Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 ЗАТО Озерный Тверской области
«Согласовано» Руководитель ШМО Овсянникова О.Н. Протокол № 1 от « » августа 2020 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _____Фомченкова Т.Г. « » августа 2020 г. | «Утверждаю» И.о.директора МБОУ СОШ №2 ______Шигина А.А. Приказ № от « м» сентября 2020 г. |
Рабочая программа элективного курса
«Сдам ЕГЭ»
11 класс, базовый уровень
на 2020-2021 учебный год
учителя Ежиковой Ольги Александровны
34 часа (1 час в неделю)
ЗАТО Озерный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа элективного курса по обществознанию «Сдам ЕГЭ» для 11 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта полного общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 23).
3. Учебного плана МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озёрный на 2020-2021 учебный год.
4. Авторской программы элективного курса по обществознанию для 10 — 11 классов Волковой Т.П. « Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ», разработанной с учетом требований, предъявляемых к выпускникам средней общеобразовательной школы, мотивированных на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
На изучение программы элективного курса – «Сдам ЕГЭ» учащимися 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений отводится 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Вид курса: предметно-ориентированный.
Цели курса:
• Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
• Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой под-готовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
• Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Задачи курса:
Углублённое изучение некоторых тем курса « Обществознание»
Расширение знаний учащихся по основным сферам общественной жизни.
Развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы.
Обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Отработка навыков работы с тестами, решение проблемных вопросов.
Развитие навыков написания эссе.
Формирование правовой культуры.
Социализация личности.
Воспитание гражданственности.
Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность (компетентность гражданина России) и зрелость в плане выбора профиля обучения.
Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включенных в нее знаний;
Формы и методы контроля достижений учащихся.
Формы и методы контроля определяются спецификой курса и возрастными особенностями учащихся.
Контроль за процессом обучения предусматривает репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученной информации (основных терминов, понятий, перечня прав и т.д.) в виде текстовых заданий, схем, и в большей степени проверку выработанных умений анализировать ситуацию и высказывать свое суждение (в течение всей работы по курсу), проверку освоения исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются такие способы проверки достижения планируемых результатов обучения, как рефераты, , составление презентаций, написание эссе.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ГИА.
На последнем итоговом занятии совместно с учащимися проводится анализ деятельности ученика в ходе всей работы по курсу, объявляется учителем общая итоговая оценка и проставляется «зачет».
Содержание учебного курса.
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (23 ч.).
2.1 Содержательные линии «Общество, Духовная жизнь общества»:
ключевые понятия и трудные вопросы (3 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1 данных содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (4 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ, научной информации).
Тренинг по выполнению заданий из части 1 по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (4 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» (4 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты! Инфляция.
Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. - Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (4ч.).
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (4 ч.).
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Модели заданий части 1 и тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.
З. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (7 ч.).
3.1. Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий (2 ч.).
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 28-32 (2 ч).
Составное задание на анализ фрагмента документа, двух фрагментов документа: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий 33-36 (1 ч).
33 - задание на перечисление признаков, явлений, объектов одного класса; на использование основных понятий в контексте обществоведческого знания. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
34 - задание на раскрытие теоретических положений на примерах. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций.
35 - задания - задачи. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
36 - задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Развитие умений учащихся систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.
3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (2 ч).
Эссе - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе.
3.5 Итоговая контрольная работа (2ч.)
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Актуальные вопросы содержания при подготовки к ЕГЭ | 23 |
3 | Элементы общественной подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ | 7 |
4 | Итоговое повторение | 2 |
Планируемые результаты:
• Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
• Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня 1 и 2 части; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
• Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Календарно-тематический план
№ урока | Тема урока | Сроки |
Введение 2 ч. | план | факт |
1 | Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | | |
2 | ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы | | |
Раздел I. Актуальные вопросы содержания при подготовки к ЕГЭ — 23 часа |
Тема №1. Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы — 3 часа |
3 | Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира | | |
4 | Культура и духовная жизнь. Социальные функции, тенденции развития | | |
5 | Тренинг по выполнению заданий части 1 данных содержательных линий | |
Тема №2. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» - 4 часа |
6 | Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции | | |
7 | Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность | | |
8 | Познание мира и его формы. Виды человеческих знаний | | |
9 | Научное познание: распознание методов научного знания, анализ научной информации | |
Тема №3. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы — 4 часа |
10 | Социальные взаимодействия и общественные отношения. Семья и брак как социальные институты | | |
11 | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. | | |
12 | Этнические общности. Межнациональные отношения | | |
13 | Характеристика понятия «социальный конфликт». | | |
Тема №4. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» - 4 часа |
14 | Экономика и экономическая наука. Основные факторы производства. | | |
15 | Экономические системы. Рыночный механизм | | |
16 | Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие | | |
17 | Главные участники экономической деятельности. Тренинг . | | |
Тема №5. Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов — 4 часа |
18 | Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии | | |
19 | Власть, ее происхождение, виды. Политическая система , ее структура, функции | | |
20 | Сложные теоретические вопросы. Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах | | |
21 | Модели заданий части 1 по данному содержательному блоку | | |
Тема №6. «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы — 4 часа |
22 | Основные теоретические положения содержательной линии | | |
23 | Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды | | |
24 | Проблемные вопросы: правоотношения, система права, правовые акты, международное гуманитарное право | | |
25 | Модели заданий части 1, тренинг по выполнению заданий | | |
Раздел II. Элементы общественной подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ — 7 часов |
26 | Основные модели заданий части1 проверяемые умения | | |
27 | Основные модели заданий части1и проверяемые умения | | |
28 | Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 28-32. | | |
29 | Общая характеристика заданий части 2. Особенности заданий 28-32. | | |
30 | Специфика заданий 33-36 | | |
31 | Эссе как творческая работа выпускника | | |
32 | Эссе как творческая работа выпускника | | |
Итоговое повторение — 2 часа |
33 | Итоговая зачетная работа в формате ЕГЭ | | |
34 | Итоговая зачетная работа в формате ЕГЭ | | |
Методическое обеспечение программы:
Системы диагностики образовательного результата: тесты специальных способностей и достижений с несколькими вариантами выбора ответов: репродуктивные, направленные на проверку объективированных (формализованных) знаний с элементарными умениями.
Формы учебных занятий:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая и парная.
Парная и групповая формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, т.е. создаются реальные условия реализации на практике
Учебно-методическое обеспечение:
Используемая литература:
1. Обществознание: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы ( Серия « Итоговый контроль: ЕГЭ») / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко.- М.; CПб: «Просвещение», 2011.
2. ЕГЭ. Обществознание. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С // С.В. Краюшкина — М.: Издательство « Экзамен», 2010. (Серия « ЕГЭ. Супертренинг»).
3. Тематическая рабочая тетрадь по обществознанию: задания уровня А, В, С // А.Ю, Лазебникова, М.Ю. Брандт. - М.: Издательство « Экзамен», 2009. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»).
4. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ / под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 ( Единый государственный экзамен).
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал