СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Речеведение" для 10 класса 35часов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа поможет обучающимся развивать метапредметные умения, создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.   

 

 

  

 

Программа поможет обучающимся создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.  Программа поможет обучающимся создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.  Программа поможет обучающимся создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.  Программа поможет обучающимся создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.  Программа поможет обучающимся создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.  Программа поможет обучающимся создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.  Программа поможет обучающимся создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Речеведение" для 10 класса 35часов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.






«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 31.08.2016 №194

_____________ С.А. Гордиенко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по РЕЧЕВЕДЕНИЮ

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 10 класс

Количество часов 33часа

Учитель Петренко Лиана Эстатьевна

Программа разработана на основе программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторы-составители: А.И. Власенков и Л.М.Рыбченкова– М.: Дрофа,









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа курса «Речеведение» для 10 класс составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);


  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

  • приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

  • приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.03.2016 № 199 «О признании организаций областными инновационными площадками и о прекращении деятельности областных инновационных площадок»;

  • письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  • приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2016 -2017 учебный год»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района от 04.12.2013 №433 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательные учреждения Зерноградского района в 2014-2015 учебном году»;

  • приказ управления образования Администрации Зерноградского района Ростовской области от 26.04.2016 № 237 «О формировании недельных учебных планов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Зерноградского района на 2016-2017 учебный год»;

  • приказ МБОУ Донской СОШ от 14.06.2016 № 144 «Об утверждении учебного плана на 2016-2017 учебный год»;

  • Устав МБОУ Донской СОШ (утверждён приказом управления образования Администрации Зерноградского района от 11.06.2015 №266);

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;




Программа элективного курса «Речеведение» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 33 часа. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория русского учёного-лингвиста В.В.Виноградова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями:

стилистикой ресурсов языка,

функциональной стилистикой,

стилистикой художественной литературы.

Текст – понятие, которому служат все разделы учебного курса – фонетика, лексика, грамматика, словообразование, стилистика, правописание.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку показывает, что нужно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Программа поможет обучающимся создавать рефераты, аннотации, рецензии, делать выписки, составлять тезисы, углубит знания о тексте. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед сочинением по литературе.

Курс предусматривает и теоретические, и практические занятия. Практическая часть обеспечивается материалами учебника А.И.Власенкова, Л.Н.Рыбченковой. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи, а также текстами из учебно-тренировочных и контрольно-измерительных материалов к ЕГЭ. За учителем остается возможность выбора текстов для анализа.

Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых

– выработать у учащихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты – отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила.

В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:

— изучение теоретических сведений;

— работа с лекционным материалом;

— конспектирование материала;

— анализ предложений по темам;

— работа с официально-деловыми бумагами.

Программа элективного курса “Речеведение” включает материал, не содержащийся в базовой программе по русскому языку: грамматическая стилистика и лексическая стилистика, а также содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся о стилистическом использовании форм частей речи, лексической сочетаемости слов, стилистических функциях синонимов, антонимов и др.Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Предусматривается формирование умений и навыков в области культуры чтения, составления деловых бумаг; умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся. Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.

Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим материалом, практическим, использование наглядности, художественной литературы, официальных бумаг. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов. В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Программа основывается преимущественно на активных методах обучения (исследовательские, проблемные и т.д.). Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Учащиеся должны овладеть нормами литературного языка, наиболее целесообразно использовать средства языка в соответствии с содержанием текста, его жанром и назначением. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.








Цели курса:

  • -расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний;

  • -совершенствование практических, коммуникативных умений учащихся.

Задачи курса:

  • -ознакомление учащихся с основными понятиями стилистики;

  • -расширение и углубление знаний учащихся о стилистических средствах языка;

  • -углубление знаний учащихся о функциональных стилях речи;

  • - предупреждение речевых и грамматических ошибок,

  • -отработка умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки;

  • - вырабатывать умение редактировать текст.


3. Планируемые результаты освоения учебного курса


В результате учащиеся должны иметь представление:
— о стилистике как учебной дисциплине, её структуре, её связи с другими лингвистическими науками;

знать

— содержание понятий «языковая норма», «стилистическая окраска», «стилистические средства», «стиль речи» и т.д.;

— стилистические средства языка (фонетические, лексические, грамматические);

— стилистическую синонимию различных языковых средств;

— особенности функциональных стилей речи;

— природу типичных орфоэпических, речевых и грамматических ошибок, их классификацию;

уметь

— определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей;

— находить в тексте стилистические средства разных уровней языка;

— различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка;

— оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств;

— владеть нормами литературного языка, правильно употреблять языковые средства в зависимости от коммуникативной целесообразности;

— пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка;

— исправлять речевые и грамматические ошибки в предложении и тексте;

4. Содержание учебного курса «Речеведение»

Текст, его строение и виды его преобразования. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста

Назначение текста. Две стороны в тесте: содержание и языковое оформление этого содержания (отбор содержания с учётом темы текста, намерений автора, потребностей адресата выбор языковых средств в зависимости от содержания текста, особенностей его смыслового типа, стилистических намерений втора, адресата). Абзац. Способы и средства связи между частями текста .Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Речь. Функциональные стили речи . Стилистика как раздел науки о языке. Стилистика в Древней Греции, Древнем Риме. Вклад М.В.Ломоносова в науку о стилях языка и речи. Функциональные стили речи , их общая характеристика.

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.

Научный стиль речи .

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Доклад, реферат, тезисы, рецензия.

Официально-деловой стиль речи

Устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. Извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме)..


Публицистический стиль речи.

Публицистический стиль, его особенности , жанры и жанровые черты. Культура публичной речи. Сочинение-рассуждение на основе текста публицистического стиля речи . (конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, интерпретация читаемого текста, создание своего высказывания, уточнение темы и основной мысли, выстраивание композиции отбор языковых средств, объяснение их роли в тексте, выбор стиля и типа речи). Публичная речь на заданную тему.

Художественный стиль речи.

Категории текста художественного стиля: человек, природа, пространство, время, жизненные обстоятельства.Лингвистический анализ художественного текста.

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Эстетическая функция языка в художественном произведении. Богатство, выразительность, уместность, точность, логичность, чистота и др. как основные качества хорошей реи. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие художественную речь. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Разговорный стиль. Разговорная речь, её особенности : общение в быту, в семье, неофициальное общение на производстве. Общение как основная функция разговорного стиля речи.Противопоставленность разговорного стиля речи всем книжным стилям. Жанры разговорного стиля: беседа, телефонный разговор. частная переписка, дневниковая запись. Языковые особенности разговорного стиля: фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические. Письмо , жанровые черты эпистолярного жанра.


5. Тематическое планирование курса «Речеведение»

Разделы курса, темы

Кол-во часов

1

ТЕКСТ

Текст.Способы и средства связи между частями текста. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста.

Абзац.

Виды сокращений текста. Тезисы. Конспект. Тематический конспект.

Аннотация. РецензияРеферат.

5

2

ТИПЫ РЕЧИ

Типы речи. Повествование.

Описание

Рассуждение

Типологический анализ текста

4

3

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Научный стиль речи Научно-популярный подстиль.

Научный стиль речи и его лексические особенности.

Научный стиль речи и его морфологические и синтаксические особенности.

3

4

Официально-деловой стиль речи. Официально-деловой стиль речи.Сферы использования.

Официально-деловой стиль речи. Составление деловых бумаг.

2

5

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Публицистический стиль речи и его лексические особенности.

Особенности публицистического стиля речи:средства эмоциональной выразительности

Жанры публицистического стиля

Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Публичная речь на заданную тему.

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста публицистического стиля речи . Написание сочинения-рассуждения на основе текста публицистического стиля речи .

8

6

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Общая характеристика художественного стиля речи

Виды тропов : эпитеты, сравнения, метафоры и др.)

Стилистические фигуры (гипербола, градация, синекдоха, метонимия и др.)

Стилистические фигуры (риторический вопрос, парцелляция и др.)

Анализ лирического стихотворения

Практикум «Анализ лирического стихотворения»

Изложение по тексту художественного стиля

Практикум «Изложение по тексту художественного стиля»

8

7

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. Характеристика особенностей разговорного стиля

Письмо , жанровые черты эпистолярного жанра

Итоговая контрольная работа(Стилистический анализ текста)

3





6. Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

план

Дата

факт

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Вид контроля

(мониторинг)

1-я четверть 8 часов




ТЕКСТ



1

6.09


Текст. Способы и средства связи между частями текста. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста


Анализ текста

2

13.09


Абзац



3

20.09


Виды сокращений текста. Тезисы. Конспект. Тематический конспект


Составление тезисов к тексту публ.стиля

4

27.09


Аннотация. Рецензия


Аннотация на книгу.

Рецензия на (книгу, кинофильм,

Спектакль)

5

4.10


Реферат.





ТИПЫ РЕЧИ



6

11.10


Типы речи. Повествование.



7

18.10


Описание



8

25.10


Рассуждение


Сочинение-миниатюра

2-я четверть 7 часов

9

8.11


Практикум:типологический анализ текста






НАУЧНЫЙ СТИЛЬ



10

15.11


Научный стиль речи Научно-популярный подстиль.



11

22.11


Научный стиль речи и его лексические особенности.



12

29.11


Научный стиль речи и его морфологические и синтаксические особенности.


Анализ текста научного стиля




Официально-деловой стиль речи



13

6.12


Официально-деловой стиль речи.Сферы использования.



14

13.12


Официально-деловой стиль речи. Составление деловых бумаг.






ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ



15

20.12


Публицистический стиль речи и его лексические особенности.



3-я четверть 11часов

16

10.01


Особенности публицистического стиля речи:средства эмоциональной выразительности



17

17.01


Жанры публицистического стиля



18

24.01


Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.



19

31.01


Устное выступление. Доклад. Дискуссия.



20

7.02


Публичная речь на заданную тему.



21

14.02


Подготовка к сочинению-рассуждению на основе текста публицистического стиля речи .



22

21.02


Написание сочинения-рассуждения на основе текста публицистического стиля речи .


Сочинение-рассуждение




ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ



23

28.02


Общая характеристика художественного стиля речи



24

7.03


Виды тропов : эпитеты, сравнения, метафоры и др.)



25

14.03


Стилистические фигуры (гипербола, градация, синекдоха, метонимия и др.)



26

21.03


Стилистические фигуры (риторический вопрос, парцелляция и др.)









4-я четверть 7 часов

27

4.04


Анализ лирического стихотворения



28

11.04


Практикум «Анализ лирического стихотворения»



29

18.04


Изложение по тексту художественного стиля



30

25.04


Практикум : анализ текста художественного стиля






РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ



31

2.05


Характеристика особенностей разговорного стиля



32

16.05


Письмо , жанровые черты эпистолярного жанра


Написание письма

33

23.05


Итоговая контрольная работа (Стилистический анализ текста)


Итоговая контрольная работа


7.Информационно-методическое обеспечение

Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».

Т.А.Балясникова «Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С ) 10-11 классы

Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.

Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.

В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.

Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.

Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении на ЕГЭ по русскому языку»

В.Я.Рыбникова «Готовим учащихся к выполнению задания «С»

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

Ресурсы для дистанционных форм обучени

Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru

Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru

Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru

Открытый колледж – http://www.college.ru

ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.



«Согласовано»

Протокол заседания

Методического совета МБОУ Донской СОШ

От 30.08.2016 года №1

Руководитель МС



-------------------Тарасенко И. А.









« Согласовано»

Заместитель директора по УВР


--------------------Тарасенко И. А.

30. 08.2016 года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!