СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Подготовительный курс биологии» для 10-11 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Подготовительный курс биологии» для 10-11 класса»

Рабочая программа элективного курса «Подготовительный курс биологии» для 10-11 класса составлена на основе программы элективных курсов по биологии, 10-11. Сборник 4. В.Н. Семенцова. М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (34 часа – 10 класс, 34 часа – 11 класс).


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса обучающийся должны научиться:

  • знать классификацию живых организмов;

  • знать и понимать особенности строения представителей основных типов и классов животных, отделов и семейств растений;

  • знать характеристику процессов жизнедеятельности представителей растений и животных;

  • знать этапы эволюции органического мира, их характеристики;

  • знать уровни организации живой материи;

  • знать процессы круговорота веществ в биосфере;

учащиеся должны получить возможность научиться:

  • сравнивать общие черты организации, строение и особенности функционирования физиологических систем органов живых организмов, принадлежащих к различным систематическим группам, делать выводы на основе сравнения;

  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на муляжах, препаратах и таблицах;

  • определять гербарные экземпляры растений по систематическим категориям;

  • схематично изображать строение органов и систем органов;

  • изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

  • решать задачи по молекулярной биологии, генетике, экологии.

Содержание

Введение (3 часа)

Задачи элективного курса. Правила заполнения бланка ЕГЭ. Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий.

Биология – наука о живой природе (8 часов)

Общебиологические закономерности. Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи генетической информации и пр. Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад учёных в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А. Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.

Практикум «Нахождение соответствия при прохождении темы «Уровни организации живой материи».

Уровни организации материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Признаки уровней: системность, саморегуляция и др.

Практикум «Основные свойства живого».

Рост, развитие, раздражимость, ритмичность, размножение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, движение, определённый химический состав. Характеристика свойств живого.

Клетка как биологическая система (11 часов)

Химический состав клетки. Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.

Практикум «Нуклеиновые кислоты».

Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность.

Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и функцией органических веществ в клетке».

Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная, сигнальная и др. Структурно-функциональна организация эукариотических клеток. Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы. Связь строения и функции на конкретных примерах.

Практикум «Клетки прокариот».

Особенности строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой. Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др. Метаболизм в клетке. Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий. АТФ и её роль в клетке. Подготовительный, бескислородный и кислородный этапы превращения энергии.

Практикум «Методы изучения клетки. Клеточные технологии».

Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами, наблюдение, описание, моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии. Клеточная инженерия.

Неклеточные формы жизни. Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.

Организм как биологическая система (11 часов)

Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения: бесполое, половое. Способы размножения организмов. Строение половых клеток. Оплодотворение.

Практикум «Размножение организмов».

Общие закономерности онтогенеза. Стадии развития зародыша. Сходство зародышей хордовых животных. Биогенетический закон и его значение. Развитие организмов. Развитие прямое и непрямое (с полным и неполным превращением). Влияние окружающей среды на развитие организма (зародыша). Рудименты и атавизмы. Закономерности наследственности и изменчивости. Носители наследственной информации – нуклеиновые кислоты. Строение хромосом, расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение. Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая, или модификационная) изменчивость. Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции.

Практикум «Решение задач по генетике».

Решение задач на моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание. Другие виды наследования признаков.

Практикум «Составление родословной».

Наследование признаков, связанных с полом. Методы изучения наследования признаков у человека.

Практикум «Изучение родословной и составление схемы генеалогического древа семьи. Решение задач».

Многообразие организмов (7 часов)

Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия для видов.

Практикум «Основные систематические категории».

Характеристика царства Растения. Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.

Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.

Характеристика царства Грибы. Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности грибов.

Роль в природе и жизни человека. Лишайники.

Практикум «Использование организмов в биотехнологии».

Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Направление развития биотехнологии.

Человек и его здоровье (8 часов)

Биосоциальная природа человека. Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).

Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.

Правила личной и общественной гигиены. Вредные привычки. Доврачебная помощь.

Практикум «Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приёмы оказания первой помощи».

Надорганизменные системы (8 часов)

Эволюция органического мира. Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты, кистепёрые рыбы и др. основные ароморфозы.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Создатели СТЭ, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.

Практикум «Вид и его критерии. Популяция».

Определение вида и популяции. Критерии вида: морфологический, генетический, экологический и др. ареал вида. Вид – единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Гипотезы возникновения жизни. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция, её начальные этапы.

Экосистемы и присущие им закономерности (9 часов)

Естественные сообщества живых организмов и их компоненты. Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Практикум «Решение познавательных задач».

Экологические факторы.

Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы выносливости. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.

Практикум «Биотические факторы среды».

Практикум «Смена биоценозов». Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ.

Биосфера – живая оболочка планеты. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера. Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль в биосфере.

Практикум «Круговорот веществ в природе».

Итоговое повторение (3 часа)

Тестирование по вариантам ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.




Учебно- тематический план


Наименование раздела или темы

Количество часов

всего

теория

практ

1

Введение

3

1

2

2

Биология – наука о живой природе

8

6

2

3

Клетка как биологическая система

11

7

4

4

Организм как биологическая система

12

8

4

5

Многообразие организмов

6

4

2

6

Человек и его здоровье

8

7

1

7

Надорганизменные системы

8

7

1

8

Экосистемы и присущие им закономерности

9

5

4

9

Итоговое повторение

3

1

2

Итого:

68

50

18


Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Название темы, занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

10 класс

Введение (3 ч)

1

1

Задачи элективного курса. Правила заполнения бланков ЕГЭ

1



2-3

2-3

Вводное тестирование

2



Биология – наука о живой природе (8 часов)

4

1

Общебиологические закономерности

1



5

2

Роль биологии в формировании научных представлений о

мире

1



6

3

Ученые, которые внесли вклад в развитие знаний о живой

природе

1



7

4

Промежуточное тестирование

1



8-9

5-6

Практикум «Уровни организации живой материи»

2



10

7

Практикум «Основные свойства живого»

1



11

8

Подведение итогов. Повторение темы «Биология – наука o живой природе»

1



Клетка как биологическая система (11 ч)

12

1

Химический состав клетки.

1



13

2

Практикум «Нуклеиновые кислоты»

1



14

3

Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и функцией органических веществ в клетке»

1



15-16

4-5

Структурно – функциональная организация клеток эукариот

2



17

6

Практикум «Клетки прокариот»

1



18

7

Метаболизм в клетке

1



19

8

Промежуточное тестирование

1



20

9

Практикум «Методы изучения клетки. Клеточные технологии»

1



21

10

Неклеточные формы жизни.

1



22

11

Подведение итогов. Повторение темы «Клетка как биологическая система»

1



Организм как биологическая система (12 ч)

23

1

Практикум «Размножение организмов»

1



24

25

2

3

Общие закономерности онтогенеза

2



26

27

4

5

Развитие организмов

2



28

29

6

7

Закономерности наследственности и изменчивости

2



30

31

32


8

9

10

Практикум «Решение задач по генетике»

3



33


11


Практикум «Составление родословной»

1



34

12

Подведение итогов. Повторение темы «Организм как биологическая система»

1



11 класс

Многообразие организмов (6 ч)

1

1

Характеристика царства Растения

1



2

2

Характеристика царства Животные

1



3

3

Характеристика царства Грибы

1



4

4

Практикум «Основные систематические категории»

1



5

5

Промежуточное тестирование

1



6

6

Практикум «Использование организмов в биотехнологии». Повторение темы «Многообразие организмов»

1



Человек и его здоровье (8 ч)

7

8

1

2

Биосоциальная природа человека

2



9

3

Строение и жизнедеятельность клеток

1



10

4

Строение и жизнедеятельность тканей

1



11

12

5

6

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов

2



13

7

Практикум «Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приёмы оказания первой помощи»

1



14

8

Подведение итогов. Повторение темы «Человек и его здоровье»

1



Надорганизменные системы (8 ч)

15

1

Предварительное тестирование по теме «Надорганизменные системы»

1



16

2

Эволюция органического мира

1



17

18

3

4

Синтетическая теория эволюции

2



19

5

Практикум «Вид и его критерии. Популяция»

1



20

21

6

7

Гипотезы возникновения жизни

2



22

8

Подведение итогов. Повторение темы

«Надорганизменные системы»

1



Экосистемы и присущие им закономерности (9 ч)

23

1

Естественные сообщества живых организмов и их компоненты

1



24

2

Практикум «Решение познавательных задач»

1



25

3

Экологические факторы

1



26

4

Практикум «Биотические факторы среды»

1



27

5

Промежуточное тестирование

1



28

6

Практикум «Смена биоценозов»

1



29

7

Биосфера – живая оболочка планеты

1



30

8

Практикум «Круговорот веществ в природе»

1



31

9

Повторение темы « Экосистемы и присущие им закономерности»

1



Итоговое повторение (3 ч)

32

33

1

2

Тестирование по вариантам ЕГЭ

2



34

3

Анализ допущенных ошибок

1