Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _________/Грищенкова Е.Ю./ Ф.И.О. Протокол № 1 от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________/ Мужецкая Ю.А./ Ф.И.О. 01.09.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________/Петров М.Н./ Ф.И.О. Приказ № 117 от 01.09.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ПО ВЫБОРУ
«КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель: Н.А. Маркелова
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Комплексная работа с текстом» для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по русскому языку, оцениваемому в рамках государственной итоговой аттестации.
Цели и задачи курса
Курс предполагает углублённое и расширенное освоение такой ключевой единицы языка как текст посредством комплексной работы с текстами определённых стилей и типов речи, что существенно дополняет и обогащает знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения ими основной образовательной программы, повышает уровень грамотности, развивает языковое чутье, прививает интерес к работе с языковым материалом, способствует речевому развитию, формированию коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций, а также успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Целью данного курса является углубление и расширение знаний обучающихся о тексте, выявление лингвистических способностей и формирование лингвистической (языковедческой) компетенции, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации.
Задачи курса:
1. Познакомить обучающих с ключевыми элементами комплексной работы с текстом и её назначением.
2. Сформировать умение выполнять комплексный анализ текста определённых стилей и типов речи.
3. Способствовать развитию речи обучающихся и формированию умения владеть всеми видами речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование).
Курс «Комплексная работа с текстом» имеет практическую направленность, рассчитан на 34 часа, но может быть реализован и в меньшем часовом объёме.
Формами контроля за усвоением содержания курса являются сжатое изложение воспринимаемого на слух текста, комплексный анализ текста, творческое задание, связанное с содержанием текста, а также итоговая контрольная работа (тест).
Результаты освоения курса
Результатами освоения содержания учебного курса являются:
изучение понятий «текст», «комплексный анализ текста»; основных признаков, свойств, единиц текста; сведений о его актуальном членении, микротемах;
формирование навыков языкового анализа слов, предложений и текстов определённых функциональных стилей, лингвистического анализа текстов;
овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
применение в процессе анализа и создания собственного текста орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение орфографических и пунктуационных правил.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
основные сведения по текстологии и основным разделам лингвистики;
основные правила работы с текстом;
основные признаки публицистического и художественного стиля, а также функционально-смысловых типов речи (повествования, описания, рассуждения); структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации;
орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, языковые и речевые нормы современного русского литературного языка;
средства речевой выразительности и лексические явления;
орфографические и пунктуационные правила правописания.
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
проводить языковой анализ слов, предложений и текстов определённых функциональных стилей;
использовать основные приемы информационной переработки текста;
воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
определять тему, основные мысли текста; особенности композиции и средства связи смысловых частей текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
определять средства речевой выразительности и пользоваться лексическими возможностями языка;
оценивать речь с точки зрения языковых норм и правил русского литературного языка (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
формулировать проблему текста, выражать свое отношение к предложенным проблемным вопросам;
создавать речевое высказывание в форме рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текста в соответствии с нормами и правилами современного русского языка;
пользоваться лингвистическими словарями при создании собственного текста;
руководствоваться критериями оценивания экзаменационной работы при создании собственного текста
осуществлять речевой самоконтроль.
Содержание курса1
(17 ч)
Введение (1 ч)
Комплексная работа с текстом и её назначение.
Текст и его признаки (3 ч)
Текст как речевое произведение (1 ч). Тема и основная мысль текста. Проблематика текста и его языковое оформление.
Строение текста (1 ч). Структура текста. Смысловая и композиционная целостность. Последовательность предложений в тексте.
Членение текста на смысловые части и абзацное членение. Основная и дополнительная информация. Микротемы.
Способы передачи и сокращения информации в тексте (обобщение, упрощение, исключение).
Работа с текстом (1 ч). Сжатое изложение воспринимаемого на слух текста.
Содержание текста и его языковая основа (7ч)
Содержательная сторона текста и её языковое оформление (1 ч). Глубина и точность понимания содержания текста. Средства речевой выразительности авторской мысли.
Орфографическая основа текста (1 ч). Орфографические нормы и правила. Орфографический анализ текста.
Лексическая основа текста (1 ч). Нормативное употребление слов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Грамматический строй речи в тексте (1 ч). Нормативное строение и лексическое значение словосочетаний.
Нормативное строение простых предложений и способы выражения главных членов в нём.
Нормативное строение осложнённых предложений. Способы осложнения.
Нормативное строение сложных предложений разных видов.
Виды подчинения в сложном предложении с несколькими придаточными.
Строение сложных предложений с разными видами связи.
Пунктуационное оформление текста (1 ч). Смысловая роль знаков препинания в осложнённом предложении. Нормы и правила постановки знаков препинания в сложном предложении.
Анализ текста (1 ч). Комплексный анализ текста художественного стиля.
Секреты и правила создания текста (6 ч)
Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки (1 ч). Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения и критериями оценки сочинения-размышления над цитатой лингвиста, сочинения-размышления над цитатой из текста и сочинения-размышления над понятием.
Объяснение содержания текста (1 ч). Комментирование тезиса, фрагмента, значения слова и работа с цитатами.
Трактовка собственной позиции в тексте (1 ч). Выбор и трактовка собственной позиции в сочинении-рассуждении.
Аргументация как обязательный элемент рассуждения (1 ч). Аргументация собственного мнения с опорой на исходный текст, знания и жизненный опыт.
Речевое и языковое оформление собственного текста (1 ч). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала в тексте рассуждения.
Богатство, точность, выразительность и грамотность речи как ключевые факторы оценки текста.
Творческая работа (1 ч). Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы.
Повторение. Обобщение. Контроль (1 ч)
Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста.
Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу. Тест.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Текст и его признаки | 3 |
| Текст как речевое произведение | 1 |
| Строение текста | 1 |
| Сжатое изложение воспринимаемого на слух текста | 1 |
3 | Содержание текста и его языковая основа | 6 |
| Содержательная сторона текста и её языковое оформление | 1 |
| Орфографическая основа текста | 1 |
| Лексическая основа текста | 1 |
| Грамматический строй речи в тексте | 1 |
| Пунктуационное оформление текста | 1 |
| Комплексный анализ текста художественного стиля | 1 |
4 | Секреты и правила создания текста | 6 |
| Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки | 1 |
| Объяснение содержания текста | 1 |
| Трактовка собственной позиции в тексте | 1 |
| Аргументация как обязательный элемент рассуждения | 1 |
| Речевое и языковое оформление собственного текста | 1 |
| Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы | 1 |
5 | Повторение. Обобщение. Контроль | 1 |
| ИТОГО: | 17 |
1 Содержание курса разработано в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по русскому языку, оцениваемому в рамках государственной итоговой аттестации.