СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Решение тестовых задач по математике повышенной трудности»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Решение тестовых задач по математике повышенной трудности» 10-11 классы, расчитанная на 68 часов (2 года обучения)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Решение тестовых задач по математике повышенной трудности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ЗАОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР МБОУ»Усть-Заостровская СОШ»

___________/И.А. Елисеева/

« » 2017г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «Усть-Заостровская СОШ»

___________/О.И.Рыбалко/

Приказ № от 2017














Рабочая программа элективного курса

«Решение тестовых задач по математике

повышенной трудности»

Ф.И.О учителя: Ноженко О.В.





















2017 г.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Решение тестовых задач по математике повышенной трудности» разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике (базовый уровень) и с учетом программ для общеобразовательных учреждений (Алгебра и начала математического анализа 10-11, сост. Бурмистрова Т.А. –М.: Просвещение, 2011).

Основная задача обучения математики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, требующие математической подготовки.

Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям.

Данная программа предназначена для занятий в 10-11 классах. Программа поможет учащимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, которые не изучаются в школьном курсе.

Каждое занятие направлено на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, а главное, порешать интересные задачи повышенного уровня. Расширяя математический кругозор, программа значительно совершенствует технику решения сложных, конкурсных и олимпиадных заданий.

Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Элективный курс «Решение тестовых задач по математике повышенной трудности» рассчитан на 68 часов (34ч в 10 классе и 34ч в 11 классе) и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение.

Основные цели курса:

  • оказание индивидуальной, систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении теории курса алгебры, геометрию;

  • создание условий для развития творческого потенциала при решении задач повышенной сложности.

Основные задачи курса:

Обучающие:

  • Сформировать умения решать задания повышенной сложности;

  • Расширить сферу математических знаний учащихся;

Развивающие:

  • развитие умения уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;

  • развитие умения составлять алгоритмы решения текстовых и геометрических задач;

  • развитие умения решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;

  • развитие умения применять различные методы исследования элементарных функций и построения их графиков;

Воспитательные:

  • рассмотреть практическую значимость использования математических знаний в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;

  • создать положительную мотивацию обучения;

  • воспитание аккуратности, последовательности в действиях, умение чётко выражать свои мысли.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:

1. Выражения

Числа, корни и степени

1. Степень с натуральным, целым, рациональным показателем

2. Дроби, проценты, рациональные числа

3. Корень степени 1 и его свойства

Основы тригонометрии

4. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа

5. Основные тригонометрические тождества

6. Формулы приведения

Логарифмы

7. Логарифм числа и его свойства.

Преобразования выражений

8. Преобразования алгебраических выражений.

9. Преобразования тригонометрических выражений

10. Преобразование логарифмических выражений.

2. Текстовые задачи

11. Задачи на смеси и сплавы

12. Задачи на проценты.

13. Задачи с целыми и простыми числами.

14.Задачи на движение

15.Задачи на совместную работу

3. Уравнения и неравенства

Уравнения

16. Квадратные уравнения

17. Рациональные уравнения

18. Иррациональные уравнения

19. Тригонометрические уравнения

20. Показательные уравнения

21. Логарифмические уравнения

22. Системы уравнений с двумя неизвестными

Неравенства

23. Квадратные неравенства

24. Рациональные неравенства

25. Показательные неравенства

26. Логарифмические неравенства

27. Метод интервалов

28. Системы неравенств

4. Функции и графики

29. Основные свойства функций.

30. Функциональная зависимость в реальных процессах.

31. Графический подход к решению задач с параметрами.

32. Графики производной функции.

5. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей

33. Статистические характеристики.

34.Формулы комбинаторики.

35.Вероятностно-комбинаторные задачи.

6. Решение задач по геометрии.

36. Решение треугольников.

31. Практические задачи по геометрии.

37. Многогранники и тела вращения.

7. Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса.

38. Обобщающий урок по курсу практикума.

39. Тренировочно-диагностическая работа.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

п/п

Разделы, темы

К-во часов


1. Выражения.

10

1

Числа, корни и степени.

3

2

Основы тригонометрии.

3

3

Логарифмы.

1

4

Преобразования выражений.

3


2. Текстовые задачи

10

5

Задачи на смеси и сплавы.

2

6

Задачи на проценты.

2

7

Задачи с целыми и простыми числами.

2

8

Задачи на движение

2

9

Задачи на совместную работу

2


3. Уравнения и неравенства.

14

10

Уравнения.

8

11

Неравенства.

6


4. Функции и графики.

12


5. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей.

10


6. Решение задач по геометрии.

10


7. Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса.

2


Итого

68


Изучение каждой темы подразумевает самостоятельную работу, которая позволяет проверить знания и умения.

Организация работы на занятиях должна несколько отличаться от работы на уроке: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, и, тем самым, самостоятельно добиваться результата.

Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности:

- учащийся получает «зачет», если посетил не менее 65% занятий по этому курсу и выполнил 65% заданий самостоятельных работ.

- учащийся получает «незачет», если посетил менее 65% занятий по этому курсу и выполнил менее 65% заданий самостоятельных работ


Предлагаемый элективный курс соответствует:

  • современным целям общего образования;

  • основным положениям концепции профильной школы; перспективным целям математического образования в школе.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

1

Выражения.

10


Числа, корни и степени

3

1

Степень с натуральным, целым, рациональным показателем.

1

2

Дроби, проценты, рациональные числа.

1

3

Корень степени 1 и его свойства.

1


Основы тригонометрии

3

4

Синус, косинус, тангенс и котангенс числа.

1

5

Основные тригонометрические тождества.

1

6

Формулы приведения.

1


Логарифмы

1

7

Логарифм числа и его свойства.

1


Преобразования выражений

3

8

Преобразования алгебраических выражений.

1

9

Преобразования тригонометрических выражений

1

10

Преобразование логарифмических выражений.

1

2

Текстовые задачи

10

11

Задачи на смеси и сплавы: разбавление, концентрация.

1

12

Задачи на смеси и сплавы: процентное содержание вещества.

1

13

Задачи на проценты: проценты в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции)

1

14

Задачи на проценты, решаемые арифметическим способом.

1

15

Задачи с целыми и простыми числами: определение суммы слагаемых, каждое из которых составляет часть искомой суммы, задачи на использование формулы двузначного числа, задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам (или дано их отношение).

1

16

Задачи с целыми и простыми числами: задачи, где неизвестные являются членами прогрессии или пропорции, задачи, компонентами которых являются геометрические величины.

1

17

Задачи на движение: движение в одном направлении, движение с остановкой в пути, движение навстречу друг другу.

1

18

Задачи на движение: движение по водному пути, определение скорости при встречном прямолинейном движении тел, движение по окружности.

1

19

Задачи на совместную работу: вычисление неизвестного времени работы.

1

20

Задачи на совместную работу: бассейн, который одновременно наполняется разными трубами.

1

3

Уравнения и неравенства

14


Уравнения.

8

21

Квадратные уравнения

1

22

Рациональные уравнения

1

23

Иррациональные уравнения

1

24

Тригонометрические уравнения

1

25

Показательные уравнения

1

26

Преобразование показательных уравнений

1

27

Логарифмические уравнения

1

28

Системы уравнений с двумя неизвестными

1


Неравенства

6

29

Квадратные неравенства

1

30

Рациональные неравенства

1

31

Показательные неравенства

1

32

Логарифмические неравенства

1

33

Метод интервалов

1

34

Системы неравенств

1

4

Функции и графики

12

35

Основные свойства функций.

1

36

Применение основных свойств функций.

1

37

Функциональная зависимость в реальных процессах.

1

38

Применение функциональной зависимости в реальных процессах при решении задач.

1

39

Графический подход к решению задач с параметрами.

1

40

Графический подход к решению задач с параметрами: рациональные неравенства с модулем, обобщенный метод интервалов.

1

41

Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений.

1

42

Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств.

1

43

Графики производной функции.

1

44

Графики производной функции: производная и касательная.

1

45

Графики производной функции: задачи на максимум и минимум.

1

46

Применение производной для доказательства тождеств и

неравенств.

1

5

Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей

10

47

Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах ряда.

1

48

Статистические характеристики: мода, медиана.

1

49

Совместное применение статистических характеристик.

1

50

Формулы комбинаторики: правила сложения и умножения в комбинаторике.

1

51

Формулы комбинаторики: сочетания без повторений, сочетания с повторениями.

1

52

Формулы комбинаторики: размещения без повторений, размещения с повторениями.

1

53

Формулы комбинаторики: перестановки без повторений. перестановки с повторениями.

1

54

Вероятностно-комбинаторные задачи: метод перебора, дерево вариантов.

1

55

Вероятностно-комбинаторные задачи: формирование таблиц, метод умножения.

1

56

Решение вероятностно-комбинаторных задач.

1

6

Решение задач по геометрии.

10

57

Треугольник и его элементы.

1

58

Задачи на вычисление площади треугольника.

1

59

Параллелограмм. Трапеция.

1

60

Задачи на вычисление площади параллелограмма, трапеции.

1

61

Окружность и круг. Многоугольник. Вписанные и описанные окружности.

1

62

Задачи на вычисление пощади многоугольника.

1

63

Расстояние между прямыми, прямой и плоскостью,

плоскостями.

1

64

Многогранники и тела вращения.

1

65

Сечения куба, призмы, пирамиды.

1

66

Многогранники и тела вращения. Решение задач.

1

7

Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса

2

67

Тренировочно-диагностическая работа.

1

68

Обобщающий урок по курсу практикума.

1

Требования к уровню математической подготовки

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:

  • находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;

  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

  • определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;

  • строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;

  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

  • решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;

  • решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;

  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

  • вычислять производные и первообразные элементарных функций;

  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

  • решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника;

  • решать геометрические задачи на клетчатой бумаге.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей.

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

  • навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами;

  • эффективное использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов для самообучения и самоконтроля;

  • составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности;

  • умения решать уравнения и неравенства, задачи различного вида;

  • умения исследовать элементарные функции при решении разных задач.

учащийся должен знать/понимать

  • математические формулы, методы решения уравнений и неравенств, приемы применения их для решения задач;

  • как можно функционально описать реальные зависимости;

  • основные алгоритмы решения примеров и задач;

  • решать задания, приближенные к заданиям ЕГЭ.



Список литературы:

1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач 10 кл. М. :Просвещение, 1992.

2.​ Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач 11 кл. М. : Просвещение, 1992

3.​ Вавилов В.В., Мельников И.И . Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Наука. 1999.

4.​ Сканави М.И. Сборник задач по математике. Высшая школа. 1995.

5.​ Крамор B.C. Примеры с параметрами и их решение. М.: Просвещение. 2000.

6.​ Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. М.: Наука, 1980.

7.​ А. Н.Колмогоров. Алгебра и начала анализа.10-11кл.:Учеб. для общеобразоват. учреждений.-М.:Мнемозина.2009.-336с.:ил..

8.​ Л.О.Денищева, Т.А Корешкова. Алгебра и начала анализа. Тематические тесты и зачёты/Под ред. А.Г.Мордковича. - М.: Мнемозина.

9.​ Математика. ЕГЭ 2012. Вступительные испытания/ Под ред. Лысенко Ф.Ф.

10.​ А.В.Погорелов. Геометрия 10-11

11.​ ЕГЭ 3000 задач с ответами ./ под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

12.​ Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2014: Математика / под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко.- М.: Аст:Астель,2013.

13.​ Тематические тесты. УМК «Математика. ЕГЭ - 2014» / под ред. Ф.Ф. Лысенко -Ростов - на - Дону: «Легион-М», 2013

14.​ Алгебра и начала анализа . Сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы / под ред. С.А. Шестакова. - М.: Внешсигма, 2007

15. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса/М,К.Потапов,А.В.Шевкин —М.: Просвещение, 2012

16. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса/М,К.Потапов,А.В.Шевкин —М.: Просвещение, 2012











12