Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Роговская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю»
Директор МБОУ Роговской СОШ
Приказ от 31.06.2018 №93
Подпись руководителя…………………Шевцова И.А.
Печать
Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
«Текст как вершина речевой культуры»
для 11 класса
Уровень: профильный
Учитель: Плахова В. И.
Категория: высшая
Кол-во часов: 17 часов (0,5 часа в неделю)
х.Можаевка
2018
РАЗДЕЛ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11класса
«Текст как вершина речевой культуры» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089;
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (профильный уровень);
Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994);
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2011 год, авторы: А. И. Власенков, JI. М. Рыбченкова;.
Основная образовательная программа начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования МБОУ «Роговской СОШ» (приказ от 31.08.2016г. №94)
Цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа текста в свете подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Поставленная цель реализуется в ходе выполнения следующих задач:
Формирование навыка определения типа речи, исходя из логической основы типа речи, функции, языковых особенностей.
Формирование навыка определения стиля текста, в опоре на экстралингвистические факторы и языковые особенности.
Предупреждение и преодоление речевых и грамматических ошибок в устной и письменной речи.
Совершенствование умений и навыков по созданию письменного высказывания на спецкурсе по русскому языку.
Рост речевой культуры школьника.
Формирование навыка использования нормативных словарей и справочной литературы.
РАЗДЕЛ 2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Владеть устной и письменной речью;
Владеть навыками стилистической правки текста;
Проводить самостоятельный анализ текста.
Создавать творческие работы.
РАЗДЕЛ 3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Раздел 1. Текст как речевое произведение
Введение. Текст как речевое произведение. Тема. Идея. Ключевые слова, однотематическая лексика. Способы связи между предложениями в тексте. Средства межфразовой связи. Смысловая и композиционная целостность текста: микротема, композиция.
Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Схемы типовых фрагментов текста.
Стили речи. Сфера общения. Функция стиля. Признаки стиля. Языковые средства всех стилей.
Стилистического анализа текста. Определение стиля текста, указав внеязыковые и стилеобразующие факторы стиля. Определение типа речи. Характеристика языковых средств текста с учётом его стиля и типа речи. Определение композиционной формы (схемы) текста типа повествования, описания, рассуждения: определить тему, идею, текста, выделить в тексте микротемы в форме ключевых предложений и составить синтаксическую модель текста на основе его композиционной схемы (план).
Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения. Составление плана. Написание сочинения-рассуждения.
Раздел 2. Лексическое богатство русского языка
Слово. Лексическое значение слова. Описание лексических возможностей языка. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическое использование многозначных слов.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды омонимов, их экспрессивное использование в художественном произведении для усиления изобразительности, для создания комического эффекта. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в тексте. Контекстуальные синонимы и антонимы.
Стилистическая окраска слов. Принадлежность слов к тому или иному стилю. Оценочная лексика.
Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Стилистическое использование новых и заимствованных слов.
Предупреждение речевых ошибок. Комплексный языковой анализ.
Раздел 3. Образность речи
Какую речь называют образной? Стилистическое использование тропов речи в художественном произведении. Эпитеты. Сравнения. Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворения. Гипербола. Перифраза.
Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Полисиндетон. Асиндетон. Градация. Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Умолчание. Параллелизм. Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в текстах разных стилей.
Роль слова в художественном тексте. Наблюдение за использованием тропов и стилистических фигур в художественном произведении.
Раздел 4. Стилистика частей речи
Формы имен существительных. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж).
Формы имен прилагательных. Образная функция имен прилагательных в произведениях. Употребление кратких и полных прилагательных.
Формы имен числительных. Падежные формы имен числительных. Экспрессивная роль в художественном тексте.
Формы местоимений. Неоправданное употребление местоимений в речи.
Формы глагола. Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица.
Предупреждение грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок в тексте.
РАЗДЕЛ 4.Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Текст как речевое произведение | 5 |
2 | Лексическое богатство русского языка. | 4 |
3 | Образность речи. | 3 |
4 | Стилистика частей речи. | 5 |
Рабочая программа элективного курса «Текст как вершина речевой культуры» для 11 класса является приложением к основной общеобразовательной программе школы.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора
Методического совета по УВР
МБОУ Роговской СОШ Кошеленко Т. П./_____/
от 30.08.2018 года №1 ФИО Подпись
Руководитель МС_______/КошеленкоТ.П./ 30.08.2018
6