СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Процент-О!Мания!» для 8-9 классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Процент-О!Мания!» для 8-9 классов»











Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42»

города Магнитогорска













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


«Процент-О!Мания!»


для 8-9 классов










Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 2 года













Составители: Лысюк Т.Н., Васильева Е.В.,

учителя математики










Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе авторской программы Погребняковой И.В. Проценты 9 класс, помещенной в сборнике: Перечень элективных курсов по предпрофильной подготовке и профильному обучению, 2010 г

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 8-9 класса, рассчитан на 68 часов.

Курс является предметно-ориентированным в рамках предпрофильной подготовки. Расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности в математике.

Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Интенсивная математизация различных областей человеческой деятельности особенно усилилась с внедрением современных информационных технологий, требующих математической грамотности человека буквально на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку, это способствует «вхождению» в современную информационно-экономическую среду и, в конечном счете, облегчает социализацию.

Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Учащиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, чтении газет, просмотре телепередач. Умением грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления обладают далеко не все учащиеся, хотя многие из них ориентированы на поступление в высшие учебные заведения. Практика показывает, что очень многие окончившие школу не только не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни, но даже не понимают смысла процентов, как доли от некоторой заданной величины. Происходит это потому, что проценты изучаются на первом этапе основной школы, в 5-6 классах, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.

В последнее время экзамен по математике проводится в новой форме, и в контрольно-измерительных материалах присутствует задача на проценты. Специфика темы такова, что значительное позитивное влияние на знания и умения учащихся оказывает последующее обучение, причем не математике, а химии, где процентные расчеты являются существенным элементом содержания обучения, об этом свидетельствуют и приемы решения задач, и способы записи их решения.

Цели курса:

  • Систематизировать знания учащихся по теме «Проценты», полученные ранее.

  • Расширить представления учащихся о процентных вычислениях за счет обогащения жизненного опыта разнообразным спектром задач.

  • Способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, умения работать с дополнительной литературой.

  • Способствовать осознанному выбору профиля дальнейшего обучения.

Задачи курса:

  • формировать умение грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления;

  • формировать культуру решения задач, культуру поиска способа решения задач;

  • помочь учащимся в освоении методов и способов решения нестандартных заданий и заданий повышенной сложности на уровне, превышающим уровень государственных образовательных стандартов;

  • развивать способности учащихся к исследовательской и проектной деятельности;

  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

  • подготовка учащихся к итоговой аттестации.


Требования к уровню усвоения курса:

по окончанию изучения курса учащиеся должны

знать /понимать:

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами;

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач,

  • понятие процента;

иметь представление: о применении процентов в повседневной жизни;

уметь:

  • представлять проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;

  • находить проценты от величины, величину по ее проценту;

  • выражать отношения в процентах;

  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и химических;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • выполнения расчетов практического характера;


Основные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Формы учебных занятий:

семинары, практические занятия, зачетные самостоятельные работы.

Планируется организация разных форм деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Возможно проведение некоторых занятий в форме семинара, с предварительной подготовкой учащихся и самостоятельным поиском способов решения с их последующим обсуждением.


Содержание курса

8 класс


Тема 1. Проценты

Сферы применения процентных расчётов. Понятие процента, основные соотношения на процентные расчёты, нахождение процента от числа, числа по его проценту, составление процентного отношения. Решение типовых задач на проценты.


Тема 2. Проценты и уравнения

Алгоритм решения задач методом составления уравнений. Решение задач на числах с постепенным обобщением решения. Решение более сложных задач на процентные расчёты методом составления уравнений.


Тема 3. Комбинированные задачи


Задачи на работу, процентное содержание и процентный прирост. Формула начисления «сложных процентов», формула простого процентного роста. Решение задач на применение формул.


Тема 4. Прикладные задачи


Использование процентных расчётов в жизненных ситуациях, в банковском деле, на производстве, в бизнесе и т.д.Понятие объёмной (массовой) концентрации, объёмной (массовой) процентной концентрации. Решение задач, связанных с понятиями «концентрация», «процентное содержание». Решение задач, предлагаемых на уроках химии, физики, решение экономических задач, задач на процентный прирост.


9 класс


Тема 1. Проценты и процентные отношения.

Простейшие задачи на проценты: а) нахождение процентов от данного числа: б) нахождение числа по известной его части, выраженной в процентах; в) процентное отношение двух чисел. Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая пропорциональная зависимость. Решение задач из экзаменационных материалов.

Тема 2. Текстовые задачи с практическим содержанием.

Решение задач с помощью уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений. Простые и сложные проценты. Решение задач из экзаменационных материалов.

Тема 3. Задачи на концентрацию и процентное содержание.

Процентное содержание. Процентный раствор. Концентрация. Задачи на смеси и сплавы. Решение задач из экзаменационных материалов.

Тема 4. Занимательные задачи, олимпиадные задачи, задания из вариантов ЕГЭ.


Учебно-тематическое планирование



8 класс

№ №

п/п

Тема занятия


Кол-во

часов

Форма

занятия

Форма

контроля

Тема 1. Проценты 10ч.

1.

Понятие процента. Сферы применения процентных расчётов. Понятие процента, основные соотношения на процентные расчёты, нахождение процента от числа, числа по его проценту, составление процентного отношения.

6

лекция


2.

Решение типовых задач на проценты.

4

лекция, практикум

тест

Тема 2. Проценты и уравнения.10ч.

3.

Алгоритм решения задач методом составления уравнений.

4

лекция, практикум


4.

Решение задач на числах с постепенным обобщением решения.

4

беседа, практикум

с/р

5.

Решение более сложных задач на процентные расчёты методом составления уравнений.

2

практикум

зачетная работа

Тема 3. Комбинированные задачи. 10ч.

6.

Задачи на работу, процентное содержание и процентный прирост.

4

лекция, практикум

с/р

7.

Формула начисления «сложных процентов», формула простого процентного роста.

4

лекция, практикум


8.

Решение задач из экзаменационных материалов.

2

практикум

зачетная работа

Тема 4. Прикладные задачи, 4ч.

9.

Использование процентных расчётов в жизненных ситуациях, в банковском деле, на производстве, в бизнесе и т.д.Понятие объёмной (массовой) концентрации, объёмной (массовой) процентной концентрации.

2

семинар

Зачетная работа

10.

Решение задач, связанных с понятиями «концентрация», «процентное содержание».

2

семинар

Творческие работы



9 класс


№ №

п/п

Тема занятия


Кол-во

часов

Форма

занятия

Форма

контроля

Тема 1. Проценты и процентные отношения. 8ч.

1.

Понятие процента. История возникновения. Дроби и проценты

2

лекция


2.

Простейшие задачи на проценты

2

лекция, практикум

тест

3.

Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая пропорциональная зависимость.

2

лекция, практикум


4.

Решение задач из экзаменационных материалов

2

практикум

зачетная работа

Тема 2. Текстовые задачи с практическим содержанием.10ч.

5.

Решение задач с помощью уравнений и систем уравнений

4

лекция, практикум

с/р

6.

Простые и сложные проценты

4

беседа, практикум


7.

Решение задач из экзаменационных материалов

2

практикум

зачетная работа

Тема 3. Задачи на концентрацию и процентное содержание. 10ч.

8.

Процентное содержание, процентный раствор. Концентрация.

4

лекция, практикум


9.

Задачи на смеси и сплавы.

4

лекция, практикум

с/р

10.

Решение задач из экзаменационных материалов

2

практикум

зачетная работа

Тема 4. Занимательные задачи, олимпиадные задачи, задания из вариантов ЕГЭ. 6ч.

11.

Решение задач

4

семинар

Зачетная работа

12.

Проценты на все случаи жизни

2

семинар

Творческие работы







Литература

  1. Буданцева М.Б. Алгебра. 9 класс. Типовые тестовые задания. ЕГЭ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра: Учеб. Пособие для учащихся 7 -11 кл. Челябинск: «Взгляд», 2004.

  3. Гальперин Г.А., Толпыго А.К. Московские математические олимпиады. Под ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 1983.

  4. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В. Единый государственный экзамен 2007. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.

  5. Дьячков А.К., Иконникова Н.И., Казак В.М. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзамену по алгебре (9 класс). Выпуски 1-4. Сборник контрольно-измерительных материалов. Челябинск: ИП ИЦ «РОСТ», ООО «ЮжУралИнформ», 2004-2009.

  6. Звавич Л.И., АверьяновД.И.,Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе. М.: Просвещение, 2007.

  7. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра: сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 кл. – М.: Просвещение, 2009.

  8. Минаева С.С., Колесникова Т.В. Математика. 9 класс. Государственная (итоговая ) аттестация ( в новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  9. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни: Учебное пособие для учащихся, абитуриентов и учителей. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1996.

  10. Сборник задач по математике с решениями, 7 – 11кл. Под ред. М.И.Сканави. – М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.




















1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!