СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Сдам ЕГЭ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Углублённое изучение некоторых тем курса « Обществознание»
  • Расширение знаний учащихся по основным сферам общественной жизни.
  • Развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы.
  • Обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
  • Отработка навыков работы с тестами, решение проблемных вопросов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Сдам ЕГЭ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 ЗАТО Озерный Тверской области

«Согласовано»

Руководитель ШМО

Овсянникова О.Н.

Протокол № 1 от

« » августа 2020 г.


«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

_____Фомченкова Т.Г.


« » августа 2020 г.

«Утверждаю»

И.о.директора МБОУ СОШ №2

______Шигина А.А.

Приказ №

от « м» сентября 2020 г.









Рабочая программа элективного курса

«Сдам ЕГЭ»

11 класс, базовый уровень

на 2020-2021 учебный год

учителя Ежиковой Ольги Александровны

34 часа (1 час в неделю)
























ЗАТО Озерный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа элективного курса по обществознанию «Сдам ЕГЭ» для 11 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта полного общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 23).

3. Учебного плана МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озёрный на 2020-2021 учебный год.

4. Авторской программы элективного курса по обществознанию для 10 — 11 классов Волковой Т.П. « Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ», разработанной с учетом требований, предъявляемых к выпускникам средней общеобразовательной школы, мотивированных на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

На изучение программы элективного курса – «Сдам ЕГЭ» учащимися 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Вид курса: предметно-ориентированный.

Цели курса:

• Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

• Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой под-готовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;

• Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Задачи курса:

  • Углублённое изучение некоторых тем курса « Обществознание»

  • Расширение знаний учащихся по основным сферам общественной жизни.

  • Развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы.

  • Обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.

  • Отработка навыков работы с тестами, решение проблемных вопросов.

  • Развитие навыков написания эссе.

  • Формирование правовой культуры.

  • Социализация личности.

Воспитание гражданственности.

Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.


Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность (компетентность гражданина России) и зрелость в плане выбора профиля обучения.

Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включенных в нее знаний;


Формы и методы контроля достижений учащихся.

Формы и методы контроля определяются спецификой курса и возрастными особенностями учащихся.

Контроль за процессом обучения предусматривает репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, перечня прав и т.д.) в виде текстовых заданий, схем, и в большей степени проверку выработанных умений анализировать ситуацию и высказывать свое суждение (в течение всей работы по курсу), проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, , составление презентаций, написание эссе.

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ГИА.

На последнем итоговом занятии совместно с учащимися проводится анализ деятельности ученика в ходе всей работы по курсу, объявляется учителем общая итоговая оценка и проставляется «зачет».

Содержание учебного курса.

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (23 ч.).

2.1 Содержательные линии «Общество, Духовная жизнь общества»:

ключевые понятия и трудные вопросы (3 ч).

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1 данных содержательных линий

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (4 ч.)

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ, научной информации).

Тренинг по выполнению заданий из части 1 по данным содержательным линиям.

2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (4 ч).

Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» (4 ч.).

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты! Инфляция.

Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. - Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий данной содержательной линии.

2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (4ч.).

Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

Модели заданий части 1 по данному содержательному блоку.

Тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.

2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (4 ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.

Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.

З. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (7 ч.).

3.1. Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий (2 ч.).

Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

3.2 Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 28-32 (2 ч).

Составное задание на анализ фрагмента документа, двух фрагментов документа: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

3.3 Специфика заданий 33-36 (1 ч).

33 - задание на перечисление признаков, явлений, объектов одного класса; на использование основных понятий в контексте обществоведческого знания. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

34 - задание на раскрытие теоретических положений на примерах. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций.

35 - задания - задачи. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

36 - задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Развитие умений учащихся систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.

3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (2 ч).

Эссе - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе.

3.5 Итоговая контрольная работа (2ч.)



Учебно-тематический план



Раздел

Кол-во часов

1

Введение


2

2

Актуальные вопросы содержания при подготовки к ЕГЭ


23

3

Элементы общественной подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ


7

4

Итоговое повторение


2



Планируемые результаты:

• Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

• Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня 1 и 2 части; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

• Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.



























Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Сроки

Введение 2 ч.

план

факт

1

Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы



2

ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы



Раздел I. Актуальные вопросы содержания при подготовки к ЕГЭ — 23 часа

Тема №1. Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы — 3 часа

3

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира



4

Культура и духовная жизнь. Социальные функции, тенденции развития



5

Тренинг по выполнению заданий части 1 данных содержательных линий


Тема №2. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» - 4 часа

6

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции



7

Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность



8

Познание мира и его формы.

Виды человеческих знаний



9

Научное познание: распознание методов научного знания, анализ научной информации


Тема №3. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы — 4 часа

10

Социальные взаимодействия и общественные отношения. Семья и брак как социальные институты



11

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.



12

Этнические общности. Межнациональные отношения



13

Характеристика понятия «социальный конфликт».



Тема №4. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» - 4 часа

14

Экономика и экономическая наука. Основные факторы производства.



15

Экономические системы. Рыночный механизм



16

Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие



17

Главные участники экономической деятельности. Тренинг .



Тема №5. Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов — 4 часа

18

Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии



19

Власть, ее происхождение, виды. Политическая система , ее структура, функции



20

Сложные теоретические вопросы. Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах



21

Модели заданий части 1 по данному содержательному блоку



Тема №6. «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы — 4 часа

22

Основные теоретические положения содержательной линии



23

Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды



24

Проблемные вопросы: правоотношения, система права, правовые акты, международное гуманитарное право



25

Модели заданий части 1, тренинг по выполнению заданий



Раздел II. Элементы общественной подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ — 7 часов

26

Основные модели заданий части1 проверяемые умения



27

Основные модели заданий части1и проверяемые умения



28

Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 28-32.



29

Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 28-32.



30

Специфика заданий 33-36



31

Эссе как творческая работа выпускника



32

Эссе как творческая работа выпускника



Итоговое повторение — 2 часа

33

Итоговая зачетная работа в формате ЕГЭ



34

Итоговая зачетная работа в формате ЕГЭ




Методическое обеспечение программы:

Системы диагностики образовательного результата: тесты специальных способностей и достижений с несколькими вариантами выбора ответов: репродуктивные, направленные на проверку объективированных (формализованных) знаний с элементарными умениями.

Формы учебных занятий: 

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • групповая и парная.

Парная и групповая формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, т.е. создаются реальные условия реализации на практике

Учебно-методическое обеспечение:

Используемая литература:

1. Обществознание: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы ( Серия « Итоговый контроль: ЕГЭ») / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко.- М.; CПб: «Просвещение», 2011.

2. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С // С.В. Краюшкина — М.: Издательство « Экзамен», 2010. (Серия « ЕГЭ. Супертренинг»).

3. Тематическая рабочая тетрадь по обществознанию: задания уровня А, В, С // А.Ю, Лазебникова, М.Ю. Брандт. - М.: Издательство « Экзамен», 2009. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»).

4. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 ( Единый государственный экзамен).

Интернет - ресурсы

1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

2.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!