СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса «Техника написания сочинения» 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса разработана на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой , рассчитана на 33 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Техника написания сочинения» 11 класс»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»


Рекомендовано

Руководитель ШМО:

__________ Л.В. Моташнёва

Протокол № 1 от

29. 08. 2017 г.


Согласовано.

Зам. директора

__________ Н.А.Богатырева


Утверждено.

Директор МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

__________ И.Н. Кухаренкова

Приказ № 64/1 от 31. 08. 2017г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТЕХНИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ»

11 КЛАСС






Общее количество часов: 33

Количество часов в неделю: 1





Учитель: СИДОРОВА Татьяна Викторовна







2017-2018 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса разработана на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М.: Просвещение,1990).

Предлагаемый курс ставит перед собой следующие цели:

1) способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;

2) научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;

3) систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;

4) развивать творческие способности.

Достижение поставленных целей предполагает решение ряда задач:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к написанию сочинения;

совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание;

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и другими, связанный с оформлением (изложением) учащимися собственных мыслей на определенную тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.

Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».

Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет – впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе. Однако каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников. Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелегкому делу.

Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьезной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.

Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.

Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения),развитии коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 веков..

В соответствии с концепцией модернизации российского образования элективный курс направлен на профилизацию обучения с дальнейшей специализацией, что позволит существенно расширить выбор школьником индивидуальной образовательной программы и удовлетворить свои интеллектуальные потребности.

Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.

Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.

Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.

В ходе курса используются следующие методические и дидактические приемы:

  • лекция с элементами беседы;

  • практическая работа (закрепление навыков);

  • тренировочные упражнения (с предоставлением разного уровня помощи: наводящие вопросы, рекомендации по выполнению задания, пример выполнения задания, вариант выполнения задания);

  • работа со справочным материалом (дополнительный материал из списка литературы, дополнительный материал, помещенный в курсе в виде словаря, отрывков критических статей);

  • написание творческой работы (как вариант домашнего задания: написание части сочинения на предложенную тему, написание творческой работы по предложенному плану, в определенном жанре и т.д.);

  • защита творческих работ (знакомство с правилами подготовки публичного выступления, с основами ораторского искусства и другие);

  • творческие чтения;

  • проверочная работа (разного уровня сложности: от простого к сложному).



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс предназначендля учащихся 11 класса и рассчитан на 33 часа как дополнение к базовому курсу по русскому языку и литературе.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании курса учащиеся должны:

  • знать основные понятия теории сочинений разных жанров,;

  • уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением;

  • обладать навыками работы со справочным материалом;

  • обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать;

  • владеть коммуникативными навыками;

  • владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка;

  • уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров;

  • оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесенности.

Критерии оценивания. Работа учащихся оценивается следующим образом: зачёт\ незачёт. Итоговая оценка складывается из всех текущих.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. «Введение».

Цели и задачи факультативного курса «Техника написания сочинения». Анализ направлений тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам. Требования к сочинению. Оценка сочинений.

Тема 2. «Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений».

Текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог.

Тема 3. «Выбор темы и ее анализ».

Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесенность композиционных частей.

Тема 4. «План сочинения. Типы планов.

Раскрытие понятий логичность, последовательность речи».

План-набросок, развернутый план, цитатный план, логичность, последовательность речи.

Тема 5. «Композиционная организация сочинения».

Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность.

Тема 6. «Проблемно-тематическая типология сочинений».

Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.

Тема 7. «Сочинения-характеристики,

сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему».

Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.

Тема 8. «Жанровая классификация сочинений».

Жанровая классификация сочинений.

Тема 9. «Сочинение-литературный портрет».

Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа. Сочинение – литературный портрет, приемы создания портрета героя, деталь портрета.

Тема 10. «Знакомство с эссе как жанром литературного произведения».

Жанр эссе.

Тема 11. «Сочинение-эссе, особенности написания,

отбора материала, выражения позиции учащихся».

Позиция пишущего и способы ее выражения.



Тема 12. «Сочинение-рецензия. Особенности жанра.

Требования к написанию рецензии».

Сочинение-рецензия.

Тема 13. «Сочинение-сравнительная характеристика. Особенности жанра».

Исходная позиция сравнения; сходства и различия, эволюция авторской мысли, чувства, переживания.

Тема 14. «Сочинение-анализ эпизода».

Понятие эпизода как части целого произведения. Эпизод как часть целого, роль эпизода.

Тема 15. «Стилистические ошибки в сочинениях».

Стилистические нормы, нарушение норм.

Тема 16. «Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок».

Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи.

Тема 17. «Написание сочинений разных жанров на заданную тему».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные вопросы, понятия

Виды контроля

Планируемые

результаты освоения материала

1

Введение.

1

Вводный

Цели и задачи факультативного курса «Техника написания сочинения». Анализ направлений тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам.Требования к сочинению. Оценка сочинений.

Составление плана, опорной таблицы.

Иметь понятие о сочинении, тексте. Знать особенности сочинения как текста. Уметь выделить основные признаки теста.

2, 3

Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведениекак идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических произведений.

2

Комбинированный

Текст, подтекст, контекст, тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт, жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства, герой, персонаж, система действующих лиц, монолог, диалог.

Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих), анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины; анализ сочинений; составление плана сочинения, подбор фактического материала.

Знать основные теоретико-литературные понятия. Уметь определить их роль.

4, 5

Выбор темы и ее анализ.

2

Комбинированный

Глубина и полнота раскрытия темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, цитата, эпиграф, стилевое единство и выразительность речи, соотнесенность композиционных частей.

Заполнение таблицы «Типы тем сочинений».

Уметь анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины.

6, 7

План сочинения. Типы планов. Раскрытие понятий логичность, последовательность речи.

2

Комбинированный

План-набросок, развернутый план, цитатный план,логичность, последовательность речи.

Работа по тренировочным карточкам.

Уметь составлять план сочинения, подбирать фактический материал.

8, 9, 10

Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения.

3

Комбинированный

Композиционная организация: вступления, основная часть, заключение; индукция и дедукция, внутренняя полемичность.

Практическая работа.

Знать виды вступлений, требования к написанию основной части сочинения. Уметь писать вступления к сочинениям.

11, 12

Проблемно-тематическая типология сочинений.

2

Комбинированный

Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение; тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.

Проверка конспекта, защита творческих работ.

Уметь обдумывать основной тезис, определять объем и содержание темы, составлять план.

13, 14

Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на «свободную» тему.

2

Комбинированный

Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические; сравнительная характеристика.

Проверка конспекта, защита творческих работ.

Уметь строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра.

15, 16

Жанровая классификация сочинений.

2

Комбинированный

Жанровая классификация сочинений.

Проверка конспекта.

Знать жанровую классификацию сочинений.

17, 18

Сочинение-литературный портрет. Особенности создания портретной характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.

2

Комбинированный

Сочинение – литературный портрет, приемы создания портрета героя, деталь портрета.


Практическая работа (индивидуальная, в парах, групповая).


Уметь писать сочинение литературный портрет.

19, 20

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

2

Урок изучения нового материала

Жанр эссе.

Письменный опрос.

Уметь писать сочинение-эссе.

21, 22

Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся.

2

Комбинированный

Позиция пишущего и способы ее выражения.

Защита творческих работ.

Уметь писать сочинение-эссе.

23, 24

Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.

2

Комбинированный

Сочинение-рецензия.

Домашняя самостоятельная работа.

Уметь писать сочинение-рецензию.

25, 26

Сочинение-сравнительная характеристика. Особенности жанра.

2

Комбинированный

Исходная позиция сравнения; сходства и различия, эволюция авторской мысли, чувства, переживания.

Проверка творческой работы.

Уметь писать сочинение-сравнительную характеристику.

27, 28

Сочинение-анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.

2

Комбинированный

Эпизод как часть целого, роль эпизода.

Защита творческих работ.

Умение писать сочинение-анализ эпизода.

29

Стилистические ошибки в сочинениях.

1

Комбинированный

Стилистические нормы, нарушение норм.

Проверочная работа (тест).

Уметь находить стилистические ошибки в сочинениях.

30, 31

Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок.

2

Комбинированный

Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи.

Проверочная работа (тест).

Знать виды грамматических ошибок и уметь их находить.

32, 33

Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум).

3

Обобщающий


Написание творческой работы.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. М.: Просвещение, 1986.

  2. Александров В. Н. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тет­радь по литературному моделированию. – М.: Школа-пресс, 2004.

  3. Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «от­лично». – СПб., 2005.

  4. Богданова, О. Ю., Овчинникова, Л. В., Романичева, Е. С. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному / под ред. О. Ю. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Васильева О.В., Пахомова С.И. Как написать экзаменационное сочинение. – СПБ.: СПБУ, 1996.

  6. Воронкевич, А. С. Как писать вступительное сочинение. Пособие для поступающих в вузы (Из опыта экзаменов в МГУ им. М. В. Ломоносова). – М.: Молва, 1993.

  7. Иванченко Н. И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. Уроки повторения русской классики в 11 классе. – М.: Просвещение, 2001.

  8. Ильин Е. Н. Как сдать экзамен по литературе: Рекомендации для поступающих в вузы. – М.: Школа-пресс, 1995.

  9. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям / Беляева Н.В., Новикова Л.В., Зинин С.А., Зинина Е.А. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016.

  10. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2004.

  11. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. 9-11 класс. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2001.

  12. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. – М.: Дрофа, 2002.

  13. Коган И. И., Козловская Н. В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. – СПб.: САГА, 2004.

  14. Коган И. И., Козловская Н. В. Сочинения по русской литературе. Все темы 2014 г. – М.: ЭКСМО, 2014.

  15. Козловская, Н. В., Сергеева, Е. В. Экзаменационное сочинение: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – СПб.: Паритет, 2000.

  16. Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

  17. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. – СПб.: Просвещение, 1992.

  18. Крундышев А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы. – М.: Высшая школа, 1987.

  19. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». – М.: Просвещение, 1990.

  20. Лазаренко Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. – М., 1990.

  21. Леонов С. В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М.: Флинта, 1994.

  22. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. – М: Флинта: Наука., 2001.

  23. Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения // Русский язык в школе. - 2003. - № 4.

  24. Обернихина Г. А. Как писать сочинение. – М.: Издательство РИПКРО, 1989.

  25. Обернихина Г. А. Сочинение на литературную тему. – М.: Аркти, 1998.

  26. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. – М.: АПК и ПРО, 2000.

  27. Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990.

  28. Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку. Пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В.Г. – СПб.: Специальная литература, 1996.

  29. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: Деком, 1994.

  30. Сочинение: практическое пособие. – М.: Московский лицей, 1996.

  31. Сочинение: секреты успеха / Сост. М.И. Мещерякова. – М.: Мегатрон, 1998.

  32. Трубина Л.А. Готовимся в вуз: сочинение и устный экзамен по литературе. М.: Библиомаркет, 1997.

  33. Францова Н.В., Доронина Т.В., Генералова Н.С. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  34. Штейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1994.


Электронные ресурсы

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.

  2. ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!