж знаний по русскому языку и литературе. Элективный курс даст представления учащимся об азах журналистского творчества, о жанрах периодической печати и использовании различных информационно-методических ресурсов.

Новизной курса является то, что азы журналистики не изучаются в рамках общеобразовательной программы. Изучение журналистики позволит подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, а также свободно ориентироваться в потоке информации. Развивающий потенциал программы заключается в методах обучения. А это исследовательская и проектная деятельность.

Содержание курса построено таким образом, что умения формируются на основе знаний как методологических, так и уже полученных ранее знаний по русскому языку и литературе. Курс  призван  выработать  потребность  самих  учащихся  осуществлять  творческое  преобразование  учебного  материала  с  целью  овладения  необходимыми для профессии журналиста  знаниями. Он  должен  способствовать  развитию  ученика, подведению  его  к  овладению  обобщенными  отношениями  в  рассматриваемой  области, к  усвоению  и  овладению  новыми  способами  действий; развивать  учебную  мотивацию  ученика; способствовать  его  жизненному  выбору.

Программа подразумевает:

- знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корреспондента, коммерческого директора;

- получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования, корректуры журналистского текста, проектирование издания.

Такой подход в преподавании предпрофильного курса журналистики позволяет:

- активно формировать навыки самообразования учащихся,

- формировать коммуникативную компетенцию школьников,

- формировать навыки интернет-культуры,

- более успешно использовать учебное время;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся.

Программа элективного курса «Азбука журналистики» реализует системно-дятельностный подход в обучении русскому языку. Такой подход предполагает органическое единство, с одной стороны, процесса речевой деятельности обучающихся, а с другой стороны, формирования системы лингвистических знаний и навыков. На основе такого синтеза происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.


Программа составлена на основе программы «Азбука журналистики» (сост. Г.Б. Голуб, А.В. Великанова «Предпрофильная подготовка учащихся», Самара, 2006) и представляет собой адаптированный вариант.

Цель элективного курса «Азбука журналистики»:

познакомить обучающихся с основами журналистики, помочь сделать первые самостоятельные шаги на пути к освоению этой интересной и востребованной в современном мире профессии.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

- создание условий для включенности учащихся в информационное и образовательное пространство, формируемое программой, с целью их реализации и профессиональной ориентации, социально-значимую деятельность;

- формирование навыков работы с информацией;

- умение понимать язык средств массовой коммуникации и полноценно истолковывать смысл полученных сообщений;

- умение общаться и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ;

- освоение различных жанров СМИ;

- развитие творческих способностей;

- развитие коммуникативных качеств личности.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Адаптированная программа составлена на 17 часов.

Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, развивают свои творческие и коммуникативные способности.

Занятия проводятся один раз в неделю по 0,5 часа.



Основные принципы обучения:

- связь обучения с практикой. Ученики используют полученные знания в решении практических задач; анализируют примеры и ситуации из реальной жизни;

- наглядности. В процессе обучения дети наблюдают, анализируют, рассматривают практические примеры;

- сознательности и активности обучающихся в обучении. В процессе обучения дети решают проблемные ситуации, ищут выход из них;

- доступности. Материал излагается в доступной форме. Часть занятий сопровождается слайдовыми презентациями. Используется раздаточный, наглядный материал.

Программа курса опирается на знания и навыки обучающихся, которые были получены при изучении русского языка и литературы. В течение всего курса обучения обучающиеся пишут статьи, которые могут быть представлены как в урочном процессе, так и на семинарах и «круглых столах», конференциях, всё это позволяет расширить кругозор школьников и развить их интерес к научно-исследовательской работе, сформировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.

При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого материала.

Среди них:

• Проблемное изложение теоретического материала.

• Частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях.

• Метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного).

• Иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях

При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся используются следующие методы:

· исследовательский, поисковый;

· метод развивающего обучения

Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности детей и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.

В результате изучения данного курса формируются следующие умения:

  • видеть проблему, определять и аргументировано представлять собственное отношение к поставленной проблеме в ходе дискуссии. Подбирать литературу по теме; самостоятельно работать со справочной литературой,

  • знать и владеть различными методами исследования: наблюдение, сопоставительный анализ, анкетирование, изучение и обобщение опыта, работать с научным понятийным материалом и литературой, владеть поиском и систематизацией научного материала, критически анализировать любую информацию и т.д.;

  • оформлять свою работу в соответствии с требованиями

Реализация данного курса ведет к самосовершенствованию в области развития профессионально-личностных качеств, так как исследовательская работа обучающихся побуждает учителя находить дополнительный материал по теме исследования, адаптировать его для восприятия учащихся, вынуждает учителя выступать в роли не наставника, а соратника, который, как и учащийся – исследователь, не знает, как будет выглядеть конечный результат работы, но очень заинтересован в нем.

Самоанализ и самооценка уровня профессиональной компетентности осуществляется через участие работ детей в НПК и конкурсах творческих работ, а также через общение с коллегами в рамках ШМО на данную тему.

Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Значение имеет постоянная практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал в формате любого жанра до умения получить конечный продукт социального значения.

Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы обучения, как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги, упражнения на развитие актерского мастерства, экскурсии.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса обучающиеся получат дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебных (общих и предметных) компетенций, составляющих психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения курса обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Учащиеся должны знать:

Особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;

Виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);

Структуру текста (заголовок, смысловые части);

Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;

Принципы оформления газеты.

Учащиеся должен уметь:

Анализировать источники информации;

Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;

Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;

Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;

Написать газетную заметку, репортаж,

Составлять фоторепортаж.


ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

По выполненной творческой работе выставляется зачет по представленному письменному отчету, в котором кратко описаны условия написания творческого задания, в систематизированном виде представлены результаты ее написания. По результатам выполнения творческих заданий, кроме письменных отчетов, обучающиеся готовят к изданию выпуск газеты.

Итоговый зачет ученику выставляется по таким критериям: выполнение творческой работы; написание статьи; активное участие в подготовке и проведении семинаров, конкурсов.

Основными формами занятий являются практические работы. Существенная роль отводится самостоятельной работе учащихся при подготовке к выпуску газеты, которая проходит в медиатеке.

Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с обучающимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее разрешения. Использование лекционной формы целесообразно при изучении наиболее сложных теоретических разделов.

Курс разработан на один учебный год (9 класс), из расчета 17 часов из которых:

- лекции – 6 ч

- деловые и ролевые игры – 1 ч

- семинар-дискуссия – 2ч

- выполнение практических заданий – 8ч

Для изучения курса необходимо наличие мультимедийного оборудования (компьютер+ проектор).






















Тематическое планирование

Журналистика как вид деятельности и профессия (3ч)

Место журналистики в современном мире. Особенности журналистского творчества. Взаимодействие СМИ и различными социальными структурами.

Журналистский текст (4ч)

Структура журналистского текста. Различные жанры СМИ. Особенности написания журналистского текста. Интервью и репортаж как наиболее актуальные жанры СМИ.

Редактирование и корректура (3ч)

Понятие редактуры журналистского текста. Понятие корректуры журналистского текста. Типичные ошибки, возникающие при написании материала.

Экономика и маркетинг СМИ (2ч)

Факторы, определяющие востребованность издания на профессиональном рынке. Технология успешных продаж издания.

Номер газеты (5ч)

Выпуск газеты.














Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Лекц

Практ

1. Журналистика как вид деятельности и профессия

1

Место журналистики в современном мире.

1


Лекция

Анкета

2

Особенности журналистского творчества.

1


Лекция

Тест

3

Взаимодействие СМИ и различными социальными структурами


1

Деловые и ролевые игры

Анкета

2. Журналистский текст

4

Структура журналистского текста.

1


Лекция

Написание текста

5

Различные жанры СМИ.



1

Семинар-дискуссия

Написание текста

6

Особенности написания журналистского текста.


1

Выполнение практических занятий

Оформление интервью

7

Интервью и репортаж как наиболее актуальные жанры СМИ.



1

Выполнение практических занятий

Написание репортажа

3. Редактирование и корректура

8

Понятие редактуры журналистского текста.

1


Лекция

Работа в медиатеке

9

Понятие корректуры журналистского текста.


1

Выполнение практических занятий

Корректура тестов

10

Типичные ошибки, возникающие при написании материала.



1

Выполнение практических занятий

Редактура и корректура текстов

4. Экономика и маркетинг СМИ

11

Факторы, определяющие востребованность издания на профессиональном рынке.

1


Лекция

Анкета

12

Технология успешных продаж издания


1

Семинар-дискуссия

Тест

5. Номер газеты

13-17

Выпуск газеты

1

4

Выполнение практических занятий

Практическая работа: выпуск очередного номера газеты. Анализ и обсуждение ошибок. Верстка номера

Итого: 17 часов




Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Эффективность реализации курса определяется путем анкетирования обучающихся по окончании курса:

1. Получили ли Вы новые знания в области журналистики и организации исследовательской работы во время изучения курса?

2. Чему Вы научились в период изучения курса:

А) писать статьи на определенную тему;

Б) редактировать текст;

В) верстать газету;

Г) ориентироваться в большом потоке инофрмации;

Д) работать со справочной литературой;

Е) анализировать и сопоставлять информацию из разных источников;

Ж) работать с научным материалом с целью анализа определенных разработок тем;

З) оформлять результаты своих наблюдений и делать выводы;

И) было ли Вам интересно познакомиться с этим курсом;

3. Помог ли этот курс Вам определиться или утвердиться в выборе Вашей будущей профессии?

Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

1. предварительный контроль:

Выявление подготовленности ребенка – владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)

2. Промежуточный контроль:

Контроль знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.

3. Заключительный контроль:

Полученные за курс умения и навыки (выпуск газеты)


Исходя из этого, можно прийти к выводу, что результативность профильного обучения зависит:

- от понимания и учета индивидуальных особенностей личностей и возраста обучающихся;

- от коммуникативных умений учителя, способствующих созданию обстановки сотрудничества на уроке;

- от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, научат их лучшему восприятию и запоминанию информации, решению профессиональных проблем.

Важной особенностью программы является ее прикладной характер. Компьютерные технологии поддерживает высокий интерес обучающихся к изучению предмета, прививают навыки самостоятельного анализа обстановки и принятия экономических решений.

Эффективность от реализации курса: внедрение вариативных способов работы обучающихся с информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования обучающихся 9-х классов; внедрение технологий саморазвития и самообразования школьников.

По результатам анкетирования слушателей курса – обучающихся 9-х классов, содержание курса интересно для ребят и способствует как развитию исследовательских навыков, так и развитию кругозора и творческих способностей.









Список литературы

  1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)

  2. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс

http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)

  1. Голуб Г.В., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся. Самара. 2006

  2. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967.

  3. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)

  4. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.

  5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

  6. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.

  7. Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.

  8. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

  9. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов. //Практика административной работы в школе. № 6. 2005

  10. Свой голос. Каким должен быть пресс-центр детских и юношеских организаций. Екатеринбург. 2007

  11. Социально-педагогическая программа базового молодежного объединения программы «Новый день». Авторы: Косарев А.Н., Черняева В.И. Самара. 2009

  12. Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)

  13. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

  14. Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.




















Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 города Кинеля

городского округа Кинель Самарской области









Рабочая программа элективного курса

по русскому языку

«Азбука журналистики»







Программу разработала:

Мордвинова Надежда

Михайловна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля

Самарской области




Кинель 2012 г.