МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2
Принята на заседании педагогического совета протокол №1 от 30 .08.2016 | «Утверждаю» Директор школы ________ Невмержицкая О.М. Приказ №171 от 30.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ»
9 класс Б
Учитель Мартыненко И.Н.
Рассмотрена на заседании МО, протокол №1 от 29.08.2016
Рассмотрена на заседании МС, протокол №1 от 29.08.2016
п.г.т. Верхнеднепровский
2016 год
Элективный курс «Комплексная работа с текстом» составлен на основе
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. Москва «Просвещение» 2011 год;
методических разработок Т.Н. Пахновой. Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку. Издательство «Экзамен», Москва, 2010;
соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №2 на 2016-2017 учебный год.
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю во 2 полугодии) и ориентирована на работу по пособию М.П. Книгиной. Русский язык. 8 класс. Тесты: в 2 ч. Саратов: Лицей, 2016 г.
I.Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Предметные результаты:
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности;
2) освоение базовых понятий лингвистики: разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
3) функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
5) осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи;
6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы элективного курса по русскому языку «Комплексная работа с текстом»
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
II. Содержаниекурса
Повторение изученного о теме и основной мысли текста.
Тестовые задания по орфографии.
Запись текста под диктовку и работа с ним. Лексический разбор слова. Лексический анализ текста. Примерный план и образец.
Русский литературный язык и его стили.
Написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля.
Написание сжатого изложения по тексту научного стиля.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Разные виды разбора.
Пунктуация. Анализ текста с точки зрения синтаксических конструкций и пунктуационных правил.
Составление плана текста, пересказ текста.
В программу элективного курса «Комплексная работа с текстом» включён материал, который должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся, сформировать у них определённые умения в области развития речи, расширить кругозор школьников и обобщить и упрочить знания по стилистике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации, полученные в 5-8 классах.
Указанные в программе факультативных курсов вопросы имеют практическую направленность (повышение грамотности учащихся), позволяют развивать творческую и познавательную активность детей и решают проблему дифференцированного подхода в обучении. Программа курса предусматривает углублённую работу по включённым в общеобразовательную программу вопросам: тема и идея текста, виды связи предложений в тексте, типы и стили речи, а также предлагает учащимся знакомство с новыми для них темами: тема и рема, авторский замысел, стилистические фигуры и тропы.
Программа элективного курса включает краеведческий материал, а также задания на повторение, обобщение, закрепление по темам учебника по русскому языку, что способствует повышению уровня языкового развития учащихся и помогает в подготовке к выпускным экзаменам.
При проведении занятий решаются следующие задачи:
развитие монологической речи учащихся;
развитие навыка выразительного чтения;
совершенствование навыков самостоятельной работы;
обучение рецензированию;
повторение и обобщение изученного по основным разделам учебного предмета.
III. Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Комплексная работа с текстом»
2016-2017 учебный год
9 класс Б
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Факт. дата |
1 | Введение. Задачи курса. Текст. Фонетика и орфоэпия. | январь 11 | |
2 | Признаки текста. Морфемика и словообразование. | 18 | |
3 | Тема текста. Микротема. Ключевые слова. | 25 | |
4 | Способы сжатия текста. | февраль 1 | |
5 | Сжатое изложение. | 8 | |
6 | Анализ изложений. Лексика и фразеология. Лексический анализ текста. | 15 | |
7 | Идея текста. Авторский замысел. Правописание гласных в корне. | 22 | |
8 | Средства связи в тексте. Правописание приставок. | март 1 | |
9 | Типы речи. Правописание окончаний. | 15 | |
10 | Стили речи. Мягкий знак после шипящих. Буквы о и ё после шипящих. | апрель 5 | |
11 | Сочинение-рассуждение (ответ на проблемный вопрос к тексту). | 12 | |
12 | Художественные средства изображения. Тропы. Орфограммы с суффиксах. | 19 | |
13 | Художественные средства изображения. Стилистические фигуры. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. | 26 | |
14 | Комплексный анализ текста. Пунктуация в СП. | май 3 | |
15 | Сочинение на лингвистическую тему. | 10 | |
16 | Анализ работ. | 17 | |
17 | Итоговое занятие. | 24 | |