МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-ЗАОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
| «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ»Усть-Заостровская СОШ» ___________/И.А. Елисеева/ « » 2017г | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Усть-Заостровская СОШ» ___________/О.И.Рыбалко/ Приказ № от 2017 |
Рабочая программа элективного курса
«Решение тестовых задач по математике
повышенной трудности»
Ф.И.О учителя: Ноженко О.В.
2017 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Решение тестовых задач по математике повышенной трудности» разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике (базовый уровень) и с учетом программ для общеобразовательных учреждений (Алгебра и начала математического анализа 10-11, сост. Бурмистрова Т.А. –М.: Просвещение, 2011).
Основная задача обучения математики в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, требующие математической подготовки.
Программа включает в себя основные разделы курсов основной и средней школ по алгебре и началам анализа и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям.
Данная программа предназначена для занятий в 10-11 классах. Программа поможет учащимся старших классов углубить свои математические знания, поможет с разных точек зрения взглянуть на уже известные темы, значительно расширить круг математических вопросов, которые не изучаются в школьном курсе.
Каждое занятие направлено на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, а главное, порешать интересные задачи повышенного уровня. Расширяя математический кругозор, программа значительно совершенствует технику решения сложных, конкурсных и олимпиадных заданий.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Элективный курс «Решение тестовых задач по математике повышенной трудности» рассчитан на 68 часов (34ч в 10 классе и 34ч в 11 классе) и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, а кроме этого, нацелен на более глубокое рассмотрение отдельных тем, поэтому имеет большое общеобразовательное значение.
Основные цели курса:
оказание индивидуальной, систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении теории курса алгебры, геометрию;
создание условий для развития творческого потенциала при решении задач повышенной сложности.
Основные задачи курса:
Обучающие:
Развивающие:
развитие умения уметь самостоятельно работать с таблицами и справочной литературой;
развитие умения составлять алгоритмы решения текстовых и геометрических задач;
развитие умения решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
развитие умения применять различные методы исследования элементарных функций и построения их графиков;
Воспитательные:
рассмотреть практическую значимость использования математических знаний в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
создать положительную мотивацию обучения;
воспитание аккуратности, последовательности в действиях, умение чётко выражать свои мысли.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:
1. Выражения
Числа, корни и степени
1. Степень с натуральным, целым, рациональным показателем
2. Дроби, проценты, рациональные числа
3. Корень степени n 1 и его свойства
Основы тригонометрии
4. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа
5. Основные тригонометрические тождества
6. Формулы приведения
Логарифмы
7. Логарифм числа и его свойства.
Преобразования выражений
8. Преобразования алгебраических выражений.
9. Преобразования тригонометрических выражений
10. Преобразование логарифмических выражений.
2. Текстовые задачи
11. Задачи на смеси и сплавы
12. Задачи на проценты.
13. Задачи с целыми и простыми числами.
14.Задачи на движение
15.Задачи на совместную работу
3. Уравнения и неравенства
Уравнения
16. Квадратные уравнения
17. Рациональные уравнения
18. Иррациональные уравнения
19. Тригонометрические уравнения
20. Показательные уравнения
21. Логарифмические уравнения
22. Системы уравнений с двумя неизвестными
Неравенства
23. Квадратные неравенства
24. Рациональные неравенства
25. Показательные неравенства
26. Логарифмические неравенства
27. Метод интервалов
28. Системы неравенств
4. Функции и графики
29. Основные свойства функций.
30. Функциональная зависимость в реальных процессах.
31. Графический подход к решению задач с параметрами.
32. Графики производной функции.
5. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей
33. Статистические характеристики.
34.Формулы комбинаторики.
35.Вероятностно-комбинаторные задачи.
6. Решение задач по геометрии.
36. Решение треугольников.
31. Практические задачи по геометрии.
37. Многогранники и тела вращения.
7. Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса.
38. Обобщающий урок по курсу практикума.
39. Тренировочно-диагностическая работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ п/п | Разделы, темы | К-во часов |
| 1. Выражения. | 10 |
1 | Числа, корни и степени. | 3 |
2 | Основы тригонометрии. | 3 |
3 | Логарифмы. | 1 |
4 | Преобразования выражений. | 3 |
| 2. Текстовые задачи | 10 |
5 | Задачи на смеси и сплавы. | 2 |
6 | Задачи на проценты. | 2 |
7 | Задачи с целыми и простыми числами. | 2 |
8 | Задачи на движение | 2 |
9 | Задачи на совместную работу | 2 |
| 3. Уравнения и неравенства. | 14 |
10 | Уравнения. | 8 |
11 | Неравенства. | 6 |
| 4. Функции и графики. | 12 |
| 5. Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей. | 10 |
| 6. Решение задач по геометрии. | 10 |
| 7. Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса. | 2 |
| Итого | 68 |
Изучение каждой темы подразумевает самостоятельную работу, которая позволяет проверить знания и умения.
Организация работы на занятиях должна несколько отличаться от работы на уроке: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, и, тем самым, самостоятельно добиваться результата.
Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности:
- учащийся получает «зачет», если посетил не менее 65% занятий по этому курсу и выполнил 65% заданий самостоятельных работ.
- учащийся получает «незачет», если посетил менее 65% занятий по этому курсу и выполнил менее 65% заданий самостоятельных работ
Предлагаемый элективный курс соответствует:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | Выражения. | 10 |
| Числа, корни и степени | 3 |
1 | Степень с натуральным, целым, рациональным показателем. | 1 |
2 | Дроби, проценты, рациональные числа. | 1 |
3 | Корень степени n 1 и его свойства. | 1 |
| Основы тригонометрии | 3 |
4 | Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. | 1 |
5 | Основные тригонометрические тождества. | 1 |
6 | Формулы приведения. | 1 |
| Логарифмы | 1 |
7 | Логарифм числа и его свойства. | 1 |
| Преобразования выражений | 3 |
8 | Преобразования алгебраических выражений. | 1 |
9 | Преобразования тригонометрических выражений | 1 |
10 | Преобразование логарифмических выражений. | 1 |
2 | Текстовые задачи | 10 |
11 | Задачи на смеси и сплавы: разбавление, концентрация. | 1 |
12 | Задачи на смеси и сплавы: процентное содержание вещества. | 1 |
13 | Задачи на проценты: проценты в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции) | 1 |
14 | Задачи на проценты, решаемые арифметическим способом. | 1 |
15 | Задачи с целыми и простыми числами: определение суммы слагаемых, каждое из которых составляет часть искомой суммы, задачи на использование формулы двузначного числа, задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам (или дано их отношение). | 1 |
16 | Задачи с целыми и простыми числами: задачи, где неизвестные являются членами прогрессии или пропорции, задачи, компонентами которых являются геометрические величины. | 1 |
17 | Задачи на движение: движение в одном направлении, движение с остановкой в пути, движение навстречу друг другу. | 1 |
18 | Задачи на движение: движение по водному пути, определение скорости при встречном прямолинейном движении тел, движение по окружности. | 1 |
19 | Задачи на совместную работу: вычисление неизвестного времени работы. | 1 |
20 | Задачи на совместную работу: бассейн, который одновременно наполняется разными трубами. | 1 |
3 | Уравнения и неравенства | 14 |
| Уравнения. | 8 |
21 | Квадратные уравнения | 1 |
22 | Рациональные уравнения | 1 |
23 | Иррациональные уравнения | 1 |
24 | Тригонометрические уравнения | 1 |
25 | Показательные уравнения | 1 |
26 | Преобразование показательных уравнений | 1 |
27 | Логарифмические уравнения | 1 |
28 | Системы уравнений с двумя неизвестными | 1 |
| Неравенства | 6 |
29 | Квадратные неравенства | 1 |
30 | Рациональные неравенства | 1 |
31 | Показательные неравенства | 1 |
32 | Логарифмические неравенства | 1 |
33 | Метод интервалов | 1 |
34 | Системы неравенств | 1 |
4 | Функции и графики | 12 |
35 | Основные свойства функций. | 1 |
36 | Применение основных свойств функций. | 1 |
37 | Функциональная зависимость в реальных процессах. | 1 |
38 | Применение функциональной зависимости в реальных процессах при решении задач. | 1 |
39 | Графический подход к решению задач с параметрами. | 1 |
40 | Графический подход к решению задач с параметрами: рациональные неравенства с модулем, обобщенный метод интервалов. | 1 |
41 | Приемы составления задач с параметрами, используя графики различных соответствий и уравнений. | 1 |
42 | Использование ограниченности функций, входящих в левую и правую части уравнений и неравенств. | 1 |
43 | Графики производной функции. | 1 |
44 | Графики производной функции: производная и касательная. | 1 |
45 | Графики производной функции: задачи на максимум и минимум. | 1 |
46 | Применение производной для доказательства тождеств и неравенств. | 1 |
5 | Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей | 10 |
47 | Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах ряда. | 1 |
48 | Статистические характеристики: мода, медиана. | 1 |
49 | Совместное применение статистических характеристик. | 1 |
50 | Формулы комбинаторики: правила сложения и умножения в комбинаторике. | 1 |
51 | Формулы комбинаторики: сочетания без повторений, сочетания с повторениями. | 1 |
52 | Формулы комбинаторики: размещения без повторений, размещения с повторениями. | 1 |
53 | Формулы комбинаторики: перестановки без повторений. перестановки с повторениями. | 1 |
54 | Вероятностно-комбинаторные задачи: метод перебора, дерево вариантов. | 1 |
55 | Вероятностно-комбинаторные задачи: формирование таблиц, метод умножения. | 1 |
56 | Решение вероятностно-комбинаторных задач. | 1 |
6 | Решение задач по геометрии. | 10 |
57 | Треугольник и его элементы. | 1 |
58 | Задачи на вычисление площади треугольника. | 1 |
59 | Параллелограмм. Трапеция. | 1 |
60 | Задачи на вычисление площади параллелограмма, трапеции. | 1 |
61 | Окружность и круг. Многоугольник. Вписанные и описанные окружности. | 1 |
62 | Задачи на вычисление пощади многоугольника. | 1 |
63 | Расстояние между прямыми, прямой и плоскостью, плоскостями. | 1 |
64 | Многогранники и тела вращения. | 1 |
65 | Сечения куба, призмы, пирамиды. | 1 |
66 | Многогранники и тела вращения. Решение задач. | 1 |
7 | Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса | 2 |
67 | Тренировочно-диагностическая работа. | 1 |
68 | Обобщающий урок по курсу практикума. | 1 |
Требования к уровню математической подготовки
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
вычислять производные и первообразные элементарных функций;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника;
решать геометрические задачи на клетчатой бумаге.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами;
эффективное использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов для самообучения и самоконтроля;
составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности;
умения решать уравнения и неравенства, задачи различного вида;
умения исследовать элементарные функции при решении разных задач.
учащийся должен знать/понимать
математические формулы, методы решения уравнений и неравенств, приемы применения их для решения задач;
как можно функционально описать реальные зависимости;
основные алгоритмы решения примеров и задач;
решать задания, приближенные к заданиям ЕГЭ.
Список литературы:
1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач 10 кл. М. :Просвещение, 1992.
2. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач 11 кл. М. : Просвещение, 1992
3. Вавилов В.В., Мельников И.И . Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Наука. 1999.
4. Сканави М.И. Сборник задач по математике. Высшая школа. 1995.
5. Крамор B.C. Примеры с параметрами и их решение. М.: Просвещение. 2000.
6. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. М.: Наука, 1980.
7. А. Н.Колмогоров. Алгебра и начала анализа.10-11кл.:Учеб. для общеобразоват. учреждений.-М.:Мнемозина.2009.-336с.:ил..
8. Л.О.Денищева, Т.А Корешкова. Алгебра и начала анализа. Тематические тесты и зачёты/Под ред. А.Г.Мордковича. - М.: Мнемозина.
9. Математика. ЕГЭ 2012. Вступительные испытания/ Под ред. Лысенко Ф.Ф.
10. А.В.Погорелов. Геометрия 10-11
11. ЕГЭ 3000 задач с ответами ./ под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
12. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2014: Математика / под ред. А.Л.Семёнова, И.В.Ященко.- М.: Аст:Астель,2013.
13. Тематические тесты. УМК «Математика. ЕГЭ - 2014» / под ред. Ф.Ф. Лысенко -Ростов - на - Дону: «Легион-М», 2013
14. Алгебра и начала анализа . Сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы / под ред. С.А. Шестакова. - М.: Внешсигма, 2007
15. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса/М,К.Потапов,А.В.Шевкин —М.: Просвещение, 2012
16. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса/М,К.Потапов,А.В.Шевкин —М.: Просвещение, 2012
12