СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике», 10 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение физических задач с целью совершенствования полученных в основном курсе знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике», 10 класс.»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя школа № 22»

города Смоленска










Рабочая программа

элективного курса

«Решение задач по физике»

10 класс





Учитель: Новикова Е.В.











2017 – 2018 учебный год






Пояснительная записка.

Настоящая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. /М.:Просвещение, 2013. (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег.№19644);

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – Москва: Просвещение, 2011;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г № 1086;

  • Положение о порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МБОУ «СШ № 22»;

  • Учебный план МБОУ «СШ № 22» на 2017 – 2018 учебный год (протокол педсовета № 1 от 30 .08.2017 г.)


Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 0,5 часа в неделю.

Решение физических задач – один из основных методов обучения

физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных событиях и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, обобщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремлённость, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.


Цели данной программы:

-развитие интереса к физике, решению физических задач;

-совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

-формирование представлений о постановке, классификациях,

приёмах и методах решения школьных физических задач.


Эта программа направлена на дальнейшее совершенствование уже

усвоенных умений, на формирование углублённых знаний и их применение на практике. Программа содержит теорию, которая знакомит учащихся с минимальными сведениями о понятии задача , показывает значение задач в жизни, науке и технике ,с различными сторонами работы с задачами. Учащиеся должны знать основные приёмы составления задачи, уметь классифицировать задачу по 3-4 основаниям. В данном разделе особое внимание уделяется последовательности действий, анализу полученного результата.


При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание уделяется формированию умений решать задачи, накоплению опыта решения задач различной трудности, развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.

В механике это описание движения материальной точки законами Ньютона и описание движения физической системы законами сохранения. Идея относительности движения рассматривается при решении системы задач, описание явления в различных системах отсчёта. В молекулярной физике описание трёх состояний вещества осуществляется на основе МКТ и их следствия, термодинамический метод раскрывается в применение его для описания процессов с идеальным газом, в решение комбинированных задач на переход вещества из одного состояния в другое. В электродинамике объяснение изучаемых физических процессов ведётся на основе рассмотрения движения и существования электромагнитного поля. Необходимо большее внимание уделять задачам технического содержания, занимательным и экспериментальным задачам.


Знания и умения учащихся при решении задач:

- анализировать физическое явление

-проговаривать вслух решение

-анализировать полученный ответ

-классифицировать предложенную задачу

-составлять простейшие задачи

-последовательно выполнять и проговаривать этапы

-решать задачи средней трудности

-решать комбинированные задачи

-владеть различными методами решения задачи:

Аналитическим, графическим, экспериментальными т.д.

-владеть методами самоконтроля и самооценки.

Экспериментальные знания, умения и навыки:

-устройство и принцип действия измерительных приборов

-правила работы с приборами

-способы измерения данной физической величины

-способы вычисления абсолютной и относительной погрешности прямых измерений

-самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам

-самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы

-составлять отчёт о проделанной работе.







ПРОГРАММА

Физические и задачи и их решение. Классификация задач (2 ч).

Что такое физическая задача. Состав физической задачи.

Физическая теория и решение задач. Практическое значение задач.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.


Составление физических задач. Основные требования к составлению задач и способы составления задач.

Правила и приёмы физических задач (3 ч).

Общее требование при решении физических задач. Этапы решения физических задач. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка и план решения. Числовой расчёт. Анализ решения. Оформление решения задачи.

Различные приёмы и способы решения физических задач: алгоритм , аналогии , геометрические приёмы, метод размерностей, графические решения.

Механика. Динамика и статика (4ч).

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на законы Ньютона, расчёт сил: тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки,

Твёрдого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинетические и динамические характеристики движения тела в разных ИСО.

Подбор, составление и решение занимательных, экспериментальных, бытовых , технических задач.

Законы сохранения (4ч).

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, законов сохранения.

Решение задач на закон сохранения импульса.

Решение задач на определение работы и мощности.

Решение задач на закон сохранения энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления.

Молекулярная физика. Строение и свойства газов, жидкостей, твёрдых тел.(4ч)

Решение качественных задач на основные положения МКТ.

Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости движения молекул, изопроцессы.

Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристики критического состояния.

Решение задач на описание явлений поверхностного слоя: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления.

Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.

Решение задач на определение характеристик твёрдого тела:

Абсолютное и относительное удлинения, тепловое расширение, запас прочности, закон Гука.





Календарно-тематическое планирование. ( 0,5 ч в неделю всего 17ч )

Тема.

Дата (план/факт).


Физическая задача. Классификация задач.(2ч)


1/1.

Что такое физическая задача? Состав задачи.



Физическая теория и решение задач.


2/2

Классификация физических задач.



Составление физических задач.



Правила и приёмы решения физических задач(3ч).


1/3.

Общие требования. Задачи на определение суммы и разности векторов.



Работа с текстом задач. Уравнение равномерного движения .


2/4.

Оформление решения задачи. Аналитическое и графическое решение кинематических задач.



Типичные недостатки при решении и оформлении задач. Задачи на расчёт средней скорости .


3/5.

Решение задач на уравнение движения с постоянным ускорением.





Решение задач на свободное падение.



Динамика и статика(4ч).


1/6.

Решение задач на законы Ньютона.



Решение задач на движение тел с учётом силы трения.


2/7.

Решение задач на расчёт сил тяготения.



Решение задач на определение характеристик равновесия системы.


3/8.

Движение связанных тел.


4/9.

Решение задач на движение по наклонной плоскости.



Решение технических задач.



Законы сохранения (4ч).


1/10.

Классификация задач по механике.



Решение задач на закон сохранения импульса.


2/11.

Решение задач на реактивное движение.



Решение задач на законы сохранения.


3/12..

Решение задач на определение работы и мощности.


4/13.

Решение задач на сохранение и превращение энергии.



Решение задач несколькими способами.



Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (4ч ).


1/14.

Решение качественных задач на основные положения МКТ.



Решение задач на основное уравнение МКТ.


2/15.

Решение задач на свойства паров.



Решение задач на описание поверхностного слоя.


3/16.

Решение задач на определение характеристик твёрдого тела.


4/.17.

Решение качественных и экспериментальных задач.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!