СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Практикум по психологии" 10-11 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Практикум по психологии" 10-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Углезаводск

Долинского района Сахалинской области







РАССМОТРЕНО

на заседании МС

протокол №___от

__.____.20__г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_____________ Федотова С.Х.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № __ от __.___ 20__г.

Директор МБОУ СОШ с.Углезаводск

_______Качанов А.В.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса



"Практикум по психологии"

10-11 класс



Срок реализации 2 года



Составитель:

Писклёнова Елена Викторовна

Педагог-психолог









с. Углезаводск

2020 г.

Рабочая программа по психологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а так же учебника Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003 г.

в направлении личностного развития:

  • формирование конструктивной, социально-активной жизненной позиции молодого человека на основе развития его личностной стрессоустойчивости, ослабление влияния субъективных стресс-факторов, формирование эффективных индивидуальных поведенческих стилей в процессе переживания стресса;

  • развивать у подростков навыки общения, осознания и выражения своих чувств, понимание и принятие чувств окружающих людей;

  • активизировать механизмы самопознания и самовыражения;

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

  • развивать умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  • развивать способность к дифференциации эмоциональных состояний и рефлексии эмоционального поведения;

  • развивать умения достигать поставленной цели

в метапредметном направлении:

  • познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;

  • познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;

  • обучение способам снятия напряжения;

  • формирование навыков уверенного отказа, безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию.

в предметном направлении:

  • сформировать у подростков адекватную самооценку, снизить потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.

  • сформировать способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.

  • выработать позитивные жизненные цели и мотивацию к их достижению.

  • познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;

  • учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;

  • ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;

  • развивать эмпатию, способность к принятию себя и другого человека.

  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.

Планируемые результаты освоения элективного курса:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  • готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Познавательные УУД

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  • Коммуникативные УУД

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Регулятивные УУД

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Предметные результаты

10 класс

Учащийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • анализировать конфликтные ситуации с одноклассниками и искать компромиссное решение по выходу из конфликта;

  • анализировать собственные личностные особенности, а также личностные особенности одноклассников;

  • учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • поддерживать личностно-доверительный характер взаимодействия в среде сверстников, эффективно действовать индивидуально и в группе;

  • уметь применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • использовать основные способы самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и психической работоспособности, личностного развития и личностных качеств.


Учащийся получит возможность научиться:

  • навыкам самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью, поведением;

  • видам речевой деятельности, обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • навыкам критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для психологии как науки;

  • умению обобщать, анализировать и оценивать информацию: психологические теории, концепции, факты, имеющие отношение к личностному развитию;

  • представлениям о методах познания психологически процессов;

  • навыкам оценивания психологической информации, умений поиска информации в источниках различного типа с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов личностного развития;

  • способности к личностному самоопределению и самореализации в профессиональной деятельности, владение этикой деловых отношений;

  • умениям сохранять эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях, а также навыками саморегуляции;

  • технологиям укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности в учебной и производственной деятельности.

11 класс

Выпускник научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • строить понятные для партнера высказывания;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • учитывать позиции других людей – партнеров по общению или деятельности;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • учитывать разные мнения;

  • наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность.

Выпускник получит возможность научиться:

  • брать ответственность за свое поведение;

  • формируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения;

  • вырабатывать позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.


Содержание курса «Практикум по психологии»

10 класс

Программа курса для 10 класса охватывает все основные разделы общей психологии. Используя данные современных психологических теоретических и эмпирических исследований, научно-популярные источники совершена попытка систематизировать обширный литературный материал в целостную логически завершенную систему психологических знаний, адаптированный для восприятия подросткового и раннего юношеского возраста.

В разделе «Общая психология», кроме традиционных тем общей психологии, выделены специальные темы: «Способность к творчеству», «Интерес и успешность в деятельности», «Самооценка способностей», которые имеют прямое отношение к формированию личности старшеклассника, развитию самопонимания, выработке собственной жизненной позиции.

Раздел «Теории личности» построен по принципу «от общего к частному». Для достижения стратегических целей программы (формирования гуманистического мировоззрения, выработка собственной позиции, развитие способности к критической переработке информации, осознанию неоднозначности интерпретации многих сложных феноменов человеческой психики и поведения) в программу изучения курса введены изложения наиболее известных теорий личности. В программе представлены психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, гуманистическая психология А.Маслоу, бихевиоризм.

Раздел «Возрастная психология» включает в себя изучение процессов формирования и развития личности в онтогенезе. Периодизация детского развития по Д. Б. Эльконину и Д. И. Фельдштейну. Знания в данной области способствует осознанию старшеклассником важности своего юношеского возраста, особенностей критических периодов в жизни человека и перспективы личностного становления.

Структура занятия:

Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного занятия. В структуре занятия выделяется следующие этапы хода занятия: объявление целей и задач занятия, повторение пройденного, изучение нового материала, практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов.

Введение. (1ч)

Инструктаж по технике безопасности в учебном кабинете. Понятие о психологии как науке. Что изучает психология. Головной мозг и психика. Зависимость психической деятельности человека от особенностей его нервной системы. Значение психологии для познания самого себя и других, для успешного осуществления учебной и иной деятельности, для общения и взаимодействия с окружающими людьми, для самовоспитания и выбора профессии. Психологические свойства личности.

Тема 1. Общая психология. Познавательные процессы (7 ч)

Общие способности. Познавательные процессы:, внимание, память, мышление Понятие интеллекта. Трехмерная модель интеллекта по Дж. Гилфорду. Способность к учению. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Строение и функциональная организация мозга. Функциональная асимметрия мозга. Межполушарные различия. Способность к творчеству. Интерес и успешность в деятельности. Самооценка способностей. Психологические практикумы в форме обобщающих уроков.

Тема 2. Теории личности (8 ч)

Человек как индивид. Человек как личность. Человек как индивидуальность. Теории личности. Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд). Индивидуальная теория личности (А.Адлер). Бихевиоризм. Неофрейдизм. Социокультурная теория личности К. Хорни. Концепция "гуманистического психоанализа" Э. Фромма. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс). Современные теории личности. Психологические практикумы в форме обобщающих уроков. Организация индивидуальной проектной деятельности учащихся в области Психология.

Тема 3. Личность (10 ч)

Что такое темперамент. Психологические характеристики темпераментов. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Что такое характер? Типология характеров Э. Кречмера. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду. Социальные типы характеров по Э. Фромму. Психологический практикум в форме обобщающего урока. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека, в регуляции его деятельности и общения. Теории воли. Развитие воли у человека. Виды и роль эмоций в жизни человека. Понятие об эмоциях. Классификация и виды эмоций. Психологические теории эмоций. Эмоции и личность. Понятие мотива и мотивации Психологические теории мотивации. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

Психологическое содержание и значение «Я-концепции» как образования, обеспечивающего целостность личности и возможности её развития. Самооценка и уровень притязаний. Локус контроля. Проблема проявлений личности в поведении. Профилактика аддиктивного поведения. Предварительная защита индивидуальных проектов.

Тема 4. Возрастная психология (7 ч)

Формирование и развитие личности в онтогенезе. Периодизация детского развития по Д. Б. Эльконину и Д. И. Фельдштейну. Психологические особенности ребенка. Младенчество, детство. Концепция развития детской речи и мышления Л. С. Выготского. Подростковый возраст. Особенности социально-психологической ситуации личностного развития подростка. Юность. Самовоспитание подростков и юношей. Зрелость. Социальная ситуация развития в зрелости, ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Психологические практикумы в форме обобщающих уроков.

11 класс

Содержание данной части в большей степени отводится на использование активных форм работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности.

При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке навыков конструктивного общения в деловом, личностном и семейном общении.

При изучении темы «Конфликтология» рассматриваются типы конфликтных ситуаций, этапы развития конфликта. Изучаются способы нормативного управления конфликтами. Анализируются признаки школьных конфликтов, травли, их причины, вместе с учащимися делается вывод о значительном влиянии на личность ребенка отношений в классном и школьном коллективе. Практические навыки управления конфликтами и приемами ведения переговоров учащиеся осваивают в ходе осуществления деятельности Школьной службы примирения.

Практическую направленность имеют уроки, позволяющие школьникам овладеть приемами саморегуляции, развить способность к позитивному мышлению, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. В чрезвычайно важных и актуальных для раннего юношеского возраста темах «Дружба», «Любовь», «Экология любви» затрагиваются проблемы уникальности человеческих чувств, необходимости бережного отношения к чужим чувствам, умения отличать открытые и серьезные отношения от психологического насилия и манипуляции.

Введение. (1ч)

Инструктаж по технике безопасности в учебном кабинете. Цели курса для самоосознания и саморазвития обучающихся. Понятие о психологии межличностных отношений. Понятие общения. Роль общения в психическом развитии человека.

Тема 1. Общение (7 ч)

Общение. Структура и средства общения. Невербальные средства общения. Речевые средства общения. Позиции в общении. Стили общения. Манипулирование и противостояние влиянию. Психологический практикум в форме обобщающего урока по теме «Общение». Проведение занятий в форме психологического тренинга

Подготовка группы к тренинговой работе, установка правил взаимодействия. Организация знакомства участников в процессе самовыражения. Возможность вступать во взаимодействие с различными группами одноклассников. Развитие уверенности в себе, демонстрация своих эмоций. Развитие спонтанности и импровизационности, расширение репертуара поведенческих моделей и развитие группового взаимодействия.

Тема 2. Межличностные отношения (8 ч)

Определение дружбы. Основные характеристики дружеских взаимоотношений, их цели, содержание и регулирующие правила. Дружба как предшественница любви. Любовь как высшее человеческое чувство. Любовь как способность и стремление человека к самосовершенствованию. Дружба, любовь и вражда как противоположные виды интимных человеческих отношений. Общее определение вражды.

Интеллектуальная, моральная и мотивационная совместимость людей. Одиночество. Личностные, психологические и поведенческие характеристики одинокого человека. Отношение одинокого человека к самому себе и его самооценка. Реакции разных людей на одиночество. Типология отношений одиночества. Роль раннего детского опыта в возникновении одиночества у взрослых людей. Психологические защиты, барьеры в общении Индивидуальная проектная деятельность в области Психология межличностных отношений.

Тема 3. Конфликтология (10 ч)

Структура конфликтной ситуации: конфликтное пространство, временные рамки, социальная система, противостояния. Нормативное управление конфликтов. Управление конфликтом. Сотрудничество. Умение вести переговоры. Руководитель – посредник конфликтов.

Управление конфликтами и стрессами. Контроль эмоций.

Совместная творческая деятельность на основе сотрудничества. Возможность вступать во взаимодействие с различными группами одноклассников. Проживание ситуации доверия и ответственности. Школьная травля, буллинг, кибербуллинг. Школьная служба примирения (медиации). Практикум по восстановительной медиации.

Психологические практикумы в форме обобщающих уроков. Предварительная защита индивидуальных проектов.

Тема 4. Эмоциональный мир человека (7 ч)

Эмоциональный интеллект как предиктор жизненной успешности. Понятие эмоционального интеллекта и социального интеллекта по Дж. Майеру, Р. Бар-Ону. Положительные и отрицательные эмоции. Страх и тревога. Стресс и фрусстрация. Снижение уровня тревожности, напряжения и усталости. Релаксация участников, развитие спонтанности и рефлексии. Приемы саморегуляции: Кинезиотерапия, Арт-терапия.

Жизненные цели и временная перспектива. Проектирование жизненного пути. Профессиональное самоопределение Социальное самоопределение. Семья и гендерные особенности. Рефлексия курса. Подведение итогов

Учебно-тематический план 10 класс



Темы занятий

кол-во часов

1.

Общая психология. Познавательные процессы

8

2.

Теории личности

7

3.

Личность

11

4.

Возрастная психология

8


Итого

34


Учебно-тематический план 11 класс



Темы занятий

кол-во часов

1.

Введение в курс. Общение.

8

2.

Межличностные отношения

7

3.

Конфликтология

10

4.

Эмоциональный мир человека

9


Итого

34




Календарно-тематическое планирование

10 класс

Темы занятий

Количество часов

Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.


Общая психология. Познавательные процессы




1.1

Познавательные процессы. Внимание



1.2

Познавательные процессы. Память



1.3

Познавательные процессы. Мышление



1.4

Практическая работа по теме: «Структура интеллекта»



1.5

Творческие способности. Креативность.



1.6

Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга.




2.

Теории личности




2.1.

Личность. Сущность, определение.



2.2

Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд)



2.3.

Индивидуальная теория личности (А.Адлер)



2.4.

Бихевиоризм





2.5.

Неофрейдизм



2.6

Гуманистическая психология (А.Маслоу, К. Роджерс)



2.7



Практикум по теме «Теории личности»











3.



Личность













3.1

Темперамент





3.2

Характер





3.3

Воля





3.4

Эмоции и чувства





3.5

Мотивация





3.6

Самосознание «Я концепция»





3.7

Самооценка и уровень притязаний. Локус контроля





3.8

Профилактика аддиктивного поведения





3.9

Психологический практикум по теме «Личность»





4.

Возрастная психология







4.1

Формирование и развитие личности





4.2

Психологические особенности ребенка





4.3

Младенчество. Детство.





4.4

Подростковый возраст





4.5

Юность





4.6

Зрелость





4.7

Психологический практикум по теме «Возрастная психология»










Календарно-тематическое планирование

11 класс

Темы занятий

Количество часов

Планируемые сроки прохождения

Скорректированые сроки прохождения

1.


Введение в курс.




1.1

Общение. Структура и средства общения



1.2

Невербальные средства общения



1.3

Речевые средства общения



1.4

Позиции в общении



1.5

Стили общения



1.6

Манипулирование и противостояние влиянию




1.7

Психологический практикум по теме «Общение»



2.

Межличностные отношения




2.1.

Дружба



2.2

Любовь. Экология любви



2.3.

Вражда



2.4.

Одиночество




2.5.

Межличностные отношения в группах



2.6

Психологические защиты, барьеры в общении



2.7



Практикум по теме «Межличностные отношения»











3.



Конфликтология













3.1

Конфликт. Классификация конфликтов, стили конфликтного поведения.





3.2

Управление конфликтом. Сотрудничество





3.3

Управление конфликтом. Умение вести переговоры





3.4

Нормативное управление конфликтов. Разновидности норм и их роль.





3.5

Управление конфликтами и стрессами. Контроль эмоций





3.6

Руководитель – посредник конфликтов





3.7

Школьная травля, буллинг, кибербуллинг.

Школьная служба примирения





3.8

Психологический практикум по теме «Конфликтология»





4.

Эмоциональный мир человека







4.1

Эмоциональный интеллект как предиктор жизненной успешности





4.2

Отрицательные эмоции. Страх и тревога. Стресс и фрустрация





4.3

Приемы саморегуляции: Кинезиотерапия. Арт-терапия





4.4

Практикум по теме «Навыки саморегуляции»





4.5

Жизненные цели и временная перспектива





4.6

Проектирование жизненного пути. Профессиональное самоопределение





4.7

Социальное самоопределение. Семья и гендерные особенности.





4.8

Подведение итогов