СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» для 10-11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Практикум по русскому языку 10 -11 класс"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Практикум по русскому языку» для 10-11 класса»









Рабочая программа


Факультативного курса «Практикум по русскому языку» для 10-11 класса







Разработала: Николаева С.А., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории





CОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 6

    1. Тематическое планирование для обучающихся 10 класса (II курс) 6

    2. Тематическое планирование для обучающихся 11 класса (III курс) 10

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 18

РАЗДЕЛ III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 21

РАЗДЕЛ VI. Материально-техническое обеспечение курса «Практикум по русскому языку» 29


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа по факультативному курсу "Практикум по русскому языку" предназначена для обучающихся 10 – 11 класса (кадет 2, 3 курса ) ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии РФ» г. Екатеринбурга.

Данная рабочая программа факультативного курса «Практикум по русскому языку» разработана для 10 - 11 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс. Авторы : Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и другие (М.: «Просвещение», 2019), с учетом целей и задач Образовательной программы основного общего образования ГБОУ СО КШИ Екатеринбургский кадетский корпус.

Факультативный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем, курс даѐт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе.

Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, создавая условия для совершенствования практического навыка написания сочинений разных видов. Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене.

Актуальность выбора данного факультативного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга, учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Научить этому, оказать помощь учащимся – одна из задач курс. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение , которое создается на основе исходного текста. Особенностью курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях,

повторить теоретический материал, отработать практические умения и навыки. В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос

дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности – способности учащихся.

Цель курса: обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и уровня языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

  • совершенствование приобретенных учащимися знаний, развитие языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции и навыков логического мышления,

  • воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;

  • развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самооб- разования и самоорганизации, использования языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей;

  • расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;

  • овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка;

  • применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анали- зе текста, его интерпретации;

  • повышение уровня речевой культуры и более успешное освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка.

  • совершенствование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий по алгоритму;

  • подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.

  • учитывать специфику контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, дать комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии;

  • в процессе организации воспроизводящего повторения рассматривать наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.

Виды и формы контроля.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трѐх уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

  • промежуточный (проводится в форме творческих работ);

  • итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания

Все проверочные работы проводимые в течение учебного года оцениваются «зачѐт» / «незачѐт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (51 балл) - «зачѐт», менее 50 % (менее 50) - «незачѐт»), оценки не выставляются.


Виды деятельности, которые могут быть использованы в процессе освоения факультативного курса, обусловлены его практической направленностью:

    • работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами,

    • тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач,

    • мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,

    • написание сочинений разных видов, в том числе в соответствии с требованиями ЕГЭ – задание 27,

    • анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно - диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.

    • работа с текстами: абзацное членение текста, определение проблематики текста, выделение проблем, комментарий проблем.

    • редактирование текста: орфографический и пунктуационный анализ, коррекция ошибок в композиции сочинения.

РАЗДЕЛ I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
    1. Тематическое планирование для обучающихся 10 класса (II курс)



раздела, темы




Наименование темы

и ее основные положения


урока

Кол-во часов по плану (фактически)




Основные виды деятельности учащегося




Контрольные мероприятия




Домашнее задание

Введение - 2 часа

1.1

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1

1

Читают и обсуждают нормативные и методические документы, задают вопросы, изучают структуру экзамена – план выполнения заданий, обсуждение разделов тестовой части. Знакомство с понятием

«Спецификатор».

обобщенный план варианта Ким ЕГЭ по русскому языку

выучить обобщенный план

варианта Ким ЕГЭ по

русскому языку

1.2

Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.

Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения

2

1

Читают спецификатор и кодификатор, изучают

спецификацию экзаменационной работы, обсуждают, осмысливают особенностей ГИА в форме ЕГЭ.

обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ по русскому языку

выучить обобщенный план

варианта Ким ЕГЭ по

русскому языку

2. Орфография - 10 часов

2.1

Орфография. Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии:

правописание корней. Знакомство с заданиями КИМ ЕГЭ по орфографии, разбор заданий,

решение теста.

3

1

Выполнение практической работы:

1. Повторение орфограммы « Безударные гласные в корнях слов»

  1. Выполнение заданий по орфографии по типу КИМ ЕГЭ

  2. Орфоэпическая разминка.

Решение заданий по орфографии по типу КИМ ЕГЭ по русскому языку

повторить орфограмму

«Безударны е гласные корня»

2.2

Правописание приставок. Состав слова и способы

словообразования

4

1

Повторяют правило правописания приставок на -З и

–С; приставок ПРЕ-ПРИ, буквы Ы-И после

приставок, отработка алгоритма выполнения заданий

Решение заданий по

орфографии по типу КИМ ЕГЭ по

Выполнение тестов





по орфографии, решают тестовые задания, выявляют ошибки и исправляют их. Учатся работать в КИМ – подчеркивают ключевые слова в заданиях, выделяют

корни и приставки и т.п.

русскому языку


2.3

Правописание приставок пре- при-

5

1

Повторение правила, приставки на запоминание. Словарный диктант. Выполнение упражнений. Связь между приставкой и лексическим значением.

Решение заданий по орфографии по типу КИМ ЕГЭ по

русскому языку

Упр.144, 145

2.4

Трудные случаи правописания

приставок. Практическое занятие.

6

1

Решение тестовых зданий по орфографии в формате

ЕГЭ; диктант по правописанию приставок.

Решение заданий

8-11 КИМ ЕГЭ

тесты

2.5

Буквы о-е-ѐ после шипящих и ц в корне слова

7

1

Работа с опорными таблицами. Повторение правил,

запись в тетради с примерами. Выполнение упражнений.

Словарный диктант

упр.108

2.6

Буквы о-е-ѐ после шипящих в окончаниях и суффиксах

существительных и прилагательных

8

1

Разбор домашнего задания. Работа с таблицами. Повторение правил, запись в тетради с примерами. Выполнение упражнений.

Выборочный диктант

Упр.112

2.7

Буквы е-ѐ после шипящих в

окончаниях и суффиксах глаголов, причастий

9

1

Разбор домашнего задания. Работа с таблицами.

Повторение правил, запись в тетради с примерами. Выполнение упражнений.

Зачет

Упр.109

2.8

Орфографический практикум

10

1

Проверка усвоения темы: упражнения, тесты,

диктант. Орфоэпическая разминка.

Проверочная работа

Упр.111

2.9

Правописание окончаний

существительных. Окончания и-е

в сущ. 1,2,3, склонений, сущ. на - ий,-ия,-ие.

11

1

Выполнение упражнений и тестов. Групповая работа в мини-группах, взаимопроверка.

Решение заданий 9,

10 КИМ ЕГЭ

Упр.173

2.10

Правописание суффиксов

существительных. Суффиксы - чик-/-щик-, -енк/инк-, -ечк/ичк-, -

оньк/еньк-

12

1

Повторение правил, выполнение упражнений.

Решение заданий 9,

10 КИМ ЕГЭ

Упр.183

3. Языковые нормы – употребление частей речи (морфологические нормы) – 21 час

3.1

Морфологические нормы употребления существительных. Склонение одушевленных и неодушевленных

существительных: как колебания признака проявляется в

окончании слова. Несклоняемые существительные.

13

1

Изучение темы по учебнику. Выполнение упражнений и предлагаемых заданий. Орфоэпическая разминка .

Решение заданий 6 КИМ ЕГЭ

Зачет « Нормы употребления имени

существительного»

Упр.169


3.2

Образование форм

множественного числа имен

существительных. Образование форм мн.ч. им.пад. в мужском роде, род.пад. в среднем и

женском родах.

14

1

Тренировочные упражнения. Работа в мини-группах. Взаимопроверка.

Тест « Формы употребления имен существительных»

Упр.174

3.3

Употребление имен прилагательных, степеней

сравнения прилагательных и наречий. Синтаксическая роль

этих частей речи.

15

1

Образование кратких форм прилагательных от полных форм. Решение заданий на нарушение норм употребления форм степеней сравнения

прилагательных и наречий. Определение

синтаксической роли прилагательных и наречий.

Тест « Формы употребления имен прилагательных и наречий»

Упр.202, 203

3.4

Род имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Склонение существительных разных склонений. Вариантные

окончания в род. и пред. падежах.

16

1

Выполнение тестов на варианты окончаний. Задания формата ЕГЭ . Составление предложений с данными формами слов.


Упр. 181

3.5

Морфологические нормы употребления имени

прилагательного. Разряды имен прилагательных. Переход имен прилагательных из одного

разряда в другой.

17

1

Составляют таблицы по разрядам. Выполняют задания на определение разряда. Орфоэпическая разминка.

Проверочная работа

« Определи разряд имени

прилагательного»

Упр.199

3.6

Правописание окончаний имен прилагательных

18

1

Повторяют правила проверки написания окончаний в

прилагательных. Работа с текстами из произведений русской литературы.

Решение заданий КИМ ЕГЭ

Упр.206

3.7

Правописание суффиксов имен прилагательных -ев-ив, чив, лив,

оват/еват, еньк и т.д.

19

1

Образование прилагательных от данных существительных с помощью суффиксов.

Практическое занятие на закрепление темы.


Упр.212

3.8

Правописание суффиксов -к- и -

ск-

20

1

Составляют схему - таблицы «Правописание

суффиксов».Пишут орфографический диктант.

орфографический

диктант

Упр. 207

3.9

Правописание -н- и -нн- в

суффиксах прилагательных и наречий

21

1

Составляют схемы-таблицы на правило правописания суффиксов. Орфографическая работа в парах.

Взаимопроверка.

Зачет « Алгоритм употребления Н и

НН»

Упр.214 по рядам.

3.10

Правописание -н- и -нн- в суффиксах отглагольных

прилагательных и причастий

22

1

Составляют схему: различение прилагательных и

причастий. Выполняют тестовую работу в формате ЕГЭ.

Решение заданий КИМ ЕГЭ

Распечатка заданий

3.11

Работа с тестами ЕГЭ

23

1

Выполняют проверочную работу по

морфологическим нормам употребления причастий и деепричастий, прилагательных в форме КИМ ЕГЭ

Решение заданий КИМ ЕГЭ

Распечатка заданий


3.12

Правописание слитное и раздельное частицы и приставки не. Не с различными частями речи.

24

1

Повторяют тему: НЕ с сущ., прил., наречиями на -о,- е. Составляют таблицу, подбирают примеры из

учебной литературы. Работают с опорными схемами

и с алгоритмом - решают задания орфографического практикума.

Словарный диктант

Распечатка заданий

3.13

Различение не и ни: приставки и частицы.

25

1

Выполняют орфоэпическую разминку, исправляют ошибки в ударениях. Работают с опорными

таблицами. Решают задания орфографического практикума

Решение заданий

12 КИМ ЕГЭ

Распечатка упражнения

3.14

Практическое занятие: частицы

26

1

Выполняют упражнения, отрабатывают

употребления частиц: раздельно, через дефис.


Дописать

работу

3.15

Разряды числительных. Склонение, правописание числительных

27

1

Повторяют материал, изученный в 5-9 классах. Выполняют тренировочные задания.

Решение заданий 6 КИМ ЕГЭ

Просклонят ь данные числительн

ые

3.16

Правописание собирательных числительных

28

1

Работают по книге «Нормы русского языка в

таблицах и тестах». Разбор правил, выполнение заданий

Проверочная работа

Упр.229

3.17

Практическая работа

29

1

Выполнение заданий, связанных с редактированием текстов « Употребление имен числительных»,

выполнение тестовых заданий по теме

«Склонение имен числительных»

практическая работа

выучить особенности склонений числительно го, трудные

случаи

3.18

Употребление числительных. Переход числительных в другие части речи. Морфологическая характеристика слов.

30

1

Выполняют тренировочные задания на верное определение части речи, проговаривают суффиксы причастий, деепричастий. Составляют таблицу

« Употребление имен числительных в речи: возможные ошибки»

Решение заданий

12 КИМ ЕГЭ

Распечатка - задания

3.19

Разряды местоимений

31

1

Составление таблицы по разрядам местоимений. Работа с текстом: определяют способ связи между предложениями.

Зачет « Разряды местоимений»

Упр.231

3.20

Употребление местоимений.

Образование форм личных

местоимений при склонении.

32

1

Работа по тестам: исправляют нарушения норм в употреблении местоимений. Повторение темы

числительных. Парно-групповая работа.

практическая работа

Упр.239

4. Подведение итогов - 3 часа

4.1

Итоговый тест

33

1

Тест по заданиям частей 8-14, 23

Тест в формате

КИМ ЕГЭ

Тесты ЕГЭ


4.2

Работа над ошибками. Подведение итогов работы.

34

1

Обсуждение основных групп ошибок, работа над ними. Рекомендации по работе на лето.


Нет задания

4.3

Презентация творческих работ: сочинений, проектов, стенгазет ( по группам)

35

1

Представляют результат творческой работы (по группам). Оценивают согласно критериям.





    1. Тематическое планирование для обучающихся 11 класса (III курс)





раздела, темы



Наименование темы

и ее основные положения


№ урока

Кол-во часов по плану (фактически)



Основные виды

деятельности учащегося



Контрольные мероприятия



Домашнее задание

1 Пунктуация – 4 часа

1.1

Повторение материала, пройденного в 10 классе по разделу « Орфография».

1

1

  • Пишут объяснительный диктант

  • « Безударные гласные в корнях слов»: как подобрать проверочную букву

  • Выполняют творческое задание: вставить пропущенные буквы и расставь ЗП,

отгадать слово (или запись под диктовку и разбор)

  • Выполняют работу по тексту: доказывают, что это текст, выделяют признаки текста, определяют композицию текста.

Объяснительный диктант:

Творческое задание.

  1. Проверить текст, доказать, что это текст.

  2. Выучить определение -

«гротеск», подготовить сообщение :

« Роль гротеска в сказке М.Е.Салтыкова

–Щедрина

«Премудрый пискарь»


1.2

Единицы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

2

1

Определяют виды смысловых отрезков, несущих информацию, которая требует выделения знаками препинания. Учатся

синтаксически оформлять смысловые отрезки. Составляют схему: « Знаки препинания и их функции», различают знаки завершения,

выделения, разделения. Определяют: тип предложения, виды осложнения.

Осложнѐнное списывание.

Пунктуационн ый анализ предложений по карточке.

1.3

Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания

3

1

Определяют грамматические и смысловые приметы смысловых отрезков – обособленных членов предложения, выраженных

причастными и деепричастными оборотами. Называют условия выбора знаков препинания в тексте.

Осложнѐнное списывание.

Пунктуационн ый анализ предложений по карточке.

1.4

Знаки выделения в простом предложении и тексте. Знаки разделения в предложении и тексте, условия постановки.

4

1

Определяют опознавательные признаки применения знаков разделения и выделения (вводные слова, обращения). Выполняют задания орфографического практикума: применяют пунктуационные правила на

практике

Осложнѐнное списывание. Анализ заданий ЕГЭ.


2

Итоговое сочинение – 3 часа





2.1

Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.

5

1

Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию

« Итоговое сочинение 2018», задают вопросы, конспектируют необходимую информацию.


сделать распечатки, подготовить

папку « ЕГЭ – 2018»

2.2

Как определить проблему и основная мысль в теме сочинения. Композиция сочинения – рассуждения.

6

1

Читают темы по направлениям, определяют ключевые слова темы, определяют вектор рассуждения, строят фразы , опираясь на речевые клише по итоговому сочинению


написать вступление и сформулироват ь свою позицию по одной из тем

сочинения (см. список тем)


2.3

Как писать вступление и заключение? Основная часть. Тезис и аргументы. Способы аргументирования.

7

1

Выполняют самостоятельную работу: чтение практических рекомендаций по написанию вступления и заключения, клише по основной

части (раздаточный материал), составление таблицы с примерами.


Сочинение по одному из направлений.

3 Нормы языка – 10 часов

3.1

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

8

1

Орфоэпический практикум – работа с презентацией.

Работа с текстом – переписать, вставить пропущенные буквы, расставить ЗП


скопировать орфоэпический словник, составить свой словарик

« Говори правильно»

3. 2

Лексика. Значение слова.

9

1

Самопроверка навыка правописания -

Проверка

Написать


Лексические нормы. Точность



словарный диктант « Гласные в корнях с

письменной

вступление


словоупотребления. Слова-



чередованием»

работы.

разных видов:


паронимы.



Составление конспекта «Роль зачина в


общее





сочинении» по презентации, запись выводов


представление





и примеров.


автора текста,





Выполнение письменной работы:


использование





комплексный анализ текста, написание


рядов





собственных вступлений.


однородных







членов и







обобщающих







слов,







риторических







вопросов ( по







тексту варианта







№ 1 « Сборника







по подготовке к







ЕГЭ.

3.3

Лексические нормы. Точность

10

1

Определяют основные речевые ошибки,

практикум по

выполнить


словоупотребления. Слова-



составляют таблицу с примерами ошибок.

речевым

задания в КИМ


паронимы



Выполняют практические задания:

ошибкам

ЕГЭ – 4





редактируют ошибки, объясняют их.


варианта –







задания по








лексике

3.4

Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы.

11

1

Выполняют задание по определению средств выразительности в тексте и роли их использования. Группируют средства выразительности, выписывают примеры и определения ( раздаточный материал)

практикум по речевым ошибкам

выполнить

задания в КИМ ЕГЭ – 4

варианта –

задание по ИВС языка

3.5

Лексические выразительные средства. Тропы. Фразеология.

12

1

Выполняют задание по определению средств выразительности в тексте и роли их использования. Группируют средства выразительности, выписывают примеры и определения ( раздаточный материал)

практикум по речевым ошибкам

выполнить

задания в КИМ ЕГЭ – 4

варианта –

задание по ИВС языка

3.6

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

13

1

Редактируют тексты с морфологическими ошибками. Систематизируют ошибки по частям речи, составляют таблицы с примерами.

практикум по морфологически м ошибкам

выполнить

задания в КИМ ЕГЭ – 4

варианта – задание по

морфологическ им нормам

3.7

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

14

1

Редактируют тексты с морфологическими ошибками. Систематизируют ошибки по частям речи, составляют таблицы с примерами.

практикум по морфологически м ошибкам

выполнить

задания в КИМ ЕГЭ – 4

варианта – задание по

морфологическ им нормам

3.8

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

15

1

Редактируют тексты с синтаксическими ошибками. Систематизируют ошибки, составляют таблицы с примерами ( раздаточный материал).

практикум по синтаксическим ошибкам

выполнить

задания в КИМ ЕГЭ – 4

варианта – задание по

синтакическим нормам

3.9

Синтаксические нормы.

Грамматические ошибки,

16

1

Редактируют тексты с морфологическими

ошибками. Систематизируют ошибки по

практикум по

морфологически

выполнить

задания в КИМ



связанные с их нарушением.



частям речи, составляют таблицы с примерами.

м ошибкам

ЕГЭ – 4

варианта – задание по

синтаксическим нормам

3.10

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

17

1

Выполняют комплексный анализ текста, выявляют роль средств выразительности в тексте. Приводят примеры использования

синтаксических СВ и стилистических фигур.

таблица с примерами

анализ текста – вариант 3: привести примеры использования синтаксических средств выразительност и, выписать

примеры.

4 Работа с текстом – 12 часов

4.1

Новый формат задания 27 ЕГЭ по русскому языку и критерии его оценивания. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста.

Способы и средства связи предложений в тексте.

18

1

Изучают план выполнения и критерии оценивания задания 27, понимают роль критериев для выполнения работы.

Читают микротекст и выполняют

информационно-смысловую обработку текста.

Выделяют ключевые слова, основную и дополнительную информацию в тексте.

тестовая работа по сжатию

информации

выполнить задания по

микротексту по сборнику ЕГЭ ( 4 варианта)

4.2

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.

19

1

Работа с основными понятиями : тема, проблематика, авторская позиция, средства еѐ выражения, формулировка собственной позиции. Использование клише в написании сочинения.

Проверка сочинений.

Подобрать текст

художественног о стиля,

определить проблематику и авторскую позицию по выделенным проблемам..

4.3

Виды комментария к проблеме

20

1

Работа с презентацией «Комментарий к

Проверка

Прочитать



(текстуальный и концептуальный комментарий).



основной проблеме текста», запись оборотов речи для комментария.

Выполнение творческой работы: написать комментарии к проблеме, используя разные виды (текстуальный и концептуальный комментарий).

творческой работы.

исходный текст

– вариант 2 из сборника по подготовке к ЕГЭ, написать комментарий по одной из

проблем текста.

4.4

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

21

1

Выполняют письменную работу: написать комментарии к проблеме, используя разные виды (текстуальный и концептуальный комментарий).

Проверка творческой работы.

Прочитать исходный текст

– вариант 3 из сборника по подготовке к ЕГЭ, написать комментарий по одной из

проблем текста.

4.5

Выявление и формулировка авторской позиции.

22

1

Оценивают письменные высказывания – комментирование текста с точки зрения языкового оформления, уместности,

эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.


дописать комментарий текста.

4.6

Речевое оформление композиционных частей сочинения.

23

1

Просмотр презентации «Речевое оформление композиционных частей сочинения», выписать примеры использования оборотов речи в таблицу. Самостоятельная работа с учебной, справочной литературой: виды

вступлений.

Проверка таблиц.

Выучить

формулировку, план написания сочинения.

4.7

Практикум: критерии оценивания развернутого задания ЕГЭ

24

1

Знакомятся с критериями оценивания развернутого задания.

Работают с текстом, пишут сочинение – рассуждение по критериям К1 –К3 ( проблема, комментарий, авторская позиция,

формулировка своей позиции по данной проблеме)


Дописать письменную работу.

4.8

Отдельные элементы

25

1

Отчитываются по выполнению домашнего

Проверка

Подготовить



сочинения-рассуждения.



задания.

Читают статью Нарушевича ( раздаточный материал) и отвечают на вопросы, пишут конспект:

  • Как аргументировать своѐ мнение?

  • Что считать жизненным, а что читательским опытом?

  • Как оформляются в тексте цитаты?

конспекта.

сообщения по темам.

4.9

Практикум: написание сочинения по исходному тексту в соответствие с критериями.

26

1

Определяют композицию сочинения –

рассуждения по исходному тексту, выполняют целостный анализ текста.

Разбор примеров, коррекция ошибок: оценивают устно высказывания свои и других с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности

достижения поставленных коммуникативных задач;

Рефлексия.

целостный анализ текста

дописать сочинение, проверить по критериям.

4.11

Целостный анализ текстов - семейные проблемы.

27

1

Выполняют целостный анализ и пишут сочинение - рассуждение по тексту (на

бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения по критериям ЕГЭ. Рефлексия.

Проверка сочинений.

Вспомнить черты

публицистичес кого стиля.

Дописать сочинение

4.12

Целостный анализ текстов - экологические проблемы.

28

1

Выполняют целостный анализ и пишут сочинение - рассуждение по тексту (на

бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения по критериям ЕГЭ. Рефлексия.

Проверка сочинений.

Дописать сочинение

4.13

Целостный анализ текстов - нформационно - коммуникативные проблемы.

29

1

Выполняют целостный анализ текста и пишут сочинение - рассуждение по тексту (на

бланках ЕГЭ). Анализируют свои сочинения по критериям ЕГЭ. Рефлексия.

Проверка сочинений.

Вспомнить черты

публицистичес кого стиля.

Дописать сочинение

5 Подведение итогов - 5 часов


5.1

Комплексная подготовка к ЕГЭ.

30 –

31, 32

3

Пишут объяснительный диктант по орфографии. Тренинг в формате ЕГЭ по орфографии, пунктуации, нормам

употребления. Индивидуальная коррекция ошибок.

Проверка письменной творческой работы.

Прочитать исходный текст

– вариант 2 из сборника по подготовке к ЕГЭ,

определить основную

проблему текста.

5.2

Итоговая комплексная работа.

33, 34

2

Практическая работа по созданию текста сочинения – рассуждения согласно композиции и критериям, использование

средств речевой изобразительности

исходный текст



РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»



Содержание курса «Практикум по русскому языку» для учащихся среднего (полного) общего образования (II, III курсы Екатеринбургского кадетского корпуса, 10 – 11 классы)


Содержание курса «» для учащихся 10 класса основной общеобразовательной школы Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование.

Основные понятие морфемики и словообразования.

Состав слова. Морфемы корневые и аффиксные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ – и ПРИ- . Гласные И и Ы после приставок.

Части речи. Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Определение и способы выражения рода несклоняемых имѐн существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний имѐн существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имѐн существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на – ий. Правописание суффиксов имѐн прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имѐн прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имѐн числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор числительных. Склонение имѐн числительных. Правописание имѐн числительных.

Употребление имѐн числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимения.

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений

Содержание факультативного курса «Практикум по русскому языку» для учащихся 11 класса основной общеобразовательной

школы.

Единицы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции Опознавательные признаки смысловых отрезков и условия выбора знаков препинания. Знаки выделения в простом предложении и тексте. Знаки разделения в предложении и тексте, условия постановки.


Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.

Как определить проблему и основная мысль в теме сочинения. Композиция сочинения – рассуждения.

Как писать вступление и заключение? Основная часть. Тезис и аргументы. Способы аргументирования.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы.

Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы

Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы.

Лексические выразительные средства. Тропы. Фразеология.

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция сочинения – рассуждения. Повторение основных сведений о тексте.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Зачин сочинения–рассуждения. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений. Виды информации в тексте. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Тема и проблема текста Соотношение тематики и проблематики текста. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Формулировка проблем исходного текста. Обороты речи при формулировке основной проблемы. Формулировка основной проблемы исходного текста

Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Способы формулировки проблемы. Как прокомментировать проблему. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировке проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Проблематика текстов. Нравственные проблемы. Философские проблемы. Семейные проблемы. Экологические проблемы. Информационно-коммуникативные проблемы. Разбор текстов и примерных алгоритмов сочинений к ним.

Позиция автора. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Авторская позиция в текстах разных стилей. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

Финал. Заключительная часть сочинения. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Знакомство со схемой целостного анализа текста. Создание собственных сочинений и их анализ. Итоговая работа: написание сочинения –рассуждения. Презентация работы.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе


РАЗДЕЛ III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся среднего (полного) общего образования по русскому языку, в том числе и по освоению данного курса.



Знать и понимать


Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • связь языка и истории, культуры русского народа и других народов;

  • Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь



  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и

пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-

культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения;

тенденции развития языка, как сложной динамической системы;

основные функции языка;

нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения;

реализовывать потребности в эстетическом развитии; вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

выделить существенные признаки, закономерности развития языка;

анализировать информацию, осуществлять речевой самоконтроль; языковые единицы с точки зрения

правильности, точности и уместности их употребления;

раскрывать на примерах теоретические положения и понятия гуманитарных наук, социально-экономических (стили речи);

оценивавать действия субъектов социальной жизни с точки зрения лингвистической грамотности;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

совершенствовать коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,

сотрудничеству; развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности;

самореализацию, самовыражение в различных областях человеческой деятельности;

cовершенствовать орфографические пунктуационные нормы русского литературного языка как важнейшего компонента экологической культуры;

осуществлять поиск информации представленной в различных знаковых системах;

извлекать из неадаптированных оригинальных текстов

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и

мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной

деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных

способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и

межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.




духовного саморазвития личности; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;


знания по заданным темам; систематизировать,

анализировать, и обобщать неупорядоченную информацию;

формулировать собственные суждения по определѐнным проблемам; подготавливать устные выступления,

творческие работы и т.д.;

  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

  • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

  • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-




изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной

литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и

диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных

дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении

дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;




Планируемые результаты


В результате изучения практикума учащиеся должны:

знать / понимать

      • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

      • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

      • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

      • нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

      • основные особенности функциональных стилей; уметь:


      • оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

      • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

      • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

      • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

      • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

      • аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

      • оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.




Ниже приведена актуальная таблица критериев оценки сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку. Данный документ является официальным и предоставлен от ФИПИ.


Самыми важными критериями (за которые дают больше всего баллов) являются:


    • Комментарий к проблеме исходного текста - К2.

    • Аргументация собственного мнения по проблеме - К4.

    • Грамотность: орфография (К7) и пунктуация (К8).


Каждый из этих критериев может дать вам до 3 баллов в общий зачѐт. А теперь сами критерии в формате таблицы:

Критерии оценивания ответа на задание 25

Баллы


I

Содержание сочинения


К1

Формулировка проблем исходного текста



Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей

сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет


1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов


0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста



Сформулированная экзаменуемым проблема



прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привѐл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

3

Сформулированная экзаменуемым проблема

прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привѐл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет


2

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но

экзаменуемый не привѐл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,

или

в комментарии допущена одна фактическая ошибка,

связанная с пониманием проблемы исходного текста


1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована

или

прокомментирована без опоры на исходный текст,


0


или

в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста


К3

Отражение позиции автора исходного текста



Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора

(рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет


1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована


0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме



Экзаменуемый выразил своѐ мнение по сформулированной

им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привѐл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)


3

Экзаменуемый выразил своѐ мнение по сформулированной




им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привѐл не менее 2

аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привѐл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

Экзаменуемый выразил своѐ мнение по сформулированной

им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привѐл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт


1


Экзаменуемый сформулировал своѐ мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привѐл аргументы, или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:

«Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе


0

II

Речевое оформление сочинения


К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

  • в работе нет нарушений абзацного членения текста


2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

К6

Точность и выразительность речи



Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения

мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если

высший балл получен по критерию К10

2



Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и

однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность


К7

Соблюдение орфографических норм



орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая

ошибка)

3

допущено не более двух ошибок

2

допущено три-четыре ошибки

1

допущено более четырѐх ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм



пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая

ошибка)

3

допущено одна–три ошибки

2

допущено четыре-пять ошибок

1

допущено более пяти ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм



грамматических ошибок нет

2

допущено одна-две ошибки

1

допущено более двух ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм



допущено не более одной речевой ошибки

2

допущено две-три ошибки

1

допущено более трѐх ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм



этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (одна и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале




фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом

материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

(К1–К12)

24


Дополнительно


При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объѐм сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объѐмом в 150–300 слов.


Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулѐм баллов, задание считается невыполненным.


При оценке сочинения объѐмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырѐх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:


  1. К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);

  2. К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

  3. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:


    • К7 – допущено не более двух ошибок;

    • К8 – допущено одна-три ошибки;

    • К9 – грамматических ошибок нет;

    • К10 – допущено не более одной речевой ошибки.


Высший балл по критериям К7–К12 за работу объѐмом от 70 до 150 слов не ставится.


Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается 0 баллов.


Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.




1

Предметные тематические таблицы. Дидактический раздаточный материал.

1. Таблицы:

  • Обобщающие слова при однородных членах

  • Двоеточие в бессоюзном предложении

  • Тире в бессоюзном предложении

  • Знаки препинания при однородных членах

  • Падежные окончания разносклоняемых существительных

  • Падежные окончания существительных

  • Безударные личные окончания глаголов

  • Способы образования слов

  • Правописание О-Е после шипящих и Ц

  • Основные значения приставок - ПРЕ, - ПРИ

  • Буквы Е-И в корнях с чередованием

  • Н и НН в суффиксах имен прилагательных

  • Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

  • Тире между подлежащим и сказуемым

  • Обособление определений

  • Обособление обстоятельств

  • Знаки препинания в сложносочиненном предложении

  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Знаки препинания в бессоюзном сложном

предложении

2. Комплект портретов ученых-филологов.

Кабинет русского языка и литературы

2.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Мультимедийные обучающие программы и электронные

учебники по основным разделам

Репетитор: Русский язык. Экспресс-подготовка к экзамену. 9- 11 класс. Курс русского языка (базовый). Электронный репетитор-тренажер. Программно-методический комплекс для

формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности.

Кабинет русского языка и литературы

3.

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы DVD

Видеоуроки по подготовке к ЕГЭ 2018 ( разбор заданий)

Кабинет русского языка и литературы


Слайды (диапозитивы) по

тематике литературы.

Занимательный русский язык – 2 части


Основные Интернет-ресурсы

«Прошколу» - сайт учителей. Множество разработок по всем предметам, классное руководство и другое.

http://www.proshkolu.ru/




Интернет-портал учителей. Мини-сайты по всем предметам.- http://nsportal.ru/

Сайт разработок по всем предметам. http://www.rusedu.ru/subcat_27.html

«Учительский портал» - сайт для учителей всех предметов. Разработки уроков и мероприятий, методическая помощь. http://www.uchportal.ru/load

«Продленка» - сайт для учителей всех предметов. Конспекты уроков, мероприятия, конкурсы.

http://www.prodlenka.org/

«Педсовет.орг.». Учительский сайт.- http://pedsovet.org/ Профессиональный сайт учителей»Методисту». http://metodisty.ru/

«Филологу».Русский филологический портал. http://www.philology.ru/

«На урок».Сайт учителей. http://nayrok.ru/

«Открытый класс». Сайт учителей разных предметов. http://www.openclass.ru/

«Я иду на урок». http://rus.1september.ru/urok/

«Уроки.Нет». http://www.uroki.net/index.htm

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http :// ruslit . ioso . ru http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный

Портал; www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки




Единого государственного экзамена; nsportal.ru - социальная

сеть работников образования; http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; Газета

«Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» - http://rus.1september.ru; Грамота.Ру: справочно- информационный портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru;

Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала- http://language.edu.ru Культура письменной речи - http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений- http://www.philolog.ru/dahl/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО- http://ruslit.ioso.ru

Крылатые слова и выражения - http://slova.ndo.ru

Кабинет русского языка и литературы




Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) - http://www.mapryal.org

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» - http://www.ropryal.ru

Справочная служба русского языка - http://spravka.gramota.ru Тесты по русскому языку - http://likbez.spb.ruФилологический портал Philology.ru - http://www.philology.ru

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник - www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920

Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру" - www.spravka.gramota.ru/buro.html

Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка- http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com Разработки уроков, методический материал. - http://www.eduhmao.ru/info/1/3790/

«Толковый словарь» Даля - http://vidahl.agava.ru/



Презентации

Презентации по темам: Язык как система. Единицы и уровни языковой системы; Слово и его значение. Однозначные и

многозначные слова; Фразеологизмы; Фигуры речи; Словарь С. И. Ожегова; Лексические, стилистические и контекстные синонимы и их роль в тексте; Бессоюзное сложное

предложение и зависимость его значения от интонации; Правописание н и нн в разных частях речи и работа с текстом при подготовке к ЕГЭ; Лексика и фразеология как система красноречия языка ; Наглядные задания для раздела

"Лексикология. Фразеология" Нормы лексической и грамматической сочетаемости слов; Правописание НЕ с

разными частями речи; Говори правильно; Подготовка к ЕГЭ. Русский язык; Чередующие гласные в корне слова;

Обобщающее повторение частей речи; Простое осложнѐнное предложение; Правописание наречий; Трудные случаи написания Н–НН в полных формах прилагательных и

причастий; Спряжение глагола. Окончание глаголов I и II спряжения; Сложное предложение;Текст как речевое произведение, Орфоэпические нормы русского языка

Кабинет русского языка и литературы


Электронные пособия

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского

языка 10 класс

Кабинет русского языка и литературы


4.

Технические средства обучения (ТСО)



Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором

приспособлений для крепления

карт и таблиц


В материально-техническом оснащении кабинета


Видеомагнитофон,

(видеоплейер), DVD.*


В материально-техническом оснащении

«Екатеринбургский кадетский корпус»


Телевизор с универсальной

подставкой


В материально-техническом оснащении

кабинета


Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой, универсальными портами с приставками для

записи компакт-дисков,

звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками,

микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к

Internet.


В материально-техническом обеспечении «Екатеринбургский кадетский корпус»


Сканер


В материально-техническом

обеспечении «Екатеринбургский кадетский корпус»


Принтер лазерный


В материально-техническом обеспечении «Екатеринбургский

кадетский корпус»


Копировальный аппарат


В материально-техническом обеспечении «Екатеринбургский

кадетский корпус»


Мультимедийный проектор


В материально-техническом

обеспечении «Екатеринбургский кадетский корпус»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!