СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Комплексная работа с текстом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма по элективному курсу по русскому языку "Комплексная работа с текстом". Курс рассчитан на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Комплексная работа с текстом"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_________/Грищенкова Е.Ю./

Ф.И.О.

Протокол № 1

от 28 августа 2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________/ Мужецкая Ю.А./

Ф.И.О.

01.09.2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________/Петров М.Н./

Ф.И.О.

Приказ № 117

от 01.09.2018 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ПО ВЫБОРУ

«КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ»

ДЛЯ 9 КЛАССА



Составитель: Н.А. Маркелова





 













 

 



 









 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Комплексная работа с текстом» для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по русскому языку, оцениваемому в рамках государственной итоговой аттестации.

Цели и задачи курса

Курс предполагает углублённое и расширенное освоение такой ключевой единицы языка как текст посредством комплексной работы с текстами определённых стилей и типов речи, что существенно дополняет и обогащает знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения ими основной образовательной программы, повышает уровень грамотности, развивает языковое чутье, прививает интерес к работе с языковым материалом, способствует речевому развитию, формированию коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций, а также успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Целью данного курса является углубление и расширение знаний обучающихся о тексте, выявление лингвистических способностей и формирование лингвистической (языковедческой) компетенции, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации.

Задачи курса:

1. Познакомить обучающих с ключевыми элементами комплексной работы с текстом и её назначением.

2. Сформировать умение выполнять комплексный анализ текста определённых стилей и типов речи.

3. Способствовать развитию речи обучающихся и формированию умения владеть всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование).

Курс «Комплексная работа с текстом» имеет практическую направленность, рассчитан на 34 часа, но может быть реализован и в меньшем часовом объёме.

Формами контроля за усвоением содержания курса являются сжатое изложение воспринимаемого на слух текста, комплексный анализ текста, творческое задание, связанное с содержанием текста, а также итоговая контрольная работа (тест).

Результаты освоения курса

Результатами освоения содержания учебного курса являются:

  • изучение понятий «текст», «комплексный анализ текста»; основных признаков, свойств, единиц текста; сведений о его актуальном членении, микротемах;

  • формирование навыков языкового анализа слов, предложений и текстов определённых функциональных стилей, лингвистического анализа текстов;

  • овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

  • применение в процессе анализа и создания собственного текста орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение орфографических и пунктуационных правил.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по текстологии и основным разделам лингвистики;

  • основные правила работы с текстом;

  • основные признаки публицистического и художественного стиля, а также функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения); структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, языковые и речевые нормы современного русского литературного языка;

  • средства речевой выразительности и лексические явления;

  • орфографические и пунктуационные правила правописания.

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:

  • проводить языковой анализ слов, предложений и текстов определённых функциональных стилей;

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

  • определять тему, основные мысли текста; особенности композиции и средства связи смысловых частей текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

  • определять средства речевой выразительности и пользоваться лексическими возможностями языка;

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского литературного языка (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

  • формулировать проблему текста, выражать свое отношение к предложенным проблемным вопросам;

  • создавать речевое высказывание в форме рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами современного русского языка;

  • пользоваться лингвистическими словарями при создании собственного текста;

  • руководствоваться критериями оценивания экзаменационной работы при создании собственного текста

  • осуществлять речевой самоконтроль.







Содержание курса1

(17 ч)


Введение (1 ч)

Комплексная работа с текстом и её назначение.


Текст и его признаки (3 ч)

Текст как речевое произведение (1 ч). Тема и основная мысль текста. Проблематика текста и его языковое оформление.

Строение текста (1 ч). Структура текста. Смысловая и композиционная целостность. Последовательность предложений в тексте.

Членение текста на смысловые части и абзацное членение. Основная и дополнительная информация. Микротемы.

Способы передачи и сокращения информации в тексте (обобщение, упрощение, исключение).

Работа с текстом (1 ч). Сжатое изложение воспринимаемого на слух текста.


Содержание текста и его языковая основа (7ч)

Содержательная сторона текста и её языковое оформление (1 ч). Глубина и точность понимания содержания текста. Средства речевой выразительности авторской мысли.

Орфографическая основа текста (1 ч). Орфографические нормы и правила. Орфографический анализ текста.

Лексическая основа текста (1 ч). Нормативное употребление слов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Грамматический строй речи в тексте (1 ч). Нормативное строение и лексическое значение словосочетаний.

Нормативное строение простых предложений и способы выражения главных членов в нём.

Нормативное строение осложнённых предложений. Способы осложнения.

Нормативное строение сложных предложений разных видов.

Виды подчинения в сложном предложении с несколькими придаточными.

Строение сложных предложений с разными видами связи.

Пунктуационное оформление текста (1 ч). Смысловая роль знаков препинания в осложнённом предложении. Нормы и правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

Анализ текста (1 ч). Комплексный анализ текста художественного стиля.


Секреты и правила создания текста (6 ч)

Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки (1 ч). Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения и критериями оценки сочинения-размышления над цитатой лингвиста, сочинения-размышления над цитатой из текста и сочинения-размышления над понятием.

Объяснение содержания текста (1 ч). Комментирование тезиса, фрагмента, значения слова и работа с цитатами.

Трактовка собственной позиции в тексте (1 ч). Выбор и трактовка собственной позиции в сочинении-рассуждении.

Аргументация как обязательный элемент рассуждения (1 ч). Аргументация собственного мнения с опорой на исходный текст, знания и жизненный опыт.

Речевое и языковое оформление собственного текста (1 ч). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала в тексте рассуждения.

Богатство, точность, выразительность и грамотность речи как ключевые факторы оценки текста.

Творческая работа (1 ч). Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы.


Повторение. Обобщение. Контроль (1 ч)

Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста.

Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу. Тест.




























Тематическое планирование


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Текст и его признаки

3


Текст как речевое произведение

1


Строение текста

1


Сжатое изложение воспринимаемого на слух текста

1

3

Содержание текста и его языковая основа

6


Содержательная сторона текста и её языковое оформление

1


Орфографическая основа текста

1


Лексическая основа текста

1


Грамматический строй речи в тексте

1


Пунктуационное оформление текста

1


Комплексный анализ текста художественного стиля

1

4

Секреты и правила создания текста

6


Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки

1


Объяснение содержания текста

1


Трактовка собственной позиции в тексте

1


Аргументация как обязательный элемент рассуждения

1


Речевое и языковое оформление собственного текста

1


Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы

1

5

Повторение. Обобщение. Контроль

1


ИТОГО:

17















1 Содержание курса разработано в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по русскому языку, оцениваемому в рамках государственной итоговой аттестации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!