СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и его литературные нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на учеников 10 класса для подготовки к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Русский язык и его литературные нормы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Спасского муниципального района Республики Татарстан



Рассмотрено на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол № 1

от « » августа 20 г.

Руководитель МО

__________

Согласовано

на заседании МС школы

Протокол № 1

от « » августа 20 г.

Руководитель МС

________

Утверждаю

Директор МБОУ «БСОШ № 2»

_____________

Приказ №

от « » августа 20 г.










Рабочая программа

элективного курса « Русский язык и его литературные нормы »

среднего общего образования


Классы: 10-б

Год разработки: 2019

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (2004г.) и Программой общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Гольцовой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.


Рабочая программа составлена: Перегудовой Н.Г., учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории


1. Планируемые результаты


  • Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

  • осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать

  • и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.


  • Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

    • разными видами чтения и аудирования;

    • способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей;

    • умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом;

    • защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

    • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению;

    • осуществлять коммуникативную рефлексию;

    • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

    • умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;

    • способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • 2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне,

  • готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

  • Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  • представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

  • 3.1) адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

  • 3.2) осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • 3.3) способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

  • 3.4) владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

  • 3.5) создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • 3.6) подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

  • 3.7) применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • 3.8) соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

  • 3.9) осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Выпускник на базовом уровне научится

  • - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;

  • - опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);

  • - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;

  • - определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;

  • - опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;

  • - определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);

  • - определять признаки и структурные элементы текста;

  • - опознавать типы текстов

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

  • - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • - опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;

  • - опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;

  • осуществлять речевой самоконтроль.



2.Содержание.

Введение. Язык как система знаков. Функции языка(3ч). Орфоэпические нормы.(6ч)

Лексикология. Лексические нормы русского языка.(4ч)

Морфемика. Способы образования слов. Морфологический способ образования слов.

Неморфологический способ образования слов(7ч)

Морфологические нормы русского языка.(18ч)

Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Наречие. Местоимение. Числительное.

Причастие. Деепричастие. Служебные части речи.

Морфология и орфография.

Синтаксические нормы русского языка.(16ч)

Знаки препинания в простом предложении.

Сложные предложения и их виды.

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Грамматические нормы русского языка.(4ч)

Функциональные стили речи и их особенности.(12ч)

Стилистика как раздел науки о языке.

















3.Календарно-тематическое планирование элективного курса « Русский язык и его литературные нормы » в 10-б классе

Количество часов в неделю – 2 ч. Количество часов в год – 70 ч.

Уровень: базовый

п/п

Изучаемый раздел /Тема урока

Кол –во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Вид, форма контроля

Дата проведения урока

Примечание

По плану

По факту


Введение.

3







1

Язык как система знаков.

1

Урок открытия новых знаний

Читают разные тексты, определяют тему, заглавие, основные мысли, членят текст на абзацы. Выявляют проблематику текстов.

Индивидуальная форма контроля

03.09.

03.09.


2

Функции языка.

1

Урок открытия новых знаний

Выступают с уст­ным сообщением на тему урока, определяют функции языка

Индивидуальная

06.09.

06.09.


3

Нормативная база ЕГЭ.

1

Урок открытия новых знаний

Знакомятся с нормативной базой ЕГЭ,

Фронтальная форма контроля

10.09.

10.09.



Орфоэпические нормы русского языка

6







4-5

Орфоэпические нормы.

2

Урок открытия новых знаний

Знакомятся с орфоэпическими нормами, работают с орфоэпическим словарем

Орфоэпический диктант.

13.09.

16.09.

13.09.

16.09.


6

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ

1

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная

19.09.

19.09


7-8

Сочинение-рассуждение по тексту

2

Урок рефлексии

Пишут сочинение по тексту

Фронтальная

23.09.

27.09

23.09.

27.09


9

Работа с орфоэпическим словарем

1

Урок рефлексии

Знакомятся с орфоэпическими нормами, работают с орфоэпическим словарем

Индивидуальная

30.09.

30.09.



Лексические нормы русского языка.

4







10-11

Лексикология. Лексические нормы русского языка.

2

Урок рефлексии

Знакомятся с лексическими нормами, работают с текстами

Индивидуальная

04.10.

07.10.

04.10

07.10


12-13

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ.

2

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная

11.10.

14.10.

11.10.

14.10.



Морфемика.

7







14

Морфемика. Способы образования слов.

1

Урок открытия новых знаний

Определяют способы образования слов, работают с индивидуальными заданиями

Индивидуальная

18.10.

18.10.


15

Морфологический способ образования слов.

1

Урок рефлексии

Определяют способы образования слов, работают с индивидуальными заданиями

Индивидуальная

21.10.

21.10.


16-17

Неморфологический способ образования слов

2

Урок открытия новых знаний

Определяют способы образования слов, работают с индивидуальными заданиями

Индивидуальная

25.10.

28.10.

25.10.

28.10


18

Урок –практикум по подготовке к ЕГЭ.

1

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная

08.11.



19-20

Сочинение-рассуждение по данному тексту

2

Урок развивающего контроля

Пишут сочинение по тексту

Фронтальная

11.11.

15.11.




Морфологические нормы русского языка

18







21

Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное глагол

1

Урок открытия новых знаний

Работают с текстом: читают, озаглавливают, спи­сывают, вставляют пропущенные знаки препинания, определяют части речи

Индивидуальная

18.11.



22

Морфология. Наречие, местоимение, числительное

1

Урок открытия новых знаний

Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют её своими примерами..

Индивидуальная

22.11.



23

Морфология. Причастие. Деепричастие.

1

Урок открытия новых знаний

Определяют разные части речи, выписывая их из текста. Работают с текстами упражнений. Производят морфо­логический разбор слов разных частей речи.

Индивидуальная

25.11.



24-25

Урок –практикум по подготовке к ЕГЭ.

2

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная

29.11.

02.12.



26

Морфология .Служебные части речи.

1

Урок открытия новых знаний

Вспоминают служебные части речи, находят их в тексте

Индивидуальная

06.12.



27

Морфологические нормы русского языка.

1

Урок открытия новых знаний

Знакомятся с морфологическими нормами русского языка

Индивидуальная

09.12.



28

Урок –практикум по подготовке к ЕГЭ.

1

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная

13.12.



29-30

Морфология и орфография

2

Урок открытия новых знаний

Выполняют задания на развитие орфографической грамотности

Индивидуальная

16.12.

20.12.



31

Урок –практикум по подготовке к ЕГЭ.

1

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная

23.12.



32

Морфология и орфография.

1

Урок открытия новых знаний

Выполняют задания на развитие орфографической грамотности

Индивидуальная




33

Работа с орфографическим словарем.

1

Урок открытия новых знаний

Работают с орфографическими словарями

Индивидуальная




34-35

Сочинение –рассуждение.

2

Урок рефлексии

Пишут сочинение по типу ЕГЭ

Фронтальная





Синтаксические нормы русского языка

16







36

Синтаксис и пунктуация.

1

Урок открытия новых знаний

Выступают с уст­ным сообщением на тему урока. Редактируют фрагмент устного ответа на материале упражнения.

Фронтальная




37-38

Синтаксические нормы русского языка

2

Урок открытия новых знаний

Знакомятся с синтаксическими нормами, работают с текстами

Индивидуальная




39

Урок –практикум по подготовке к ЕГЭ.

1

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий





40

Знаки препинания в простом предложении.

1

Урок открытия новых знаний

Работают с текстами, расставляют знаки препинания


Индивидуальная




41

Сложные предложения и их виды.

1

Урок открытия новых знаний

Расширяют знания о видах сложного предложения и особенностях их образования. За­писывают тексты, подчёркивая грамматические основы предложений.

Индивидуальная




42

Контрольная работа по типу ЕГЭ.

1

Урок развивающего контроля

Выполняют контрольную работу

Фронтальная




43-44

Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них

2

Урок открытия новых знаний

Анализируют предложения, распределяя их по группам, классифицируют сложные предложения по принципу наличия или отсут­ствия союза, определяют местонахождение и роль союзов.

Индивидуальная




45-46

Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в них

2

Урок открытия новых знаний

Расширяют знания о пунктуации в сложном предложении. Готовят уст­ное сообщение. Классифицируют предложения.

Индивидуальная




47-48

Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них

2

Урок открытия новых знаний

Определяют смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов. Сопоставляют союзные и бессоюзные сложные предложения в тексте

Индивидуальная




49

Урок –практикум по подготовке к ЕГЭ.

1

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная




50

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

1

Урок открытия новых знаний

Работают с текстами

Индивидуальная




51

Урок –практикум по подготовке к ЕГЭ.

1

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная





Грамматические нормы русского языка

4







52-53

Грамматические нормы русского языка

2

Урок открытия новых знаний

Изучают раздел « Культура речи» ,работают с текстами

Индивидуальная




54-55

Урок –практикум по подготовке к ЕГЭ.

2

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная



1



Функциональные стили речи

15







56

Стилистика как раздел науки о языке.

1

Урок открытия новых знаний

Изучают раздел «Стилистика», работают с текстами

Индивидуальная




57-58

Функциональные стили речи и их особенности.

2

Урок открытия новых знаний

Определяют стили речи, определяют их особенности

Индивидуальная




59-60

Анализ текста: стиль ,тип речи, тема, идея ,позиция автора.

2

Урок открытия новых знаний

Работают с текстами, анализируют их

Индивидуальная




61-62

Урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

2

Урок рефлексии

Решают тесты, совершенствуют навыки выполнения тестовых заданий

Фронтальная




63-65

Пробный ЕГЭ.

3

Урок развивающего контроля

Выполняют контрольную работу в формате ЕГЭ

Фронтальная




66-67

Анализ ошибок, допущенных на пробном ЕГЭ.

2

Урок рефлексии

Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, создают тексты на заданную тему

Фронтальная




68-70

Подведение итогов. Советы по выполнению заданий на ЕГЭ.

3

Урок рефлексии

Работают с КИМами

Индивидуальная
















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Спасского муниципального района Республики Татарстан


РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу элективного курса

«Русский язык и его литературные нормы»

среднего общего образования,

за курс 10 класса

учителя русского языка и литературы Перегудовой Н.Г.


Программа элективного курса «Русский язык и его литературные нормы» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников среднего общего образования. Данный курс способствует приобретению учащимися систематизированных знаний о русском языке и направлен на подготовку учащихся к ЕГЭ.

Программа элективного курса «Русский язык и его литературные нормы» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Программа «Русский язык и его литературные нормы» содержит следующие элементы: титульный лист, планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные); содержание учебного курса (с указанием количества часов на каждый раздел курса); к рабочей программе прилагается календарно - тематическое планирование, которое составляется на учебный год.

Программа рассчитана на 70 часов, из которых 25% учебных занятий отводится на проектно – исследовательскую работу. Самостоятельная работа составляет 75% учебного времени, спланированы ее тематика, виды и формы по каждому разделу.

Четко сформулированная цель программы и структура находятся в логическом соответствии. В программе 2 раздела.

Содержание программы направлено на достижение результатов, определяемых ФГОС ООО. Содержание отражает последовательность формирования знаний, указанных в ФГОС ООО. В полной мере отражены виды работ, направленных на приобретение умений. Изучение элективного предмета «Русский язык и его литературные нормы» на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Приоритетным направлением содержания обучения является совершенствование коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.Достоинством программы является развитие у учащихся социально значимых, личностных качеств, личностных позиций, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающих продуктивность совместной деятельности.

Программа может быть рекомендована для использования в образовательном процессе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2» Спасского муниципального района Республики Татарстан.

Рецензент Н.М.Мухутдинова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Программа рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла __августа 2019 года, протокол №1

Руководитель МО ___________ Н.Г. Перегудова

Согласована на заседании МС школы __ августа 2019 года, протокол №__

руководитель МС ____________ Е.А. Черкасова







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!